УДК 378
Шобонова Любовь Юрьевна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В условиях расширения сфер сотрудничества с зарубежными странами значительно возрастают социально-педагогические требования общества к уровню квалификации преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода к дополнительной подготовке преподавателя иностранного языка, а также сущностная характеристика его мета профессиональной компетенции.
Ключевые слова: компетентностный подход; мета профессиональная компетенция; ценностно-мотивационный компонент; когнитивно-операционный компонент; когнитивно-деятельностная, информационноаналитическая и самообразовательная компетенции; рефлексивно-оценочный компонент.
В условиях расширения сфер сотрудничества с зарубежными странами и появления новых средств коммуникации совершенствование профессионально-иноязычной подготовки будущего специалиста любого профиля становится актуальной проблемой нашего времени.
Соответственно повышаются требования образовательной системы к уровню квалификации преподавателя иностранного языка неязыкового вуза. В контексте нашего исследования основным подходом к дополнительной профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка является компетентностный подход, а стратегической целью исследования - формирование мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка неязыкового вуза.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей компетентностного подхода применительно к повышению квалификации преподавателя иностранного языка, а также раскрытие сущности и структуры мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе.
В условиях интеграции Российской Федерации в мировое и европейское экономическое пространство возникает необходимость перехода от традиционной или когнитивной парадигмы к компетентностной, направленной на развитие самостоятельности и конкурентоспособности будущего специалиста.
Необходимость включения компетентностно-го подхода в образовательный процесс нашла отражение в государственных директивных установках, в частности, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» [3, с. 2-
14], которая предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода.
Целью образования при компетентностном подходе становится содействие успешной адаптации специалиста в современном постиндустриальном обществе, а не просто его отвлечённому от общественной ситуации развитию.
В качестве основных понятий при компетент-ностном подходе используются понятия «компетенция» и «компетентность». Для понимания значений данных терминов следует, прежде всего, обратиться к толковым словарям.
Согласно словарям русского языка, слова «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами. Слово компетенция (от лат. competere - добиваться, соответствовать, подходить) трактуется в широком смысле как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён», а также как «круг чьих-нибудь полномочий, прав». Под компетентностью (от лат. competentis -способный) понимают «обладание компетенцией», то есть знанием, опытом, позволяющим судить о чём-либо [4, с. 282; 5, с. 295].
Компетентность как характеристика специалиста, его способности к эффективной профессиональной деятельности стала узловым понятием компетентностного подхода в образовании.
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих предопределило рассмотрение цели образовательного процесса как формирование ключевых компетенций, что отмечено в текстах «Стратегии модернизации общего образования» и «Концепции модернизации содержания общего образования на период до 2010 года» [3, с. 2-14].
В процессе научно-практической деятельности отечественных педагогов сложилась класси-
фикация, которая включает в себя следующие ключевые компетенции [1]:
- социально-политическая компетенция, предполагающая социальную активность субъекта, готовность и потребность в постоянном самосовершенствовании;
- поликультурная компетенция, предполагающая открытость к восприятию иноязычных культур;
- языковая компетенция, предполагающая владение несколькими языками, способность к установлению «диалога культур»;
- информационная компетенция, предполагающая умение работать с различными источниками информации, владение средствами новых информационных технологий;
- предметно-деятельностная компетенция, предполагающая наличие широкого кругозора в сочетании с глубокими познаниями в области профессиональной деятельности.
Обзор современных исследований свидетельствует о том, что среди педагогов пока нет чёткой позиции по поводу того, какой термин следует использовать, компетенция или компетентность. Так в трактовке ключевых компетенций / компетентностей И.А. Зимней обращает на себя внимание употребление понятия «компетентность» как синонима понятию «компетенция» [2]. При этом автор подчёркивает, что компетенции - внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях.
Мета профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе предполагает наличие знаний и умений в области профессионально-педагогических тенденций и инноваций. Она существует автономно, над или вне основной профессионально-предметной (или профессионально-иноязычной) компетенции преподавателя иностранного языка, однако оказывает существенное влияние на продуктивную реализацию последней при организации процесса профессионально-иноязычной подготовки студентов в условиях неязыкового вуза.
Анализ основных положений компетентностного подхода и научно-педагогической литературы по проблеме компетентности и ключевых компетенций позволяет нам определить структуру и сущность мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в един-
стве её ценностно-мотивационного, когнитивнооперационного и оценочно-рефлексивного компонентов.
Ценностно-мотивационный компонент означает наличие у преподавателя мотивации к повышению своей квалификации, которая включает в себя стремление квалифицированно выполнять свою работу, углублять свои познания по специальности и расширять свой профессиональный кругозор.
Очевидно, что мета профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка предполагает наличие знаний и умений в области научно-педагогической и учебно-методической деятельности. Следовательно, в структуре мета профессиональной компетенции следует выделить когнитивно-операционный компонент, который, в свою очередь, включает в себя следующие ключевые компетенции: проектировочную, информационно-аналитическую и самообразовательную.
Рефлексивно-оценочный компонент связан с развитием способности к самоорганизации и саморазвитию, с адекватной самооценкой своих потребностей, умений и возможностей.
Структура и содержание мета профессиональной компетенции представлена в таблице 1.
Рассмотрение структуры мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка, представленной в таблице 1, позволяет нам сформулировать следующие характеристики исследуемой компетенции.
1. Понятие мета профессиональная компетенция шире, чем простая сумма знаний, умений и навыков. Оно включает в себя не только когнитивно-операционный, но ценностно-мотивационный и оценочно-рефлексивный компоненты.
2. Знания и умения, составляющие ключевые компетенции отличаются от отвлечённых ЗУНов когнитивного подхода, так как они:
- выражают образовательные потребности общества, т.е. ориентированы на их применение в учебно-методической деятельности преподавателя;
- имеют комплексный характер, т.е. образуют совокупность и взаимосвязь умений когнитивнодеятельностного, информационно-аналитического и самообразовательного характера.
3. Опираясь на определение понятия «компетенция» в трактовке И.А. Зимней [2], мы обосновываем выбор понятия «компетенция» в нашем
Таблица1
Структура и содержание мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе
Компоненты мета профессиональной компетенции Содержание компонентов мета профессиональной компетенции
Ценностно- мотивационный Ценностно-мотивационный компонент означает наличие у преподавателя иностранного языка: - интереса к расширению профессиональных знаний в условиях дополнительного образования; - осознания важности и значимости профессиональной мета компетенции для учебно-методической и научно-педагогической деятельности; - стремления использовать знания профессионально-образовательных инноваций в процессе осуществления деятельности преподавателя иностранного языка; - желания повысить свою квалификацию и овладеть мета профессиональной компетенций преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе.
Когнитивно- операционный компонент 1. Проектировочная компетенция, предполагающая наличие знаний о специфике преподавания иностранного языка в условиях инженернопедагогического вуза (или о специфике иноязычной подготовки студентов -будущих специалистов в инженерно-педагогическом вузе), а также умений проектировать учебный процесс в соответствии с нормативно-программной документацией и инновациями современного профессионального образования. Наличие познаний (или осведомлённости): - об общих закономерностях моделирования системы иноязычной подготовки в неязыковом вузе; - об общих закономерностях построения технологического процесса иноязычной подготовки в неязыковом вузе; - о требованиях нормативных программных документов (ГОСТов, квалификационных характеристик, примерной программы по ин. языку для неязыковых вузов); - о разработке содержания с учётом требований нормативных программных документов; - о современных профессионально-образовательных тенденциях (или подходах) и принципах; - о построении процесса иноязычной подготовки в контексте современных профессионально-образовательных подходов и принципов; - о возможности формирования профессионально-коммуникативных качеств специалиста средствами иностранного языка Наличие профессионально-значимых умений: - использовать нормативно-программную документацию, определяющую требования к иноязычной подготовке в вузах неязыковых специальностей, при построении учебных программ по иностранному и деловому иностранному языку; - использовать требования образовательного стандарта и квалификационных характеристик будущих специалистов при построении учебных программ по иностранному и деловому иностранному языку; - моделировать систему языковой подготовки, её целевой, содержательный и процессуальный компоненты в контексте современных профессиональнообразовательных подходов и принципов - проектировать содержание и процесс иноязычной подготовки соответственно специфике профессионального обучения в неязыковом вузе
Окончание таблицы 1
Компоненты мета профессиональной компетенции Содержание компонентов мета профессиональной компетенции
2. Информационно-аналитическая компетенция, предполагающая наличие умений работать с различными источниками информации, а именно: - осуществлять поиск и извлекать необходимую научно-педагогическую и методическую информацию из различных источников (статей, авторефератов, монографий), - оценивать, перерабатывать (выбирать, сокращать, расширять) и использовать необходимую информацию адекватно поставленной цели; - продуктивно пользоваться ресурсами международной информационной сети.
3. Самообразовательная компетенция, предполагающая наличие способности и умений: - совершенствовать свою мета профессиональную компетенцию, пополнять знания и доучиваться в процессе самостоятельной научно-педагогической и учебно-методической деятельности; - самостоятельно выделять, анализировать и усваивать значимые научнопедагогические и теоретико-методические явления в процессе работы с информацией, - развивать и совершенствовать свой профессиональный кругозор в сфере деятельности преподавателя иностранного языка. Развитие самообразовательной компетенции частично обусловлено небольшим объемом времени, отводимом на повышение квалификации в условиях дополнительного образования и является важным условием непрерывного самообразования специалиста.
Рефлексивнооценочный компонент Рефлексивно-оценочный компонент связан с развитием способности к самоорганизации и самообразованию, с адекватной оценкой своих умений и возможностей. Он предполагает: - адекватную самооценку своей подготовленности к реализации профессионально-иноязычной подготовки студентов в контексте новых методологических ориентиров; - адекватную оценку самореализации в процессе организации профессионально-иноязычной подготовки студентов; - адекватную оценку своего отношения и взаимодействия в процессе профессионального общения; - осознание своих потребностей и возможностей к самостоятельному овладению знаниями и умениями (составляющими мета профессиональной компетенции) в процессе самообразования; - осознание своих потребностей и возможностей к развитию творческого потенциала в процессе научно-педагогической деятельности
исследовании. Понятие мета профессиональная компетенция преподавателя используется в нашем исследовании как синоним к понятию компетентность. Мета профессиональная компетенция молодого преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе представляется нам как внутреннее, потенциальное скрытое новообразование (совокупность знаний, представлений, алгоритмов действий), сформированное в условиях дополнительной подготовки в вузе, готовое достичь необходимого уровня развития и постепенно «превратиться» в компетентность в процессе учебно-методической и самообразовательной деятельности.
Обобщая всё выше изложенное относительно структуры и сущности мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка, можно сформулировать следующее определение основополагающего понятия нашего исследования.
Мета профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе представляет собой интегральное качество субъекта профессионально-педагогической деятельности, характеризующее его знания и умения, обеспечивающие способность к эффективной организации профессионально-иноязычной подготовки студентов в условиях неязыкового
вуза; а также умения самостоятельно выделять и усваивать профессионально-значимую информацию в процессе работы с научно-педагогической литературой.
Библиографический список
1. Будик И.Б. Развитие профессионально-значимых качеств будущего специалиста в контексте формирования ключевых компетенций // Дополнительное образование. - 2001. - .№3. - С. 52-54.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - но-
вая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsuh.ru/ агйс!е.^тТМ=50758
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2. - С. 2-14.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
5. Современный словарь иностранных слов. -М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.
УДК 378
Кленина Наталья Викторовна
Саратовская государственная академия права,
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Исследование нацелено на повышение качества профессиональной подготовки юристов посредством разработки и внедрения технологии формирования культуры делового общения в процессе изучения иностранного языка. Его результаты показали эффективность авторской технологии формирования культуры делового общения будущих юристов в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная подготовка юристов, культура делового общения, деловое общение в юридической деятельности.
Овладение культурой общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни. Это связано с усилением гуманистических тенденций, определяющих возрастание роли человеческого фактора в жизни общества.
В своем исследовании мы исходим из того, что такой феномен как культура делового общения не является изначально заданным качеством, а выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития. Анализ психолого-педагогической, философской социологической и культурологической литературы [1; 2; 3; 4 и др.] позволяет выделить следующие четыре структурных компонента культуры делового общения современного специалиста: 1) аксиологический, представляющий собой совокупность относительно устойчивых ценностей в сфере делового общения современного специалиста, овладевая которыми, он субъективирует их, делает личностно значимыми; 2) ког-
нитивный, представляющий собой совокупность знаний будущим специалистом различных сторон делового общения в контексте профессиональной деятельности; 3) операциональный, представляющий собой совокупность аналитико-реф-лексивных (анализ и рефлексия целостного делового общения и его элементов), конструктивнопрогностических (осуществление процесса целе-полагания и конструирования делового общения, его планирование и предвидение искомых результатов), организационно-деятельностных (использование адекватных средств, форм, методов, приемов делового общения для достижения в оптимальных результатов профессиональной деятельности), оценочно-информационных (самодиагностика уровня осуществления делового общения, личностного общекультурного и профессионального развития, сформированности компонентов культуры делового общения) и коррекци-онно-регулирующих (внесение корректив и регулирование своей деятельности на основе полученной информации) умений; 4) личностно-творческий, представляющий собой совокупность индивидуальных качеств, позволяющих осуществлять творческое деловое общение и обуслов-