Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности работы современных вузов'

Основные направления повышения эффективности работы современных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / информационно-образовательная среда / цифровые средства обучения / информационно-коммуникативная компетентность / инновационная деятельность / сетевое взаимодействие / efficiency / information and educational environment / digital learning tools / information and communication competence / innovative activity / network interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Елена Леонидовна, Савельева Ирина Петровна, Джафарова Ирина Романовна, Ерошенко Юлия Владимировна, Старикова Людмила Дмитриевна

Статья посвящена основным направлениям повышения эффективности работы современных вузов, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Проведен анализ социокультурных и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на приоритетные направления развития системы высшего образования. Отличительными особенностями высшей школы в условиях интеграции культурологической, гуманистической, личностно-деятельностной педагогических парадигм и информатизации образовательного процесса являются интенсивное использование в процессе обучения информационных и коммуникационных технологий, цифровых средств обучения, индивидуализация и персонализация процесса обучения. Эффективность работы современных вузов обеспечивается технологизацией информационно-образовательной среды, материально-экономического, научно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности. Технологизация образовательного процесса современного вуза связана с созданием электронно-цифровой образовательной среды, использованием цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта (ИИ). Инновационные процессы, направленные на повышение эффективности работы Вуза, реализуются в содержании и технологиях обучения, в системе сетевого управления и взаимодействия между субъектами образовательного процесса и социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Елена Леонидовна, Савельева Ирина Петровна, Джафарова Ирина Романовна, Ерошенко Юлия Владимировна, Старикова Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF MODERN UNIVERSITIES

The article is devoted to the main directions of increasing the efficiency of modern universities, ensuring high quality of professional training of future specialists. An analysis of socio-cultural and socio-economic factors influencing the priority directions of development of the higher education system was carried out. Distinctive features of higher education in the context of the integration of cultural, humanistic, personal-activity pedagogical paradigms and informatization of the educational process are the intensive use of information and communication technologies, digital learning tools, individualization and personalization of the learning process in the learning process. The efficiency of modern universities is ensured by the technologization of the information and educational environment, material, economic, scientific, methodological and personnel support for educational activities. Technologization of the educational process of a modern university is associated with the creation of an electronic digital educational environment, the use of digital technologies and artificial intelligence (AI) technologies. Innovative processes aimed at increasing the efficiency of the University are implemented in the content and technologies of education, in the network management system and interaction between subjects of the educational process and social partners.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности работы современных вузов»

Основные направления повышения эффективности работы современных вузов

Маркова Елена Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: elen_mark@mail.ru

Савельева Ирина Петровна,

кандидат культурологи, Нижневартовский государственный университет

E-mail: ms.savel1973@mail.ru Джафарова Ирина Романовна,

магистрант, Нижневартовский государственный университет E-mail: Irina16.98@mail.ru

Ерошенко Юлия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: eroshenko001@rambler.ru

Старикова Людмила Дмитриевна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-экономического обучения, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: ld-starikova@yandex.ru

Статья посвящена основным направлениям повышения эффективности работы современных вузов, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Проведен анализ социокультурных и социально-экономических факторов, оказывающих влияние на приоритетные направления развития системы высшего образования. Отличительными особенностями высшей школы в условиях интеграции культурологической, гуманистической, личностно-деятельностной педагогических парадигм и информатизации образовательного процесса являются интенсивное использование в процессе обучения информационных и коммуникационных технологий, цифровых средств обучения, индивидуализация и персонализация процесса обучения. Эффективность работы современных вузов обеспечивается технологизаци-ей информационно-образовательной среды, материально-экономического, научно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности. Технологизация образовательного процесса современного вуза связана с созданием электронно-цифровой образовательной среды, использованием цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта (ИИ). Инновационные процессы, направленные на повышение эффективности работы Вуза, реализуются в содержании и технологиях обучения, в системе сетевого управления и взаимодействия между субъектами образовательного процесса и социальными партнерами.

Ключевые слова: эффективность, информационно-образовательная среда, цифровые средства обучения, информационно-коммуникативная компетентность, инновационная деятельность, сетевое взаимодействие.

о с

U со

Вопросы повышения эффективности работы современных вузов решаются в контексте анализа основных направлений трансформации социокультурных и общественно-экономических отношений в современной действительности. Система высшего образования, являясь социально-культурным и информационным феноменом, представляет собой открытую систему, которая испытывает влияние трансформационных процессов общественного и экономического развития. Основные направления развития системы высшего профессионального образования определяются целями социально-экономического развития и социокультурных трансформаций, связанных с процессами глобализации и цифровизации, с открытостью и поликультурностью образовательного пространства. Современная система высшего образования интегрируется в мировое образовательное пространство и становится полноправным субъектом экономических отношений, что «стимулирует трансформацию ее структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний» [4, с. 51]. В этих условиях актуализируются проблемы, связанные с изучением основных направлений повышения эффективности работы современных вузов, обеспечивающих высокое качество и доступность профессионального высшего образования.

Эффективность работы современных вузов обеспечивается внедрением образовательных инноваций в содержании и технологиях обучения, в системе управления и взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами. Необходимо провести анализ целей и задач современного высшего образования, который позволит определить основные направления инновационной деятельности в содержании и технологиях обучения, как одного из ведущих условий, обеспечивающих эффективность работы современных вузов.

Цели высшего образования определяются запросом общества на профессиональную подготовку будущих специалистов, от которых требуется способность к коммуникативной мобильности, к активной инновационной деятельности в новых социокультурных условиях. Роль системы профессионального образования в подготовке современного специалиста меняется, приоритетными становятся профессионально-личностное развитие будущего специалиста, развитие его профессионально-важных качеств, что требует от системы высшего образования обновления как

содержания, так и критериев его качества. Высшее образование ориентировано на формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда, что обуславливает необходимость развития сетевого взаимодействия вузов и социальных партнеров для решения задач успешной профессионализации выпускников вузов. В этой связи для повышения эффективности работы вузов в области развития высшего образования и повышения качества трудовых ресурсов создаются отраслевые объединения работодателей и профессиональных сообществ.

Развитие системы высшего образования на современном этапе характеризуется поиском оптимального соответствия между гуманистическими традициями отечественной высшей школы и мирового образовательного пространства и тенденциями технологизации образовательного процесса, связанного с глобальной цифровизацией современного общества. Повышение эффективности работы вузов обусловлено активным внедрением гуманистически ориентированных и личностно-деятельностных форм, методов и приемов педагогической деятельности. В свою очередь, активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых средств обучения существенно расширяют возможности учебно-профессиональной деятельности студентов, приобщают к учебной самостоятельности, способности к самообразованию в условиях вариативного, модульного, контекстного обучения. В личностно-деятельностной парадигме современного высшего образования преподаватель и студент выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Отличительными особенностями современного высшего образования в условиях интеграции культурологической, гуманистической, личностно-деятельностной педагогических парадигм и информатизации образовательного процесса являются интенсивное использование в процессе обучения информационных и коммуникационных технологий, индивидуализация и пер-сонализация процесса обучения. Информатизация образовательного процесса современного вуза, системы управления, контроля и оценки знаний и компетенций являются основой для разработки на их базе соответствующих инновационных педагогических средств и технологий.

Технологизация образовательного процесса современного вуза, повышающая эффективность и качество профессионального обучения студентов, связана с использованием цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта (ИИ). Процесс цифровой трансформации высшего образования включает ряд направлений, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса в высшей школе. Цифровая трансформация системы высшего образования, прежде всего, связана с созданием электронно-цифровой образовательной среды, которая включена в информационно-образовательную среду вуза. Информационно-образовательная

среда образовательного учреждения является сложной системой, обеспечивающей функционирование Вуза, и включает организационно-управляющий, программно-стратегический, учебно-методический, кадровый и ресурсно-информационный компоненты [3].

Электронно-цифровая образовательная среда высшего учебного заведения является элементом информационно-образовательной среды вуза, в которую включены субъекты образования, и определяется как система информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с субъектами образовательного процесса; как «система условий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, инструментальных средств и электронных образовательных ресурсов» [6, с. 38]. Организационно-управляющий компонент электронно-цифровой образовательной среды обеспечивает систему управления различными структурами вуза посредством использования электронно-цифровых средств и инструментов. Программно-стратегический компонент электронно-цифровой образовательной среды направлен на совершенствование учебных программ и педагогических подходов с использованием электронно-цифровых средств обучения. Учебно-методический компонент электронно-цифровой образовательной среды включает методику преподавания на основе использования информационно-коммуникативных технологий. Кадровый компонент направлен на повышение информационно-коммуникативной компетентности преподавательско-профессорского состава вуза. Ресурсно-информационный компонент электронно-цифровой образовательной среды обеспечивает техническое и технологическое переоснащение образовательного процесса вуза [3]. Реализация мероприятий по созданию и развитию электронно-цифровой образовательной среды вуза является условием цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе.

Цифровая трансформация системы высшего образования - это, прежде всего, внедрение инновационных моделей работы образовательных организаций, в основе которых лежит синтез «новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий; непрерывного профессионального развития педагогов; новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов; организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений» [5, с. 4-5].

В настоящее время выделено ряд направлений использования технологий ИИ в высшей школе, к которым относятся:

- интеллектуальные обучающие системы и чат-боты, которые включают персонализа-цию образовательной деятельности студентов

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

и реализацию быстрой обратной связи в процессе выполнения учебных задач;

- автоматическая оценка результатов учебной деятельности и контроль знаний;

- настраиваемые учебные материалы, которые создаются студентами с помощью ИИ, например, содержание теоретической информации лекционного материала, анализ текстов учебников с целью его краткого изложения;

- образовательная аналитика, отражающая применение ИИ для анализа большого массива теоретических и экспериментальных данных;

- консультационные системы, отражающие применение методов ИИ для информационно-консультационных систем, помогающих эффективно использовать возможности цифровой образовательной среды;

- геймификация и виртуальная реальность «широко используются для организации игровых ситуаций, повышения наглядности обучения, повышения мотивации обучающихся, проведения виртуальных экспериментов» [5, с. 11]. Цифровая трансформация высшего образования обуславливает важность формирования профессиональных компетенций, значимое место среди которых в новых условиях цифровой трансформации высшей школы, занимает информационно-коммуникативная компетентность преподавателя вуза [1; 2]. Профессиональная компетентность преподавателя вуза осмысливается в контексте педагогической направленности, развития профессионально важных качеств личности педагога, развития педагогического творчества и педагогического мастерства. Профессиональная компетентность преподавателе Вуза определяется как интегративное, личностное образование, выражающееся в осознании личностью своей профессиональной деятельности как ценности, раскрывающаяся в реализации профессиональных умений, обусловливающих готовность педагога к решению актуальных педагогических задач» [1, с. 78]. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя вуза является одним из важнейших условий повышения эффективности образовательного процесса и качества профессиональной подготовки студентов. Данное направление повышения эффективности работы вуза требует реализации ряда организационно-педагогических условий, а именно «наличие внутренних ресурсов (человеческие и интеллектуальные, материальные, информационные, временные ресурсы); мотивация педагогов на самообразование и самосовершенствование, разработка нормативных и методических материалов, образовательных дополнительных программ, использование различных форм обучения, сетевое взаимодействие с другими профессиональными об° разовательными организациями, образователь-" ными организациями высшего образования, дру-^ гими организациями» [1, с. 78]. Информационно-^ коммуникативная компетентность преподавателя

вуза

Таким образом, основные направления повышения эффективности работы современных вузов обусловлены влиянием социокультурных и социально-экономических факторов, к которым относятся процессы глобализации и цифровиза-ции, открытость и поликультурность образовательного пространства. Основными тенденциями развития современной высшей школы являются интеграция культурологической, гуманистической, личностно-деятельностной педагогических парадигм и информатизация образовательного процесса. Данные тенденции обуславливают создание цифровой образовательной среды, использование информационных и коммуникационных технологий, цифровых средств обучения, индивидуализацию и персонализацию процесса обучения, интенсификацию системы управления и сетевого взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами, что является условием повышения эффективности работы вузов.

Литература

1. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации (на примере образовательных организаций спо): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Томск, 2015. - 259 с.

2. Клюев К.В. Цифровая трансформация подготовки квалифицированных кадров: сборник трудов конференции. // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 24 ноября 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина и др. - Чебоксары: иД «Среда», 2022. - С. 9093.

3. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 134-142.

4. Немировская А. В. Социокультурный портрет студентов Красноярского края. Эмпирические аспекты (по материалам социологических исследований в 2008-2010 гг.): монография. -Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. - 131 с.

5. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Блохина, Г.А. Ко-белева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.

6. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. - 2020. - № 2(63). - С. 36-41.

MAIN DIRECTIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF MODERN UNIVERSITIES

Markova E.L., Saveleva I.P., Jafarova I.R., Eroshenko Yu.V., Starikova L.D.

Pacific National University; Nizhnevartovsk State University, NVSU; Voronezh state pedagogical University; Russian state professional and pedagogical university

The article is devoted to the main directions of increasing the efficiency of modern universities, ensuring high quality of professional training of future specialists. An analysis of socio-cultural and socio-economic factors influencing the priority directions of development of the higher education system was carried out. Distinctive features of higher education in the context of the integration of cultural, humanistic, personal-activity pedagogical paradigms and informatization of the educational process are the intensive use of information and communication technologies, digital learning tools, individualization and personalization of the learning process in the learning process. The efficiency of modern universities is ensured by the technologization of the information and educational environment, material, economic, scientific, methodological and personnel support for educational activities. Technologization of the educational process of a modern university is associated with the creation of an electronic digital educational environment, the use of digital technologies and artificial intelligence (AI) technologies. Innovative processes aimed at increasing the efficiency of the University are implemented in the content and technologies of education, in the network management system and interaction between subjects of the educational process and social partners.

Keywords: efficiency, information and educational environment, digital learning tools, information and communication competence, innovative activity, network interaction.

References

1. Bobina O.S. Improving the professional competence of teachers in an educational organization (using the example of educational organizations of secondary vocational education): dissertation ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Tomsk, 2015. - 259 p.

2. Klyuev K.V. Digital transformation of qualified personnel training: collection of conference proceedings. // Current issues in the humanities and social sciences: materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation (Cheboksary, November 24, 2022) / editorial board: Zh.V. Murzina and others - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2022. - P. 90-93.

3. Magomedov A.M. Problems and trends in the development of digital education // Pedagogy and education. - 2019. - No. 2. -P. 134-142.

4. Nemirovskaya A.V. Sociocultural portrait of students in the Krasnoyarsk region. Empirical aspects (based on sociological research in 2008-2010): monograph. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2012. - 131 p.

5. Modern educational technologies within the framework of the implementation of the federal project "Digital Educational Environment": Educational and methodological manual / N. Yu. Blokhi-na, G.A. Kobeleva, KOGOAU DPO "IRO of the Kirov region". -Kirov, 2020. - 70 p.

6. Shilova O.N. Digital educational environment: pedagogical view // Person and education. - 2020. - No. 2(63). - P. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.