Научная статья на тему 'Место туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма: традиции и современность'

Место туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА / PATRIOTISM / TRENDS / PATRIOTIC EDUCATION / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / TOURIST ACTIVITIES LOCAL HISTORY / TRADITIONS / SOCIALIZATION / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шипко Андрей Леонидович

Рассматриваются подходы к патриотическому формированию личности с учетом современных общественных отношений. Проведен сравнительный анализ компонентов формирования патриотического отношения (познавательного, поведенческого и эмоционально-мотивационного) к своим при реализации просветительской, коммунитарной, патерналистской, религиозно-церковной и субкультурной тенденций. Показано что в традиционной практике патриотического воспитания на постсоветском пространстве используют сочетание тенденций просветительской, коммунитарной и патерналистской и, к сожалению, недостаточно используют религиозно-церковную и субкультурную тенденции. Обоснована роль педагогической технологии туристско-краеведческой деятельности и детско-юношеского туризма в социализации и формировании патриотических отношений и установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of tourist activity of local history in the formation of patriotism: tradition and modernity

The approaches to the formation of patriotic identity in view of modern public relations. A comparative analysis of the components forming patriotic attitudes (cognitive, behavioral, emotional and motivational) for the implementation of its educational, communitarian, paternalistic, religious and church subcultural trends. It is shown that the traditional practice of patriotic education of the former Soviet Union used a combination of educational trends, communitarian and paternalistic, and, unfortunately, not enough to use the religious church and subcultural trends. It substantiates the role of educational technology tourist activities and local history for children and youth tourism in socialization and the formation of patriotic and attitudinal.

Текст научной работы на тему «Место туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма: традиции и современность»

УДК 351.858; 379.852; 37.017.93

А. Л. Шипко

МЕСТО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Рассматриваются подходы к патриотическому формированию личности с учетом современных общественных отношений. Проведен сравнительный анализ компонентов формирования патриотического отношения (познавательного, поведенческого и эмоционально-мотивационного) к своим при реализации просветительской, коммунитарной, патерналистской, религиозно-церковной и субкультурной тенденций. Показано что в традиционной практике патриотического воспитания на постсоветском пространстве используют сочетание тенденций просветительской, коммунитарной и патерналистской и, к сожалению, недостаточно используют религиозно-церковную и субкультурную тенденции. Обоснована роль педагогической технологии туристско-краеведческой деятельности и детско-юношеского туризма в социализации и формировании патриотических отношений и установок.

The approaches to the formation of patriotic identity in view of modern public relations. A comparative analysis of the components forming patriotic attitudes (cognitive, behavioral, emotional and motivational) for the implementation of its educational, communitarian, paternalistic, religious and church subcultural trends. It is shown that the traditional practice of patriotic education of the former Soviet Union used a combination of educational trends, communitarian and paternalistic, and, unfortunately, not enough to use the religious church and subcultural trends. It substantiates the role of educational technology tourist activities and local history for children and youth tourism in socialization and the formation of patriotic and attitudinal.

Ключевые слова: патриотизм, тенденции, патриотическое воспитание, детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, традиции, социализация, субкультура, патриотизм.

Keywords: patriotism, trends, patriotic education, children and youth tourism, tourist activities local history, traditions, socialization, subculture, patriotism.

В современном мире основным предметом противостояния государств, военно-политических блоков, экономик стала социокультурная самоидентификация личности и, в первую очередь, ее пат-

риотическая ориентация. Под патриотизмом традиционно понимают систему отношений человека к Родине, которая проявляется в действиях и поступках по отношению ко всем составляющим территории, к которой личность относит себя как к родной. «Классический» патриотизм есть атрибут традиционного общества, в котором разделение людей строилось по принципу свой/чужой, основным ресурсом была земля, а производительные силы общества были направлены на выживание, в первую очередь, на производство продуктов питания, и основу общественного бытия составляли традиции. В традиционном обществе предметом социализации являются традиции. В случае не следования традиции человек не может быть своим и не получает помощи от общества, что в свою очередь равносильно смерти. В силу этого каждый член общности естественно становится «стихийным» патриотом. Наша история насыщена большим количеством примеров такого естественного патриотизма.

Патриотизм членов доиндустриального (традиционного) общества навязывает нам представление о патриотизме как об одной из составляющих нравственности личности, а также о технологии его формирования. С большой долей вероятности мы можем утверждать, что патриотизм традиционного общества - это патриотизм ближнего родного края или малой родины.

По мере перехода общественных отношений в индустриальную эпоху постепенно разрушаются общественные институты, которые являются носителями традиций, и контролирующими их выполнение. Первой под пресс индустриализации попадает крестьянская община, с падением которой начинается кризис патриотизма ближнего родного края. Следует отметить, что на территории Российской империи были районы, в которых традиционного общества не было вообще, или такие, в которых каток индустриализации в кратчайшие сроки уничтожил общественные отношения, характерные для традиционного общества. Выявление таких районов требует дополнительного анализа и не является предметом нашего исследования. В качестве примера можно привести Херсонскую губернию, в которой города появились раньше сел и, как правило, были построены под реализацию крупных индустриальных проектов, а сельское хозяйство изначально ориентировалось на капиталистические отношения. В таких регионах изначально формировалась полинациональная общность, в которой не было места доминированию какой-то одной национальной культуры. Патриотизм

населения таких регионов изначально строился скорее на общегосударственных началах.

Следует отметить, что индустриализация по всей территории Российской империи и СССР проходила не одновременно и с различной степенью интенсивности. Так, области, присоединенные к СССР в результате Великой Отечественной войны, вступили на путь индустриализации в 50-е гг. ХХ столетия. На момент распада СССР менее двух поколений коренного населения этих территорий прожило в «индустриальном» обществе, что свидетельствует о том, что патриотизм малой родины здесь был более актуален, чем советский патриотизм. Именно население этих территорий и сыграло значительную роль в развале Советского Союза.

Формирование патриотизма в индустриальном обществе требует создания специального института социализации, который мы называем патриотическим воспитанием.

Следует обратить внимание и на то, что именно в индустриальном обществе возникает социальное явление, которое мы называем субкультурами. На наш взгляд, субкультуры являются ответом общества на разрушение общественных традиций и представляют собой упрощенное, а в некоторых случаях уродливое подобие традиционного общества. В дальнейшем именно субкультуры становятся оружием на фронтах борьбы за социокультурную самоидентификацию личности.

В СССР патриотическое и особенно военно-патриотическое воспитание были важными составляющими коммунистического воспитания, и детско-юношеский туризм с туристско-краеведчес-кой деятельностью в значительной степени были ориентированы в этом направлении. В системе коммунистического воспитания важное место уделялось формированию традиций, и поэтому государственные и общественные традиции, которые считались социально полезными, всячески поощрялись и поддерживались.

При переходе к постиндустриальному обществу в сфере общественных отношений доминантное влияние на личность оказывают информационное пространство и общество потребления. В виртуальном пространстве личность утрачивает свое главное социальное свойство - узнаваемость и приобретает новое для себя качество - анонимность. А если учитывать пути вхождения человека в общество потребления, то доминирующим личностным качеством становится эгоизм и персонифицированный патриотизм зачастую

приобретает эгоистическую окраску. Мы можем наблюдать сегодня появление моды на «патриотизм».

Если рассматривать патриотизм как нравственную категорию, то в его формировании должны прослеживаться тенденции нравственного воспитания. С учетом сегодняшних реалий мы предприняли попытку проанализировать тенденции, которые проявляются в наиболее явном виде (см. таблицу).

ТЕНДЕНЦИИ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Компоненты формирования патриотического отношения

к своим

Познавательный

Поведенческий

Эмоционально-моти-вационный

и

Л

ч

ы н Н н ы м и о

Он

И

Формирование представлений о Родине и человеческой общности, которая воспринимается как своя в виде знаний и установок на совершение патриотических поступков. Уточнение понятий «свои и чужие», «верность и предательство», «добро и зло», «честь и подлость», «стыд и гордость»

Требование выполнения патриотической традиции как поведенческой нормы в системе свой/чужой

Формирование позитивного отношения ко всем компонентам Родины в процессе овладения суммой знаний о природе, земляках, социокультурном пространстве; зависимость будущего Родины от нравственности и патриотизма личности

И

Он

н Н И

О

Формирование знаний об общности, к которой личность относится, о зависимости от этой общности. Включение личности в систему обрядности и традиций родного края и Родины

Согласование своего мнения и поведения с общественным мнением и мнением ближнего окружения, с требованиями социального слоя, к которому принадлежит личность, с общественным мнением о гражданском патриотическом поведении

Формирование эмо-ционально-позитив-ного яркого отношения к своим и негативного - к представителям конкурентной среды. Переживания чувств гордости и стыда за собственные поступки и поступки своих товарищей

Формирование сис- Демонстрация Формирование эмо-

Я темы взаимоотно- уважения к за- ционально теплого и

< шений с органами слугам старшего преданного отноше-

и государственной поколения, тра- ния к традициям за-

Г4 и власти и с предста- дициям и обряд- щиты Родины

н ^ вителями старшего ности государст-

поколения как но- ва и народов,

X Си сителями ценностей проживающих на

Ы н и традиций Родины, территории Ро-

и принятие их как дины

X единственно правильных

1 Формирование без- Сопоставление Формирование отно-

РЗ О й условной веры в своего поведения шения к общности

идею Бога как носи- с догматами веры своих через отноше-

Си ы теля высшей ценно- ние к объекту веры

1 сти, добро для своих

)ЗНО НАЯ и представление о

патриотическом по-

н ведении с точки

- а зрения веры и места

ч верующего человека

ы рц в системе защиты

общности своих

1 Обучение исполь- Подчинение сво- Формирование пре-

рц ^ зованию символов, их мотивов груп- данности своим при

н ассоциируемых с повым мотивам и проведении массовых

БКУЛЬ НАЯ Родиной (обряд- своего поведе- акций

ность, элементы ния - нормам, ус-

одежды, слоганы тановленным для

У и и т. п.) членов субкультуры

Патриотическое формирование личности требует определенной педагогической технологии в силу того, что социализация сегодня не преследует своей целью формирование патриотических отношений и установок. В связи с этим следует обратиться к выявленной А. Остапцом последовательности освоения Родины. Пространство жизнедеятельности воспитанника естественно разбито на следующие зоны по степени влияния на него: ближний родной край, родной край, Родина, другие страны мира (Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 104 с.). В зависимости от последовательности освоения

этих зон ребенком, на что указывал А. Остапец, возможна реализация как патриотического, так и космополитического воспитания.

В условиях доминирования тенденций отношений, характерных для постиндустриального общества, основной упор в формировании гражданина-патриота следует делать на Родине. При изучении ближнего родного края и родного края события, проистекавшие в них, необходимо рассматривать через призму Родины. То есть доминировать в патриотическом воспитание должно Родино-ведение. Если этого не делать, то любая страна может распасться по технологии распада СССР.

В свете вышеизложенного необходимо обратить внимание на то, что в чистом виде отдельно взятые тенденции патриотического воспитания используются крайне редко. В традиционной практике используют сочетание просветительской, коммунитарной и патерналистской тенденций. К нашему глубокому сожалению, религиозно-церковную тенденцию наиболее полно реализовали исламские экстремисты. Субкультурная же тенденция реализуется в цветных революциях.

Реализация тенденций патриотического формирования личности в компонентах нравственного отношения

При разработке технологии патриотического воспитания, с учетом вышеизложенного, следует учитывать доминирующий тип общественных отношений на территории постоянного проживания воспитанников, и конечную цель патриотического воспитания. Следует отметить, что патриотизм и национализм с точки зрения отношений очень схожи и принципиально различаются только мотивами, которые приводят к выбору той или иной стратегии поведения.

Нравственное требование стремится к нравственному императиву в ситуациях распределения ресурсов и продуктов труда. Мотивы патриота ориентируют его на деятельность, в которой, с опорой на ресурсный потенциал Родины за счет собственных усилий, создаются условия ее максимального развития. Националист, как правило, ориентирован на поиск внешних и внутренних препятствий, угроз, врагов, которых необходимо уничтожить, что, по его мнению, приведет к улучшению положения Родины.

В случае доминирования интересов ближнего родного края и родного края в патриотическом воспитании возможна активизация

центробежных сил в обществе, что в свою очередь рано или поздно приведет к распаду государства.

Проблему формирования патриотических чувств личности гражданина необходимо переосмыслить с новых позиций и, отталкиваясь от нового видения, разрабатывать современные технологии патриотического воспитания.

УДК 338.48-14-053.6:008

А. З. Абдулхаиров

«ДОЛГАЯ ДОРОГА К МОРЮ...»: КРЫМСКИЙ ТУРИЗМ ХХ в. В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «НОВОГО НОМАДИЗМА»

В статье охарактеризована социально-философская концепция «нового номадизма», получившая развитие в трудах западных интеллектуалов Ж. Аттали, З. Баумана, Ф. Гваттари, Ж. Делёза, У. Митчелла, а также показано значение туризма как одной из важных форм пространственной мобильности современных людей. На примере Крыма определяется принадлежность туристов к категории «новых кочевников», дана оценка взглядам апологетов и противников номадологической теории с точки зрения евразийского подхода, в котором кочевничество и оседлость рассматриваются как равнозначные, взаимно обогащающие друг друга формы существования.

The article describes the socio-philosophical concept of the "new nomadism", which has developed in the works of Western intellectuals Jacques Attali, Z. Bauman, F. Guattari, G. Deleuze, J. W. Mitchell, as well as the significance of tourism as an important form of spatial mobility of modern people.

On the example of the Crimea the author shows the tourists belonging to the category of "new nomads", as well as assess the views of the apologists and opponents of nomadic theory from the point of view of Eurasian approach, in which nomadism and sedentary lifestyle are treated as equal, mutually enriching each other forms of existence.

Ключевые слова: туризм, мобильность, новый номадизм, бродяжничество, номадический предмет, ризома, Крым.

Keywords: tourism, mobility, new nomadism, vagrancy, nomadic object, rhizome, Crimea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.