Научная статья на тему 'Применение потенциала туристской деятельности в области патриотического воспитания'

Применение потенциала туристской деятельности в области патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ / TOURISM / EDUCATION / PATRIOTISM / MEANS OF FORMATION / USE OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

В представленной статье рассмотрены возможности использования потенциала туристической деятельности в сфере патриотического воспитания. Сегодня существует необходимость целенаправленного воспитательного процесса в русле патриотики, не выходящего за рамки разумного и гуманистического восприятия действительности. Поэтому вся педагогическая система: образовательные программы, педагоги, воспитание нравственности в семье и т.д. должны оказывать влияние в одном русле и согласованно. Помимо данных социальных институтов, существует множество рычагов воздействия на патриотико-воспитательный процесс, одним из таких рычагов может выступать туризм. Средства туристской деятельности культурно-познавательной направленности, такие как экскурсии и путешествия, приоритетной целью которых является ознакомление с историей и культурой Отечества, могут выступать эффективным инструментом в процессе патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the tourism activity potential in the field of patriotic education

The possibilities of using the potential of tourist activities in the sphere of Patriotic education are presented. Today there is a need for a focused educational process in the mainstream-one in a million, not beyond a reasonable and humanistic perception of reality. Therefore, the whole educational system: educational programmes, teachers and the moral education in the family, etc. should be influenced in the same direction and in unison. In addition to these social institutions, there is a lot of leverage on Patriotic and educational process, one of these levers can act tourism. Means of tourist activity of cultural-cognitive orientation such as excursions and travel, priority aimed at acquainting with the history and culture of the Motherland, can be an effective tool in the process of Patriotic education.

Текст научной работы на тему «Применение потенциала туристской деятельности в области патриотического воспитания»

УДК 371.01 ББК 74.200.585.4

Н.В. Молчанова

ПРИМЕНЕНИЕ ПОТЕНцИАЛА

туристской деятельности в области

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В представленной статье рассмотрены возможности использования потенциала туристической деятельности в сфере патриотического воспитания. Сегодня существует необходимость целенаправленного воспитательного процесса в русле патриотики, не выходящего за рамки разумного и гуманистического восприятия действительности. Поэтому вся педагогическая система: образовательные программы, педагоги, воспитание нравственности в семье и т.д. должны оказывать влияние в одном русле и согласованно. Помимо данных социальных институтов, существует множество рычагов воздействия на патриотико-воспитательный процесс, одним из таких рычагов может выступать туризм. Средства туристской деятельности культурно-познавательной направленности, такие как экскурсии и путешествия, приоритетной целью которых является ознакомление с историей и культурой Отечества, могут выступать эффективным инструментом в процессе патриотического воспитания.

Ключевые слова: туризм, воспитание, патриотизм, средства формирования, использование ресурсов.

N.V. Molchanova

THE USE OF THE TOURISM ACTIVITY POTENTIAL in the FIELD OF PATRIOTIC EDUCATION

The possibilities of using the potential of tourist activities in the sphere of Patriotic education are presented. Today there is a need for a focused educational process in the mainstream-one in a million, not beyond a reasonable and humanistic perception of reality. Therefore, the whole educational system: educational programmes, teachers and the moral education in the family, etc. should be influenced in the same direction and in unison. In addition to these social institutions, there is a lot of leverage on Patriotic and educational process, one of these levers can act tourism. Means of tourist activity of cultural-cognitive orientation such as excursions and travel, priority aimed at acquainting with the history and culture of the Motherland, can be an effective tool in the process of Patriotic education.

Key words: tourism, education, patriotism, means of formation, the use of resources.

Современное развитие России актуализирует проблемные тенденции духовного, патриотического и морально-нравственного вакуума. Информационная война, трансляция передач в СМИ формируют мировосприятие и мировоззрение современного человека.

Одним из важнейших признаков современной эпохи развития человечества можно назвать затянувшееся «реформирование» общественных ценностей и нестабильность жизненных ориентиров [3, с. 192].

После развала СССР, смены, вернее, разрушения идеологической системы

наступила социальная апатия, те признанные морально-нравственные ценности, которые были универсальными для советского человека, ушли, канули в Лету. Представление членов общества о нравственных устоях, являющихся абсолютными и неизменными, стали не актуальны, в этой связи социум превратился в сообщество, состоящее из небольших групп, основной идеей коих выступает удовлетворение личных потребностей, зачастую не соотносящихся с потребностями общества в целом.

Историко-культурная ситуация после развала СССР и последовавшая обстанов-

X

га н s с о о са

о

О Ф т

S

н

о ^

н го с

S

н о го

£ о

о

о н о

S >

н

го ^

го

S J

X

ф

н о с

с

т ±

ка 90-х годов в России непосредственным образом трансформировала динамику и направление развития российского государства. Необходимо отметить, что в это трудное для страны время происходила потеря национальной идентичности страны, ломка прежних идеологических ориентиров и морально-нравственных ценностей.

Некоторые ученые отмечают формирование новых стереотипов и формирование идеалов прозападного типа. Нравственные принципы, попавшие на благодатную почву нашего государства, претерпели изменения, связанные с мен-тальностью и особенностями культуры российского народа. Многие идеалы, навязанные извне, вошли в конфронтацию с традиционными социально-культурными устоями общества. Все это привело к противостоянию традиционной и новой массовой культуры, и, как следствие, трансформировалось в своеобразную квазикультуру, полностью не передающую западные ценности и не отражающую традиционную культуру нашей страны [6, с. 33].

Очевидно, что данные противоречия привели к изменениям мышления, воспитания, педагогическим теориям развития. Особенно актуализировалась проблема патриотического воспитания.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Он основан на знании истории, культуры и традиций своей Родины, и является частью нравственного чувства [5, с. 68].

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию [1, с. 17].

Основными принципами воспитания в духе патриотизма в нашей стране выступают:

• укрепление единства и целостности Российской Федерации;

• сохранение, развитие и сплочение исторически сформировавшихся дружеских взаимоотношений народов, населяющих Россию;

• развитие национальных культур и языков народов нашей страны;

• антипропаганда расовой дискриминации, национальных и конфессиональных конфликтов;

• гуманистическое отношение к культуре, традициям и истории других народов.

Становление гражданской идентичности личности, рост ее социально-политической активности и, как следствие, материальный, социальный и духовный прогресс общества в целом невозможны без развития патриотического самосознания и формирования патриотизма [4, с. 3].

Чувство патриотизма основано на знании родной культуры. Патриотизм соотносит самоидентификацию человека с историческими фактами культуры Родины. Ощущение личной принадлежности к общенародным историческим достижениям повышает самооценку или, как говорят, вызывает чувство гордости. Эмоциональную насыщенность знания о едином пространстве культуры Родины передают самобытные материальные памятники прошлого [5, с. 69].

Посещение исторически значимых мест обуславливает сопричастность человека к отечеству, его духовному богатству и историческому прошлому. Непосредственно такие поездки и мероприятия содействуют формированию чувства гордости и патриотизма, любви к отчизне как у подрастающего поколения, так и у взрослых состоявшихся людей.

Очевидно, что патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей Родины. Только анализируя исторические ошибки и победы, осознавая будущие перспективы развития, четко понимая задачи, стоящие перед современным обществом, мы можем строить свое будущее.

Таким образом, туристическая деятельность может стать эффективным инструментом в преодолении этой проблемы, поскольку она позволяет познать культуру, традиции и обычаи своего народа, а также происходит приобщение к мировому историко-культурному наследию. В комплексе патриотического воспитания существует необходимость использования инструментария туристской деятельности, т.е. организовывать мероприятия и экскурсионные туры, направленные на ознакомление с историко-культурными традициями не только родного края, но и всей России.

Трудно переоценить значимость культурно-познавательного туризма в формировании гармонично развитой личности, поскольку именно туризм вбирает в себя огромное множество сфер общественной жизни, таких как историю, культуру, экономику, а также социальную составляющую.

В свете последних социально-политических событий сегодня особенно важно формировать отношение к нашей Родине, основываясь не столько на ее военной мощи, сколько делать акцент на творениях выдающихся отечественных архитекторов, поэтов, художников, музыкантов, красоту городов русских, силу и глубину культуры народа, олицетворенную в фольклоре, прославляющих самобытность культуры России.

На территории нашей необъятной Родины находится множество прекраснейших, чудесных и уникальных объектов природы, истории и культуры, несправедливо забытых гражданами нашей страны. Обращаясь к туризму в странах Востока и Запада, мы упустили из виду наличие огромнейших туристско-рекреационных ресурсов нашей, близкой и родной страны. Все эти ресурсы необходимо использовать не только в качестве рекреационных зон и дистинаций, но и как одно их эффективных средств воспитания патриотизма.

Туристская деятельность являет собой вид досуговой, познавательной и социально-культурной деятельности, в рамках которой существует возможность гармонично и в свободной форме

развивать социально-адаптированного гражданина, патриота своей Отчизны.

Туризм позволяет прививать патриотические чувства через познание народной культуры, традиций, слияние с природой и т.д. Современная образовательно-воспитательная система имеет огромный арсенал средств, однако теоретический материал и наглядные инструментарии не могут дать той эффективности, которая может достигаться при помощи туристской поездки, во время которой происходит погружение в историю, культуру, национальные традиции и обычаи, и, как следствие, ощущения сопричастности к родной земле.

Туристская деятельность культурно-познавательной направленности представляется как туристские путешествия и поездки с целью посещения различных мест, стран, регионов, основой которых является ознакомление с историей и культурой, природой, бытом и традициями, этносами, народными ремеслами, промыслами и т.д. Можно сказать, что составляющие познавательного туризма, в той или иной степени, характерны практически всем видам туристской деятельности [2, с. 9].

В современном мире культурно-познавательный туризм, его интенсивное развитие напрямую связаны с признанием ценности культурно-исторического, природного потенциала страны.

Ценностный мотив познавательной деятельности формируется в процессе ее осуществления. Являясь практически действенным, он создает направленность интересов и обеспечивает становление потребности в образовании на протяжении всей жизни [7, с. 167].

Туристская деятельность патриотической направленности изначально должна содействовать формированию:

• патриотизма, заботливого отношения к природе, историческому и культурному наследию;

• приобщать к историко-исследова-тельской деятельности;

• сохранности исторической памяти нашего народа;

• совершенствованию духовно-нравственных, моральных и культурных свойств личности;

X

га

н ^

с о о ш

о ¡£

о ф

т

н

о ^

н го с

н о го

£ о

о ¡£ о н

о ^

>

н

го ^

го

X

ф

н о с

с

• социальной компетентности;

• гражданской активности.

В данной статье хотелось бы акцентировать внимание на схожести основных задач патриотического воспитания и культурно-познавательного туризма:

1. Формирование социально-исторической памяти, основная функция которой - сбережение морально-нравственного и культурного достояния страны, а также репродуцирование наследия в виде воспитания любви к отчизне.

2. Преемственность самобытного опыта - применение в воспитании народных традиций, базовых ценностей народной культуры, что будет содействовать сохранению культуры воспитания, этнокультурных традиций общих факторов воспитания, присущих народу.

3. Территориальное отождествление - идентификация человека с социумом своей страны как единого целого, т.е. принятие личностью культуры, истории, традиций своего народа во всех его формах и проявлениях.

4. Чувство гордости в осмыслении исторического прошлого и социально-культурной реальности. Эмоционально-ценностная доминанта чувства гордости и любви памяти предков в деле созидания и защиты Родины.

5. Базирование на культурных, исторических, боевых и трудовых традициях. В данном контексте традиция выступает как основа патриотического воспитания, в которой заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование потенциала туристской деятельности как средства патриотического воспитания будет наиболее эффективно при условии решения следующих задач:

1) туризм необходимо рассматривать не только как экономически выгодную отрасль народного хозяйства, но и как средство педагогического, культурного воздействия на личность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) использование туристских ресурсов в практике формирования чувства патриотизма, любви и уважения к Родине через развитие культурно-познавательного туризма, в области внутреннего и национального туризма;

3) при разработке туристских маршрутов привлекать специалистов различных сфер деятельности, в частности педагогов, культурологов, работников социально-культурной сферы и т.д.;

4) туристское мероприятие необходимо рассматривать как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, т.е. в основе туристской поездки должно лежать конкретное целеполага-ние с ожидаемым эффектом;

5) подготовка высококвалифицированных специалистов туристской сферы, обладающих знаниями не только в сфере туристики, но и в других областях знаний: социологии, педагогики, культурологии, истории, психологии и т.д.;

6) формирование избирательного спроса населения нашей страны к поездкам, включающим не только аттракцию, но и культурно-познавательный интерес.

Таким образом, возможности туристской деятельности в сфере патриотического воспитания не имеют зрительных границ. Туризм дает возможность ближе узнать историю страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Туризм расширяет круг интересов, убедительно и ясно демонстрирует важность интеллектуального развития, дает почувствовать себя частью природного, культурного, социального пространства.

Библиографический список

1. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17-18.

2. Кротова, Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы [Текст] / Н.В. Кротова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. -№4. - С. 8-12.

3. Кузнецова, М.Ф. Менталитет как моделеобразующая константа [Текст] / М.Ф. Кузнецова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2011. - №4 (18). - С. 192-195.

4. Курмаев, Т.Э. Формирование патриотизма молодежи средствами туристско-рекреационной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.Э. Курмаев. - Казань, 2015. - 245 с.

5. Лыкова, Т.Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма [Электронный ресурс] / Т.Р. Лыкова // Культура и образование. - Окт., 2014. - № 10. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362.

6. Ополченова, Е. Проблемы развития национального туризма [Текст] / Е. Ополченова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2006. - №7. - С. 32-33.

7. Чиганова, Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа [Текст] / Е.А. Чиганова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015 №1 (31). - С. 166-172.

Referents

1. Efremova G. Patriotic education of school students. Vospitanie shkolnikov, 2005, No. 8. P. 17-18. [in Russian].

2. Krotov N.V. The concept of tourism development in Russia: a new vision and prospects. Vestnik Moscovskogogosudarstvennogo universitetakultury i iskusstv, 2007. No. 4. P. 8-12.[in Russian].

3. Kuznetsova M.F. Mentality as modeleaza constant. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva, 2011 №4 (18). P. 192-195.

4. Kurmaev E.T. Formation of patriotism of young people by means of tourism and recreational activities. Dis. ... cand. of sciences (Education). Kazan, 2015. P. 245. [in Russian].

5. Lykova T.R. Patriotic education in the process of cultural tourism. Kultura i obrazovanie, October, 2014. No. 10. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2362. [in Russian].

6. Opolchenova E. Problems of development of national tourism. Tourism: praktika, problemy, perspektivy, 2006. No. 7. P. 32-33. [in Russian].

7. Chiganova E.A. Values the motive of cognitive activity of the individual as a subject of theoretical analysis. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva, 2015 No. 1 (31). P. 166-172. [in Russian].

Сведения об авторе: Молчанова Наталья Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности,

Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

г. Волгоград, Российская Федерация. Ктай: natmol.v@mail.ru

Information about the authors: Molchanova Natalya Valerevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Socio-Cultural Activities, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russia. E-mail: natmol.v@mail.ru

X

ra H s с о о

о

О ф

т s H

о s Œ H

го с

s H о го

£ о

о

о H о

s >

H

го

го s J

X

ф

H

о с

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.