Научная статья на тему 'Место традиционной и духовной культуры в воспитании толерантности'

Место традиционной и духовной культуры в воспитании толерантности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ДАГЕСТАН / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / HISTORY / DAGESTAN / CULTURAL TRADITIONS / PATRIOTISM / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдуразакова Ш.Т.

В статье говорится о духовно-нравственных проблемах в современных многонациональных государствах. Человеческое сообщество в наше стремительное время охватили экономический, экологический, социальный, духовный, мировоззренческий кризисы. Россию также затронули все эти проблемы. Будучи частью мирового сообщества, россияне нуждаются в определённых ориентирах и направлениях для дальнейшего развития. Решать такие проблемы намного сложнее в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Именно поэтому современные учёные, политологи, духовные деятели, общественность должны приложить максимум усилий и проявить сплочённость для решения таких проблем. Предстоит определить ценности и перспективы для национально-культурного и духовного возрождения многонационального российского государства. В современном обществе эти вопросы актуальны, и поэтому при их решении необходимо использовать исторический опыт и культурные традиции. Опыт предыдущих поколений важен при воспитании толерантности и патриотизма у молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and spiritual culture in fostering tolerance

The article touches upon spiritual and moral problems in modern multinational states. In our rapid time the human community faces economic, ecological, social, spiritual, world outlook crises. Russia has also been affected by all these problems. Being a part of the world community, Russians need certain guidelines and directions for further development. Solving such multi-layered problems is much more difficult in a multinational and multi-religious state. For this reason modern scientists, political scientists, spiritual figures, the whole community should make every effort and solidarity to solve the named problems. It is necessary to determine the values and prospects for the national cultural and spiritual revival of the multinational Russian state. These issues are highly relevant in modern society and it is necessary to use historical experience and cultural traditions for solving them. The experience of previous generations is important in promoting tolerance and patriotism among the younger generation.

Текст научной работы на тему «Место традиционной и духовной культуры в воспитании толерантности»

УДК 378.017.92

DOI: 10.21779/2542-0313-2018-33-3-35-40 Ш. Т. Абдуразакова

Место традиционной и духовной культуры в воспитании толерантности

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; shekerhanum69@mail.ru

В статье говорится о духовно-нравственных проблемах в современных многонациональных государствах. Человеческое сообщество в наше стремительное время охватили экономический, экологический, социальный, духовный, мировоззренческий кризисы. Россию также затронули все эти проблемы. Будучи частью мирового сообщества, россияне нуждаются в определённых ориентирах и направлениях для дальнейшего развития. Решать такие проблемы намного сложнее в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Именно поэтому современные учёные, политологи, духовные деятели, общественность должны приложить максимум усилий и проявить сплочённость для решения таких проблем. Предстоит определить ценности и перспективы для национально-культурного и духовного возрождения многонационального российского государства. В современном обществе эти вопросы актуальны, и поэтому при их решении необходимо использовать исторический опыт и культурные традиции. Опыт предыдущих поколений важен при воспитании толерантности и патриотизма у молодого поколения.

Ключевые слова: история, Дагестан, культурные традиции, патриотизм, толерантность.

«Современный мир сошёл с ума», - как часто мы в последнее время слышим эти слова! Человеческое сообщество в наше стремительное время охватили экономический, экологический, социальный, духовный, мировоззренческий кризисы. Россию также затронули все эти проблемы. Будучи частью мирового сообщества, россияне тоже нуждаются в определённых ориентирах и направлениях для дальнейшего развития. Решать такие проблемы намного сложнее в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Именно поэтому современные учёные, политологи, духовные деятели, общественность должны сплотиться и приложить максимум усилий для решения таких проблем. Предстоит определить ценности и перспективы для национально-культурного и духовного возрождения многонационального российского государства.

Северный Кавказ является уникальным регионом: древнейшая история и культура, многоцветье этносов и религий. Дагестан на протяжении веков являлся примером толерантного отношения к разным религиям и национальностям. З.М. Муртузова пишет: «Одной из важнейших составных частей традиционной культуры дагестанского общества является этноконфессиональная толерантность, представляющая собой уникальный механизм мирного сосуществования народов и религий в Республике Дагестан. Поликультурное сообщество дагестанцев в течение многих веков выработало механизмы нейтрализации этнических и конфессиональных коллизий, которые неизбежно возникали в условиях этнополитической и конфессиональной дробности Дагестана» [1, с. 519].

Культурное наследие необходимо возрождать и беречь. Как отмечает О.В. Пигарева в своей статье, это крайне актуально: «На рубеже 1980-1990-х гг. в условиях усугубляющегося духовного кризиса и одновременного всплеска общественного интереса к религии начало доминировать представление о том, что сохранение культуры, морали без нравственных основ религиозных ценностей невозможно» [2, с. 428]. Наши предки, несмотря на определённые сложности, всегда находили выход из любого водоворота именно благодаря терпимости и уважению к другому народу и другой религии. На протяжении многих веков вырабатывались моральные ценности и культурные традиции народов Дагестана и Кавказа, которые ими соблюдались и охранялись. Сегодня важнейшая задача государства - возрождать культурные традиции и обеспечивать их исполнение. Защита культурного и духовного наследия, а также национальных и религиозных традиций любого народа является задачей национальной безопасности [3, с. 135].

Весьма важным на сегодняшний день в государственной политике построения демократического строя в России является достижение межконфессионального и межнационального единства в обществе. Разрабатывать и реализовывать основные моменты национальной политики российское правительство должно, учитывая реальное равенство всех граждан без разграничений по национальному и религиозному принципу.

Церковь является одним из важнейших институтов политической системы. Религия сопровождает человечество фактически с момента его появления, а также формирует мировоззрение, мышление, психологию и другие составляющие духовно-нравственного содержания. Важно учитывать даже в светском государстве религиозный состав общества. В истории много примеров, когда именно в сложные переломные моменты возрастала роль церкви. Именно она консолидировала общество в борьбе с внешней агрессией и внутренними распрями. И в наше время, когда общество подвержено нестабильности и разочарованиям в прежних идеалах, многие ищут поддержку и моральную опору в религии.

В постсоветской истории Российского государства роль церкви значительно возросла. Это связано и с изменением вектора политики в отношении к церкви. В современной России нет преследований верующих. Это относится ко всем религиям, представленным в России. Более того, многие духовные лидеры являются членами различных государственных институтов. К мнению этих лидеров прислушиваются и простые граждане, и государство. На сегодняшний день религиозный фактор становится актуален и в решении межнациональных проблем.

Т.Ч. Джабаева отмечает: «В настоящее время религиозным объединениям республики, как и в стране в целом, созданы все необходимые законодательные, организационные, материальные и иные условия для отправления религиозных культов, пропаганды религии, религиозного свободного обучения» [4, с. 76]. Это означает, что государство достаточно толерантно в отношении всех конфессий, исторически сложившихся в России.

Дагестанское общество тоже вовлечено в эти процессы. Религия влияет на общественное сознание и духовную культуру в целом. Неоспоримым фактом является то, что межнациональные отношения зависят от взаимоотношений разных религий в многоконфессиональном государстве. К сожалению, сегодня актуализировались межнациональные проблемы на религиозной основе. Чаще всего взаимная неприязнь определяется национальной составляющей, а не религиозной. Это связано и с тем, что ислам ассоциируется с террором и враждебен христианству. В массовом понимании у людей изначально создан образ исламской религии, враждебной христианству. Истории из-

вестно множество трагических событий, связанных с этим противостоянием. Но в большинстве случаев основой данного противостояния были далеко не духовные идеи, а политические и экономические интересы крупных держав. Впрочем, это происходит и в наши дни.

Ислам является одной из мировых религий, его корни уходят в далёкую древность. Он представляет собой большой культурный потенциал, который можно и нужно использовать для активизации общественных и политических процессов, происходящих в российском обществе. Сегодня мусульманский мир представлен более чем в 120 странах. В России насчитывается свыше 20 миллионов мусульман. Не видеть и не слышать такое количество людей невозможно. Ислам проповедует высокую нравственность и общечеловеческие ценности, которые необходимо использовать для решения многих задач внутренней и внешней политики государства.

Ислам как духовная система должен являться созидательной и миротворческой составляющей в современном мире. Это достаточно важно и необходимо для национальных интересов России, а также предотвратит её раскол по национальному и конфессиональному принципам.

В Дагестане, как и в России в целом, нельзя противопоставлять один народ другому, возвышать один этнос над другим. Конечно, в любой стране бывает государство-образующая нация. Но вместе с тем каждый народ должен иметь все права и гарантии в демократическом государстве. Любовь к малой родине должна включать в себя и общенациональный патриотизм.

В мире существуют стереотипы в отношении восточных народов, представленных арабским миром. Слова «ислам» и «террор» стали для многих синонимами. Это значительно осложняет диалог, противопоставляет мусульман и христиан. В наше время утрачены культурные традиции, в том числе и уважение к другим нациям и вере. Очень важно удерживать диалог между разными конфессиями и согласие в многонациональном обществе. Мир и будущее человечества зависят от толерантности и сотрудничества на основе нравственных, этнических и религиозных ценностей.

Многонациональное общество Дагестана имеет и сегодня традиционный характер. А.М. Магомедов и К.М. Ханбабаев пишут: «...Исторически такие религии, как ислам, православие и иудаизм, стали этноинтегрирующей силой формирования дагестанских народов. Эти религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание дагестанских народов на протяжении многих веков своего функционирования в данном регионе» [5, с. 11]. Возможно, это многообразие и есть залог традиционной толерантности.

Большая ответственность лежит не только на государстве, но и на представителях духовенства и некоторых политических лидерах. Зачастую мобилизационный потенциал религий используют для достижения своих политических амбиций радикальные религиозные деятели и оппозиционные политики. Если граждане, как верующие, так и неверующие, а также представители малых этносов не будут чувствовать себя ущемлёнными в своих правах, то общество осознает, что причины экстремизма и радикализма не в той или иной религии.

Важную роль во всех процессах воспитания играют женщина и семья. Т.Ч. Джа-баева отмечает: «Традиционно социальное положение женщины являлось не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития. В Дагестане можно отметить как неравноправие, так и высокий уровень авторитета женщины» [6, с. 17]. Сегодня молодёжь часто, вступая в брак, использует запретительные «меры» воспитания своих жён и сестёр. Почему-то складывается «общественное мнение» о том, что женщина должна сидеть дома.

Представители духовенства несут «слово» в общество. На протяжении веков слово пастыря было весомым. Отсюда и огромная ответственность духовенства. Сегодня строится много храмов и мечетей, открываются духовные учебные заведения, которые становятся центрами культуры и образования. Здесь, несомненно, проповедуют ненасилие, добро, милосердие, равноправие, терпимость, любовь к ближнему. На этих ценностях должны быть взращены сами духовники. Ведь подчас некоторые представители духовенства сами не знают основ традиционного ислама, не умеют читать и комментировать Коран, не знают догматических основ веры. Это неправильно, а с учетом ситуации в нашем регионе очень настораживает. Приведем пример из собственного педагогического опыта. В рамках просветительской деятельности к нам был для беседы приглашён духовный представитель. Он много говорил о нравственности, об уважении к старшим, о почитании традиций, религиозных праздниках. В конце беседы он попросил аудиторию задать ему вопросы. Эта встреча проходила накануне Дня Победы. Один из слушателей спросил: «А нужно отмечать 9 Мая?» Наступила пауза. Затем последовал ответ, который меня шокировал и страшно удивил. Оказалось, что этот «праздник немусульманский» и отмечать его не нужно. Но разве защищать честь, достоинство и независимость своего Отечества не является долгом мусульманина? Во все времена каждый мужчина обязан был делать это. Религия не была препятствием для патриота любой конфессии и национальности. Вбивание такого псевдорелигиозного «клина» в молодёжную среду достаточно опасно. Разве можно противопоставлять религию духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Необходимо, чтобы вековые традиции патриотизма и интернационализма возрождались и укреплялись. Такими традициями был силён Дагестан. Замена традиционных патриотических ценностей ведёт к расколу и ослаблению государства.

Подверженности молодёжи таким воззрениям способствует низкий уровень культуры и образованности в целом. Следует также отметить, что малограмотность приводит к нетерпимости к традициям других народов и конфессий. К сожалению, в наше время молодёжь не имеет возможности или не видит необходимости в получении образования. Это пугает и катастрофически сказывается на социальной обстановке. Одну из причин указывает Н.И. Болохина: «Острой проблемой являются хроническая безработица, интенсивный отток квалифицированной рабочей силы, творческой молодежи и предпринимателей за пределы республики. Идет массовая миграция сельского населения в города Дагестана. Только в 2011 г. городское население увеличилось за счет сельского на 14,7 тыс. человек» [7, с. 25]. Это также основа невежества и псевдорелигии.

Низкий уровень образованности - благоприятная среда для «запудривания мозгов» незрелой личности, у которой не сформированы взгляды и мировоззрение. Культура межэтнического общения в большей степени зависит от уровня воспитания и культуры общающихся молодых людей, доброжелательности и взаимоуважения друг к другу. Образованный и самодостаточный человек будет уважительно относиться к культуре, традициям и языку другого народа. Глубокие знания, а не просто грамотность необходимы для насыщения духовной сферы общества. В настоящее время в стране миллионы малограмотных и неграмотных молодых людей. Образованный и социально адаптированный субъект менее подвержен национализму и шовинизму. Интеллектуальный ресурс государства является одним из важных элементов национальной безопасности.

Сейчас достаточно сложно конкурировать с массовой культурой и СМИ. И.Б. Орлов пишет: «В патриотическом, интернациональном воспитании очень важно дать молодежи непосредственно прикоснуться к высокому, возвышенному, взволновать её, затронуть сокровенные струны чувств, что достигается во время туристических походов и ознакомления с памятниками культурного наследия» [8, с. 18]. Конечно,

большая роль в этом принадлежит всем образовательным учреждениям. О.А. Новрузо-ва отмечает: «Многолетняя практика деятельности общественных организаций, общеобразовательных школ и высших учебных заведений показала, что систематически и планомерно проводимая работа с молодежью помогала формированию нравственного мировоззрения и прежде всего воспитанию патриотизма и интернационализма» [9, с. 97].

Студенческая среда, конечно, наиболее активная часть молодёжи. Люди, непосредственно соприкасающиеся с этой средой, сталкиваются с трудными ситуациями. Проводятся опросы и анкетирования, которые дают наиболее реальную картину. Н.Н. Гарунова, А.П. Скорик, А.А. Цыбульникова пришли к следующим выводам: «Можно говорить о развитости личностной коммуникации, внутренней открытости и готовности ценить настоящие человеческие отношения в студенческой среде южнороссийских городов, ибо подавляющее количество респондентов (69 %) считают, что «ничто не может помешать настоящей дружбе». Для значительной группы опрошенных (22,8 %) сдерживающим условием для развития дружеских отношений является уважение к обычаям и традициям со стороны человека другой национальности, однако считать изначально данное условие неприемлемым встречным требованием нельзя. Поэтому при вполне допустимом суммировании двух вышеназванных доброжелательных позиций студентов можно констатировать существование достаточно высокого потенциала для формирования этнической толерантности в региональных вузах» [10, с. 187-188].

Необходимо воспитывать молодёжь системно, в неразрывной связи с общечеловеческими и национальными традициями. На протяжении веков у наших народов сложилась своя система воспитания, которая была основана на гостеприимстве, трудолюбии, аталычестве и других традициях. Эти традиции соблюдались, невзирая на национальность и социальный статус. В горах всегда соблюдались адаты, почитались честь, традиции родства, добрососедства, братства, уважения к женщине, аксакалам, ценилась забота о сиротах и больных. К сожалению, эти традиции теряют свои позиции. Нужно беречь и возрождать их.

Литература

1. Муртузова М.З. Религиозная идентичность как фактор формирования российской гражданской идентичности // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы: сб. статей / под общ. ред. М.К. Горшкова и А.-Н.З. Дибирова. - Махачкала, 2015.

2. Пигорева О.В. Исторический юбилей тысячелетия Крещения Руси: политико-идеологическое содержание и влияние на новое образовательное пространство // Материалы ХУ1 Международной конференции «Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков». - Иваново, 2017.

3. Авшалумова Л.Х. Роль культурного наследия в воспитании толерантности // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России - актуальная задача». - Махачкала, 2007.

4. Джабаева Т.Ч. Духовно-нравственная, воспитательная и просветительская функции духовенства как приоритетное направление религиозной деятельности в современном Дагестане // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -Т. 30, вып. 4. - С. 76-80.

5. Магомедов А.М., Ханбабаев К.М. Религия и процессы миротворчества в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. - Махачкала. - 2003. - № 2 (5). - С. 7.

6. Джабаева Т. Ч. Правовое положение женщины по адату и по шариату в Дагестане в первой половине XIX в.: опыт сравнительного анализа // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 32, вып. 4. -С. 13-19.

7. Болохина Н.И., Омаров А.И. К вопросу реформирования и модернизации экономики Дагестана в современный период // Вестник ДГУ. Сер.: История. Педагогика. Психология. - 2013. - Вып. 4. - С. 67-71.

8. Орлов И.Б., Машкова А.М. Иностранный молодежный туризм в СССР // Российская история. - 2011. - № 6. - С. 155-165.

9. Новрузова О.А. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи в условиях трудовой деятельности // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30. - Вып. 4.

10. Гарунова Н.Н., Скорик А.П., Цыбульникова А.А. Событийность, традиционализм и повседневность в межнациональном взаимодействии студенческих сообществ Северного Кавказа // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. -Вып. 4.

Поступила в редакцию 20 ноября 2018 г.

UDC 378.017.92

DOI: 10.21779/2542-0313-2018-33-3-35-40

Traditional and spiritual culture in fostering tolerance Sh.T. Abdurazakova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; shekerhanum69@mail.ru

The article touches upon spiritual and moral problems in modern multinational states. In our rapid time the human community faces economic, ecological, social, spiritual, world outlook crises. Russia has also been affected by all these problems. Being a part of the world community, Russians need certain guidelines and directions for further development. Solving such multi-layered problems is much more difficult in a multinational and multi-religious state. For this reason modern scientists, political scientists, spiritual figures, the whole community should make every effort and solidarity to solve the named problems. It is necessary to determine the values and prospects for the national cultural and spiritual revival of the multinational Russian state. These issues are highly relevant in modern society and it is necessary to use historical experience and cultural traditions for solving them. The experience of previous generations is important in promoting tolerance and patriotism among the younger generation.

Keywords: history, Dagestan, cultural traditions, patriotism, tolerance.

Received 20 November, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.