Научная статья на тему 'Этноконфессиональная толерантность на Юге России'

Этноконфессиональная толерантность на Юге России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩАЯ СИЛА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ханбабаев Кафлан Муслимович

На Юге России на протяжении тысячелетий одновременно мирно живут и активно контактируют различные народы. Здесь всегда существовала реальная практика этноконфессиональной толерантности. Полуторатысячелетний опыт совместного мирного сосуществования на Юге России различных религий, тысячелетний опыт мирного проживания многочисленных народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи, образцы толерантного поведения, требуют осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная толерантность на Юге России»

УДК 323.1 (471.67)

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ НА ЮГЕ РОССИИ

© 2007 Ханбабаев К.М. Дагестанский государственный педагогический университет

На Юге России на протяжении тысячелетий одновременно мирно живут и активно контактируют различные народы. Здесь всегда существовала реальная практика этно-конфессиональной толерантности. Полуторатысячелетний опыт совместного мирного сосуществования на Юге России различных религий, тысячелетний опыт мирного проживания многочисленных народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи, образцы толерантного поведения, требуют осмысления.

In the South of Russia during millenniums the different folks simultaneously have been living in peace and actively contact with each other. The real practice of ethnic and confessional tolerance has been always observed here. The 1,500-year old experience of the joint peaceful coexistenc1e of different religions in the South of Russia, the 1000-year old experience of the peaceful residence of multiple folks, preserving their own cultural peculiarities, religions, customs, the standards of tolerant behaviour require the comprehension.

Ключевые слова: толерантность, этноинтегрирующая сила, межэтнические, меж-конфессиональные, внутриконфессиональные отношения, религиозно-политический экстремизм.

Keywords: the tolerance, ethnointegral power, interethnic, interconfessional, intraconfessional relations, religious and political extremism.

Россия, как страна многонациональная, многоконфессиональная, с множеством социокультурных укладов, обладает огромным ресурсом толерантности. Поэтому в настоящее время в РФ существует ряд общегосударственных и региональных программ, проектов, центров, клубов, которые призваны способствовать развитию толерантности, формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма.

В «Декларации принципов толерантности» [1], утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в статье 1 дается понятие толерантности.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совес-

ти и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Статья 6 «Декларации» установила 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности.

В российских научных энциклопедиях и словарях толкование термина «толерантность» имеет существенные отличия. Например, в «Новой философской энциклопедии» толерантность определяется «как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [6]. В «Социологическом

энциклопедическом словаре» она толкуется в трех смыслах: «1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаю, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [9]. Таким образом, если в «Новой философской энциклопедии» акцент делается на признание достоинства другой личности, на диалоге с «другим», то в «Социологическом энциклопедическом словаре» - на терпимом отношении к «другому» и психологической защите от него.

В российской социологии получили распространение и другие точки зрения на толерантность. Одним из ведущих специалистов по этой проблеме является бывший директор Института социологии РАН Л.М. Дробижева, которая понимает под толерантностью, во-первых, способ мировоззрения, прежде всего, «уважение прав других»; во-вторых, систему ценностей, признающую разнообразие мира; в-третьих, готовность к взаимодействию с ним в таком его облике; в-четвертых, этическую категорию [2].

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонационального и многоконфессионального Юга России особую актуальность. В настоящее время в регионе проживают представители более 120 народов, которые исповедуют более 40 направлений и течений религий.

Этноконфессиональная толерантность - равное отношение государства ко всем народам, религиям и вероисповеданиям. Основными условиями этно-конфессиональной толерантности являются невмешательство государства в вопросы этнической жизни, вероисповедания и отделение церкви, мечети от государства.

На уровень толерантности в России оказывает влияние комплекс социальнополитических, экономических, психоло-

гических и других факторов [3, 4, 7, 9, 10]. В массовом сознании россиян, в том числе и дагестанцев, толерантность, прежде всего, понимается как «терпимость», что подтверждается эмпирическими данными социологических исследований [8]. Так, в октябре-ноябре 2006 года было проведено социологическое исследование в различных вузах гг. Махачкалы, Дербента и Кизляра (268 чел.). Наиболее распространенный ответ -«толерантность - это терпимость» (так считают 43% респондентов). Были получены и другие ответы: 4% опрошенных студентов полагают, что «толерантность

- это товарищество», 3% - «законопос-лушание», 39% не знают значения, а 9%

- самого слова «толерантность».

На Юге России на протяжении тысячелетий живут и активно контактируют различные этнические, религиозные и культурные миры, цивилизации, всегда присутствует этноконфессиональная толерантность. Полуторатысячелетний опыт совместного существования в этой части России различных религий, многотысячелетний опыт мирного проживания многочисленных народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи, образцы толерантного поведения, нуждаются в углубленном изучении и осмыслении.

Исторически такие «авраамические религии», как христианство, ислам, иудаизм, а также буддизм, стали этноин-тегрирующей силой формирования многих народов региона. Эти религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание народов на протяжении многих веков своего функционирования. Религия и религиозные организации Юга России играют в последнее десятилетие ХХ-начале XXI вв. заметную роль в общественнополитической и духовно-нравственной сферах жизни общества. Рост влияния религиозного фактора на общественную жизнь связан с демократическими преобразованиями и разрушением прежней идеологической системы в нашем государстве. Эти изменения в государственном и политическом строе страны существенным образом затронули и сферу

государственно-конфессиональных отношений, правовые основы деятельности религиозных организаций на территории ЮФО. В современных условиях в общественном сознании народов Юга России утвердилось мнение о том, что религия является не только формой общественного сознания и идеологии, но и носительницей общечеловеческих нравственных ценностей, составной частью национального культурного наследия, одним из факторов, формирующих национально-этническое сознание.

Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающегося социальными потрясениями, духовными кризисами как в общественном масштабе, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров. Именно такой период в своем развитии переживает сейчас российское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям. С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религии на Юге России заметно расширились, возрос ее общественный авторитет, в результате чего религии стали существенным фактором общественного развития в регионе, религиозные организации осуществляют свою деятельность в самых различных сферах.

Христианское, мусульманское, буддийское и иудейское духовенство Юга России осознает свою роль и ответственность в поддержании мира и спокойствия в полиэтническом, поликонфес-сиональном и поликультурном регионе, ориентирует людей на мирные отношения между различными народами и религиями, на укрепление общей для всех родины - России.

Южный федеральный округ является не только самым многонациональным регионом нашей страны, но и отличается сложной конфессиональной картиной. Здесь зарегистрировано более 3300 религиозных организаций. Конфессио-

нальное пространство региона можно условно разделить на четыре основные части: 40% - религиозные организации Русской православной церкви (РПЦ); 30% - религиозные организации мусульман; 27% - протестантские организации и 3% - буддисты и иудеи.

Наиболее массовым в регионе является православное вероисповедание. Здесь насчитывается примерно 12 млн. православных: русские, украинцы, белорусы, осетины и малочисленная община кабардинцев. Самая большая епархия, объединяющая 6 регионов, в том числе Чечню и Ингушетию, - Ставропольская и Владикавказская. Православные приходы Дагестана находятся в ведении Бакинской и Прикаспийской епархии. Старообрядцы сохранили несколько общин казаков-некрасовцев в Ростове-на-Дону, в с. Некрасовка Тарумовского района Дагестана, в Левокумском районе Ставропольского края, а также в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края. Общины армяно-григорианской церкви созданы в Ростовской области (Ростов-на-Дону), Краснодарском крае (Армавир, Адлер, Краснодар, Новороссийск, Славянск-на-Кубани, Сочи, Тенгинка), Ставропольском крае (Кисловодск, Буденновск, Пятигорск, Ставрополь, с. Эдиссия), Северной Осетии (Владикавказ), Дагестане (Дербент, Кизляр) и Адыгее (Майкоп).

Разветвленную структуру в регионе создала и католическая церковь, которая имеет 32 прихода. Протестантизм представлен евангельскими христианами-баптистами (ЕХБ), «свидетелями Иеговы», адвентистами седьмого дня (АСД), лютеранами и др. Центр буддизма ЮФО сосредоточен в Калмыкии, где действуют 23 буддистские общины (хурулы). Это единственное место в Европе, где исповедуют так называемую тибето-монгольскую форму этой религии.

Один из древнейших центров распространения иудаизма - Дагестан, где живут исповедующие эту религию горские евреи и таты. Сегодня в Дагестане 5 синагог. А всего в ЮФО существуют 28 иудейских общин.

Исламские организации преобладают в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). На Юге России действуют 11 Духовных управлений мусульман (ДУМ), большинство из которых входит в Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Самое крупное региональное Духовное управление мусульман зарегистрировано в Дагестане, где действуют 1756 мечетей. ДУМ Чечни объединяет около 300 мечетей, Ингушетии - 85, Северной Осетии - 19, Кабардино-

Балкарии - 130, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края -113, Адыгеи и Краснодарского края - 28, Ростовской области - 17, Калмыкии - 2.

В регионе значительное развитие получило исламское образование. Здесь официально действуют 30 исламских вузов, из которых 19 в Дагестане, 8 в Чечне и по одному в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Астраханской области. В то же время более 2 500 молодых людей из субъектов ЮФО обучаются в зарубежных исламских учебных заведениях. Еще одна специфика религиозной ситуации в регионе

- большое количество мусульман, совершающих паломничество - умра и хадж. Так, если в 2006 г. из Российской Федерации совершили паломничество в КСА более 15,5 тыс. чел, то более 14,5 тыс. чел. из них были из субъектов Юга России.

С конца 80-х годов прошлого века в регионе начала распространяться идеология религиозно-политического экстремизма, проявившая себя как деструктивная политическая сила. Результатом его действий стали рост религиозной нетерпимости и обострение ситуации в регионе. Особенность религиознополитических экстремистов - стремление навязать обществу модель так называемого «исламского государства» на основе жесткого, вплоть до вооруженного, подавления инакомыслия. Для ваххабизма характерны стремление игнорировать и даже преследовать локальные особенности ислама, нетерпимое отношение к неисламским традициям. В политическом процессе ваххабиты отвер-

гали существующую политическую систему. В противовес ей ими была предпринята попытка создать альтернативную государственной систему джамаа-тов, связанных на основе «исламских» норм управления. Существенной частью ваххабизма стали тесная связь с радикальными исламистскими организациями за рубежом, декларации о создании так называемого «Халифата Северного Кавказа» вне состава России. Как показывает анализ текущей обстановки в округе, ваххабизм, несмотря на поражение в открытой борьбе, не оставил своих позиций и имеет тенденцию к распространению.

Религиозно-политический экстремизм и терроризм осуждаются и религиозными деятелями, и общественностью как сила, связанная с международным терроризмом и сепаратистскими группировками.

В настоящее время в ЮФО среди некоторой части мусульман, особенно молодежи, набирает силу тенденция более глубокого восприятия ислама, чем то, которое, по их мнению, характерно традиционному духовенству и большинству мусульман. В некоторых вопросах это стремление к «очищению» ислама несет элементы фундаментализма. Но в отличие от религиозно-политических экстремистов многих молодых мусульман, придерживающихся фундаменталистских воззрений, выделяет уважительное отношение к местному исламскому наследию, взвешенная позиция в вопросах взаимодействия с органами власти. В то же время отрицание новых веяний в среде мусульман, стремление видеть во всякой инновации религиозно-

политический экстремизм могут действительно подтолкнуть некоторую часть молодых верующих на путь экстремизма.

Одной из причин неэффективности противодействия религиозно-политическому экстремизму является отсутствие в настоящее время четкой системы организации структур органов исполнительной власти в субъектах Федерации, соответствующих сложившейся религиозно-политической ситуации. Вследст-

вие этого в большинстве субъектов ЮФО не отработаны достаточно эффективные механизмы взаимодействия с религиозными объединениями. Всё это чревато потерей контроля над процессами, происходящими внутри религиозных общин, что часто выливается в социальные проблемы, которые имеют конфессиональный аспект.

К числу важнейших задач, стоящих перед современным российским обществом, относится воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений.

Большой опыт воспитания детей и молодёжи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам и религиям накоплен в Дагестане. При этом традиционно используются идеи народной педагогики: единство, дружба народов Дагестана, миротворческое разрешение всех возникающих спорных проблем, взаимопомощь и сотрудничество людей разных национальностей и религий, уважительное, добрососедское отношение к другим народам, религиозная терпимость и открытость к восприятию достижений мировой цивилизации, общечеловеческих нравственных ценностей. В учебные планы образовательных учреждений включены учебные курсы «Культура и традиции народов Дагестана», «История религии», разработанные дагестанскими учёными.

Важнейшим фактором утверждения в обществе принципов этноконфессио-нальной толерантности должна стать и система религиозного образования, готовящая новое поколение священнослужителей для нашей республики. По данным Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД, на 15 мая 2007 года в 19 исламских вузах, 14 филиалах вузов, 113 медресе и 94 мактабах республики обучается более 7,5 тысяч человек [11]. В то же время проведенные нами социологические исследования показывают, что уровень ин-толерантности по отношению к предста-

вителям других религий в исламских учебных заведениях на 15-20% выше, чем в светских вузах республики. Обучение в религиозных учебных заведениях обязательно должно включать воспитание терпимости к представителям других конфессий, других мировоззрений, умение вести цивилизованный диалог.

Для определения наиболее острых конфликтных, в том числе и этнокон-фессиональных, проблем региона, для дальнейшего развития толерантных взаимоотношений между различными народами, религиозными объединениями Юга России, важно выработать региональную модель национальной и конфессиональной политики, учитывающей специфику северокавказского региона.

Формирование благоприятных межнациональных и межконфессиональных отношений у молодежи, их гармонизация должны стать приоритетными направлениями в деятельности органов государственной власти, республиканского и муниципального управления, национально-культурных, политических и религиозных объединений, СМИ в ЮФО.

Государственным органам, общественным и религиозным организациям субъектов Юга России необходимо выработать комплексную программу мер, направленных на достижение этнокон-фессиональной толерантности как основы межэтнического и межрелигиозного общения и согласия, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства региона, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства России.

Духовенству Юга России следует шире пропагандировать миролюбивую сущность и толерантность религиозного вероучения, более последовательно показывать и использовать его истинные ценности по нравственному воспитанию верующих, исходя из того, что религии пропагандируют идеи мира и веротерпимости.

Необходимо обеспечить подготовку и выпуск научных и научно-популярных трудов, в которых с объективных позиций раскрываются история и современное состояние религий на Юге России, освещаются материалы общественного мониторинга религиозно-политического экстремизма, обобщается отечественный и зарубежный опыт по противодействию религиозно-политическому и иным формам экстремизма.

Научным организациям нужно создавать исследовательские группы и структуры для осуществления мониторинга общественного мнения, межэтнических, меж- и внутриконфессиональных отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций с целью выявления кризисных ситуаций и выработки прикладных рекомендаций по их преодолению.

Важно повысить уровень идеологического противодействия религиозно-

политическому экстремизму, активнее привлекая к этой работе органы государственной власти, местного самоуправления, ученых, деятелей культуры, духовенство, педагогические коллективы, представителей правоохранительных органов и средств массовой информации.

В Южном федеральном округе, как регионе с обостренной экстремистской ситуацией, необходимо создать государственно-общественные системы мониторинга среды межэтнических, меж- и внутриконфессиональных отношений и профилактики экстремизма, активизировать в этом направлении деятельность институтов гражданского общества, в том числе Общественных палат и Уполномоченных по правам человека.

Примечания

1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО; http://www.dspace.alcantara.ru. 2. Дробиже-ва Л.М. О социальных и политических проблемах формирования толерантности // Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика / Под ред. Ю.А. Красина. - М., 2002. - С. 21-22. 3. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001. 4. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шев-

ченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования. 2004. 5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 4. М., 2001. - С. 75-76. 6. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. С.Б. Филатов. СПб.-М., 2002. 7. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. 2003. №8. - С. 54-63. 8. Социологический энциклопедический словарь. На рус-

ском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор Г.В. Осипов. М, 1998. - С. 370. 9. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании

постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д.Е. Фурмана. - СПб.-М., 2000. 10. Сторчак В.М. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России// Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. / Сост. и общ. ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. - М., 2004. 11. Текущий архив Министерства по

национальной политике, информации и внешним связям РД. Папка «Исламские учебные заведения в РД в 2007 г.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.