О.Р. РАДЖАБОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории ФГОУ ВПО ДГАУ им.М.М. Джамбулатова*
З.Н. ЛОБАЧЕВА кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ФГОУ ВПО ДГАУ им.М.М. Джамбулатова
Формирование гражданского общества в Дагестане и тенденции его развития
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества, которое характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. При таком подходе анализ ценностных ориентиров в современном обществе является необходимым условием выработки государственной стратегии в области формирования гражданского общества в стране. Трансформации современных обществ остро поставили вопрос об осознании таких процессов, как интеграция и дезинтеграция, сплочённость и система ценностей в обществе.
Актуальность проблемы формирования и построения гражданского общества наряду с целым рядом проблем связана с вопросами национальных и межнациональных отношений, особенно в таком поликультурном и многокон-фессионом регионе, как Республика Дагестан.
Дагестан - уникальная в своем роде республика, где проживает много народностей и этнических групп. К дагестанским народам относится 14 регистрируемых в актах гражданского состояния национальностей: аварцев - 28%, даргинцев - более 16%, кумыков - 13%, лезгин - около
* Раджабов Осман Раджабович, Лобачева Зоя Николаевна e-mail: [email protected]
13%, русских - 7%, лакцев - более 5%, табасаранцев - 5%, чеченцев - около 5%, азербайджанцев - более 4%, ногайцев - 1,5%, рутульцев - около 1%, агульцев - около 1%, цахурцев - около 0,5% и татов - менее 0,5%.
Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем языковым группам: иберийско-кавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахур-цы и чеченцы); тюркской (кумыки, ногайцы и азербайджанцы) и индоевропейской (русские, таты, последние говорят на языке иранской группы). В Дагестане традиционно исповедуют три религии: ислам, христианство и иудаизм. Действительное число самостоятельных в лингвистическом отношении этносов в Дагестане значительно больше. К аварской национальности относят себя еще 14 этносов, компактно поживающих в своих горных селениях: андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулальцы, бежтинцы, ботлихцы, генухцы, годабе-ринцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндинцы, хваршин-цы и чамалинцы. К даргинцам относятся еще две относительно самостоятельные в языковом отношении и компактно проживающие этнические группы: кубачинцы и кайтагцы.
Дагестан - непросто многонациональная республика, он представляет собой синтез множества этносов. История их политического и социокультурного единства уходит в историческое прошлое. Этнокультурное разнообразие, с одной стороны, и геополитическое и социально-экономическая неразделенность Дагестана - с другой, вызвали, в условиях современного общества необходимость формирования гражданской идентичности дагестанского народа.
«Полиэтничность дагестанского общества, т.е. наличие множества этнокультурных общностей требует учитывать особенности их менталитета, преемственность исторических ценностей»1. Все это сказывается на формировании национального самосознания, которое имеет сложную структуру, включающую в себя сознание общности происхождения, единый язык, весь комплекс представлений народа о себе (автостереотип) и о других народах (гетеростерео-тип); чувства, идеи, взгляды, связанные с самоопределением, осознанием своего места среди других народов Да-
1 Баглиева З.З., Бигаева З.С., Лобачева З.Н. Основные этапы становления муниципальной власти в Дагестане // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки, 2013, № 1(22), с. 6.
гестана; историческая память, проявляющаяся как гордость за героическое прошлое и достижения своего народа; историческое сознание, национальный интерес и национальная идея, ценности и символы, традиции, обычаи, религиозные представления.
У дагестанских народов наблюдается четкая выраженность этнических стереотипов, а национальное сознание носит самобытный характер, ибо каждый народ имеет собственную историю и национальный характер, свои традиции, обычаи, ценности и символы
Сейчас для дагестанских народов характерно проявление трех уровней самоидентификации и национального самосознания. На макроуровне народы считают себя членами единой дагестанской семьи, где происходит столкновение с «внешним миром» за пределами республики. На этом уровне общедагестанский патриотизм и национализм могут проявить себя как защита вседагестанского единства, культуры, образа жизни, традиций и т.д. На втором уровне характерно отнесение себя к конкретному народу, например, к аварскому, даргинскому, лезгинскому и т.д. как его представителей. И как подуровень этого уровня отнесение себя конкретно к месту своего проживания микро этнической общности, например, осознание себя андийцами, чама-линцами и т.д. среди аварцев; кубачинцами среди даргинцев, т.е. своеобразное проявление малых коллективов, групп, другими словами - «земляческое» самосознание.
Трудно найти еще такой регион, в котором бы так остро переплетались социальные группы, политические организации и объединения, интересы которых пересекаются в таких различных сферах, как экономика, культура, политика и т.д. Отсюда следует, что межэтническая идентичность понимается как взаимодействие народов в разных плоскостях жизнедеятельности, а в более узком смысле это взаимодействие осуществляется и воспринимается как межличностные отношения людей различных национальностей. Это могут быть и трудовые, и семейно-бытовые, и дружеские, и соседские, и иные отношения.
Согласно современным научным данным, нормальное самосознание гражданина новой России представляет собой единство трех начал: чувства принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стрем-
ление владеть своим национальным языком и национальной культурой; чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия; чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира. Таким образом, гражданскую общность целесообразно рассматривать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте.
В настоящее время гражданское общество рассматривается как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также модернизации общества и государства. Ведь при отсутствии четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития государственная политика и дальше будет пребывать в процессе своей институциализации, оставаясь такой же формализованной и неэффективной, не координирующей свою деятельность и не взаимодействующей с общественной политикой. И лишь декларативно занимающейся «популяризацией» произвольно собранных ценностных ориентаций современного российского общества.
Именно государственная политика, направленная на воспитание и образование личности, больше всего влияет на формирование гражданской позиции.
Необходимо отметить, что и гражданская, и этническая идентичности вписываются в другие множественные социальные явления. Для обеспечения безопасности общества нужно, чтобы данные идентичности не конкурировали между собой. Позитивными, объединяющими ценностями Россия ещё не обладает. Их давно ищут политики, идеологи, но нельзя сказать, что успешно. Этническая система ценностей, в основном, базируется на языке, культуре, национальности родителей, историческом прошлом, территории. Гражданская система ценностей - на месте страны в мире, геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, на представлениях о ресурсах страны, достижениях в культуре, исторической общности. По своему содер-
жанию та и другая система не противопоставляются, не взаимоисключаются, они способны дополнять друг друга.
Также следует отметить, что с ростом глобализации и взаимозависимости в современном плюралистичном мире культурные ценности становятся взаимопроникаемыми и накладываются одна на другую: этнические, социокультурные, религиозные и региональные самоопределения в конкретных ситуациях могут быть нерасторжимо связаны. «Любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание»1.
Однако, как справедливо отмечает С.В. Сиражудинова, глобализация привнесла в северокавказский регион две несовместимых между собой тенденции. Первая - это внедрение ценностей гражданского общества, демократизация общества. Вторая - это ценности фундаменталистов, препятствующие формированию гражданского общества, отвергающие демократические ценности2. В настоящее время, в Дагестане мы сталкиваемся с ситуацией, когда ценности гражданского общества накладываются на уже сформированный этноконфессиональный фундамент и не способны составить им реальную конкуренцию, поэтому гражданские ценности и этноконфессиональные чаще всего выступают в Дагестане не как взаимодополняющие, а как конкурирующие между собой. В этих условиях возникает необходимость разработки технологий и моделей формирующих гражданские ценности, демократические принципы государства.
Слабо выраженная гражданская система ценностей ставит перед учеными республики задачу разработок инновационных прикладных гуманитарных и социальных технологий, которые позволяли бы точно определять параметры, механизмы, методики воспитательного воздействия на личность.
Необходимо при формировании гражданского общества уделять большое внимание таким факторам, как формирование комплексной программы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; толерантности; профилактике и противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму; использованию информацион-
1 Раджабов О.Р., Лобачева З.Н., Миримова А.А. Культура и цивилизация // Философия. Махачкала, 2009, с. 135.
2 Сиражудинова С.В. Исламские аспекты глобализации и формирование гражданского общества в республиках Северного Кавказа // Полиэтничное общество, власть и демократия в России. Сб. ст. Махачкала, 2012, с. 598.
ных механизмов в формировании позитивной гражданской позиции.
Раджабов О.Р., Лобачева З.Н. Формирование гражданского общества в Дагестане и тенденции его развития. В работе рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в условиях поликультурного и многонационального Дагестана.
Ключевые слова: гражданское общество; поликультурный и многоконфессионный регион; глобализация; консолидация.
Radzhabov O.R., Lobachova Z.N. Formation of civil society in Dagestan and trends of its development. The article considers the problems of civil society formation in a multicultural and multi-ethnic Dagestan.
Key words: civil society, multicultural and multireligious region, globalization, consolidation.