Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание и культура толерантных отношений между этническими группами'

Духовно-нравственное воспитание и культура толерантных отношений между этническими группами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / НАРОДЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ДАГЕСТАНА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / TOLERANCE / EDUCATIONAL PARADIGM / NATIONS AND ETHNIC GROUPS OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эминова Мукминат Алиевна, Магомедова Патимат Зубаировна

Духовно-нравственное воспитание гражданина формируется, когда в обществе хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории и зависит от толерантного отношения к другим. Национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского, в том числе и дагестанского общества отводится образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AND CULTURE OF TOLERANT ATTITUDE BETWEEN ETHNIC GROUPS

Spiritual and moral education of citizens can be formed, when people in society keep respect to native language, to individual culture, to their ancestors’ memory, to every page of their domestic history and it depends on the tolerant attitude to each other. National wealth is a base for the strengthening of unity and sovereignty of the country. The main role in spiritual and moral consolidation of Russian and Dagestan society assigned to education.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание и культура толерантных отношений между этническими группами»

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57), 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

1.9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ

Эминова Мукминат Алиевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Дагестанского института развития образования,

РФ, г. Махачкала

Магомедова Патимат Зубаировна

методист Центра инновационных педагогических технологий Дагестанского института развития образования

РФ, г. Махачкала E-mail: magomedova.pz@da2iro.ru

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AND CULTURE OF TOLERANT ATTITUDE BETWEEN ETHNIC GROUPS

Mukminat Eminova

senior lecturer of Pedagogy and Psychology department of Dagestan Institute of Education Development,

Russia, Makhachkala

Patimat Magomedova

an educator of the innovative educational technologies center of Dagestan Institute of Education Development,

Russia, Makhachkala

АННОТАЦИЯ

Духовно-нравственное воспитание гражданина формируется, когда в обществе хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории и зависит от толерантного отношения к другим. Национальное богатство является базой для укрепления

115

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии ____________________________________________№ 12 (57), 2015 г

СибАК

www. sibac info

единства и суверенитета страны. Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского, в том числе и дагестанского общества отводится образованию.

ABSTRACT

Spiritual and moral education of citizens can be formed, when people in society keep respect to native language, to individual culture, to their ancestors’ memory, to every page of their domestic history and it depends on the tolerant attitude to each other. National wealth is a base for the strengthening of unity and sovereignty of the country. The main role in spiritual and moral consolidation of Russian and Dagestan society assigned to education.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание; толерантность; образовательная парадигма; народы и этнические группы Дагестана.

Keywords: spiritual and moral education; tolerance; educational paradigm; nations and ethnic groups of Dagestan.

В последние годы наблюдается всплеск интолерантного отношения между различными этническими группами, живущими на территории России и Дагестана. Это объясняется тем, что Россия многонациональное государство, а Дагестан является многонациональной республикой. Каждому народу, проживающему на территории России свойственны свои национальные ценности, своя мораль, свои принципы, правила общественной жизни и вероисповедания и на этих различиях чаще всего возникает нетерпимость к другим, что приводит к конфликтным ситуациям. Мы должны понимать, что у нас одна родина Россия, мы все равны и у всех равные права, а также один закон для всех.

Базовые национальные ценности России лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного воспитания

гражданина, патриота со сформировавшейся позицией верности своей стране и солидарности с её народом. Нарушение единых ценностных ориентиров, духовного единства общества, девальвации ценностей старшего поколения приводит к размытию жизненных принципов молодёжи. Кроме того, последствием вышеперечисленного является оказание негативного влияния отношения людей к обществу, человека к человеку, закону и труду, в конечном итоге к государству, в котором они проживают.

Ещё в 2007-2008 годах в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ было подчёркнуто, что

116

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57), 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно, это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1].

В 2015 году в послании Народному Собранию РД Глава Республики Дагестана Р.Г. Абдулатипов предложил Министерству образования и науки РД «Активизировать информационно -просветительскую деятельность по формированию толерантности, воспитания уважительного отношения к представителям других народов и религий, гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, а также созданию атмосферы всеобщего осуждения терроризма и экстремизма в молодёжной среде» [2].

В связи с этим образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского, в том числе и дагестанского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних угроз, которые являются причинами расшатывания межнациональных отношений.

Откликом сегодняшних ситуаций межэтнических конфликтов можно назвать основные причины: это распад СССР, разрушение политических и социально-экономических основ, безработица, периодически повторяющиеся кризисы, военные конфликты и т. д.

Всё это не может не отразиться на образовательном процессе современной молодёжи. Именно для образовательной системы характерно формирование толерантного сознания подрастающего поколения. Исходя из этого, можно сказать, что проблемы социальной нестабильности, защита прав человека и детей в современном обществе становятся наиболее актуальными. Кроме того, воспитание подрастающего поколения на основе гуманистических, общечеловеческих ценностей становится наиболее востребованным в образовательном процессе. Решение этих задач требует создания комплексной разработки системы мер для современного образовательного пространства, формирования толерантности, профилактики терроризма и экстремизма в российском обществе.

117

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57), 2015 г

СибАК

www. sibac info

Что же такое толерантность? Понятие «толерантность», принятое Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в декларации принципов по толерантности (1959 г.) определено как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность формировалась на протяжении многих веков, дополнялась знаниями, соответствующими окружающей действительности [3] Это особенно важно понять в условиях многонационального Дагестана с его самостоятельной культурой, адатами и традициями, и не только понять, но и принять как основной принцип совместного проживания. Однако действительность говорит о другом. В перестроечный и послеперестроечный период нетерпимость, интолерантное отношение одной нации к другой превратились в глобальную проблему современного общества. Народы, веками жившие в мире и согласии, стали врагами друг другу, смешанные семьи распадались, дети при живых родителях становились сиротами, пополняя ряды беспризорников.

Именно образованию в условиях динамичного темпа развития общества присуще занять особое место в формировании новой личности, открытой к диалогу, толерантному отношению друг к другу. Готовность к диалогу, уважение, признание прав представителей всех национальностей является одной из основных ценностей гражданского общества.

Обострение межнациональных, межрелигиозных конфликтов свидетельствует о том, что необходимо с полной ответственностью относиться сотрудникам образовательных учреждений, к формированию у обучающихся культурной, образовательной парадигмы. Традиции и обычаи дагестанских народов сходны тем, что они олицетворяют ценностные ориентиры, которые являются основой в процессе достижения устойчивого формирования толерантного общества, но эти устои стараются расшатать несознательные элементы.

В условиях образовательных учреждений, с точки зрения педагогики, воспитание толерантности, толерантной личности может рассматриваться как целенаправленное систематическое воздействие на индивидуум, путём собственного примера, используя определённые методы, приёмы и формы, сочетая их с самовоспитанием.

Особенности географического расположения Республики Дагестан, непосредственная близость с территориями, где в недавнем прошлом проходили военные действия межнационального характера, обусловили актуальность, значимость воспитания у обучающихся качеств толерантной личности. Все мы знаем, что формирование

118

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57), 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

личности начинается с момента ее рождения, и позиция родителей в этом возрасте является основой воспитания толерантности у маленького человека. Национальное самосознание закладывается в семье и, если оно будет правильным, то общество в конечном итоге получит толерантного гражданина. Дошкольный и младший школьный возрасты являются наиболее оптимальными для формирования толерантности, а образовательные учреждения должны практиковать воспитание толерантной личности как последовательную, целенаправленную систему воздействия на личность, на семью. Взрослые путём собственного примера, используя определённые методы и приёмы, сочетая их, смогут воспитать в детях силу воли, привить им принципы самовоспитания, самообразования, самореализации и, в конечном итоге, толерантную личность.

«Подлинная толерантность не является механическим результатом действия каких-либо внутренних или внешних факторов, но является проявлением сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определённых отношений» [3].

Аналогичные мысли высказываются и другими учёными, для которых толерантность - это глубоко индивидуальное свойство, форма проявления социальных особенностей, которые зависят от уровня терпимости, демократизации, гибкости общества в целом и от того, насколько в нём толерантность признаётся ценностью.

На территории современного Дагестана проживают такие народы как аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, рутульцы, агулы, евреи, цахуры. В составе ряда дагестанских народов есть и этнические группы, которые выделяются самостоятельным языком, некоторыми особенностями культуры (андийцы, бежтинцы, кубачинцы и др.) [4]. Представители почти всех этих народов обучаются в МБОУ № 40 г. Махачкалы (таб. № 1).

В рамках реализации приоритетных проектов развития РД обеспечивается эффективное изучение народов Дагестана, популяризация знания русского и своего национального языка, а также литературы, истории Дагестана, культуры и традиции, как условие приобщения к этнокультуре.

119

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57), 2015 г

СибАК

www. sibac info

Таблица 1.

Национальный состав учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Махачкалы на 2015-2016 учебного года

класс аварцы даргинцы кумыки лакцы лезгины русские табасаранцы азербайджанцы цахуры рутульцы чеченцы ногайцы осетины

i 87 23 11 12 8 1 1 1 2

2 88 17 16 15 9 3 2 2

3 74 10 22 11 6 4 1

4 56 13 20 10 7 2 1 3 1 1 1

5 96 8 13 13 6 1 2 1 3 3 1

6 78 10 17 13 6 5 3 2

7 76 13 19 12 6 2 3 3 4

8 56 16 14 12 6 2 1

9 66 13 15 12 6 1 3 3 2

10 20 - - 5 - 1 1 1

11 19 - - 21 - 1

Итого 746 177 147 115 94 6 23 14 14 15 1 1 1

Основная цель воспитательной работы в школе - это воспитание толерантности, культуры общения, терпимости друг к другу. Подростковый и ранний юношеский возраст непростое время не только для родителей, учителей, но и для самого ребёнка. Среди подростков неприятие представителей других национальностей иногда принимает характер прямого противостояния. Чтобы понять его корни, необходимо знать, как формируется характер в более раннем возрасте в семье, когда дети только начинают отожествлять себя с представителями той или иной национальности. В этой связи важна работа по культуре толерантности с родителями. Необходимо объяснять им, что именно младший школьный возраст является важным этапом национальной социализации ребёнка. Родители должны формировать у него нормы поведения в духе обычаев и традиций многонационального Дагестана, где взаимоуважение к своим братьям впитывалось с молоком матери, соблюдение этого позволит воспитать достойного члена нашего общества. Крайне важно соблюдать преемственность совместной работы по привитию культуры толерантного общения как в содружестве начального, основного общего и среднего общего образования школы, так и с родителями. Для этого во всех звеньях образовательного

120

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57), 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

учреждения создана позитивная морально-психологическая обстановка, подкреплённая комплексом мер организационно-управленческого и методического характера. Для реализации поставленной цели педагогический коллектив анализирует итоги прошедшего года, выявляет причины возникновения конфликтных ситуаций межнационального характера и наиболее эффективные формы их преодоления.

С учётом результатов проведённых мероприятий, тренингов, анкетирования, классные руководители планируют свою деятельность по профилактике терроризма, привитию толерантности во взаимоотношениях многонационального класса. Вот примерный перечень задач и принципов, изучаемых педагогическим коллективом школы:

• состояние и уровень развития культуры толерантного общения учащихся многонационального класса;

• анализ влияния педагогических усилий на воспитание культуры толерантного общения многонационального коллектива на основе адатов, традиций и обычаев;

• учёт результатов проделанной работы; на основе этого формируют методические рекомендации;

• проведение тренингов толерантного общения, профилактических мероприятий по привитию ненасильственных способов разрешения конфликтов в многонациональном сообществе;

• беседы, встречи, семинары, «круглые столы» с участием преподавателей Дагестанского института развития образования (ДИРО);

• участие в работе научно-практических республиканских конференций.

Комплекс воспитательных методов, проводимых с родителями, заключается в следующем:

• анализ состояния уровня развития и культуры толерантного общения путём анкетирования;

• планирование комплекса бесед, встреч, «круглых столов» по изучению адатов традиций и обычаев народов Дагестана, их сходство и различие;

• мониторинг влияния педагогических усилий на родительский и ученический коллективы;

• тренинги толерантного общения путём создания проблемы и пути выхода из неё.

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 40» делает всё, чтобы обеспечить каждому ученику, какой бы национальности он не был, атмосферу уважения, видит в каждом достойного собеседника, принимает его точку зрения и обсуждает её при заведомо обозначенном равноправии позиций всех участников разговора.

121

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57), 2015 г

www. sibac info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всё это позволяет повысить уровень культуры толерантного общения учащихся образовательного учреждения, привить им умения, навыки позитивного взаимодействия представителей различных национальностей, социальных групп на основе общечеловеческих ценностей, присущих всем народам и религиозным конфессиям. Все учащиеся чётко знают, что нация - это государственнотерриториальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовноценностных характеристик и общего сознания. А национальное государство - это государство с общей контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны: «Я -Россиянин дагестанского происхождения» и «Дагестанец определённой национальности». Если педагог сумеет закрепить в сознании своих подопечных эти два понятия, то он воспитает патриота своей родины с чувством верности своей стране и солидарности с её народом и это в конечном итоге приведёт к искоренению терроризма.

Последовательная и систематическая деятельность педагогического коллектива совместно с родителями дала свои положительные результаты: наблюдается резкое сокращение конфликтов между

учащимися, связанных с национальной принадлежностью; среди выпускников школы возросло количество межнациональных браков.

Несмотря на то, что педагогическим коллективом выполняется большая работа по реализации задач воспитания культуры толерантного и межнационального общения, необходимо знать, что на достигнутых результатах нельзя останавливаться, так как каждый день ставит перед коллективом новые задачи, требующие решения.

Список литературы:

1. Журнал «Воспитательная работа в школе»// 2006 г., № 3.

2. Журнал «Воспитательная работа в школе»// 2006 г., № 6.

3. Журнал «Гуманизация образования»//научно-практический международный журнал, 2008 г., № 5.

4. Магомедова М. «Культура и традиции народов Дагестана». Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов. Махачкала 2009 г.

5. Рекомендации августовского совещания работников образования Республики Дагестан. 21.08.2014 г.

6. ФГОС-2 ОО «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ в сфере общего образования». 2013 г.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.