^ Теория и история культуры
Д ИАЛОГ КУЛЬ ТУР И РЕЛИГИЙ КАК ДУХОВ НАЯ ОСНО ВА УСТОЙЧИВО ГО РАЗ ВИТИЯ МНО ГОНА ЦИО НАЛЬ НО ГО ОБ ЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
УДК 008:351.858(470.57) З. Я. Рахматуллина
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
В статье на примере Республики Башкортостан раскрывается конструктивный потенциал идеи диалога культур и религий как духовной основы современной успешности, стабильности и поступательного развития многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. Автор анализирует сложившуюся в России эпохи цивилизационных трансформаций духовную ситуацию, социальные проблемы отечественной культуры, рост этнического и религиозного экстремизма как результата ослабления механизма диалога культур и религий. В статье особо подчёркивается, что равновеликое внимание многонационального государства к каждой культуре, языку, традициям своих народов, уважение ко всем традиционным вероисповеданиям страны становится требованием времени, консолидирует нацию, укрепляет силу и авторитет государства в мировом сообществе.
Ключевые слова: Российское государство, диалог культур, традиционные религии, «новые религиозные движения», этническая культура, национальные языки, культурный мир Башкорто-ста на.
Z. Ya. Rakhmatullina
The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Okhotny ryad str., 1, Moscow, Russian Federation, 103265
DIALOG OF CULTURES AND RELIGIONS AS A SPIRITUAL BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MULTIETHNIC SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC)
This article is devoted to constructive potential of idea of dialogue of cultures and religions as a spiritual basis of modern success, stability and sustainable development of a multiethnic, multicultural and multi-confessional Russian society (on the example ofBashkortostan Republic). The author analyzes the spiritual situation in Russia of civilizational transformations period, the social problems of the national culture, the growth of ethnic and religious extremism as a result of the weakening of the mechanism of dialogue between cultures and religions. The article emphasizes that the equivalent attention of multinational state to each culture, language and traditions of their nations, respect for all traditional religions becomes a requirement of time to consolidate the nation, strengthens the authority of the state in the international community.
Keywords: Russian state, the dialogue of cultures, traditional religions, «new religious movements», ethnic culture, national languages, cultural world of Bashkortostan.
РАХМАТУЛЛИНА ЗУГУРАЯГАНУРОВНА — доктор философских наук, профессор, Комитет по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
RAKHMATULLINA ZUGURA YAGA NUROVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor, Committee of culture of The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation
e-mail: [email protected] © Рахматуллина З.Я., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
Исторически социокультурная биография многонационального, поликультурного, поликонфессионального Российского государства складывалась как объективация во взаимоотношениях с многочисленными этносами, вошедшими в его состав, этническими культурами, национальными языками, традиционными конфессиями идеи диалога, принципа равновеликого общения народов при помощи языка духовных ценностей и культурных смыслов. Национальное единство возникало на полиэтнической основе в ходе совместной хозяйственной деятельности, государственно-политической регуляции и скреплялось единым государственным языком, ставшим в поликультурном пространстве языком межэтнического общения. В ходе противоречивой истории народы России вместе про ти востоя ли социальным испытаниям, переживали жизненные потрясения, политические и духовные катаклизмы и творили судьбу многонационального государства, создавали уникальное и многомерное по духу, ценностному содержанию и смыслам поликультурное пространст во, основан ное на терпи мости, уважении друг к другу и взаимопонимании, защищали единое Отечество от врагов. В этом особом культурном мире постепенно складывался самобытный духовно-нравственный космос исторического развития страны, в котором понятия «коллективизм», «общинность», «братство», «свободолюбие», «веротерпимость» стали основными в организации личного и общественного бытия. Этот дух как квинтэссенция многона-цио нальной народ ной мен тально сти на про-тя же нии веков пи тал соб ст вен ную, не похожую на национальные традиции народов мира, социокультурную традицию, которая во все исторические времена задавала ценности и смысложизненные максимы истинного, собственного,естественного, органичного бытия, удерживала от опрокиды ва ния в хаос, не да ва ла забыть ся в стихии инстинктов и предлагала строить свой «жизненный мир», раздвигая рамки сиюми-
нут ных ин те ре сов и по требно стей, по ти пу «должного», ориентируясь на «быть», а не на «иметь». Этот своеобразный культурный мир, имеющий собст вен ную историю, историческую память, накопленный многовековой материальный и духовный опыт, стал органической частью единого культурного космоса всечеловечества, который и сегодня, в условиях наступающей глобализации культу ры и эпохи по стмодер на, пы тает ся сохранить свои внутрен ние смыслы и архетипы, ценностные ориентиры и миро-воз зрен че ские кон стан ты.
Современное российское общество — арена радикальных цивилизационных изменений во всех сферах. Процессы демократизации, начавшиеся в середине 1980-х годов, разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций привели к кризисным явлениям в российской культуре и национальной духовности, активизации цен тро беж ных тен ден ций, ги пер тро-фии национального самосознания, возникновению межнациональных конфликтов, различных этнофобий и т.д. Тотальная экспансия стандартов западного (американского) образа жизни как идеальных моделей для ор га ни за ции жиз не дея тель но сти, умноженная на идеологическую пустоту в общегосударственном масштабе, во многом разрушила традиционные ценностные основания российского общества. Безусловно, в стране происходят определённые позитивные процессы: после долгих лет изоляции российская культу ра возвращается в мировую цивилизацию, ориентируясь на общечеловеческие ценности, и совместно решает проблемы планетарного выживания, откры лись границы, начался много-уров не вый диа лог отече ст вен ной культу ры с мировой. С другой стороны, культурная глобализация, несущая с собой основанную на потребительских цен ностях усред нён-ную интернациональную культуру, угрожает сегодня не только социокультурным традициям народов России, но и отечественной
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
культуре в целом и актуализирует вечный «гамлетовский» вопрос: быть или не быть? Станет ли Российская Федерация носителем собственных национальных культурных смыслов или отечественная культура «растворится» в просторах мировой цивилизации? Более того, ориентируясь на пропагандируемые западным миром принципы унификации культур, не «поднимет ли руку» на культурную персональность и самобытность собственных народов, пытаясь искусст вен но сотворить некую без ли кую культурную субстанцию, носителями которой станут «иваны, не помнящие родства» и манкурты без памяти прошлого, уверенного настоящего и надёжного будущего? Современная молодёжь в своём подавляющем большинстве (за исключением подвижников-патриотов, духовных личностей [3], носителей архетипов отечественной культуры), выросшая на культурных парадигмах глобализации, под которыми, как правило, понимаются западные и американские ценности, отчуждённая от смыслов отечествен ной духовно сти, плохо знающая ис торию своего народа, родной язык, — наглядное тому свидетельство. Многие духовные и социальные проблемы современной отечественной культуры: рост молодёжной эт-нофобии и асоциального поведения, экстремизм, культурная адаптация мигрантов и т.д. — результат ослабления также духовных механизмов диалога этнических культур и религий в современном российском обществе. Особую озабоченность вызывают распространение, особенно в молодёжной среде, религиозной нетерпимости, актов религиозного вандализма, увлечение молодыми людьми идеологией модных псевдорелигиозных сект, противоречащей базовым ценностям традиционных религиозных культур. Духовные лидеры православия, ислама, буддизма и других традиционных верований страны делают все возможное, чтобы противостоять ревизии и фальсификации основ своих гуманистических идей и доктрин, выступают против использова-
ния «знамён веры» и религиозных чувств верующих для прикрытия деструктивными экстремистскими силами своих политических амбиций, против разрушения традици-он ной ре ли гиоз ной ду ховно сти лже цен но-стями «новых религиозных движений», растлевающими современную молодёжь.
Сегодня все больше сторонников находит позиция, что отечественная культура может с уверенностью смотреть в будущее только при условии «опоры на собственные силы», на собственный культурный архетип и традиции в процессе «нового открытия» родных и творческого осмысления чужих культурных ценностей в условиях глобализации. Осознание идеи творческого диалога как «категорического императива» межличностных, межкультурных, межцивилизаци-он ных ком му ни ка ций в совре мен ном ми ре и многона циональном российском обще стве оказывается как никогда актуальным. Равновеликое внимание со стороны многонационального государства к каждой культуре, языку, традициям и обычаям своих народов, уважение ко всем традиционным вероисповеданиям страны становится требованием времени, имеющем огромный конструктивный потенциал. Терпимость, взаимопонимание, дружба, согласие и гражданский мир в по ли культурном про стран ст ве — это одна из «духовных скреп» (о которых так много говорят и которые так нужны сегодня современной России), консолидирующих нацию, укрепляющих силу, мощь и авторитет государства в мировом сообществе, обеспечивающих его качественное, устойчивое развитие, формирующих культурное пространство, где есть место патриотизму, гра ж данст вен ности, ответ ствен ности, уважению друг к другу, независимо от этнической, языковой, религиозной принадлежности, умению слышать и слушать другого. Примером равновеликого диалога и творческого общения многочисленных этнических культур, религий, национальных языков и менталитетов в поликультурном пространстве современной России выступает много-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
на циональная баш кор то станская зем ля, на которой проживают сегодня представители более 100 народов и народностей, последо-вате ли всех ми ро вых и мно гих на циональ-ных религий. Думается, именно на федеральном уровне есть смысл обратить внимание на осо бую социо культурную си туа цию, уникальный культурный кос мос, сложившийся в современном Башкортостане, который выступает своеобразным «идеальным типом» (М. Вебер) организации жизнедеятельности многонационального и поликонфессионального общества в современных условиях. Как известно, под «идеальными типами» М. Вебер понимал идеальную модель того, что целесообразно и отражает интересы человека «здесь» и «теперь». «Идеальные типы» выступают в качестве критериев и ориентиров, на основе которых нужно и должно корректировать духовное, политическое и материальное бытие общества [2, с. 641]. Несмотря на то, что «идеальный тип» несёт в себе определённый «идеализирующий» момент, тем не менее, он есть общественно значимая сущность и привносит це ле со образ ность и упо ря до чен ность в мышление и поступки людей, а также служит неким методологическим ориентиром ос мыс ле ния соци аль ной жиз ни и ре шения практических задач по организации и упорядочению личного и общественного бытия.
Представляющий нерас торжимое единство политико-правовой и духовно-культурный космос современного многонационального и поликонфессионального Баш-кор тоста на сложился на основе многовекового творческого общения национальных культур, языков, религий. И с уверенностью можно сказать, что в становлении этого космоса немаловажную роль сыграл всеобъединяющий справедливый дух башкирской культуры. Веротерпимость, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись основополагающими цен ностя ми башкирской культу ры. «Мечут в тебя камнем, метни в ответ едой» — это философия жизни народа, который прошёл
через многие лишения и исторические испытания, но не изменил своим гуманистическим принципам. Ещё в эпическом сказании об Урал-Батыре зарождающиеся миропонимание и мироотношение народа определили «добро» и «благодеяние» как абсолютную цель мира, долг каждого человека и всех грядущих поколений [1, с. 124—125]. Доброта, открытость, уважение к собственному достоинству и достоинству другого — основные духовные принципы со-бытия баш ки ра с дру ги ми. Все че ло веч ность, ощущение самоценности и значимости любого человека независимо от его веры, национальности и социального положения составляют квинтэссенцию башкирской культуры. Башкирский народ миролюбиво принял «чужеродные» племена, ко всему чуждому и чужому относился терпимо, по-доброму, по-человечески, более того, способствовал развитию «этого чужого», даже если оно было чужой культурой и верой. В глубинах его души витает, действительно, некий над на циональный, все че лове ческий дух — дух терпимости, согласия, дружбы и интерна циона лиз ма. На баш кир ской зем ле обрели Родину тысячи и тысячи людей. Сегодня башкирский край представляет собой на дёж ный ост ровок меж на ционального согласия, стабильности и гражданского мира в социокультурном пространстве Российской Фе де ра ции. В 2013 го ду в Баш кор тоста не состоя лось зна менательное не только для Башкортостана и России, но и для всего исламского мира событие: празднование 225-летия Центрального духовного управления мусульман России, история становления, культуросозидающая и миротворческая деятельность которого ста ла неразрыв ной частью ду хов ной биографии многонационального и поликонфессионального Российского государства. Эта авторитетная религиозная организация была учреждена Екатериной II в Уфе, в башкирском крае, в котором, после присоединения к Российскому государству, обрели Родину тысячи и тысячи переселенцев разной веры. Более
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
две трети населения республики исповедуют сегодня традиционный ислам. Мусульманская умма Башкортостана вносит свою мно гогран ную и дос той ную леп ту в возрождение отечественной духовности, культивирование терпимости (этнокультурной, гражданской, религиозной) в межличностном и межэтническом общении, в воспи-та ние под рас таю ще го по ко ле ния и сохранение взаимопонимания между народами на многона циональной баш кор тостанской и российской земле. Религиозные деятели и идеологи традиционных конфессий Башкортостана активно призывают к межкультурному и межконфессиональному диалогу в многона циональном российском обще-ст ве, ве дут мас штабную про све ти тель скую работу в условиях, когда предпринимаются попытки использовать перефразированные в соответствующем идеологическом или политическом ключе идеи традиционных рели гиоз ных учений для оп рав да ния ак тов религиозного вандализма, искусственно нагнетаемой этнической и религиозной нетерпимости, религиозного экстремизма и фанатизма, и активно противостоят наступлению на массовое сознание новых религиозных движений, охотящихся за детьми и молодёжью. Ориентация на принципы диалогического и творческого общения светской культуры с религиозной, с одной стороны, и традиционных вероисповеданий в поликонфессиональном религиозном пространстве современного Башкортостана — с другой, «работает» на обеспечение духовной безопасности современного общества, утверждение мира и согласия.
Культурный мир Республики Башкортостан, в котором и мусульманские мечети, и православные храмы, и культовые здания дру гих ре ли гий при зы ва ют людей к совместному мирному со-бытию во имя ум ноже ния в со вре мен ной жиз ни до бра, справедливости и красоты, есть наглядное сви де тель ст во то му, что верую щие и не верую щие — рав нове ли кие гра ж да не од ной стра ны, а меж кон фес сио нальный мир как
ду хов ная поч ва гра ж данского мира, на цио-нального согласия и единения в обществе требует особой защиты и на государственном, и на законодательном, и на личностном уровнях.
Проводимая в последние годы многоплановая культурная и на циональная политика есть доказательство серьёзных усилий пра витель ства рес публики, направ лен ных на обеспечение конституционных гарантий свободного развития населяющих её народов и диа лога на циональных культур, ре ли-гий и языков. На сегодня зарегистрировано более 60 национально-культурных объединений, успешно работают более 40 историко-культурных центров наиболее многочисленных этносов региона, учреждена Ассамблея народов Республики Башкортостан с Домом дружбы народов, на языках многочисленных этносов республики издаются республиканские газеты и журналы, ведутся передачи по радио и телевидению. Система национального образования выступает цементирующим механизмом национального согласия и наглядной объективацией идеи диалога культур. Не раз в различных источниках информации отмечалось, что по числу изучаемых языков Башкортостан уступает лишь Дагестану с его многочислен ными горски ми диа лекта-ми и наречиями. Сегодня в школах республики организовано обучение на 6 языках (башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском), в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков народов многонационального края. Со вре мен ный Баш кор то-стан де лает все воз мож ное для обес пе че-ния конституционных гарантий свободного раз ви тия насе ляю щих его народов, не смотря на серьёзную финансовую и организационную нагрузку для региона. Например, в Удмуртии на родном удмуртском языке дети начали обучаться несколько лет назад, в нашей же республике в местах компактного проживания удмурты всегда изучали свой родной язык и обучались на нем. Ребё-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
нок любой национальности, проживающий в Башкортостане, имеет возможность изучать свой родной язык, культуру, обычаи и традиции. В республике есть уникальнейший пример. Как известно, сегодня в России проживает около 18 тысяч латышей, из них бо лее ты ся чи — в Баш кор то ста не. В одну из школ Архангельского района республики ежегодно приглашается учитель из Латвии для преподавания родного язы ка, проводят ся национальные латышские праздники «Лиго», «Мартыни», организованы фольклорные ансамбли «Ат-баллс» для взрослых и «Биттес» для младших школьников, в школе есть этнографический музей. В частности, ансамбль «Атбаллс», по приглашению Латвийской Республики, в 2013 году принял участие в Меж ду народ ном конкур се на циональ-ной пес ни. Латы ши Баш кор то ста на, как и другие этнические общности, проживающие в республике, сохранили свою идентичность, язык и культуру. По заключению учё ных Лат вии и Уд мур тии, про водив ших в разные годы этнологические экспедиции в районах Баш кор тоста на, баш кир ские латыши и удмурты сумели сохранить свой язык в более чистом виде, чем на исторической родине. Аналогичные отзывы прозвучали и от представителей немецких делегаций после посещения немецких школ в Благо-вар ском рай оне. В рес пуб ли ке про водятся многочисленные праздники национальных культур и национальных языков. Республика самостоятельно решает проблему обеспечения кадрами национальных образовательных учреждений через подготовку препо да вате лей род ных язы ков в выс ших и средних специальных учебных заведениях республики. Башкортостан на практике реализует жизненно важную аксиому: всестороннее культивирование изучения национальных языков, сохранение традиций и обычаев российских народов — залог со-
хранения межнационального мира и согласия в мно го на циональном ре гионе.
Диалог культур и религий как социальная и духовная ценность выступает как один из решающих факторов сближения людей и национальностей, означает возможность взаимодействия противоположных укладов жизни, религий и ценностных ориентаций, порой далее враждующих друг с другом, ограничивает гипертрофию этноцентризма в оценке своих культурных достижений и возможностей. Равнодушие, не до верие и да же вра ж дебность по от ношению к чу жим культу рам, при выч ка рассматривать облик других народов только в чер но-бе лых тонах есть та поч ва, ко торая питает воинствующий национальный эгоизм (негативный национализм), граничащий с идеей национальной и культурной исключи тель но сти, осо бен но опас ной в многонациональном обществе. Ориентация на «идеальный тип» диалогического общения этно-культур, религий и национальных языков, сформировавшийся в многонациональном Баш кор то ста не, за клю чает в се бе ог ром ный конструктивный потенциал для определения стратегий дальнейшего развития многонационального, поликонфессионального, поликультурного российского общества в условиях наступающей глобализации, в вы-страи ва нии от ноше ний как ме ж ду оте че-ственной и мировой культурами, так и национальны ми культу рами в рам ках единой российской культуры. Башкортостан сегодня продолжает вековые духовные традиции со-бытия народов, культур и религий, культивирует ценности и духовные смыслы традиционного ислама, оберегает святыни христианства и других, традиционных для региона верований и наглядно демонстрирует на практике реализацию идеи диалога культур и ка но ны веро тер пи мо сти как ос но-ву со вре мен ной ус пеш но сти, стабильно сти и поступательного развития.
Ф
Примечания
1. Башкирское народное творчество. Уфа : Башкирское книжное издательство, 1987. [Т. 1] : Эпос. 544 с.
^ Теория и история культуры
2. Вебер М. Избранное. Образ общества : пер. с нем. Москва : Юрист, 1994. 704 с.
3. Кулыева А. Я., Рахматуллина З. Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа : РИЦ БашГУ, 2007. 114 с.
References
1. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. T. 1. Epos [Bashkir folk art. Volume 1. Epos]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo [Bashkir publishing house], 1987. 544 p.
2. Weber M. C. E. Favorites. The image of society. Moscow, Jurist Publ. [Lawyer Publ.], 1994. 704 p. (in Russian).
3. Kulyeva A. Ya., Rakhmatullina Z. Ya. Dukhovnaya lichnosf: portret sovremennika [Spiritual personality: the portrait of a contemporary]. Ufa, RIC BashGU Publ., 2007. 114 p.
УХОВ НО-КУЛЬТУРНЫЕ ИЗ МЕРЕ НИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬ НЫЕ ОС НО ВЫ РЕ ГИО НАЛЬ-НОЙ ПОЛИТИКИ СО ВРЕМЕННОЙ РОССИИ
УДК 008:351.85
Ф С. А. Буторов, В. М. Солдатов Ф
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящей статье, посвящённой Международному форуму «Культура и экономика региональной политики в современных условиях» (22—23 апреля 2014 года, г. Махачкала, Республика Дагестан), автор предлагают своё видение и понимание культурно-экономических проблем формирования и реализации в современной России региональной политики. По его мнению, сегодня в региональной политике излишне доминирует рационально-экономический подход, а духовно-культурным её измерениям уделяется недостаточное внимание. Концентрируя своё внимание на этих измерениях, автор рассматривает их в контексте Основного закона РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Отмечая духовно-культурную недостаточность данных документов, автор указывает на необходимость совершенствования за ко но да тель ст ва о ре гио наль ном раз ви тии Рос сии и раз ра бот ки но вой кон цеп ции ре гио наль ной политики.
Ключевые слова: конституция, статус, концепция, регион, политика, культура, экономика, Рос сия.
БУТОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков Московского государственного университета культуры и искусств
BUTOROV SERGEI ALEKSEEVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of foreign languages, Moscow State University of Culture and Arts
СОЛДАТОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ — кандидат экономических наук, заместитель директора НИИ Московского государственного университета культуры и искусств
SOLDATOV VLADIMIR MIKHAYLOVICH — Ph.D. (Economics), Deputy Director of the Research Institute, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] © Буторов, С. А., Солдатов В. М., 2014