Научная статья на тему 'Проблема освоения в светской школе знаний о религии'

Проблема освоения в светской школе знаний о религии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ / СВЕТСКАЯ ШКОЛА / IDEOLOGY / MULTICULTURAL / SECULAR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорева Эльвира Николаевна, Кириллова Ольга Васильевна

Статья посвящена проблеме освоения в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры, а также формирования поликультурной личности, способной к межконфессиональному диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STUDYING IN THE SECULAR SCHOOL THE KNOWLEDGE OF RELIGION

The article is devoted to the problem of studying in the secular school the knowledge of religion as the specific type of worldview, about religion culture as a part of a national culture and also the forming of multicultural personality able to midconfessional dialogue.

Текст научной работы на тему «Проблема освоения в светской школе знаний о религии»

Литература

1. Абельская Р.С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач // Вопросы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1965. С. 75-91.

2. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М.: АПН РСФСР, 1962. 385 с.

3. Гагаева Г.М. Психологические факторы, влияющие на активность и эффективность игровых действий с мячом футболистов // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. С. 34-41.

4. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 120 с.

5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 327 с.

6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М.: АН СССР, 1960. 212 с.

7. Таер Х. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 24 с.

8. Хоутка М.К. Исследование теории и практики тактической подготовки юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1959. 19 с.

ДРАНДРОВ ГЕРОЛЬД ЛЕОНИДОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

DRANDROV GEROLD LEONIDOVICH - doctor of pedagogical sciences, professor, head of Sports Disciplines Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

КРАСНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ - старший преподаватель кафедры физического воспитания, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

KRASNOV YURIY IVANOVICH - senior teacher of Physical Education Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ФАТТАХОВ РАФАЭЛЬ ВАГИЗОВИЧ - старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Россия, Набережные Челны.

FATTAKHOV RAFAEL VAGIZOVICH - senior teacher of Theory and Methodics of Sport Games Chair, Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Russia, Naberezhnye Chelny.

УДК 37.032

Э.Н. ИГОРЕВА, О.В. КИРИЛЛОВА ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ

Ключевые слова: мировоззрение, поликультурный, светская школа.

Статья посвящена проблеме освоения в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры, а также формирования поликультурной личности, способной к меж-конфессиональному диалогу.

E.N. IGOREVA, O.V. KIRILLOVA THE PROBLEM OF STUDYING IN THE SECULAR SCHOOL THE KNOWLEDGE OF RELIGION Key words: ideology, multicultural, secular school.

The article is devoted to the problem of studying in the secular school the knowledge of religion as the specific type of worldview, about religion culture as a part of a national culture and also the forming of multicultural personality able to midconfessional dialogue.

В начале XXI в. человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многона-циональность населения Земли, государств и регионов, интенсификация политических, экономических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде, усиливая связи людей разных национальностей и конфессий. Значит, возникает потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности школьника,

сочетающей в себе системные знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межконфессиональному диалогу.

Значение религии в педагогике, в том числе необходимость знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, было предметом исследований классиков педагогической науки, а также религиозных деятелей (И.А. Ильин, Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, митр. Филарет Дроздов, И.Г. Песталоцци, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в научной литературе проблема места и значения знаний о религии в содержании образования обсуждается и светскими учеными, и религиозными деятелями (Е.П. Белозерцев, В.П. Борисенков, Л.П. Буева, прот. Владимир Воробьев, митр. Кирилл Гундяев, Б.Т. Лихачев, М.П. Мчед-лов, А.И. Осипов, И.Н. Яблоков и др.).

Вопросы освоения знаний о религии при реализации образовательных программ дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования с различных позиций рассматривались в работах В.А. Беляевой, В.И. Гараджи, И.А. Галицкой, архим. Зиновия Корзинкина, Т.И. Петраковой, А.И. Пискунова, И.В. Понкина, В.Ю. Троицкого, В.В. Шердакова, прот. Евгения Шестуна.

Разработаны методики освоения знаний о религии в преподавании основных учебных дисциплин, курсов по выбору, дополнительном образовании (Н.С. Гордиенко, С.Ф. Иванова, И.Н. Кондратенко, А.В. Мителягин, А.И. Николаева, Т.В. Скляров, В.Л. Ширяев и др.). Подготовлены и применяются в практике учебные программы и пособия, учебно-методические разработки, предусматривающие освоение школьниками знаний о религии в форме сравнительного религиоведения (Г.А. Елисеев, А.А. Радугин, Н.В. Шабуров, Я.Н. Щапов), изучения определенной религиозной культуры (А.В. Бородина, В.А. Гре-беньков, С.С. Куломзина, Л.А. Харисова), в связи с решением задач общего социально-гуманитарного образования (А.И. Горшков, А.Г. Кравецкий, И.А. Кузьмин, А.А. Плетнева, Ю.С. Рябцев и др.).

В последние годы интерес к вопросам теории и практики освоения учащимися знаний о духовно-нравственных ценностях религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы неуклонно возрастает, что находит выражение в появлении концептуальных научных работ. Это, в частности, исследование опыта изучения религии в светской школе на различных исторических этапах развития российской системы образования (М.Н. Костикова), процесса воспитания духовной культуры современных школьников (Н.М. Романенко), теории и опыта изучения религиозной культуры в содержании общего образования, исламской культуры в региональном компоненте общего образования (Л.А. Харисова).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основным содержанием названы базовые национальные ценности, носителями которых являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества [1].

Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря проникновению едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности она выступает консервативным, сохраняющим началом об-

щественной жизни и культуры. Объективный анализ роли религии в истории и культуре нашего общества приводит к выводу, что существенная часть национального исторического и культурного наследия русского и других народов России не может быть освоена молодым поколением с достаточной глубиной без определенного уровня знаний о религии, религиозной культуре. Следовательно, актуальным становится вопрос о расширении и обновлении содержания, форм и методов изучения религии в светской школе.

Еще раз подчеркнем, что речь идет о религии как части культуры, а не о вероучительной дисциплине. Взаимосвязь религии и культуры раскрывается содержанием самих слов «религия» и «культура»: «религия» (лат. геНдаге - связывать) означает «благочестие, святыня, связывание» и является близким по смыслу слову «культура» (лат. сиКига - почитание, возделывание, культивирование, воспитание). В «Декларации по политике в области культуры» (6 августа 1982 г.), принятой Всемирной конференцией ЮНЕСКО по политике в области культуры в Мехико, заметна эволюция понятия культуры — переход от традиционного понимания культуры как литературы и искусства к более широкому представлению, которое включает разнообразие образов жизни, системы ценностей, прав человека, патриархальных традиций и религиозного разнообразия. Такое понимание культуры и предопределило необходимость регулирования процессов культуры на международном уровне. В Декларации сказано, что «в самом широком смысле слова культура может рассматриваться как совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу». Во «Всеобщей декларации о культурном разнообразии», принятой 31-й сессией Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Париж, 2 ноября 2001 г., подтверждается, что «культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных - и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования».

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что интеграция знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы - это объективный социально-педагогический процесс восполнения целостности содержания образования в российских государственных и муниципальных учреждениях в отношении знаний о религии как типе мировоззрения и сфере национальной и мировой культуры. А ведущим педагогическим принципом отбора содержания образования должен быть, по нашему мнению, принцип культуросо-образности образования, в том числе этнопедагогической целесообразности.

В развитии практики изучения в российской школе традиционной религиозной культуры народов России целесообразно обратиться к опыту зарубежных государств с близкой этноконфессиональной структурой населения и социокультурными характеристиками, развитыми структурами самоуправляемого гражданского общества. Изучение европейского опыта показывает, что отсутствует унифицированная европейская модель, единый подход в области правового регулирования и практической реализации религиозного образования в светской школе. Национальное сознание каждой страны по-своему распоряжается своим историческим достоянием и по-своему формирует отношение к духовному наследию, к культурной преемственности, в том числе в сфере национального образования.

Вместе с тем имеются и схожие черты: добровольность выбора, возможность выбора изучения религиозной культуры своей конфессии или курса нерелигиозной этики, требование согласования содержания религиозного образования с представителями соответствующей конфессии. Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подго-

товку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). В некоторых странах (например, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Германия, Финляндия) государство и религиозные общины сотрудничают в различных вышеупомянутых задачах. В этом случае преподаватели религии нуждаются в сертификате пригодности, выдаваемом религиозными общинами (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика, Словакия). Чаще всего это религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (Германия, Австрия, Кипр, Финляндия, Греция, Мальта, Словакия). Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством (которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и т.д.). Следует отметить, что эта поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора [8. Р. 36].

Условиями для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе являются [4. С. 351]:

- наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности (или конкордата с государством);

- наличие определенного минимума желающих обучаться.

Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7-13 человек (в Польше - 7, Германии - 8-12, Австрии - 10, Болгарии - 13).

Условно можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы в преподавании в государственных школах знаний о религии [5. С. 7-8].

1. В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы «Закон Божий», «Коран» или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).

2. Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда - и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию (за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, т.е. по типу, указанному в п. 1.

В какой форме должно осуществляться преподавание знаний о религии в светской школе Российской Федерации? Заместитель директора департамента межнациональных отношений А.В. Журавский считает, что преподавание может быть трех типов:

а) преподавание знаний о религии как знаний об Истине (вероисповедный подход);

б) преподавание знаний о религии как культурной традиции, значимой наряду с другими религиозными традициями (культурологический подход);

в) философско-мировоззренческий подход, когда знания о религии преподаются как мировоззренческая и смысложизненная проблема, через вопросы аксиологического и экзистенциального характера. «Убежден, - говорит Журавский, - что с учетом регионального социокультурного многообразия страны, должно иметь место многообразие форм присутствия знаний о религии в светской школе» [2]. Действительно, учет разнообразия мировоззренческих подходов - это одно из требований к содержанию образования, установленных в Законе РФ «Об образовании» (ст. 2, 14).

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации [6]. Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях, чаще выделяют религиозное и нерелигиозное. В табл. 1 представлены религиозные и нерелигиозные мировоззренческие типы и соответствующие им системообразующие представления о мире.

Таблица 1

Основные мировоззренческие типы

Мировоззренческие типы Определяющие представления о мире

Православие «... ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его.». Окружное послание Восточных Патриархов, 6 мая 1848 г.

Католицизм «Папа есть Божественный человек и человеческий Бог... имеет Божественную власть, и власть его неограниченна... Папа непогрешим как Бог, и может делать все, что Бог делает. Папа - свет веры и отражение истины. Папа есть все над всем и может все». Ватиканский собор 1870 г.

Иудаизм «Весь еврейский мир живет ожиданием скорого прихода Мошиаха («Помазанника», или Мессии). С точки зрения еврейской традиции, это будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида, который придет в наши дни и принесет людям долгожданный мир. Ему удастся объединить все человечество». Справочник «Религиозные объединения РФ».

Илам Религиозная система влияет не только на поведение и обязанности мусульман, но и на правовую, финансовую, политическую, культурную жизнь многих стран и народов.

Буддизм Ядро буддийского учения образуют так называемые четыре благородные истины - суждения о страдании, о причинах страданиях, о прекращении страдания и о пути прекращения страдания.

Антропоцентризм Человек - центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Таким образом, наша принципиальная позиция заключается в том, что приобщение учащихся к ценностям национальной и мировой культуры должно происходить с учетом разнообразия мировоззренческих подходов и ценностных ориентаций и предпочтений различных социальных групп, задействованных в интеграции светского и религиозного образования, а также с использованием принципа культуросообразности и без ограничений, обусловленных

идеологическими причинами - только тогда можно говорить о формировании поликультурной личности, способной к межконфессиональному диалогу.

В начале экспериментальной работы в целях выявления уровня готовности учителей использовать знания о религии в своей учебно-воспитательной деятельности было опрошено 30 учителей МОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары, ответы оценивались респондентами по десятибалльной шкале. Результаты анкетирования показаны в табл. 2.

Таблица 2

Готовность учителей светской школы к использованию знаний о религии в своей учебно-воспитательной деятельности

Вопрос Средний балл

Оцените Ваш уровень готовности к формированию поликультурной личности ученика. 5,5

Можете ли Вы определить проблемы в развитии личности ребенка, помочь ему в их решении? 7,5

Как Вы оцениваете свое знание целей и задач формирования духовнонравственной культуры учащихся? 8,0

Считаете ли Вы возможным использование знания о религии в светской школе? 9,0

Как Вы оцениваете знание основ этнопедагогики, этнопсихологии? 4,0

Существует ли необходимость методического обеспечения вариативных моделей изучения религий? 10

Используете ли Вы конфессионально-ориентированное образование в своей практике? 3,5

Готовы ли Вы сотрудничать в сфере духовного и нравственного воспитания детей и молодежи с Чебоксарско-Чувашской епархией? 10

Полученные данные свидетельствуют о том, что среди педагогов утверждается понимание права граждан давать своим детям образование на основе традиций, нравственных ценностей российских религий. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и конфессиональной, и прежде всего через культуру своего народа, однако возникает необходимость научно-педагогического обеспечения этих процессов, а стремление педагогических работников повышать свою профессиональную компетентность в области знаний о религии наталкивается на дефицит необходимой в этой области научной и педагогической литературы.

На основе полученных в ходе исследования данных мы выделили ряд препятствий, мешающих в достижении цели - формирование поликультурной личности ученика, имеющей целостное мировоззрение, представление о конфессиональной стороне культуры как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры:

2) мировоззренческие стереотипы;

3) недостаточность нормативно-правового и научно-педагогического обеспечения процесса интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светских образовательных учреждений;

4) недостаточная базовая подготовка педагогических работников в области содержания и методов приобщения учащихся к духовным ценностям религии в светской школе.

Для решения проблемы включения знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светской школы мы предлагаем:

- разработать методические средства, ориентированные на конкретные аспекты обучения и воспитания в процессе освоения учащимися знаний о религии;

- развивать знания у учителей и учащихся об основных картинах мира и системах морали, в том числе конфессиональных;

- противодействовать в разработке модели освоения знаний о религии любым крайностям, противоречащим законным интересам и правам учащихся.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность,

образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/

Zhuravskiy_220220o6. doc?AttachI D=244.

3. Кезина Л.П., Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. М.: Просвещение, 2011. 70 с.

4. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. 636 с.

5. Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования // Стратегия России. 2007. № 9. С. 62-70.

6. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

7. Шахнович М.М. Религоведение: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

8. Ferrari S. L'enseignement des religions en Europe: un aper cu juridique // Des ma itres et des dieux. Ecoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Severine Mathieu. Paris: Belin, 2005. 72 p.

ИГОРЕВА ЭЛЬВИРА НИКОЛАЕВНА - учитель русского языка и литературы, средняя общеобразовательная школа № 2, Россия, Чебоксары ([email protected]).

IGOREVA ELVIRA NIKOLAEVNA - teacher of Russian Language and Literature, Comprehensive Secondary School № 2, Russia, Cheboksary.

КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 194.

УДК 371.016]:658.512.23:744.4

Э.В. МИХАЙЛОВА ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: преемственность, средняя образовательная школа, учащиеся, художественное образование, дизайнерское мышление.

Проанализирована необходимость художественной подготовки учащихся на ступенях обучения в школе как одно из оптимальных условий осуществления преемственности дизайнерского образования на самом начальном его уровне подготовки на примере средней общеобразовательной школы г. Чебоксары.

E.V. MIKHAILOVA PROBLEM OF CONTINUITY DESIGN PREPARATIONS OF PUPILS AT ALL STEPS OF TRAINING AT AVERAGE COMPREHENSIVE SCHOOL Key words: succession, average educational school, pupils, art education, design thinking.

The necessity of artistic preparation is analyzed pupils on the stages of educating at school as one of optimal terms of realization of succession of designer education at his most initial level of preparation on the example of high general school Cheboksary’s.

Проблема вхождения личности в социальную среду в условиях глобальных изменений актуальна для всего мирового сообщества. Разработанная российским правительством Концепция модернизации образования рассматривает переход на многоуровневое обучение как основу для создания условий по включению личности в новые нормы межличностных взаимодействий и для самореализации личности во всех сферах и на всех этапах социализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой ситуации практические потребности общественного развития требуют осуществления подготовки специалистов, способных самостоятельно адаптироваться в новом пространстве и способных к саморазвитию. Ключевую роль в процессе социализации личности играет вся система социальных институтов.

Необходимо заметить, что в настоящее время в связи с вариативностью образования наблюдается значительный разрыв между различными социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.