Научная статья на тему 'К постановке проблемы изучения процесса религиоведческого просвещения как целостной педагогической системы'

К постановке проблемы изучения процесса религиоведческого просвещения как целостной педагогической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Ольга Александровна

Обозначены ведущие позиции российского законодательства, обеспечивающего формирование базиса личностной культуры, способствующие развитию у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятию многообразия и специфичности различных религиозных культур, воспитанию доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы изучения процесса религиоведческого просвещения как целостной педагогической системы»

УДК 37.034 Меньшикова O.A.

К постановке проблемы изучения процесса религиоведческого просвещения как целостной педагогической системы

Обозначены ведущие позиции российского законодательства, обеспечивающего формирование базиса личностной культуры, способствующие развитию у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятию многообразия и специфичности различных религиозных культур, воспитанию доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, религиоведческое просвещение, религиозная культура.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Религия как важнейшая форма культуры представляет собой духовный фундамент любого народа. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. Система образования призвана сформировать у детей чувство глубокого уважения и почитания культуры своего народа, интерес к ее истории. Обращение к опыту религиоведческой педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

Изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к религиозной традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах

России, востребовано в российском поликультурном обществе.

Новые социальные условия, ориентированные на открытость демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования вызвали активный интерес российского общества к ценностям традиционной духовной культуры. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 12, 87) одной из ведущих позиций обозначен приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности и др. [12]. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО: 1.4, п. 6; 1.6, п. 5) одним из принципов является «приобщение к социокультурным нормам, удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей воспитанников, сохранение и единство культурного, образовательного и духовного пространства, способствующего формированию этнической самоидентификации детей, обучающихся на языках народов России» [12]. Ведущей задачей в сфере воспитания, обозначенной в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является

«развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [10].

В этих условиях приобщение воспитанников к культуре традиционной религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

В настоящее время объективная оценка роли религии в историческом и культурном развитии нашего общества позволяет осознать, что целый пласт мирового и национального культурного наследия народов России не может быть освоен молодым поколением без определенного начального уровня представлений о ценностях конфессиональной культуры. Религия, являясь одним из важных факторов духовной культуры, взаимодействует с такими компонентами, как мораль, искусство, наука, и способствует появлению новых образований, таких как культовое искусство, духовная музыка, проведение религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями.

В современной системе образования сложились три подхода к изучению религии: религиозное образование, целью которого является приобщение к какой-либо конфессии; религиоведческое - дающее светское понимание феномена религии и исключающее возможность предпочтения одной вероучительной системы другой; культурологическое - выявляющее значимость религии для формирования этноконфессионального аспекта культуры [4].

Методологической основой духовного образования и просвещения подрастающего поколения становятся нормы и традиции православия, мусульманства, иудаизма, представленные в различных аспектах:

- нравственно-этическом (в контексте духовного учения о человеке, смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),

- этнокультурном (на основе национальных традиций русского, татарского, еврейского народов).

Процесс личностного развития человека осуществляется благодаря его приобщению к культуре, интериоризации общекультурных ценностей. По мнению С.И. Гессена, образование есть не что иное, как «культура индивида». Поэтому центральной идеей образования и основной его целью должно быть приобщение человека к разным видам культуры, ее воспроизведение и сотворение [б].

Убеждение, что религия лежит в основании культуры, разделяется многими учеными. Так как культура своим единством обязана общим верованиям больше, чем какому-либо материальному единообразию, то именно религия обладает большим потенциалом социальной интеграции [7].

Согласно религиозно-философским концепция культуры (А. Тойнби, П.А. Флоренский), религия составляет сущность культуры, ее ядро и выступает вдохновителем, хранителем, интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше. Базис культуры составляет определенным образом организованный образ жизни на основе традиций. Культура формируется как духовная общность, которая предполагает наличие единой картины мира, мировоззрения, норм и ценностей.

А единство этих общностей базируется при наличии общих верований.

Религия, являясь формой духовной культуры, обеспечивает ее духовную целостность, способствует сохранению национальных обычаев, традиций, норм поведения, играет основополагающую роль в становлении искусства во всем мире. В широком спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой и т.п.). На пограничных стыковых линиях во взаимодействии различных частей культуры рождаются новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, определенный культурно-бытовой менталитет и влияние на него религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями [9].

На современном этапе в процессе усиления интереса к взаимоотношению религии и образования проблема соотношения светского и религиозного находит свое решение в создании воскресных школ, православных гимназий, детских садов, курсов катехизации; начинает преподаваться Закон Божий на базе общеобразовательных школ. На практике идет создание методической литературы, наглядных пособий, происходит приобщение детей к литургической жизни через причастие, исповедь, молитву, церковные песнопения [1].

Социально-философский анализ становления особенностей религиозно-конфессионального и религиоведческого образования показывает, что термины «образование», «религиозное образование», «просвещение» и «обучение» сохраняют элементы прежней атеистической идеологии не только в массовом сознании, но и в части научных публикаций. Предметом дискуссий остается и понятие «светскость», характеризующее конститу-

ционные нормы государственно-конфессиональных отношений, частью которых является религиозное образование.

В современном многоконфессиональном государстве, где кроме православных проживают еще мусульмане, иудеи и представители десятков традиционных и нетрадиционных религиозных направлений, происходит разделение образования на «религиозное», осуществляемое конфессиями, и, с другой стороны, - светское, общегосударственное. Первое из них сводится к тому, что религиозное образование должно пониматься как преподавание собственно конфессиональных религиозных доктрин. Эта точка зрения обоснована идеей, что самое существенное в религии доступно только религиозному человеку или священнику. Религия здесь понимается как конфессиональная система, имеющая догматику, отличающую ее от других.

Смысл второй позиции базируется на акцентировании собственно «светского» характера государственного образования, согласно которому «в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах» [8]. Согласно Закону РФ «Об образовании», «государственная политика в области образования» носит «гуманистический» и «светский характер» [11].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) предлагает педагогически интегрировать духовную ответственность всех религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи. Каждый элемент этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должен содействовать достижению общенациональной цели - духовно-нравственному воспитанию гражданина

России. В этом документе подчеркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у детей представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения [5].

Религиозное образование было исторической основой для формирования светского образования. Собственно, «светский характер» системы государственного образования отличается принципиальной нейтральностью и равно удаленностью от интересов тех или иных конфессий. Итак, светским является любое образование, направленное на решение различных обще социальных задач, организуемое и поддерживаемое обществом через органы государственной власти и местного самоуправления. Светское образование организуется и проводится в соответствии с нормами и требованиями государственных образовательных стандартов, с учетом разнообразия мировоззренческих подходов (п. 4 ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании»), и сопровождается констатацией достижения обучаемым установленных образовательных уровней (образовательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом.

В настоящее время сложились три подхода к изучению религии в системе образования: религиозное - целью которого является приобщение к какой-либо конфессии; религиоведческое - дающее светское понимание феномена религии и исключающее возможность предпочтения одной вероучительной системы другой; культурологическое - выявляющее значи-

мость религии для формирования этнокон-фессионального аспекта культуры.

Рассмотрим термин «религиозное образование», оно осуществляется при участии соответствующей религиозной организации и на определенной религиозной мировоззренческой основе. Религиозное образование можно подразделить на три вида в зависимости от цели и содержания образования: духовное, катехизическое и культурологическое (религиозно-культурологическое) [2].

Религиозное образование, уточняет А.В. Колодин, связано с передачей от поколения к поколению знаний о религии в конфессиональной традиции, через призму которой все остальные традиции характеризуются, как правило, как неистинные, где знания играют вспомогательную роль, и в его основе лежит, прежде всего, воспитание при помощи культовых действий и создание определенного образа жизни. Приобщение к вере предполагает охват всех сторон жизни человека, его чувств и разума, воли и сознания. Религия здесь рассматривается как составная часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека [б; 7].

И.В. Метлик под религиоведческим образованием понимает процесс изучения религии как феномена в истории, в жизни человека и общества (история, психология, социология религии и т.д.) с нерелигиозных методологических позиций, концепций (позитивизм, эволюционизм) [2]. Характерным признаком религиоведческого образования является то, что разработка его содержания и реализация не связаны с религиозными организациями. Н.С. Щекин, Л.Е. Землякова уточняют, что это процесс научно-культурологического рассмотрения, который включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом,

философском, социологическом культурологическом аспектах [13].

Т.А. Кудрина, А.В. Колодин, рассматривая «религиоведческое образование», определяют, что оно является необходимым элементом образования человека во всех цивилизованных странах, выступая как важный аспект становления личности. Без этого «кирпичика», без ознакомления человека с феноменом религии невозможно говорить о становлении целостного мировоззрения. В данном случае религия и знания, связанные с ней, выступают как часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ складывается в религиозном сознании, каким образом религии объясняют мир и какие способы деятельности, нормы поведения они предлагают, какие обязательства они накладывают на человека и какие чувства пробуждают. Религиоведческое образование должно «способствовать нравственному становлению и самоопределению личности, ее самоутверждению, утверждению в обществе толерантности и терпимости к инакомыслию; содействовать повышению культуры повседневного общения, воспитанию терпимости» [6; 7].

Религиозное и религиоведческое образование определяются, прежде всего, как деятельность по передаче специфических видов знаний, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемая профессионально подготовленными людьми

в отношении учащихся. Специфика изучаемых видов образования проявляется в содержании транслируемого знания; в результате образовательной деятельности, выражающейся в воспроизводстве особого типа личности, способной осуществить осознанный выбор мировоззренческой установки; в качественных характеристиках религиозного и религиоведческого образования; в характере соотношения элементов обучения и воспитания в учебном процессе.

Таким образом, религиозное и религиоведческое образование, с одной стороны, участвуют в формировании личности через обогащение ее знаниями о религиях, без которых невозможно называться образованным человеком, с другой - формирует его мировоззрение, включающее толерантное отношение к «инаковому». Религиоведческое обучение реализуется в рамках неформального образования, точнее, в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, семьи и др.

Целями взаимодействия светского и религиозного компонентов являются следующие:

• формирование целостной личности,

• взаимоусиление педагогического потенциала данных компонентов образования за счет сотрудничества педагогических традиций,

• стимулирование воспитания ценностных качеств личности: патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общества и др.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бежевец Д.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 261 с.

2. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10. С. 36-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578 (дата обращения: 20.11.2016).

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Гридина В.В. Проектирование и реализация системы религиоведческой подготовки студентов -будущих специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. ... канд. пед.наук. Самара, 2013.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).

6. Кудрина Т.А., Колодин А.В. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1999. № 3 (20).

7. Ногина О.Э. Православная культура как фактор духовно-нравственного единства российского общества (на материалах Восточной Сибири) : автореф. дис. ... канд. культурологии. Улан-Удэ, 2015. 23 с.

8. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации (№ 47-20-11п от 19 марта 1993 года) // Инструктивное письмо Министерства образования РФ.

9. Религия в истории и культуре / отв. ред. М.Г. Писманик. Пермь: Книжный мир, 1995. 304 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_180402/#p24 (дата обращения: 20.11.2016).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения: 20.11.2016)

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. М.: Кнорус, 2013. 176 с.

13. Щекин Н.С., Земляков Л.Е. Социально-политичекие особенности светского и религиозного образования в Республике Беларусь // Проблемы управления. 2009. № 4 (33). С. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.