Научная статья на тему 'Место «Событийного» (инновационного) опыта в становлении педагогической деятельности'

Место «Событийного» (инновационного) опыта в становлении педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
«СОБЫТИЙНЫЙ» (ИННОВАЦИОННЫЙ) ОПЫТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «EVENTUAL» (INNOVATIVE) EXPERIENCE / EDUCATIONAL EVENT / ESTABLISHING / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

В статье представлено понимание и эмпирические признаки «событийного» (инновационного) содержания опыта. Показано место «событийного» опыта в становлении педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место «Событийного» (инновационного) опыта в становлении педагогической деятельности»

10. Kierkegaard, S. The Sickness unto Death. Princeton University Press, 1941. - P. 25 - 29.

Волкова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «АГАО им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Россия

УДК 378.01 ББК 74.58

МЕСТО «СОБЫТИЙНОГО» (ИННОВАЦИОННОГО) ОПЫТА В СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлено понимание и эмпирические признаки «событийного» (инновационного) содержания опыта. Показано место «событийного» опыта в становлении педагогической деятельности.

Ключевые слова: «событийный» (инновационный) опыт; образовательное событие; становление; педагогическая деятельность.

THE PLACE OF «EVENTUAL» (INNOVATIVE) EXPERIENCE IN ESTABLISHING PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article presents the interpretation and empirical signs of «eventual» (innov a-tive) content of the experience. The place of «eventual» experience in establishing pedagogical activity is shown.

Key words: «eventual» (innovative) experience; educational event; establishing; pedagogical activity.

Исследование образовательного события как формы «событийного» инновационного опыта обращает наше внимание на работы Г.Н. Прозументовой, в которых она, исследуя образовательные инновации, выделяет понятие «инновационный образовательный опыт». По мнению учёного, инновационный образовательный опыт представляется как место появления человека в образовании и способы создания человеком реальных мест своего образования. Но именно такой «неповседневный» опыт является условием образования человека и становления смысловой реальности человека в образовании [Про-зументова, 2005, с. 100]. Инновационный образовательный опыт существует в разных формах, в т.ч. и прежде всего в образовательных ситуациях и образовательных событиях.

Вместе с тем речь идёт не просто об опыте, а об инновационном опыте, который создаётся в содержании педагогической деятельности. В своём исследовании мы обсуждаем опыт не в традиционном его понимании (как другой шаг, другое действие), а инновационный образовательный опыт - опыт, в котором человек пробует свои усилия, выражает свои усилия, предпринимает новые усилия по изменению реальности и тем самым открывает самого себя в новом пространстве. В этом смысле опыт образовательного события и есть инновационный образовательный опыт. Исследовательский интерес для нас

представляет «событийное» содержание опыта. Не вообще «новое», а «событийное» содержание опыта, которое фиксируется в нашем исследовании как открытие.

В этой связи нас интересует: является ли опыт открытием? что открывается в опыте? происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано? На все эти вопросы мы отвечаем «да». Основанием такого утверждения служат результаты теоретического анализа категории опыта и выявленные (на основе анализа рефлексивных текстов студентов) эмпирические признаки «событийного» содержания опыта. «Событийное» содержание опыта в нашем исследовании фиксируется как «открытие». Ранее (при исследовании признаков и характеристик образовательного события) нами была установлена характеристика открытия [Волкова, 2010]. Открытие - это характеристика события как места личного присутствия и действия студента в образовании. Отсюда следует, что «событийное» содержание (инновационного образовательного) опыта - это открытие студентом личного присутствия в своём образовании и продуктивного действия, обусловливающего изменение образовательной среды под его влиянием.

Исследовательская задача заключалась в установлении эмпирических признаков «событийного» содержания опыта. Исследовательским методом послужил анализ рефлексивных текстов студентов. Материалом - рефлексивные тексты студентов (кейсы, эссе) по результатам 2-х образовательных событий. Авторы текстов - студенты 3-5 курсов филологического факультета Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина (всего 43 студента). Кейсы являются результатом рефлексии участия студентов в Гуманитарной школе. Тема эссе была определена мною (преподавателем педагогических дисциплин) для студентов-участников Школы как «Гуманитарная школа в моём профессиональном становлении».

Выявленные эмпирические признаки являются ответами на поставленные ранее вопросы (является ли опыт открытием? что открывается в опыте? происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано?) и выступают доказательством того, что «событийный» опыт содержит в себе всё содержание открытия. Итак, анализ рефлексивных текстов студентов позволил выявить признаки «событийного» содержания опыта и ответить на исследовательские вопросы.

Является ли опыт открытием? Что открывается в опыте? Суждения студентов: «ценнейший опыт»; «ценные открытия для меня лично»; «маленькое открытие, которое так ценно для меня»; «маленькие и большие открытия»; «опыт «рос как на дрожжах»»; «получила неоценимый педагогический опыт»; «множество важных открытий»; «нестандартный опыт»; «ценный педагогический опыт».

Суждения студентов: «Я начала открывать для себя детей»; «осознала суть проектной деятельности»; «осознала суть своей деятельности с позиции «студент-участник», «студент-организатор»»; «понимание сути и целей педагогического проектирования»; «возможность разобраться в себе»; «анализ

своей деятельности»; «осознала реальную помощь детям»; «поняла всю значимость для себя и для окружающих своих действий»; «открыла саму себя»; «бесценный опыт понимания, осознания, осмысления»; «открыла проектирование»; «опыт открытия себя, детей, сокурсников»; «нестандартный подход решения педагогических проблем»; «открыла организаторские способности»; «открыла мир детей и взрослых»; «открытие себя и узнавание своих способностей»; «понимание сути педагогической деятельности в целом»; «открыла смысл педагогической деятельности»; «открыла для себя детей»; «обнаружила в себе задатки к педагогической деятельности»; «обнаружила у себя педагогические способности»; «поняла сущность педагогической деятельности»; «пересмотрела своё отношение к педагогической деятельности»; «осмыслила, что такое педагогическая деятельность».

Происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано? Суждения студентов: «Осознала себя в роли педагога, в роли участника педагогической деятельности и его организатора»; «осмыслила свою активную профессиональную позицию»; «поняла, что могу и хочу работать с детьми»; «приобретение моего личного педагогического опыта»; «осознала, что работа с детьми - это моё!»; «изменила представление о деятельности педагога»; «поняла - быть настоящим педагогом это призвание»; «опыт Школы помогает реально ощутить, развить педагогическую жилку»; «поняла, что я - будущий педагог и это моя цель»; «возможность проверить себя как педагога»; «поняла, что смогу стать педагогом»; «открыла, что могу и хочу заниматься педагогической деятельностью».

Таким образом, выявленные эмпирические признаки «событийного» содержания опыта «говорят» о том, что опыт образовательного события является для студентов педагогического вуза открытием. Они открывают в этом опыте «себя», детей, проектирование как деятельность. И что исключительно важно (в подготовке студентов к педагогической деятельности) суть и смысл педагогической деятельности.

Становление педагогической деятельности мы обсуждаем (исследуем) как создание для студента (и самим студентом) мест своего педагогического образования. Деятельность в отличие от опыта - активность, которая не только подчинена обстоятельствам, не только приспособление к жизни, режиму и содержанию жизни студента. Деятельность для студента педагогического вуза - это создание новых обстоятельств, режимов и содержания вузовской жизни, новых её целей, норм и форм. При этом для нас важно понять, что значит и почему студент в современном педагогическом вузе «лишён» деятельности.

В практике профессиональной подготовки перед студентами поставлена задача - освоить образовательные программы профессиональной подготовки. Активность студента ограничена содержанием образовательных программ и традиционными лекционно-семинарскими формами их реализации. Можно сказать, что образовательная деятельность студента в вузовской подготовке «функционально редуцирована» (Г.Н. Прозументова).

По мнению Г.Н. Прозументовой, явление функциональной редукции характеризуется тем, что из деятельности вытеснено её человеческое и гуманитарное содержание: выработка самим человеком целей, норм и форм деятельности, ответственность человека, самого субъекта деятельности за сформулированные им цели, нормы и формы этой деятельности. Функциональная редукция означает вытеснение из педагогической деятельности таких вопросов, как зачем, почему, какой смысл, а значит, вытеснение, редукцию ценностно-смыслового содержания деятельности (выд. авт.) [Прозументова, 2001, с.15].

Возможность или невозможность порождения ценностно-смысловых пространств определяется способом построения этих пространств, способом совместной деятельности. Одной из задач нашего исследования является проектирование способов организации образовательной деятельности студентов и способов вовлечения студентов в «делание» собственных мест личного присутствия в образовании в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности.

Мы полагаем, что необходимо организовывать подготовку студентов педагогического вуза, как становление педагогической деятельности. В этом становлении базовой единицей является инновационный опыт и опыт событийности, когда образуется представление о профессии, образуется понимание себя в профессии, открывается смысл педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Волкова, Н. В. Образовательное событие - феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта [Текст] / Н. В. Волкова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 36. - С. 42-45.

2. Прозументова, Г. Н. Феноменология образовательных инноваций [Текст] / Г. Н. Прозументова // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Томский государственный университет, 2005. - С. 100.

3. Прозументова, Г. Н. Введение в педагогику совместной деятельности Школа совместной деятельности [Текст] в 4 т. Т. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности» / под. ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск : изд-во Томского государственного педагогического университета, 2001. - 99 с.

Дискурс и текст: векторы исследования Даниленко Валерий Петрович

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.