Научная статья на тему 'Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ'

Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ ОПЫТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / EDUCATIONAL EVENT / EDUCATIONAL EVENTFULNESS / RECONSTRUCTION OF EXPERIENCE / COOPERATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Представлена реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ. Раскрываются понятия «образовательное событие», «образовательная событийность». Определяется потенциал взаимодействия педагогического вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational eventfulness: reconstruction of cooperation experience of pedagogical institution and municipal schools

The article presents a reconstruction of cooperation experience of the Humanitarian School of the Shukshin Altai State Academy of Education and municipal schools of Biysk. While studying the problem the author used the method of reconstruction of innovative experience, highlighting namely the empirical signs of educational content and the potential of the situation of person's participating in his own education including the formulation of the topic and context of research; setting the task of experience study; self-description of a biographical situation and the plot of a personal action; analytical commentary; analytical generalization (the author of the method is G.N. Prozumentova). Using this method the author of the article formulates the image of School as an educational event and reveals special educational effects of this event. The article describes such educational events as the discovery of the significance and personal sense of relationship by the participants of the School (children and adults); the discovery of the possibility of mutual activity; the discovery of students' selves in relation to the pedagogical activity. Empirical analysis of the innovative experience of organizing the Humanitarian School allows the author to formulate the notion educational event. In the course of empirical research it has been stated that projecting is the main means of educational event organization. The article singles out the main directions of the pedagogical institution cooperation within the Humanitarian School with municipal schools. Educational projecting is analysed not only as the main means of educational events organization but also as a productive direction of cooperation. Cooperation experience reconstruction helps to define the potential of the interaction of the pedagogical institution and school, which consists in certain growth of its participants. Students' involvement in the pedagogical practice at the stage of preparation allows forming the innovative (eventful) experience, when the image of the profession and students' awareness in the profession is shaped, the sense of the pedagogical activity is disclosed. Such experience is the basic unit of the pedagogical activity formation. Schoolchildren acquire a considerable addition in their development when they enter the projective activity: they discover their selves, their abilities and capabilities; advantages of their mutual activity; the value of intercourse with peers and adults. During cooperation pedagogues find pedagogical projecting a productive means of organizing the educational process.

Текст научной работы на тему «Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ»

Н.В. Волкова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ:

РЕКОНСТРУКЦИЯ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ШКОЛ

Представлена реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ. Раскрываются понятия «образовательное событие», «образовательная событийность». Определяется потенциал взаимодействия педагогического вуза и школы.

Ключевые слова: реконструкция опыта; образовательное событие; образовательная событийность; потенциал взаимодействия.

Контекст исследования

Я работаю преподавателем педагогических дисциплин на филологическом факультете Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина более 20 лет. Организацией сотрудничества вуза с образовательными учреждениями города и сельских районов занимался (и занимается) учебно-научный педагогический комплекс (УНПК). Работа проводится традиционно, по большей части со стороны преподавателей: «довузовская» подготовка, оказание консультативной помощи, поддержка и сопровождение программ развития образовательных учреждений; руководство, сопровождение и экспертиза исследовательских работ учащихся.

Я, в силу профессионального интереса к педагогической практике, в самом начале профессиональной деятельности совмещала работу в вузе и школе. Кроме научного консультирования опытно-экспериментальной деятельности учителей вела уроки, даже была освобождённым классным руководителем. В большей степени работа в школе, включённость в образовательную практику мне были нужны для «примеров» в преподавании педагогических дисциплин. Мне, как начинающему преподавателю, важно было не только со стороны наблюдать, но и включаться в реальный педагогический процесс. По мере накопления опыта преподавания педагогических дисциплин, взаимодействия со школой я стала понимать, что могут (и должны) быть и другие формы сотрудничества, включающие студентов.

Гуманитарная школа. В 2005 г. по инициативе администрации университета при филологическом факультете была создана Гуманитарная школа (далее Школа). Поскольку инициатива исходила от администрации университета, Гуманитарную школу мы рассматривали как мероприятие, необходимое для расширения, развития образовательной среды самого универ -ситета.

Организацию этой Школы поручили мне, поскольку я веду педагогические дисциплины на филологическом факультете. Участниками Школы стали учащиеся 6—9-х классов школ г. Бийска, студенты 3-4-го курсов и преподаватели филологического факультета БПГУ имени В.М. Шукшина. Школа проводилась в течение пяти дней в каникулярное время на университетской базе «Озеро Канонерское». Всего с 2005-2011 г. было проведено 15 школ.

Для меня, руководителя проекта, на первом этапе важно было понять, как организовать Школу, чтобы

она стала чем-то другим, нежели традиционная вузовская жизнь, важным и значимым для всех ее участников. Первоначально сотрудничество с образовательными учреждениями не являлось главной целью организации Гуманитарной школы. Задачи организации Гуманитарной школы относились как к студентам и преподавателям, так и к учащимся. Задачи, относящиеся к школьникам, были направлены на создание условий (организацию совместной деятельности), развивающих способности: гуманитарные, творческие, коммуникативные, организаторские. Содержание деятельности реализовывалось преподавателями и студентами филологического факультета по двум взаимодополняющим направлениям. Первое направление

- образовательная деятельность («Стилистика научной речи», «Риторика», «Журналистика», «Рекламные технологии»). Второе направление - воспитательная деятельность, реализуемая через воспитательные проекты. Организационной основой деятельности выступала совместная проектная деятельность (преподавателей, студентов и детей).

Анализ организации и проведения двух первых Школ позволил сформулировать представление о Школе как образовательном событии и проявить особые образовательные эффекты этого события. В числе образовательных эффектов были отмечены открытие участниками Школы (детьми и взрослыми) значимости и личного смысла своего взаимодействия, возможностей совместной деятельности; открытие студентами «себя» в отношении к педагогической профессии [1].

Проявленный потенциал образовательной событийности, который обогащался от Школы к Школе, заставил меня, как организатора, задуматься о привлечении учителей, ученики которых включились в работу Школы и приезжали к нам неоднократно. Первоначально мы пригласили учителей «просто посмотреть», чем мы занимаемся в Школе, как проявляют себя дети в другой, «нешкольной», но образовательной ситуации, что умеют делать студенты. Педагоги с большим интересом стали приезжать в Школу, но при этом сохраняли позицию наблюдателей. Тогда я предложила учителям нескольких городских школ разработать совместными усилиями проект, в котором бы Гуманитарная школа при филологическом факультете АГАО им. В.М. Шукшина рассматривалась как пространство профилизации гуманитарного направления образования.

Пятилетний опыт организации и проведения Гуманитарной школы, выявленный потенциал образова-

тельной событийности позволяли утверждать, что она может решать задачи предпрофильной ориентации и, в том числе, одну из важных задач муниципального образования - расширение образовательного пространства гуманитарного профиля обучения.

Идея учителей-словесников заинтересовала, однако поддержки администрации (муниципальное управление образованием) мы не получили и реализацию проекта отложили. Решив избежать кураторства управления, мы вместе с группой инициативных учителей попытались реализовать другую форму сотрудничества: использовать опыт образовательной событийности студентов непосредственно в педагогическом процессе городских школ. При этом Гуманитарная школа как образовательное событие для всех его участников продолжает действовать.

Образовательное событие мы понимаем как определённым образом организованное участие (вовлечённость) в совместной деятельности, открывающее ребёнка («себя», совместную деятельность, «себя» в профессии), порождающее действия по созиданию (личного отношения студентов к педагогической деятельности; сильных переживаний), как участие в создании «нового». В ходе эмпирического исследования нами установлено, что основным средством организации образовательного события выступает проектирование.

Образовательное проектирование в муниципальных школах. Для студентов педагогического вуза школа в период подготовки к педагогической деятельности -необходимое пространство становления педагогического опыта. Однако времени прохождения педагогической практики (на 4-м и 5-м курсах) недостаточно для этого. Введение в процесс подготовки студентов к педагогической деятельности дополнительных форм сотрудничества со школой будет способствовать обогащению педагогического опыта. Вместе с тем и студенты могут оказать школе определённую помощь. Что могут дать студенты школе? Учитывая слабую заинтересованность классных руководителей в организации воспитательной деятельности, формализацию её содержания в школе, традиционность форм воспитательной работы, студенты могут включиться в организацию воспитательных, образовательных проектов.

Студенты 3-го курса филологического факультета осваивают педагогическое проектирование в нескольких направлениях одновременно: в рамках учебного курса «Педагогические технологии» и сопровождающего спецкурса «Проектная компетентность педагога». Готовность студентов к организации проектной деятельности проявляется в подготовке и проведении Гуманитарной школы (проводится четыре раза в учебном году в каникулярное время). Одной из задач нашего исследования является «событийное обустройство» важнейших «переходов» образовательной реальности студентов педагогического вуза. В числе основных направлений - разработка и организация образовательных проектов в муниципальных школах.

Участники образовательного проектирования: студенты 3-4-го курсов филологического факультета, учащиеся 5-7-х классов, педагоги (МОУ гимназия № 1, школа № 20, школа № 40) - всего около 180 человек. В текущем учебном году (2011-2012) студенты под моим

руководством осуществляют образовательное проектирование в рамках учебных курсов по нескольким направлениям.

Образовательный проект «Поддержка и сопровождение учебно-исследовательской деятельности школьников» включает практикум для младших подростков «Первые шаги в исследовательской деятельности» (групповая и индивидуальная работа с учащимися). Участники - студенты 4-го курса, учащиеся и педагоги образовательных учреждений (МОУ школа № 40 и гимназия № 1). Проект разрабатывается и осуществляется в рамках учебного курса «Практическое обеспечение педагогической теории». Разработка этого проекта осуществляется по запросу образовательных учреждений.

В указанных образовательных учреждениях достаточно давно и успешно действует научное общество учащихся (НОУ). Традиционно исследовательские работы выполняют старшеклассники. В текущем учебном году администрация школ поставила задачу формирования интереса к исследовательской работе, исследовательских умений у младших подростков. Руководители НОУ и инициативная группа учителей, сотрудничающая с Гуманитарной школой, за помощью обратилась в педагогический вуз (АГАО им. В.М. Шукшина). Перед нами поставили задачу - оказать помощь школе в разработке программы поддержки и сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников. Студентами 4-го курса филологического факультета был разработан и осуществлен (с октября по март 20112012 уч. г.) образовательный проект практикума для младших подростков «Первые шаги в исследовательской деятельности».

Задачи практикума: формирование представлений об исследовательской деятельности, интереса к ней исследовательских умений. Группа студентов-

разработчиков 4-го курса имеет опыт разработки и реализации образовательных проектов в пространстве Гуманитарной школы и в целом событийный опыт. Событийное содержание опыта в нашем исследовании фиксируется как «открытие». Ранее (при исследовании признаков и характеристик образовательного события) нами была установлена характеристика открытия. Открытие - это характеристика события как места личного присутствия и действия студента в образовании. Отсюда следует, что событийное содержание (инновационного образовательного) опыта - это открытие студентом личного присутствия в своём образовании и продуктивного действия, обусловливающего изменение образовательной среды под его влиянием [1]. Результаты реализации проекта будут подведены в школах на традиционной апрельской конференции, посвящённой результатам исследовательской деятельности учащихся, выполнявшихся в течение учебного года.

Общегородской образовательный проект «Ученик года» также разрабатывается по запросу образовательного учреждения, в частности МОУ гимназии № 1, которая является базовым образовательным учреждением Приобского образовательного округа г. Бийска. В сотрудничестве с педагогами гимназии его разрабатывает другая инициативная группа студентов 4-го курса в рамках учебной дисциплины «Практическое обеспече-

ние педагогической теории». Эти студенты также имеют опыт разработки проектов и, в целом, событийный опыт. Проект имеет долгосрочный характер и реализуется с ноября по март текущего учебного года.

В образовательном пространстве учебных курсов «Педагогические технологии» и «Практическое обеспечение педагогической теории» студентами 3-4-х курсов разрабатывается комплекс воспитательных проектов: общегородской проект «Возрождение народных праздников» («Масленица»), воспитательные проекты для младших подростков в классных коллективах.

Общегородской образовательный проект «Масленица» разрабатывается по запросу Управления образованием г. Бийска и рассматривается как мастер-класс для педагогов-воспитателей, классных руководителей. Воспитательные проекты для младших подростков разрабатывались и были реализованы студентами 3-го курса филологического факультета в ноябре текущего учебного года. Для третьекурсников это первый опыт проектирования, совместной деятельности со школьниками. Этот этап участия, включённости в совместную деятельность является пропедевтическим.

Следующим этапом в становлении педагогической деятельности студента является включённость в деятельность Гуманитарной школы. На первом этапе в проектную деятельность в рамках учебных курсов включились 80% студентов. Ими были подготовлены и проведены воспитательные проекты: гимназия № 1, класс № 6 «а» - «В трёх измерениях»; 7 «а» - «Пятый элемент»; школа № 20, класс № 5 «а» - «Парад планет»; 5 «б» - «Назад в будущее»; школа № 40, класс № 5 «а» - «Путешествие в страну Пушкиниану».

По результатам организации и проведения проектов мною (преподавателем педагогических дисциплин) была проведена рефлексия изменения представлений студентов о себе, педагогической профессии, педагогическом взаимодействии студентов и школьников. Анализировались рефлексивные тексты студентов (эссе, кейсы). Результаты анализа показали значительные изменения в представлениях студентов. Приведу некоторые суждения студентов.

«О себе» «Оказывается, я могу и разрабатывать проект, и организовывать работу сокурсников в проекте» (Даша Р.); «У меня получается и мне понравилось работать с детьми!» (Таня Ч.); «Участвуя в проекте, я узнала, что могу работать, сотрудничая с другими людьми, работать в коллективе, могу примерить на себя организаторскую роль» (Лена П.); «Изменила мнение о себе, как о будущем учителе» (Лена Б.); «Оказывается, я могу не только перекричать, но и организовать 26 детей, говорящих разом» (Егор К.); «Я могу быть организатором детей!» (Кристина Ф.); «У меня получилось быть организатором не только детей, но и своих сокурсников» (Настя С.); «Получается именно сотрудничать с детьми» (Валя К.); «Я могу организовать детей» (Лена Б.); «Я открыла в себе новые способности: могу разрабатывать проекты, могу организовывать не только детей, но и сокурсников» (Дина В.); «Себя я открыла однозначно! - я не думала, что мне будет так интересно с детьми» (Женя К.); «Я открыла в себе частичку педагога» (Саша М.); «Я поняла, как можно общаться с детьми», «Поняла, что могу помочь

детям в разрешении проблем» (Настя П.); «Я успешно могу работать с детьми, у меня получается их организовывать» (Надя С.); «Я открыла в себе многие качества для работы с детьми» (Лена У.).

Суждения студентов говорят об изменениях «в себе», относящихся к раскрытию коммуникативных и организаторских умений.

«О педагогической профессии»: «Мои представления о педагогической профессии вышли за рамки “обучения предмету”» (Таня Ч.); «Я поняла, что работа в школе - это моё» (Наташа Ф.); «Для меня открылась другая сторона работы учителя - более интересная, чем проверка тетрадей и выставление оценок» (Лена Б.); «Узнал глубже и шире» (Егор К.); «Я очень захотела попробовать себя в роли УЧИТЕЛЯ, я хочу работать с детьми», «Я увидела школьные проблемы» (Яна Т.); «Увидела сложности педагогической профессии» (Валя К.); «Я поняла, что хочу выполнять миссию педагога» (Дина В.); «Поняла: учитель - не профессия, а образ жизни!», «Я реально осознала, как сложно быть учителем» (Женя К.); «Я влюбилась в детей и в профессию педагога» (Саша М.); «Если раньше моё представление об учителе было “прозрачным”, то теперь -ясное понимание этого труда» (Таня А.); «Теперь у меня есть представление о педагогической деятельности и педагогической профессии» (Аня Л.); «Я до конца осознала, что такое профессия учитель!» (Настя П.); «Я утвердилась в решении - хочу стать педагогом!» (Лена У.).

В представленных суждениях студентов видим ясные указания на осознание, осмысление профессии педагога.

«О педагогическом взаимодействии учителя и ученика в проектировании»: «Поняла, что взаимодействие - это двусторонний процесс вкладов участников», «Появился взгляд изнутри: ты сам “делаешь” этот педагогический процесс», «Педагогический проект -это лучшая форма организации совместной деятельности детей и взрослых» (Даша Р.); «Проектирование

- это сотрудничество, это совместные творческие действия», «Проект - свобода выбора, творчества и даже общения в каком-то смысле...» (Лена П.); «Проектирование - это обязательное сотрудничество всех его участников» (Лена Б.); «Я поняла, как может быть организовано взаимодействие между детьми и взрослыми» (Кристина Ф.); «Проектирование - это процесс совместной работы, это постоянное взаимодействие друг с другом» (Настя С.); «Педагогический проект -лучший способ взаимодействия учителя и ученика» (Даша П.); «Взаимодействие - это и есть педагогическая деятельность» (Аня Л.); «Педагогический проект

- это совместная деятельность педагога и учащихся» (Юля П.).

Педагогическое взаимодействие учителя и ученика в проектировании студенты осмыслили как совместную деятельность, сотрудничество, как лучший способ осуществления педагогической деятельности.

Таким образом, анализ рефлексивных текстов студентов по итогам участия, вовлечённости в проектную деятельность в школах на первом (пропедевтическом) этапе становления педагогической деятельности показывает существенные изменения в представлениях сту-

дентов о себе, о педагогической профессии, о взаимодействии учителя и ученика в проектировании.

Аналитическое обобщение

Какую «прибавку» дает организация такого сотрудничества его участникам - студентам педагогического вуза, учащимся и педагогам образовательных учреждений города?

Одной из задач нашего исследования является проектирование способов организации образовательной деятельности студентов и способов их вовлечения в «делание» собственных мест личного присутствия в образовании в процессе подготовки к педагогической деятельности.

Мы полагаем, что включенность студентов в педагогическую практику на этапе подготовки позволяет формировать инновационный (событийный) опыт, когда образуется представление о профессии,

понимание себя в профессии, открывается смысл педагогической деятельности. Такой опыт является базовой единицей становления педагогической деятельности. И саму подготовку студентов необходимо организовывать как становление педагогической деятельности, в этом существенную помощь может оказать школа.

Школьники, включаясь в проектную деятельность, приобретают существенную «прибавку» в своём развитии: они открывают «себя», свои возможности и способности; достоинства совместной деятельности; ценность общения со сверстниками и взрослыми.

Педагоги в процессе сотрудничества открывают педагогическое проектирование как продуктивное средство организации образовательного процесса. В целом потенциал образовательной событийности во взаимодействии педагогического вуза и школы повышает качество образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Н.В. Образовательная событийность инновационного опыта Гуманитарной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 17-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.