Научная статья на тему 'Образовательное событие как форма инновационного опыта'

Образовательное событие как форма инновационного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1174
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / СОБЫТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА / ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL EVENT / INNOVATIVE EXPERIENCE / EVENTUAL CONTENTS OF THE EXPERIENCE / THE HUMANITARIAN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Н. В.

В статье представлены результаты исследования по проблеме использования образовательной событийности в подготовке студентов к педагогической деятельности. Анализируются теоретические подходы к пониманию категории опыта; дана характеристика эмпирических признаков "событийного" содержания опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL EVENT AS THE FORM OF INNOVATIVE EXPERIENCE

The article presents the results of the research on the problem of the educational eventuality application in students preparation to the pedagogical activity. The theoretical approach to understanding the category of the experience is analyzed; empirical signs of the eventual contents of the experience are characterized

Текст научной работы на тему «Образовательное событие как форма инновационного опыта»

3. Pithulin, V.N. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti specialista ehkonomicheskogo profilya v sisteme uni-versitetskogo obrazovaniya: avtoref. dis kand. ped. nauk. - M., 2006.

4. Obrazcov, P.I. Professionaljno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazihku na neyazihkovihkh fakuljtetakh vuzov: uchebnoe posobie / P.I. Obrazcov, O. Yu. Ivanova; pod red. P. I. Obrazcova. - Orel: OGU, 2005.

5. Kuznecov, V.S. Issledovateljsko-proektnaya deyateljnostj kak forma uchebnogo sotrudnichestva v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1996.

6. Ignatjeva, E.Yu. Menedzhment znaniyj v upravlenii kachestvom obrazovateljnogo processa v vihssheyj shkole: monografiya / E. Yu. Ignatjeva: NovGU imeni Yaroslava Mudrogo. - Velikiyj Novgorod, 2008.

7. Polyakov, O.G. Samokontrolj v obuchenii angliyjskomu yazihku // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2005. - № 7.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 378

Volkova N.V. EDUCATIONAL EVENT AS THE FORM OF INNOVATIVE EXPERIENCE. The article presents the results of the research on the problem of the educational eventuality application in students’ preparation to the pedagogical activity. The theoretical approach to understanding the category of the experience is analyzed; empirical signs of the eventual contents of the experience are characterized.

Key words: educational event, innovative experience, eventual contents of the experience, the Humanitarian school.

Н.В. Волкова, докторант ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, Email: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ФОРМА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

В статье представлены результаты исследования по проблеме использования образовательной событийности в подготовке студентов к педагогической деятельности. Анализируются теоретические подходы к пониманию категории опыта; дана характеристика эмпирических признаков "событийного" содержания опыта.

Ключевые слова: образовательное событие, инновационный опыт, событийное содержание опыта, Гуманитарная школа.

Опыт организации Гуманитарной школы, его реконструкция, анализ исследований проблем подготовки педагога обращают исследовательское внимание на подходы к пониманию категории опыта [1].

Анализ философских подходов к пониманию категории опыта позволил выделить для исследования образовательного события как формы инновационного опыта существенные характеристики опыта:

• В феноменологии опыт рассматривается как первейшая ступень познания, как форма исходного смыслообразо-вания, как "открытие". Именно опыт соединяет повседневное существование с теоретическим знанием, т. е. создает возможность перехода знания в собственный (субъектный) опыт [2].

• Наиболее существенным для исследования выступает понятие опыта - предела, определяемое в философии через понятие трансгрессии. Открываемый в акте трансгрессии горизонт определяется Бланшо как "возможность, предстающая после осуществления всех возможных возможностей, которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет". В этой системе отчёта Бланшо и называет этот феномен "опытом-пределом" [3].

• Опыт предельных состояний ("опыт-предел"), выделяемый в философии экзистенциализма, напрямую связан с экзистенциальным опытом. Этот опыт характеризуется подлинностью протекания и усиленной рефлексией. Если предположить, что образовательное событие является частью экзистенционального пространства, то в качестве изменений (проявляющихся после "вбрасывания" человека в это пространство) выделяют: изменения самого человека в его свойствах; изменения самого пространства; изменения условий и способа реагирования на окружение, в том числе и на других людей; изменения последствий опыта [4].

Анализ психолого-педагогических исследований категории опыта показывает, что в самом общем виде опыт означает процесс, индивидуально-личностную форму и результат присвоения (освоения) человеком чего-либо.

В контексте гуманитарного и антропологического подходов, выступающих методологическими основаниями исследования, необходимым представляется обращение к понятию субъектного опыта. Анализ существующих толкований в

философских, психологических и педагогических исследованиях понятия субъектного опыта показал, что этот термин интерпретируется как житейский, спонтанный опыт

(Л.С. Выготский); индивидуальный опыт; социально-

значимый опыт; личный опыт; мировоззренческая ориентация субъекта, индивидуально интерпретированное познание мира, личностное знание; субъективное значение (А.Н. Леонтьев); как чувственная, личностно-смысловая, эмоционально окрашенная пристрастность, избирательность в познании; авторская позиция как отношение к усвоению материала; субъективный мир (Е.Ю. Артемьева), личностно окрашенный смысл как слой знания (И.И. Ильясов); компетенция как эффективная модель действия (В. Слот, Х. Спанярд).

Анализ исследований, посвящённых проблеме опыта, позволяет говорить о том, что опыт отдельного человека является частью социокультурного, общественного опыта. При этом сам он представляет собой образование, отражающее всю многомерность жизнедеятельности человека: в жизненном опыте человека (субъектном опыте) присутствуют опыт образовательной деятельности, опыт профессиональной деятельности, опыт других освоенных видов деятельности. При этом речь идет об одном и том же опыте, в котором подчеркиваются определенные стороны, взаимосвязанные и взаимообусловленные друг другом.

Поскольку объектом исследования является подготовка студентов педагогического вуза к педагогической деятельности, мы обращаемся к исследованиям, посвящённым становлению опыта профессиональной деятельности будущего учителя. Анализ исследований опыта профессиональной деятельности показывает, что в научно-педагогической литературе этот сложный феномен понимается по-разному: как совокупность знаний, умений и навыков; как совокупность событий или «техник жизни» человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях; как совокупность проблемных ситуаций; как результирующая психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности [5-8].

Исследование образовательного события как формы инновационного опыта обращает наше внимание на работы Г.Н. Прозументовой, в которых она, исследуя образовательные инновации, выделяет понятие "инновационный образовательный опыт". По мнению учёного, инновационный образова-

тельный опыт представляется как место появления человека в образовании и способы создания человеком реальных мест своего образования. Но именно такой "неповседневный" опыт является условием образования человека и становления смысловой реальности человека в образовании [9, с. 100]. Инновационный образовательный опыт существует в разных формах, в т.ч. и прежде всего в образовательных ситуациях и образовательных событиях. Но для того, чтобы придать этому опыту статус образовательной реальности, человеку необходимо построение "вероятностной структуры" этого опыта, создание "контрреальности", смысловой реальности инновационного опыта (М. Бергер, Т. Лукман).

По мнению Г.Н. Прозументовой, присвоение какой-либо реальности статуса образовательного события представляет собой установление (открытие) человеком смысловой связи со своим образованием. Установление такой связи происходит в процессе выделения и различения в опыте разных форм этого опыта, а точнее, разных форм образовательной реальности, в т.ч. образовательных случаев, ситуаций, событий. Образовательная реальность конструируется путём постепенной смысловой локализации образовательного опыта. При этом оказывается, что и образовательная реальность, и смысл образования появляются "случайно", но живут в специально создаваемых ситуациях, а фиксируются "событийно". Именно образовательное событие является способом и формой смысловой локализации инновации, установления человеком смысловой связи со своим образованием [там же с. 127].

Вместе с тем речь идёт не просто об опыте, а об инновационном опыте, который создаётся в содержании педагогической деятельности. Итак, в своём исследовании мы обсуждаем не просто опыт (как другой шаг, другое действие), а инновационный образовательный опыт - опыт, в котором человек пробует свои усилия, выражает свои усилия, предпринимает новые усилия по изменению реальности и тем самым открывает самого себя в новом пространстве и в новом ракурсе. В этом смысле опыт образовательного события и есть инновационный образовательный опыт. Исследовательский интерес для нас представляет "событийное" содержание опыта. Не вообще "новое", а "событийное" содержание опыта, которое фиксируется в нашем исследовании как открытие.

В этой связи, нас интересует: является ли опыт открытием? что открывается в опыте? происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано? На все эти вопросы мы отвечаем "да". Основанием такого утверждения служат результаты теоретического анализа категории опыта и выявленные (на основе анализа рефлексивных текстов студентов) эмпирические признаки "событийного" содержания опыта. "Событийное" содержание опыта в нашем исследовании фиксируется как "открытие". Ранее (при исследовании признаков и характеристик образовательного события) нами была установлена характеристика открытия. Открытие - это характеристика события как места личного присутствия и действия студента в образовании. Отсюда следует, что "событийное" содержание (инновационного образовательного) опыта - это открытие студентом личного присутствия в своём образовании и продуктивного действия, обусловливающего изменение образовательной среды под его влиянием

Исследовательская задача заключалась в установлении эмпирических признаков "событийного" содержания опыта. Исследовательским методом послужил анализ рефлексивных текстов студентов. Материалом - рефлексивные тексты студентов (кейсы, эссе) по результатам 2-х образовательных событий. Авторы текстов - студенты 3-5 курсов филологического факультета Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина (всего 43 студента). Кейсы являются результатом рефлексии участия студентов в Гуманитарной школе. Тема эссе была определена мною (препода-

вателем педагогических дисциплин) для студентов-участников Школы как "Гуманитарная школа в моём профессиональном становлении".

Выявленные эмпирические признаки являются ответами на поставленные ранее вопросы (является ли опыт открытием? что открывается в опыте? происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано?) и выступают доказательством того, что "событийный" опыт содержит в себе всё содержание открытия. Итак, анализ рефлексивных текстов студентов позволил выявить признаки "событийного" содержания опыта и ответить на исследовательские вопросы.

Является ли опыт открытием? Что открывается в опыте? Суждения студентов: "ценнейший опыт"; "ценные открытия для меня лично"; "маленькое открытие, которое так ценно для меня"; "маленькие и большие открытия"; "опыт "рос как на дрожжах""; "получила неоценимый педагогический опыт"; "множество важных открытий"; "нестандартный опыт"; "ценный педагогический опыт".

Суждения студентов: "Я начала открывать для себя детей"; "осознала суть проектной деятельности"; "Осознала суть своей деятельности с позиции "студент-участник", "студент-организатор""; "понимание сути и целей педагогического проектирования"; "возможность разобраться в себе"; "анализ своей деятельности"; "осознала реальную помощь детям"; "поняла всю значимость для себя и для окружающих своих действий"; "открыла саму себя"; "бесценный опыт понимания, осознания, осмысления"; "открыла проектирование"; "опыт открытия себя, детей, сокурсников"; "нестандартный подход решения педагогических проблем"; "открыла организаторские способности"; "открыла мир детей и взрослых"; "открытие себя и узнавание своих способностей"; "понимание сути педагогической деятельности в целом"; "открыла смысл педагогической деятельности"; "открыла для себя детей"; "обнаружила в себе задатки к педагогической деятельности"; "обнаружила у себя педагогические способности"; "поняла сущность педагогической деятельности"; "пересмотрела своё отношение к педагогической деятельности"; "осмыслила, что такое педагогическая деятельность".

Происходит ли в опыте открытие своей профессии, того, что уже избрано, того, что уже выбрано? Суждения студентов: "Осознала себя в роли педагога, в роли участника педагогической деятельности и его организатора"; "осмыслила свою активную профессиональную позицию"; "поняла, что могу и хочу работать с детьми"; "приобретение моего личного педагогического опыта"; "Осознала, что работа с детьми - это моё!"; "изменила представление о деятельности педагога"; "поняла - быть настоящим педагогом это призвание"; " Опыт Школы помогает реально ощутить, развить педагогическую жилку"; "поняла, что я - будущий педагог и это моя цель"; "возможность проверить себя как педагога"; "поняла, что смогу стать педагогом"; "открыла, что могу и хочу заниматься педагогической деятельностью".

Таким образом, выявленные признаки "событийного" содержания опыта "говорят" о том, что опыт образовательного события является для студентов педагогического вуза открытием. Они открывают в этом опыте "себя", детей, проектирование как деятельность. И что исключительно важно (в подготовке студентов к педагогической деятельности) суть и смысл педагогической деятельности. Именно в образовательном событии студент начинает понимать, что такое педагогическая деятельность. Ядром становления педагога, его деятельности является инновационный опыт или опыт "событийности", когда образуется представление о профессии, понимание себя в профессии. В этом контексте образовательное событие обсуждается в исследовании как форма инновационного опыта.

Библиографический список

1. Волкова, Н.В. Образовательное событие - феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2010. - № 36.

2. Шпарага, О. Феноменология опыта: опыт как “почва и горизонт” познания // Логос. - 2001. - № 2.

3. Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Современный литератор, 2001.

4. Чередниченко, И.П. Экзистенциальный опыт реального существования // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4.

5. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Наука, 1986.

6. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Наука, 1989.

7. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. - Ярославль, 2003.

8. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

9. Прозументова, Г.Н. Феноменология образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству: феноменология образовательных инноваций. - Томск: ТГУ, 2005. - Ч. 1.

Bibliography

1. Volkova, N.V. Obrazovateljnoe sobihtie - fenomen i rekonstrukciya innovacionnogo obrazovateljnogo opihta // Sibir-skiyj psikhologicheskiyj zhurnal. - Tomsk, 2010. - № 36.

2. Shparaga, O. Fenomenologiya opihta: opiht kak “pochva i gorizont” poznaniya // Logos. - 2001. - № 2.

3. Vsemirnaya ehnciklopediya: Filosofiya / nauch. red. i sost. A.A. Gricanov. - M.: Sovremennihyj literator, 2001.

4. Cherednichenko, I.P. Ehkzistencialjnihyj opiht realjnogo suthestvovaniya // Gumanitarnihe i socialjnihe nauki. - 2010. - № 4.

5. Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti / otv. red. A.D. Glotochkin. - M.: Nauka, 1986.

6. Ancihferova, L.I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti // Chelovek v sisteme nauk / pod red. I.T. Frolova. - M.: Nauka, 1989.

7. Ivanova, N.L. Socialjnaya identichnostj i professionaljnihyj opiht lichnosti / N.L. Ivanova, E.V. Koneva. - Yaroslavlj, 2003.

8. Zeer, Eh.F. Lichnostno orientirovannoe professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1998.

9. Prozumentova, G.N. Fenomenologiya obrazovateljnihkh innovaciyj // Perekhod k Otkrihtomu obrazovateljnomu prostranstvu: fenomenologiya obrazovateljnihkh innovaciyj. - Tomsk: TGU, 2005. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 19.05.11

УДК 378

Plotnikova E.B. PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT INTELLECTUAL CULTURE HUMANITIES STUDENTS. This article describes the technologies of the development educational intellectual culture of humanities students vocational high school training. Presented pedagogical technologies of educating, organizational and motivating learning.

Key words: pedagogical technologies of the development of intellectual culture of the humanities students, educating training, organizational learning, motivational training.

Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, канд. пед. наук, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

В статье описаны педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Представлены педагогические технологии воспитывающего, организационного и побудительно-мотивирующего обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев, воспитывающее обучение, организационное обучение, побудительно-мотивирующее обучение.

Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки - это социально-педагогическая система, которая направлена на интеллектуальную социализацию обучающихся, в результате которой происходит преобразование интеллектуальной компетентности, интеллектуальной чувствительности, интеллектуальной воспитанности адресатов. Перечисленные качества необходимы будущему служащему социальногуманитарной сферы для эффективного выполнения профессиональных задач в условиях набирающей темп интеллектуализации профессиональной деятельности, требующей от работников предприятий и организаций достаточного уровня и прочности знаний, качеств и опыта.

Развитие знаний, качеств и опыта студентов осуществляется в процессе технологизации профессионального образования, обогащения педагогических технологий, наиболее актуальными из которых на текущем этапе являются: технологии личностно-ориентированного, проблемно-профессионального, диалогового, активного, игрового, рейтингового обучения.

Рассматриваемые нами педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев имеют некоторые различия в сравнении с существующими. Они: 1) усиливают социализирующий смысл процесса про-

фессионального обучения, позволяют расставить акценты в процессах интеллектуализации профессиональной деятельности студентов;2) сублимируют в себе моделирование необходимого и возможного поведения студентов в интеллектуальной деятельности с учетом представлений об идеальном и реальном ее образе, функционирующем в различных экономических условиях; 3) отражают такие трактовки интеллектуальной культуры студентов, которые обусловлены единством процессов развития опыта познавательной, коммуникативной, творческой и пробной практической деятельности обучающихся в контексте когнитивной, гуманитарной и рыночной культур.

Состав педагогических технологий развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев имеет свою иерархию, обусловленную последовательностью процессов развития у обучающихся интеллектуальной культуры. Пропедевтическое значение (достраивание первичных признаков интеллектуальной культуры - элементарных, общих, применительно к социальному опыту студентов) имеет педагогическая технология воспитывающего обучения. Значение этапа формирования вторичных признаков (применительно к профессиональному опыту) - педагогическая технология организационного обучения. Значение этапа интеграции признаков, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.