Научная статья на тему 'Место слова в воспитании молодёжи'

Место слова в воспитании молодёжи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛЕКСЕМА / СЛОВАРЬ / ЗНАЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ИСТОЧНИК / СИНОНИМ / СЛОВО / ЯЗЫК / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / ИСТОРИЯ ЯЗЫКА / ИСТОРИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ / ЭГОИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Собиров Абдулxай Шукурович

В статье идёт речь об условии для развития молодого поколения и месте слов в сфере воспитательной работы с молодёжью. Даны объяснения словам «терроризм» и «экстремизм». Приведены примеры из произведений предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место слова в воспитании молодёжи»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕСТО СЛОВА В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ Собиров А.Ш.

Собиров Абдулхай Шукурович - доктор филологических наук, доцент, кафедра узбекского языкознания, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье идёт речь об условии для развития молодого поколения и месте слов в сфере воспитательной работы с молодёжью. Даны объяснения словам «терроризм» и «экстремизм». Приведены примеры из произведений предков. Ключевые слова: молодёжь, образование, воспитание, лексема, словарь, значение, содержание, источник, синоним, слово, язык, языкознание, история языка, историко-этимологическая особенность, эгоизм.

Всем известно то, что в сегодняшнем быстро и интенсивно развивающемся информационном обществе более возвышается место и цена слова. Под маской понятий как: интернет, «желтая пресса», «массовая культура», которые стараются проникнуть в нашу жизнь, тоже таится острый язык - влияние сильного слова. В связи с этим, в процессе обучения и воспитания молодежи как высоко духовного и физически сильного, вполне зрелого и всесторонне развитого поколения, наряду с другими средствами ничто не может заменить место родного языка, который является началом национальных ценностей и лексических единиц, которые устойчиво используются в нем. Независимо от религии, нации, расы перед всеми народами стоит единая, общая проблема - достойное образование и воспитание молодежи. Самое сильное оружие в этом процессе - слово.

Обращая внимание на жизнь прогрессивных народов можно увидеть и радоваться тем что, активная, стремящаяся, талантливая молодежь уместно используют многие тысяче слов как демократия (демократия), маънавият (духовность), маърифат (просвещение), миллий гоя (национальная идея), миллий мафкура (национальная идеология), суверинитет (суверенитет), диний багрикенглик (религиозное милосердие), бунёдкор гоялар (созидательные идеи), либерализм (либерализм), истицлол (независимость), концепция (концепция), мафкура (идеология), модернизация (модернизация), диверсификация (диверсификация), электрон уукумат (электронное правительство), тадбиркор (предприниматель), ишбилармон (предприниматель), информацион жамият (информационное общество), глабаллашув (глобализация), маънавий таудид (духовное угроза) и достигает совершенства как достойные кадры общества. Это означает что, мы достигаем благим целям. Но с другой стороны невозможно закрыть глаза на то, что во многих случаях молодежь очень легко смотрит и относится к жизни. Такие отрицательные положения можно увидеть на примере молодежи всех наций: узбеки, русские, украинцы, белорусы, татары и пр. В частности в их общении, соотношении, и устной речи явно выражается одичалое поведение. Использование со стороны некоторой молодежи слова как "ништяк", "папаша", "братан", "братишка", "мамаша", "бобой", "о кей ", "айва ", "хелло " не понимая их смысл слепо подражая другим чтобы показать, что не отстаёт от современности, не является признаком культурности, а наоборот считается неприемлемостью, непочтительностью и неуважением к родному языку. Поэтому объяснение молодежи смысловой изящности каждого слова, которое употребляется в родном языке, является долгом и обязанностью не только преподавания родного языка, но и гражданской обязанностью перед своей Родиной и страной каждой интеллигентной личности. Особенно, ознакомление молодежи с

коренными значениями слов, которые часто используются в их речи как жиуод, камикадзе, худкушлик, диний ацидапарастлик, халцаро терроризм, наркомания, шовунизм, наркотрафик, гиёувандлик, селфи, селфизм, селфомания, исломофобия равно с предотвращением отрицательных событий, которые они могут встретить и сбить их с пути, равно со спасанием их от неизбежной гибели.

Например, догматизм - старание слепо применять правила и порядки, которые сформированы в определенной ситуации на основе твердых убеждений и совершенствовании кокой либо идеи или принципа, не учитывая другую ситуацию, положение и состояние [1, 93]. Значит, религиозный догматизм означает стремление совершенно нам чуждых религиозных секций, которые претендуют на халифат препенить в сегодняшнее наше время идеи и принципы раннего периода ислама. Применение их в обстоятельство стран СНГ, которые стремительно идут по пути построения свободной и благоустроенной Родины, вольной и зажиточной жизни не что чем иллюзии.

Как пишет проф. Р. Жураев: "ЧеловекXXI века (то есть наши земляки) - должны быть постоянно читающими и мыслящими умными людьми - homo sapiens и это должно превратиться в жизненную норму" [2, 39].

Наша молодежь должна знать и взвешивать в своём разуме виды "массовой культуры" как: зуравонлик, ахлоций бузуцлик, индивидуализм, ишёцмаслик, миллатчилик, цурслик, цуполлик, шовунизм, жоуиллик, нодонлик, шахсиятпарастлик, которые входят в нашу жизнь за счет глобализации, в частности стремятся отравить сознание молодежи, и злые смыслы скрытые под этими словами, должны осознать, то что сопротивление им может служить их будущей спокойной жизни. Наша молодёжь должна понимать, что в смысле слов, связанных с разрушительными идеями, лежит зло, подлость, невежество. Для этого необходимо постоянно организовать глубокие пояснительные работы по смыслу и значению данных лексических единиц с молодежью. Эффективно использование в этой связи новых информационных и педагогических технологий - требование времени. Целесообразно отдельно остановится над словами "экстремизм и терроризм", которые провоцируют нашу молодёжь. Эти слова создают одно смысловое поле со словами как гиёувандлик, наркомания, одам савдоси, жангарилик, худкушлик, биродаркуштлик и является созвучными словами с ними. В значении этих слов скрыты семы, смысловые частицы, которые связаны с духовными угрозами, злонамеренными целями, корыстными намериниями злых сил. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов говорит так: «Под духовной угрозой нужно понимать, в первую очередь, идеологические, информационные выступления, направленные против свободной жизни любого человека, в независимости от его языка, религии, веры, и имеющие в веду цель разрушить именно его духовный мир [3, 13-14]. Эти мнения должны для нас служить как наставление в работах по совершенствованию государственной политики о молодежи.

Вернемся к слову экстремизм. В толковом словаре оно описывается так:

ЭКСТРЕМИЗМ [лат. extremus - энг охирги, утакетган, ашаддий, кескин (самый последний, крайний, чрезмерный, резкий)] Сиёсатда ва мафкурада ашаддий, фавцулодда усуллар билан йул тутишга, кескин чоралар куришга тарафдорлик. Экстремист, экстремистик сузларининг мохияти юкоридаги маъно билан боглик холда ойдинлашади ва ашаддий, утакетган мутаассиб, узининг гаразли максадлари йулида хеч нарсадан тоймайдиган шахслар ва уларга хос булган иллатлар улар оркали тушунилади (приверженность предпринимать резкие меры, поступать чрезвычайными, крайними способами в политике и идеологии. Суть слов экстремист и экстремистка проясняется в связи с вышеуказанным значением, и понимаются как чрезмерный консерватор, лицо которые не чем не устоит на пути своих корыстных целей, и конечно язвы свойственные им) [4, 29].

Также дано толкование слову терроризм.

ТЕРРОРИЗМ [лат. terror- куркинч, дадшат (боязнь, страх, ужас)] террор билан амалга ошириладиган сиёсат ва тактика; сиёсий ракибларни, мухолифларни йук килиш ёки куркитиш, адоли уртасида вадима ва тартибсизликлар келтириб чикариш максадида зуровонлик даракатлари (таъциб цилиш, бузиш, гаровга олиш, цотиллик, портлатиш ва б.); террорчилик (политика и тактика реализующееся террором; насильственные действия (преследование, разрушение, брать в заложники, убийство, взрывание) с целью уничтожить или напугать политических конкурентов, противников, создания паники и беспорядка среди населения) [5, 76].

Соединяя слова религиозный и международный к вышеуказанным словам перед глазами предстаёт более ужасающая, широкомасштабная угроза в форме религиозного экстремизма и международного терроризма. Ужасные слова как зуравонлик (насилие), ахлоций бузуцлик (безнравственность), ОИТС (СПИД), эгоцентризм, индивидуализм, ваушийлик (жестокость), цонхурлик (кровожадность), цотиллик (убийство), будто спутники кружащиеся вокруг слов религиозный экстремизм и международный терроризм. Ознакомить молодежь с угрозой, которую они могут принести, направить их на правильный путь является одной из важных проблем сегодняшнего дня. Для этого в первую очередь необходимо пропитать в сознание молодежи значения, отражающееся в вышеуказанных словах. Остановимся на некоторых из них.

ЭГОЦЕНТРИЗМ [лот. еgo- мен (я), centrum - марказ, урталик (центр, середина)] Манманлик ва худбинлик (эгоизм) нинг учига чиццан шакли, кишиларнинг фацат уз цизициш доирасидагина богланиб цолиниши, бошцаларнинг фикри билан уисоблашмаслик, фацат уз фикрлари ва шахсиятини юцори цуйишдан иборат хислати (высшая форма высокомерия, эгоизма, ограниченность человека только в кругу своих интересов, высоко ставить только свои мнения и личность) [6, 21].

Как говорит М. Куронов: "Эгоцентризм является одним видом эгоизма, и означает «жить, думая только о себе, о собственном благе». С точки зрения нанесения вреда человечеству этот недостаток не отстаёт от невежества и догматизма" [7, 66].

Значит, под лексемой эгоцентризм лежат семы эгоизм, индивидуализм, злобность, горделивость, высокомерие, невежество. Такие недостатки появились не сегодня. И в истории нашего языка можно встретить слова, совпадающие по значению с такими понятиями и словами. Понятия как манманлик (высокомерие), узига бино цуйиш (высокое мнение о себе), бошцаларнинг фикри билан чицишмаслик (не учитывать мнения других) в нашем языке, в речи наших преедких существовали издавна. Например, слово худбин, которое часто употреблялось в произведениях Алишера Навои, совпадает с лексемой эгоцентризм. Поэт в одной из газелей пишет так: "Гайрдин кунглумни соф эттим юзунг акси учун, Гарчи худбинсен, сенга булмас бу кузгу сори майл. Здесь слово худбин использовано в значении "Видящяя только себя, не признающая других кроме себя, горделивость". Идея, данная в строках "Курма арода узунгни мискинлик аро, Ким булди киши уалоки худбинлик аро " даже сегодня не потеряло свое значение. Наоборот, в сегодняшнем быстро меняющемся, бурном времени, когда разная опасность как "массовая культура" старается вникнуть в жизнь молодежи и намечает сбить их с правильного пути слова Навои слышатся как предупреждение сказанное с далекого прошлого сегодняшней молодежи, они похожи на призыв к бдительности. "Худбинлик" в интерпретации Алишера Навои один вид духовной угрозы, сам эгоцентризм. В значениях нижеуказанных слов, которые можно встретить в произведения Алишера Навои, тоже существуют подобные семы. Например: худком//худкома (предусматривающий только своё благо), худкомлиг (предусматривание только своё благо), худнамо//худнамой (тщеславный, старающейся показать себя), худнамолик//худнамолиг (1. худбинлик, шщратпарастлик (эгоизм, тщеславие); 2. Риёкорлик (лицемерие)), худоройлиц//худоройлиг (ухаживать за собой), худпараст (тщеславный, эгоист),

46

худпарастлиг (считать себя выше всех, не признавать других), худписанд (думающий только свое благо, эгоист), худписандлиц (самоволие, отсебятина), худрой (самовольный, упрямый,), худройлиг (упрямство, строптивость), худситонлиг (хвалить себя), худфуруш (возвышающий свою цену) и тд. В слове такаббур, которое является синонимом слова худбин (эгоист) тоже существует положение, служащее назиданием молодежи. Такаббурлик - считается высокомерием, тщеславностью. Как пишет Алишер Навои: "Такаббур шайтон иши ва бийиклик нодон иши (тщеславность дело сатаны, высокомерие дело глупого) " [8, 219; 424-427]. Этим великий поэт призывает человека не быть тщеславным, так как объясняет что тщеславность дело сатаны, высокомерие ведет к глупости. Творчество Навои и представителей классической литературы и смысл, который таится в словах, употребленных ими нескончаемый клад, очаг образования и воспитания. Глубокое изучение такой литературы, чувствовать душой смысл и суть творчества великих деятелей, осознание смыслов скрытых в строках, исходя из них делать правильные выводы может спасти нашу молодежь от разрушительных идей, от эгоизма, направить их на правильный путь.

"Одной из проблем, стоящих перед преподаванием и воспитанием, является изменить отношение учеников к учению, чтению, повысить их интересы и стремления к знаниям, процесс преподавания и воспитания вести, связывая с жизнью, самое главное - повысить их деятельность и способности самостоятельного мышления" [9, 4].

Список литературы

1. Словарь терминов по национальной независимости. Ташкент: Изд-во Академия, 2007.

2. Жураев Р.Х. Ведущие тенденции образования в XXI веке // Журнал "Непрерывное образование", 2008. № 6.

3. Каримов Ислом. Высокая духовность - непобедимая сила. Ташкент: Изд-во Маънавият, 2008.

4. Толковый словарь узбекского языка. Т. 5. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

5. Толковый словарь узбекского языка. Т. 4. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

6. Толковый словарь узбекского языка. Т. 3. Ташкент: Государственное научное издательство УзМЭ, 2008.

7. Куронов М. Если хотите своего ребенка быть счастливым.... Ташкент: Маънавият, 2013.

8. Толковый словарь произведений Алишера Навои. Т. 3. Ташкент: Изд-во Фан, 1984.

9. Метод усовершенствованного обучения. Тошкент: Изд-во Зангиата, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.