ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АЛИШЕР НАВОИ - СВЕТОЧ ДУХОВНОСТИ НАРОДА УЗБЕКИСТАНА Киличева К.Ю.
Киличева Каромат Юнустаевна - доктор педагогических наук, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрывается творчество основоположника узбекского языка и литературы Алишера Навои. Перечислены нормативные документы, принятые в республике в области языкознания. Приводятся стихи основоположника узбекского языка и литературы о слове. В статье автор ссылается на высказывания и отзывы о писателе современников А. Навои. Названы рекомендации для преподавателей, которые могут быть использованы в процессе изучения жизни и творчества А. Навои. На занятиях, посвященных изучению писателей и поэтов, целесообразно показать общественную деятельность писателя. Ключевые слова: великий поэт, духовность, молодежь, воспитание, мыслитель, сотрудничество, творчество, знание, умение, навык.
Высоким званьем «Человек» достоин зваться тот, Кто о народе никогда не ослаблял забот.
Алишер Навои
Одним из важнейших компонентов формирования личности является овладение им языковыми навыками. Так, разработанные в Узбекистане за годы независимости Государственные образовательные стандарты, модернизированные учебно -методические комплексы для образовательных учреждений, учитывают результаты проведённых в республике и за рубежом исследований в области лингвистики, психолингвистики, социолингвистики и лингводидактики.
Это позволяет констатировать существенные сдвиги не только в отношении качества знаний обучаемых, но и по уровню сформированности навыков и умений культуры речи и эмоциональной выразительности действенных механизмов самовыражения личности, расширения читательских интересов по усилению мотивации к изучению языков и литературы, основу которых составляет слово.
Здесь хочется вспомнить мудрые слова великого Алишера Навои о родном слове:
Я славлю жемчуг слова! Ведь оно
Жемчужницею сердца рождено.
Четыре перла мирозданья - в нем.
Всех звёзд семи небес блистанье - в нём.
* * *
С булатным ты язык сравнил клинком,
С алмазным слово я сравню сверлом.
Речь - лепесток тюльпана в цветнике,
Слова же - капли рос на лепестке.
* * *
Ведь словом исторгается душа,
Но словом очищается душа.
* * *
Что жемчуг, если слово нам дано?
Оно в глубинах мира рождено!
Пусть слова мощь сильна в простых речах,
Она учетверяется в стихах [1, с. 12].
| 23 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017
Думается, в этих прекрасных словах и заключается главная задача, которая стоит сегодня перед преподавателями нашей республики: помочь подрастающим поколениям овладеть искусством слова.
9 февраля 2017 года исполнится 576 лет со дня рождения великого узбекского поэта - Алишера Навои - гуманиста, мыслителя, государственного деятеля, основателя узбекского литературного языка, оставившего потомкам богатое литературно-духовное наследие. Его имя - это символ прогресса своей эпохи для народов всего мира.
На занятиях, посвященных изучению жизни и творчества писателей и поэтов, целесообразно обращаться к высказываниям и отзывам о писателе современников, других писателей и критиков; материалу, раскрывающему личные и творческие связи писателя с его современниками, показывающему общественную деятельность писателя, объясняющую его мировоззрение и определяющую место писателя в русской, узбекской и зарубежной литературе; эпистолярному наследию, литературным портретам, заметкам и воспоминаниям, а также произведениям самого писателя. Такое «погружение» в атмосферу детства и взросления А. Навои и осмысление основных вех жизненного и творческого пути поэта способствует углублению чувства национальной гордости за огромное поэтическое и научное наследие, оставленное народу основателем узбекского литературного языка.
О творчестве А. Навои высказывались не только современники А. Навои, но и другие поэты и писатели. К примеру, известный азербайджанский поэт Физули признавал Алишера Навои царем стиха, учился у него мастерству слова.
Кишвари в XVI веке свидетельствовал, что величие и благородство творчества Навои дружески сблизили народы земли.
Великий Абай причислил его к самым первым поэтам Востока.
Каракалпакский классик Бердах назвал его в своих стихах владыкой мысли.
Все выдающиеся поэты Востока называли его своим учителем и наставником. А мы, потомки Алишера Навои, гордимся его бессмертным творчеством, потому что оно учит мудрости жизни, призывает к добру и торжеству просвещения.
Список литературы
1. Алишер Навои. Хамса: поэма «Смятение праведных», глава XIV. О слове, 1996.
ОБ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ СТРУКТУР В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1 2 Алексеенко А.С. , Лихачева М.В.
1Алексеенко Анна Станиславовна - старший преподаватель, кафедра естественнонаучных дисциплин, Московский технологический институт; 2Лихачева Мария Владимировна - учитель математики, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 72,
г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются методические особенности изучения алгебраических структур в школьном курсе математики.
Ключевые слова: методика преподавания математики, алгебраические структуры, среднее общее образование.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 3(17) 2017 | 24 |