Научная статья на тему 'МЕСТО САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

МЕСТО САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ В ПЕДАГОГИКЕ / SELF-CONTROL IN PEDAGOGY / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / AND MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинятов Алексей Николаевич, Прокопцев Владимир Олегович

В статье проанализированы роль и место метода самоконтроля в педагогическом процессе. Авторы уточняют ряд понятий («самоконтроль в педагогике», «общество», «личность», «индивидуальность»), показывают, что они имеют важное значение при постановке задач в обучении и воспитании... Обоснован вывод о том, что метод самоконтроля в образовательном процессе необходим, но только в четко и грамотно сформированном виде и с устойчивой обратной связью. Только в таком сочетании можно гарантировать положительное усвоение учебного материала и применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF SELF-CONTROL AND ESPECIALLY ITS APPLICATION IN EDUCATIONAL PRACTICE

The article analyzes the role and place of the method of self-control in the pedagogical process. The authors specify a number of concepts ("self-control in pedagogy", "society", "personality", "individuality"), show that they are important in setting tasks in education and training... The conclusion is substantiated that the method of self-control in Educational process is necessary, but only in a clearly and competently formed form and with stable feedback. Only in this combination can ensure the positive assimilation of educational material and the application of the acquired knowledge, skills and habits in everyday life.

Текст научной работы на тему «МЕСТО САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

особенности мировоззренческих взглядов портретируемого, мы имеем возможность обобщить этико-биографические материалы исследования портретируемой личности. Постановка такой задачи дает возможность оставить научные и творческие свидетельства о близких по духу людях, выразить свое отношение к ним посредством портрета.

Фактографические материалы, определяющие базу научно-исследовательской и творческой работы, позволяют объединить важнейшие методы исследования психологического портрета. Биографические сведения (хронологические записи и наблюдения, полученные от первого и третьего лица), дневниковые записи (психологические заметки художника-педагога), театральные приемы работы (манки), в экспресс-анализе портретных образов позволяют обогащать академический рисунок образным содержанием в мимике лица, жесте рук, стилистике исполнения. Примеры исследования биографии мы можем найти у современников портретируемого - очевидцев, оставивших наиболее ценную информацию о личности. Данное научное направление в психолого-педагогической практике выполняет важную роль в развитии и воспитании личности.

В целом, исследование личности и создание портрета художником, дают возможность внимательнее относиться к деталям, отражающим качества характера человека, что особенно актуально при обучении рисунку [8].

Литература и источники

1. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: ООО «Компания БОРГЕС», 2010. С.10.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.435.

3. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: Казак университет^ 2001. С.114.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. М.: Издательство В. Шевчук, 2010. С.40.

5. Габричевский А.Г. Сборник статей. Н.И.Жинкина, А.Г. Габричевского, Б.В. Шапошникова, А.Г. Циреса, Н.М. Тарабукина под редакцией А.Г. Габричевского. М., 1928. С.57.

6. Басин Е.Я. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика, социология. М.: КомКнига, 2010. С.213.

7. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. М.: ВЛАДОС, 2004. С.90.

8. См.: Карев Б.А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика). Дисс. ...докт. пед. Наук. М., 2003.

ВОЛКОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доцент кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета (art-portrait@inbox.ru)..

VOLKOV, DMITRY V. - Associate Professor, Drawing department, Moscow State Pedagogical University.

УДК 37.01:371.263

ЗИНЯТОВ А.Н., ПРОКОПЦЕВ В.О. МЕСТО САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: самоконтроль в педагогике, обратная связь, инновационных технологий, личность, индивидуальность, модернизация системы образования.

В статье проанализированы роль и место метода самоконтроля в педагогическом процессе. Авторы уточняют ряд понятий («самоконтроль в педагогике», «общество», «личность», «индивидуальность»), показывают, что они имеют важное значение при постановке задач в обучении и воспитании.Обоснован вывод о том, что метод самоконтроля в образовательном процессе необходим, но только в четко и грамотно сформированном виде и с устойчивой обратной связью. Только в таком сочетании можно гарантировать положительное усвоение учебного материала и применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

ZINYATOV, A.N., PROKOPTSEV, V.O. THE PLACE OF SELF-CONTROL AND ESPECIALLY ITS APPLICATION IN EDUCATIONAL

PRACTICE

Keywords: self-control in pedagogy, feedback, innovation, personality, individuality, and modernization of the education system.

The article analyzes the role and place of the method of self-control in the pedagogical process. The authors specify a number of concepts ("self-control in pedagogy", "society", "personality", "individuality"), show that they are important in setting tasks in education and training ... The conclusion is substantiated that the method of self-control in Educational process is necessary, but only in a clearly and competently formed form and with stable feedback. Only in this combination can ensure the positive assimilation of educational material and the application of the acquired knowledge, skills and habits in everyday life.

В настоящее время система образования страны находится в затяжном кризисе. Как ни парадоксальным покажется на первый взгляд, но это стало возможным из-за качественного скачка - от индустриального к постиндустриальному обществу.

В наше время в образовании активно внедряются инновационные технологии, стремительно меняются приоритеты и потребности общества. Все эти внешние факторы привели к модернизации системы образования (постоянно растущие требования и потребности современного общества). В этой связи, часть преподавателей не успевают развиваться, а остальная часть - просто не считают это целесообразным. И это несмотря на то, что сами они являются членами общества, потребностям которого они уже объективно не соответствуют. В целом, нужно признать, что в настоящее время стремительное развитие общества привело к нехватке профессиональных педагогов, отвечающим потребностям современного социума.

В целях повышения качества образования и, соответственно, каждого отдельно взятого человека, в педагогической науке используются различные методы контроля обучения, целью которых является анализ и своевременная коррекция процесса обучения. Одним из таких методов контроля является метод самоконтроля, который мы рассмотрим в нашей статье.

Самоконтроль в педагогике, по нашему мнению - это регулярное наблюдение и самоанализ личностью полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Сегодня для обучения и воспитания педагогическая наука использует учебные и методические пособия по различным отраслям науки, которые можно найти в любом книжном магазине. При подробном изучении таких пособий, невольно обращаешь внимание на тот факт, что после каждой главы или параграфа автор предлагает обучаемому пройти тест самоконтроля и ответить на представленные вопросы. В данном случае целью самоконтроля является получение, с помощью простых и доступных способов, самостоятельной оценки обучаемым полученных знаний.

Метод самоконтроля предоставляет возможность обучаемого самостоятельно оценить свои знания и понять уровень усвоения предлагаемого учебного материала. Безусловно, это один из действенных методов контроля, применяемых в педагогике и положительно влияющих на запоминание и анализ обучаемым пройденного материала. Однако если рассмотреть этот метод критически, то можно выделить не только положительные аспекты, но и аспекты, которые затрудняют образовательный процесс. На наш взгляд, они выражаются в том, что, во-первых, трудно определить уровень профессионализма автора такого учебного или методического пособия; во-вторых, вопросы теста самоконтроля могут быть составлены не корректно, в следствие чего обучаемый может дать неоднозначный ответ или вовсе запутаться в ответе.

Невольно возникает вопрос, как минимизировать данные риски?

Для ответа на него, предлагаем для начала обратиться к вопросам философии, психологии, которые помогут нам раскрыть ряд понятий (общество с точки зрения философии; личность и индивидуальность - с точки зрения психологии), так как считаем, что данные науки помогают педагогической науке, в тесном взаимодействии между собой, найти пути к воспитанию личности. Тем самым, они позволяют добиться высоких результатов в воспитании как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Итак, обратимся к философии, которая раскрывает понятие общества в целом. Общество - это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни [3]. Из данного определения видно, что это

общество - это совокупная деятельность людей, то есть деятельность каждой отдельно взятой личности, объединенная общей целью. Тогда возникает вопрос, что такое личность. По мнению Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, личность - это совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества [5].

Говоря об особенностях человека, мы сталкиваемся с понятием «индивидуальность». В своем учебном пособии «Психология личности» Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин дают определение индивидуальности. По их мнению, индивидуальность - это непохожесть, своеобразность, отличие одного человека от другого, одной личности от другой [5].

Анализируя понятие личности, мы приходим к выводу, что личность имеет сложную структуру, так как ей присуща индивидуальность, со своими ценностями и идеалами. Взаимодействие личности представляет собой систему усвоенных социальных ролей, когда «роль» - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы. По существу, это структурированный способ его бытия в жизни общества [5].

Формирование личности происходит в конкретных ситуациях в процессе взаимодействия в обществе. Это факт имеет огромное значение в воспитании и обучении, как человека, так и общества в целом.

Рассмотрев понятие общества, его роль мы видим, что каждый человек является частью общества и, соответственно, общество оказывает влияние на человека, определяет его роль и место в сложно выстроенной структуре социума, обеспечивает принцип обратной связи.

Раскрываемая выше взаимосвязь общества, личности и роли личности в обществе важны в процессе обучения, так как обучающиеся по-разному воспринимают учебный материал, опосредуют его в связи со своей индивидуальностью. Поэтому для получения наиболее полной картины усвоения учебного материала обучаемыми в педагогическом процессе применяются различные методы контроля, такие как устный, письменный, практический, самоконтроль и др.

Учитывая тот факт, что каждый человек индивидуален и имеет, свою роль в обществе, из-за чего по-разному воспринимает влияние общества, все это оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на эндопсихику личности, вследствие чего каждый отдельно взятый человек по-своему воспринимает окружающий мир.

По нашему мнению, наиболее точным и правдивым является метод самоконтроля, так как личность воспринимает окружающий мир через рефлексию - познание самого себя. Данный признак является главным отличительным признаком человека, заставляя человека формулировать и задавать вопросы самому себе и искать на них ответы.

В ходе формирования ответов на поставленные вопросы, человек самокритичен и правдив к самому себе в своем самосознании, вследствие чего приходит к самоанализу и переосмыслению самой познавательной деятельности [6].

Отвечая на поставленные выше вопросы, мы осознаем, что общество во все времена пробовало и применяло инновационные технологии во всех науках без исключения. К этому общество обязывало его саморазвитие и растущие потребности. При этом где-то инновационные технологии оказывались актуальными, а где-то нет. Но все эти технологии имеют свой временной период жизни - от момента их разработки и внедрения в ту или иную область науки до момента их отторжения или принятия наукой, с последующим полным их поглощением и трансформацией в обыденные, и общепринятые виды и методы.

Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем именно тот временной период, когда задачи внедрения инноваций в педагогической науке в виде вопросов самоконтроля в учебных и методических пособиях приобрел большое значение. Более того, такой способ применения вопросов самоконтроля стал своего рода модой. По нашему мнению, это является основной причиной его использования многими авторами (без разбора, без

должного внимания к формулировкам вопросов самоконтроля и соответствия их предлагаемой учебной теме), что вводит обучаемого в заблуждение.

Само понятие контроль в педагогике подразумевает под собой построение четко налаженной «обратной связи» между педагогом и учеником, результатом которой является получение информации, изучая которую, педагог корректирует учебный процесс. Это относится к выбору форм и методов обучения, либо к выбору системы обучения в целом. В данном контексте контроль педагога выступает как внешняя сторона, а самоконтроль обучаемого является внутренней стороной обратной связи.

По нашему мнению, только достигнув такой устойчивой обратной связи, можно рассчитывать на положительный результат в обучении. И это полностью исключено, если обучающийся самостоятельно изучает учебный материал и использует только метод самоконтроля, отвечая на предложенные ему вопросы самоконтроля. В таких случаях, по нашему мнению существует большой риск, что обучающийся плохо и не эффективно усвоит учебный материал.

Анализируя проблему, мы приходим к выводу, что метод самоконтроля в образовательном процессе просто необходим, но только в четко и грамотно сформированном виде и с устойчивой обратной связью. Только в таком сочетании можно гарантировать положительное усвоение учебного материала обучаемым и применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, что так необходимо современному обществу.

Литература и источники

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1987. 336 с.

2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 176 с.

3. Лавриенко В.Н., Кафтан В.В., Чернышова Л.И. Философия: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. В.Н. Лавриненко. 7-е изд., перераб. и под. М.: Издательство Юрайт, 2015. 711 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. Пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. В 2-х

4. М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс. 2014. 575 с.

6. См.: Карев Б.А., Широков А.П. Взаимосвязь педагогических технологий и педагогических методов в высшем профессиональном образовании // Современная научная мысль. 20113. №3. С.175-181.

ЗИНЯТОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант Тихоокеанского государственного университета. ПРОКОПЦЕВ ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ - кандидат технических наук, заведующий кафедрой многоканальных телекоммуникационных систем и общепрофессиональных дисциплин Хабаровского института инфокоммуникаций СибГУТИ.

ZINYATOV, ALEXEY N. - Ph.D. student, Pacific national University(zinyatov-aleksei82@mail.ru). PROKOPTSEV, VLADIMIR O. - Ph.D. in Engineering Sciences, the Head of the Department of Multichannel telecommunication systems and all-professional disciplines of Khabarovsk Inforcommunication Institute SibSUTIS (azp_prokoptsev@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.