Научная статья на тему 'Мотивация успеха - условие саморазвития студента'

Мотивация успеха - условие саморазвития студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УСПЕХ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / MOTIVATION / SUCCESS / PERSONAL DEVELOPMENT / STUDENT-CENTERED APPROACH / SELF-CONTROL / A STUDENT SELF-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко И.А.

В статье дается обоснование, если психолого-педагогический процесс обеспечить средствами и методами обучения, способствующими развитию мотивации успеха у обучающихся на каждом уровне усвоения знаний в режиме самообучения и самоконтроля, где педагогу отводится консультативно-координирующая роль, то можно обеспечить гарантированный результат обучения саморазвивающуюся личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация успеха - условие саморазвития студента»

Радченко И.А. ©

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры индустрии моды и красоты,

факультет креативных индустрий,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет МОТИВАЦИЯ УСПЕХА - УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Аннотация

В статье дается обоснование, если психолого-педагогический процесс обеспечить средствами и методами обучения, способствующими развитию мотивации успеха у обучающихся на каждом уровне усвоения знаний - в режиме самообучения и самоконтроля, где педагогу отводится консультативно-координирующая роль, то можно обеспечить гарантированный результат обучения - саморазвивающуюся личность.

Ключевые слова: мотивация, успех, развитие личности, личностно-ориентированный подход, студент, самообучение, самоконтроль.

Keywords: motivation, success, personal development, student-centered approach, a student selflearning, self-control.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...»

А. Дистерверг

Сегодня, в условиях реформирования образования, на первый план выдвинута проблема разработки и внедрения новых подходов к организации педагогической деятельности, где акценты сделаны на развитие и реализацию как профессиональной, так и общекультурной компетентности обучающегося, на формирование его личности, то есть человека знающего, коммуникабельного, рефлексирующего, саморазвивающегося и конкурентоспособного в условиях рынка труда.

Как показывает анализ педагогической практики, процесс преобразования на всех уровнях системы образования породил ряд противоречий:

- между необходимостью организации мотивируемой на успех индивидуальных

способов учебно-познавательной деятельности каждого студента и недостаточной

разработанностью теоретических и практических основ к решению этой проблемы;

- между принципами традиционного обучения и необходимостью разработки новых для создания дифференцированных условий саморазвития, самоорганизации, самообучения и самоконтроля обучающегося;

- между стремлением педагогов работать в индивидуально-ориентированном режиме обучения, направленном на саморазвитие личности обучающегося, и недостаточным практическим личным опытом внедрения принципов инновационных технологий в учебный процесс, в которых обучающий четко соотносит свои педагогические действия с психологическими процессами, происходящими в сознании обучающегося.

Необходимость решения выявленных проблем и противоречий определили цель -выявить основные условия саморазвития студентов, обеспечивающие гарантированные результаты обучения.

Анализ психолого-дидактических исследований ученых А. В. Запорожца, Л. В. Занкова, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Г. Ю. Ксензовой, Д. Б. Эльконина, Н. Т. Талызиной и других показывает, что познавательные возможности обучающихся практически неисчерпаемы, и поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное сущностное

© Радченко И. А., 2014 г.

изменение процесса обучения и его содержания. Главную роль играет целенаправленное преобразование условий обучения как целостной системы, чем обеспечивается эффективное управление процессом усвоения знаний и развития необходимых умений. А.Н. Леонтьев в своих работах подчеркивал, что «прожить обучение» - это когда обучение становиться частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. Таким образом, перед реформирующейся системой образования, стоит совершенно определенная задача: надо организовать учебный процесс так, чтобы учение стало для обучающегося одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом.

Известно, что с древних времен и до сегодняшних дней параллельно существует два альтернативных направления в обучении: авторитарное и личностно-ориентированное.

Характерной чертой авторитарного обучения является то, что в учебном процессе педагог больше всего занят организацией своей деятельности на уроке и овладением многочисленными приемами для включения обучающихся в свой план, в свой сценарий занятия. Обучаемым при этом отводится роль объекта педагогических воздействий. В таком процессе преподаватель руководит, объясняет учебный материал, проявляет инициативу, в соответствии с предусмотренным заранее планом урока, и применяет систему поощрений и наказаний в форме отметки. При ослаблении или исключении одного из действий преподавателя учебный процесс может превратиться в неуправляемый и нерезультативный. В основе такого обучения лежит запоминание учебной информации обучающимися и строгий контроль со стороны преподавателя. Учащийся выполняет задания и ожидает их оценки. Как показывают исследования, преподаватель, в таких условиях, должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить студента включиться в учебный процесс; в случае нерадивости, выставить отрицательные отметки, высказать порицания, предъявить требования. Но, в то же время, сам педагог должен быть образцом, идеалом, всегда правильным, никогда не ошибающимся. Такая позиция вызывает у него переутомление, психологический дискомфорт и фиксируется «синдром сгорания» - неудовлетворенности профессией, отсутствие радости жизни. Со стороны студентов, во время принудительного обучения, происходит отторжение навязываемой деятельности, причем, чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения и отрицательное отношение к обучению и нежелание учиться у значительной части молодежи. Учебная деятельность внешне мотивирована и побуждает к активности за счет внешних воздействий, например, с целью получения отличных отметок, но не самих знаний и, очень часто, рождается страх перед отрицательной отметкой, что в свою очередь развивает вариант поведения - избегание неудач. То есть, обучающийся старается избежать возможных неприятностей, не допустить ударов по самолюбию, не позволить его публично осуждать и наказывать. Дальше, на что обращают внимание ученые-исследователи, происходят следующие реакции со стороны студентов [1,2]:

1. Обезличивание учебной деятельности. Оно проявляется в том, что сам студент никакой инициативы на уроке не проявляет. Получил внешнее побуждение со стороны преподавателя - выполнил задание, или ждет его. Результат - превращение обучающегося в объект манипулирования.

2. Отчуждение учебной деятельности. Студент признается сам себе: «Эта деятельность мне не нужна, она не моя, я без нее в жизни легко обойдусь, она мне никогда не пригодиться».

3. Отторжение всего того, что связано с учебной деятельностью. - преподавателя («он плохо объясняет материал!»); учебной программы («она не всем дается»); приемов преподавания («они несправедливы»); и выставления оценок («отметки ставят предвзято») и так далее, продолжая.

4. Снижение значимости учебной деятельности: формируется отношение к учебной деятельности как не очень нужной, значимой в жизни, то есть студент убеждает себя в том, что он без данной дисциплины может прожить.

В результате, долгое пребывание в ситуации избегания неудач может привести к снижению самооценки. Исследователями доказано, что такая ситуация связана с явлением «субстрессии», то есть обучающиеся не могут выполнить даже хорошо известное задание, если при этом присутствует преподаватель, у которого они долго терпели неудачи. В этом случае

либо у студентов пропадает интерес к изучению дисциплины и безразличие к получаемой отметке, либо еще хуже - появляется страх перед оценкой, страх неудачи. Учащийся избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить, боится конкуренции, критики, не преодолевает трудности, а уходит от них. Успех объясняет везением, удачным стечением обстоятельств, неудачу - плохими личными способностями. Возникает ситуация, в которой обучающийся осознает, что он сам ничего изменить не может, появляется полное нежелание и невозможность что-то предпринять, формируется полная пассивность.

Следует подчеркнуть, что будущие специалисты будут жить в социальной ситуации, когда без собственной инициативы и самостоятельности просто нельзя будет выжить. Законом об образовании предусмотрено внедрение личностно - ориентированного обучения во все образовательные структуры, целью которого является подготовка конкурентоспособных специалистов к самостоятельной трудовой жизни, адекватно реагирующих на любую нестандартную ситуацию. Главной идеей процесса развивающего обучения должна быть активизация внутренних саморегулирующих механизмов личности, где задача преподавателя заключается в помощи обучающемуся овладения многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. При этом объяснение преподавателем учебного материала не исключается, он излагает базовые знания, на основании которых организует его углубленное самоизучение студентом. Такой подход дает возможность получить преподавателю не только свободу творчества, но и большую ответственность.

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной

деятельности предусматривает переход от внешних к внутренним мотивам. Так как внутренняя мотивация связана с самим процессом познания, где значимым становится личностный результат познавательной деятельности и все ее компоненты (цель, мотив, средства, действия, результат, оценка) направляются и контролируются самим обучающимся. Современный педагог-профессионал должен способствовать не только развитию внутренних стимулов к учению у обучающихся, но и сам искренне верить в возможность развития потенциальных способностей каждого обучаемого на индивидуальном для него уровне [1,2].

Характеристика основных компонентов деятельности педагога

Таблица 1

Организация учебной деятельности на основе

Компоненты деятельности внутренних мотивов внешних мотивов

действия педагога при личностноориентированном обучении действия педагога при традиционном обучении

Цель Совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Цель на уроке ставит сам

Мотив Опора на внутренние мотивы обучающихся Мотивирует сам, чаще за счет внешних стимулов

Средства Совместный с обучающимся выбор средств, адекватных цели Средства выбирает сам

Действие Выбор действий в соответствии с возможностями обучающегося Организует и регламентирует действия

Результат Достижение обучающимися личностнозначимого результата; в центре внимания преподавателя - внутренние позитивные изменения в личности студента Подводит весь коллектив к результату, который наметил сам

Оценка Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата Оценивает сам

Современный педагог, работающий в условиях личностно-ориентированного обучения, стремится развивать у обучающихся мотивацию достижения успеха, которая вызывает у студента желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда.

Мотивация достижения успеха создает психологическую ситуацию - ситуацию успеха, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважения. Психологи выделяют четыре составных уровня мотивации достижения успеха[2,3]:

1. Стремление к успеху в какой-либо деятельности можно выразить фразой: «Я хочу это сделать». Пока преподаватель не возбудил у обучающихся желание узнать новое по данной проблеме, не надо их этому учить, это бесполезно.

2. Надежда на успех выражается словами: «Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе». Педагог знает, что наличие веры в успех у обучающегося и умение продемонстрировать эту уверенность способствуют более легкому включению студентов в познавательную деятельность.

3. Вероятность достижения успеха - это состояние, которое выражается так: «Все зависит от меня, я - источник, ситуация меняется, если я на нее влияю».

4. Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений вырабатываются в процессе непосредственной работы преподавателя с обучающимися и реализует принцип «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

Эти ориентации определяют поведенческий сценарий человека, который хочет достичь желаемого результата на основе активных обучающих действий и труда. Многие

преподаватели стараются работать в условиях сопоставления своих действий с психологическими процессами, происходящими в сознании студента, но им мешают искаженные ценностные направления, десятилетиями задаваемые «сверху», как нормативные, и поведенческие стереотипы, обусловленные требованиями авторитарной педагогики.

Сравнительная характеристика

Таблица 2

Индивидуальная ориентация преподавателя Нормативная ориентация преподавателя

Анализирует особенности ситуации и свое поведение в ней Ориентируется на устойчивые характеристики особенностей

Делает осторожные прогнозы Делает долговременные прогнозы

Сильных порицает за ухудшение, слабых хвалит за улучшение Сильных хвалит всегда, слабых - очень редко

Поощряет за старание в процессе учебы Оценивает за результат, процесс не видит

Чаще дает индивидуальные, разные по сложности задания Чаще дает одинаковые задания

Анализ психолого-педагогических исследований по вышеуказанным проблемам позволяют выделить условия, способствующие повышению мотивации достижения успеха[ 1,2]:

- индивидуально-ориентированные критерии оценки (студенты имеют на руках эталоны достижений, индивидуальные стандарты качества);

- индивидуально-дозированные по трудности задачи и возможность их выбора (создает ситуации вероятности достижения успеха, личной ответственности, принятие решений при выборе задач);

- создание условий процедуры самооценки на основе индивидуального стандарта качества;

- развитие ситуаций успеха на обозначение значимости достижений успеха и привлекательности успеха;

- подбор средств и методов обучения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся к учению, и дающих возможность перехода от менее сложного к более сложному уровню усвоения.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод: если психолого-

педагогический процесс обеспечить средствами и методами обучения, способствующими развитию мотивации успеха у обучающихся на каждом уровне усвоения знаний - в режиме самообучения и самоконтроля, где педагогу отводится консультативно-координирующая роль, то можно обеспечить гарантированный результат обучения - саморазвивающуюся личность. Поэтому мотивация достижения успеха - основное психолого-педагогическое условие саморазвития студента.

Литература

1. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.