УДК 378.147 © Е. И. Еремина, Т. Е. Вавилова, 2017
Особенности организации самообучения курсантов вузов МВД России
Елена Ивановна Еремина,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Центрального филиала Российского государственного университета правосудия.
Воронеж, Россия. e-mail: [email protected]
Татьяна Евгеньевна Вавилова,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Воронежского института МВД России. Воронеж, Россия. e-mail: [email protected]
В статье рассматривается специфика организации комплексной работы по формированию готовности к самообучению курсантов образовательных учреждений МВД России. Описаны основные принципы организации самообучения. Обозначены главные направления этой работы. Особое внимание уделяется мотивации к самообучению и самомотивации.
Ключевые слова: самообучение, личностное саморазвитие, активный познавательный интерес, учебно-познавательная деятельность, мотивация, самоорганизация, познавательная самостоятельность.
Для цитирования: Еремина Е. И., Вавилова Т. Е. Особенности организации самообучения курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 71-74.
В современных условиях каждому специалисту необходимо постоянно совершенствовать комплекс своих профессиональных компетенций и личностных качеств. Это умение он должен приобрести еще в студенческие годы, освоив деятельность самообучения, которая выступает основой профессионального и личностного саморазвития.
Процесс обучения представляет систему двух относительно самостоятельных видов деятельности: обучающая деятельность преподавателя посредством использования средств и методов (в рамках применяемых технологий обучения) и учебная деятельность курсантов по приобретению знаний и умений в рамках изучаемой дисциплины по формированию способностей к самообучению [1; 2, с. 102-105].
Способность к самообучению, которое является высшим уровнем самостоятельности в познании, возникает и развивается в процессе целенаправленного обучения. При этом речь идет не просто об освоении способов самостоятельного приобретения знаний и навыков, а прежде всего о развитии самостоятельности как базовой черты личности, обеспечивающей овладение всеми компонентами самообучения.
Формирование способности и готовности к самообучению происходит в условиях самостоятельной творческой познавательной деятельности обучающихся. Мы рассматриваем познавательную самостоятельность курсантов как качество личности, которое включает единство целеустремленности, способностей и умений обучающегося своими силами осуществлять познавательную деятельность, т. е. самостоятельно овладевать фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками для решения задач, необходимых для сотрудников правоохранительных органов [3, с. 56-60].
Принципы организации самообучения не зависят от профиля учебного заведения и изучаемой дисциплины, однако их реализация в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Есть они и в вузах МВД России, курсанты которых получают высшее профессиональное образование
в обстоятельствах, существенно отличающихся от условий обучения их сверстников в гражданских вузах.
Курсанты, будучи сотрудниками органов внутренних дел, наряду с учебными выполняют и служебные обязанности, участвуя в несении службы в суточном наряде, в обеспечении охраны общественного порядка и т. п. На личность курсантов накладывает отпечаток определенная закрытость ведомственного образовательного учреждения, связанная со спецификой его деятельности. К личностным качествам курсантов предъявляются повышенные требования: они должны обладать дисциплинированностью, ответственностью, активностью, самостоятельностью, умением оперативно реагировать и принимать правильные решения в сложной обстановке. Образовательный процесс, взаимоотношения преподавателей и курсантов в вузе строго регламентированы. Распорядок дня четко определяет время, отводимое на учебу и самоподготовку. Специфика любого неязыкового вуза, ведомственного в том числе, требует особых форм и методов для формирования и развития у курсантов интереса к изучению иностранного языка применительно к их будущей профессии [4, с. 29-33].
Эти особенности проявляются в ходе формирования готовности курсантов к самообучению. Исходя из концептуального анализа деятельности самообучения [5, с. 42-47], основные направления этой комплексной работы можно обозначить следующим образом:
— развитие мотивации к самообучению у курсантов;
— интенсификация процессов саморазвития личности и индивидуализация обучения на этой основе;
— постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся;
— обучение рациональным способам самостоятельного приобретения знаний;
— ведущая ориентация на творчество в учении и познании;
— активизация совместной деятельности курсантов.
Рассмотрим эти направления подробнее на примере изучения курсантами иностранного языка.
Для развития мотивации к самообучению необходимо педагогическое стимулирование, направленное на формирование активного познавательного интереса до уровня, который обеспечивает переход человека к самообучению. Эта задача непроста, поскольку связана с воздействием, затрагивающим глубинную суть личности обучающегося. Именно в интеграции педагогического и ответного действия, обусловленного особенностями конкретной личности, формируется исключительно индивидуальный результат. Поэтому итоги работы по развитию самомотивации у курсантов в условиях коллективного обучения в значительной мере непредсказуемы и не всегда проявляются в период, ограниченный педагогическим экспериментом.
Основой мотивации к самообучению является активный познавательный интерес, вызванный стремлением к новому уровню познания. Осознание противоречия между наличием активного познавательного интереса и отсутствием средств для самостоятельного решения возникшей задачи ставит человека перед необходимостью проявить творческую активность и самостоятельность за рамками обучения, т. е. перейти к самообучению. Возникающий уровень активного познавательного интереса преподаватель должен закрепить, повышая степень интенсивности самостоятельной работы обучающихся, ставя их в такие условия, в которых им необходимо творчески использовать свои новые возможности в достижении поставленных целей [6, с. 46-49].
Изучению различных аспектов учебной мотивации курсантов вузов МВД России уделяется большое внимание [7, с. 28-30]. В контексте нашего обсуждения проблемы интересны выводы Д. А. Волохова [8], который установил, что у курсантов первого года обучения превалируют профессиональные мотивы, а также мотивы личного престижа и развития (познавательные). Изучение данного вопроса путем анкетирования курсантов, бесед с ними, наблюдения за их учебно-познавательной деятельностью показывает, что в палитре разнообразных мотивов у первокурсников отмечается доминирование мотивов, связанных с овладением избранной профессией и развитием профессионально значимых качеств личности. Причем приобретение этих знаний, умений и качеств многие курсанты понимают как неотъемлемую часть процесса саморазвития. Таким образом, наличие в мотивационной структуре личности курсантов осознаваемых ими актуальных познавательных мотивов и мотивов достижения выступает необходимой предпосылкой развития активного познавательного интереса.
Первые результаты изучения мотивации курсантов сначала «очаровывают» преподавателя. Их высказывания, свидетельствующие о понимании значения активной самостоятельной работы для формирования себя как профессионала, невольно принимаются за достаточный уровень мотивационной готовности к самообучению. Однако практические занятия быстро рассеивают эти иллюзии. На деле оказывается, что многие подобные высказы-
вания обусловлены выработанным в школе умением идти навстречу ожиданиям педагогов. Выявляется, что к непрофильным дисциплинам, в том числе и к иностранному языку, у курсантов имеется лишь пассивный познавательный интерес, который, как известно, формируется усилиями преподавателя. Возникающий активный познавательный интерес, как правило, ситуативен и неустойчив. Именно слабостью активного познавательного интереса объясняются неудачи первых решительных попыток преподавателя инициировать самостоятельную интеллектуальную деятельность курсантов в рамках проблемного обучения в различных формах интерактивного обучения. Разумеется, негативную роль играет и низкий уровень сформированности умений самоорганизации и знания иностранного языка.
Чтобы подготовить курсантов к самообучению, преподаватель должен добиваться оптимального сочетания познавательной мотивации, мотивации достижения и стремления к саморазвитию, ориентируясь на развитие профессиональной мотивации. Профессиональная мотивация актуальна в мотивационной структуре личности курсанта как сотрудника органов внутренних дел, при этом у первокурсников гражданского вуза она условна. Включение изучения непрофильных дисциплин (в том числе иностранного языка) в учебно-профессиональную деятельность в ведомственном вузе дает более сильный стимулирующий эффект, чем в гражданском.
Достижение успеха на пути к самообучению во многом зависит от правильно организованного взаимодействия преподавателя и курсантов. По сути речь идет об актуализации субъектной позиции обучающихся, которая определяет возможности выхода личности за пределы нормативной заданности [9]. Педагогическое воздействие должно соотноситься с уровнями самообучения, зависящими от степени актуализации механизмов саморазвития личности [5, с. 42-47]. Самопознание на основе саморефлексии приводит к появлению адекватной самооценки и позволяет курсанту выработать реальные цели, а также программу самосовершенствования, включающую самообучение. Овладение способами самообучения опосредовано процессами самоорганизации и саморегуляции. Именно эти механизмы обеспечивают взаимосвязь педагогических воздействий и собственной познавательной деятельности обучающихся. Интенсификация процессов саморазвития является внутренней стороной обучения, непосредственной предпосылкой самообучения. Отсюда следует необходимость индивидуализации обучения, его личностной направленности.
Изучение конкретной дисциплины организуется во взаимосвязи с освоением теоретических и практических основ самообучения. Курсанты должны быть ориентированы на аналитическое наблюдение за своей деятельностью. Осваивая, например, умения иноязычного чтения, они тренируются в постановке целей и реализации планов на основе постоянного самоанализа, самоконтроля и самокоррекции. Требуемое единство внешних действий и процессов саморазвития достигается благодаря постоянной саморефлексии.
Педагогические средства активизации процессов саморазвития и индивидуализации обучения хорошо известны и широко применяются в практике преподавания. Остановимся на некоторых особенностях этой работы в ведомственном вузе. Анализ нашего педагогического опыта позволяет отметить следующие моменты. Среди курсантов обнаруживается больше молодых людей (чем в студенческой среде), умеющих ставить и достигать цели. Курсанты отчетливее понимают важность владения умениями самоорганизации и активнее их осваивают, осознавая соответствие требований преподавателя общим требованиям жизненного уклада своего вуза. Очевиден и тот факт, что в условиях строгой иерархичности отношений и замкнутой внутренней жизни вуза курсанты больше ценят неформальное общение с преподавателем, охотнее идут навстречу его интересным предложениям, положительно воспринимают индивидуализацию своего учебного труда.
Чтобы курсанты смогли добиться максимально возможной самостоятельности в формировании личностных качеств и в овладении компетенцией самообучения, преподаватель уменьшает долю своего руководства, постепенно передавая им свои функции по всем направлениям самостоятельной деятельности. При этом важно правильно определить, насколько курсанты готовы воспользоваться данной степенью свободы, почувствовать, в какой момент необходимо эту степень увеличить, не тормозя их инициативу излишней опекой.
Познавательная самостоятельность невозможна без овладения рациональными способами приобретения знаний и умений. Так, для успешного изучения иностранного языка необходимо освоить систему специальных учебных приемов. Чтобы у курсантов появилось стремление их использовать, они должны увидеть, как эти приемы работают при решении конкретной проблемной задачи, повышая результативность деятельности, независимость курсантов от преподавателя. Диапазон таких приемов при изучении иностранного языка широк: от алгоритма перевода предложения до инструкции по выполнению реферативного перевода, организации проектной деятельности и т. п. Отработанные на занятиях приемы формирования познавательных и организационных умений используются во время самоподготовки. Самостоятельная практика обязательно анализируется во время проведения учебных занятий и консультаций. Осваивая последовательность операций и образ действий в соответствии с подробной инструкцией, курсанты незаметно для себя создают индивидуальную методику самообучения. При этом система работы в целом должна быть направлена на овладение ими общим приемом в каждом виде речевой деятельности.
Курсанты охотнее, чем студенты гражданских вузов, осваивают рациональные способы самостоятельного познания: в условиях ограниченности времени, отводимого для самоподготовки, умение рационально учиться особенно актуально.
Возникающий активный познавательный интерес необходимо поддерживать адекватной ему творческой деятельностью. Процесс овладения профессионально ори-
ентированной иноязычной компетенцией должен быть представлен системой предметных и личностных творческих задач, которая обеспечивает постоянную нацеленность на творчество. Если решение предметных творческих задач направлено на освоение способов творческой познавательной деятельности, то решение личностных творческих задач стимулирует выход за пределы учебных требований [10]. Это выражается в стремлении обучающихся расширить и углубить свои языковые знания, развить речевые умения вне учебной сферы, а также использовать иностранный язык для приобретения профессиональных знаний.
Практическая работа в данном направлении не выявила значительных различий между курсантами и студентами. Имеются объективные и субъективные причины того, что лишь немногие обучающиеся показывают высокие творческие результаты. Объективные факторы порождаются не только недостатками существующего процесса обучения, но и особенностями образовательного пространства конкретного учебного заведения. Субъективные причины заключаются в том, что в условиях, стимулирующих раскрытие способностей, актуализируются возможности, различные для каждого человека.
Иными словами, творческий потенциал сможет реализовать только тот, кто его имеет. По нашим данным, в условиях, благоприятных для развития способности к самообучению, практически все обучающиеся в той или иной степени улучшают свои показатели, однако на высокий уровень творческой активности и самообучаемости выходит не более 15% студентов и курсантов .
Недостаточный уровень развития творческих и коммуникативных способностей сказывается на результатах совместной работы обучающихся. Преимущества коллективной учебно-познавательной деятельности выявлены, пожалуй, с исчерпывающей полнотой. Хорошо известны и трудности ее практической организации, которые вынужден преодолевать каждый преподаватель (в особенности преподаватель иностранного языка). Выполнение коллективных творческих заданий можно отнести к самообучению, так как при этом обучающимся приходится самим планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность, еще не в полной мере владея нужными для этого умениями.
В процессе организации групповой деятельности для освоения умений самостоятельного иноязычного чтения был найден оптимальный, на наш взгляд, вариант. После взаимообучения и взаимоконтроля в динамических парах, проведенных по модифицированной нами методике А. С. Границкой [11] (на базе лексических единиц и отдельных предложений), а затем и на уровне текстов осуществлялся переход к самообучению в триадах и более многочисленных коллективах. При этом малые группы формировали сами обучающиеся, учитывая свой опыт взаимоотношений в динамических парах. Так были образованы совместимые в личностном плане группы, которые сотрудничали в период изучения одной темы, постепенно повышая свою результативность и самостоятельность. Сравнивая поведение курсантов и студентов, отме-
тим, что студенты характеризуются более заметным проявлением индивидуализма. Даже в условиях совместного труда они часто стремятся поставить на первый план свои личные достижения, а не успех коллектива. Курсантов отличает ярко выраженный корпоративный дух, что в целом помогает им добиться общего успеха.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что специфика ведомственного вуза не является определяющей при формировании готовности курсантов к самообучению, но она должна обязательно учитываться при организации освоения конкретных форм самообучающей деятельности.
Список л
1. Мещерякова Е. И. О формировании культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения . Воронеж, 2003.
2 . Кочетков М. В. Дидактические возможности самостоятельной подготовки и семинарского занятия при нетрадиционной последовательности проведения занятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2(16).
3 . Вавилова Т. Е., Мещерякова Е. И., Сакоренко И. В. Модульно-рейтинговая система как средство активизации познавательной самостоятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010 . № 3(42).
4. Вавилова Т. Е. Самостоятельная работа как форма активизации познавательной деятельности // Функционирование языка для специальных целей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов : мат-лы меж-дунар . науч . -практ. конф . Челябинск, 2007.
5. Трофимова Н. М, Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / / Педагогика 2003. № 2 .
6. Еремина Е. И. Развитие мотивации к самообучению у студентов // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4(51) .
7. Бариляк И. А. Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах 2007 № 3(30)
8 . Волохов Д. А. Психологические особенности мотивации учения курсантов вузов МВД России : дис.... канд. психол. наук. СПб , 2006
9 . Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета : автореф дис . д-ра пед наук Оренбург, 2007
10 . Тряпицына А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Л . , 1991.
11. Границкая А. С. Научить думать и действовать . М. , 1991 .
Eculiarities of cadets' self-education management at the MIA educational
institutions
Eremina Elena I.,
Cand. Sci. (Pedagogy), associate-professor, head of Foreign Languages department, Central Branch of the Russian State University of Justice, Voronezh, Russia. e-mail: [email protected]
Vavilova Tatiana E.,
Cand. Sci. (Pedagogy), associate-professor, associate-professor, Foreign Languages department,
Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs.
Voronezh, Russia. e-mail: [email protected]
The article deals with the specific organization of comprehensive work on preparing cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia for self-education. The authors characterize the main principles of managing self-education. The main directions of this work are outlined. Special attention is paid to learning motivation and self-motivation.
Keywords: self-education, personality self-development, active cognitive interest, learning cognitive activity, motivation, self-
management, cognitive autonomy.
Citation: EreminaE. I., Vavilova T. E. Peculiarities of cadets' self-education management at the MIA educational institutions. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 71-74.