Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ'

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / ХАРАКТЕР / CHARACTER / БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / BIOGRAPHICAL PERSONALITY / ЭТИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / ETHICAL AND BIOGRAPHICAL CONVERSATIONS / ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / FACTUAL MATERIAL / ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ / ARTISTIC AND DOCUMENTARY WAY OF WORKING ON THE PORTRAIT / СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ / THE SCOPE OF PROFESSIONAL AND PERSONAL INTERESTS / СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ / ЭКСПРЕСС АНАЛИЗ / EXPRESS ANALYSIS / SKETCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волков Дмитрий Владимирович

В статье исследуются проблемы метода и способов работы художника-педагога над психологическим портретом. Показано, что художник-педагог должен учить студентов начинать работу над психологическим портретом не только исходя из внешнего характера формы и ее деталей, но и из оценки индивидуального и типического в портретируемом человеке. В методике работы художника-педагога над психологическим портретом становится необходимым понимание основ мироустройства личности в сфере профессиональных и личных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PERSONALITY RESEARCH IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER OF THE PSYCHOLOGICAL PORTRAIT

The article explores the problems of the method and methods of work of the artist-teacher over a psychological portrait. It is shown that the artist-teacher should teach students to begin work on a psychological portrait not only on the basis of the external character of the form and its details, but also on the assessment of the individual and the typical in the person portrayed. In the methodology of the artist-teacher's work on a psychological portrait, it becomes necessary to understand the foundations of the world organization of the individual in the sphere of professional and personal interests.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ»

образовании актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них ядро -ориентированность на человека.

Национальные ценности образования [6] органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и наоборот. Национальные ценности образования, как и общечеловеческие - не статичны, а историчны, то есть находятся в постоянном развитии и изменении под влиянием перемен в движении определенной общественной формы, социально-экономических и культурных условий данной страны. Все отмеченное позволяет рассматривать национальные ценности образования в качестве своеобразных ориентиров не только развития отечественной педагогической практики, но и теории. Решение вопроса о роли национальных ценностей в развитии педагогической теории требует учета наднационального характера науки и ее общечеловеческого значения.

В заключение важно отметить, что ценности национального российского образования не потеряют своей роли и в ближайшие несколько лет. Ориентация современного образования на комбинирование практической и теоретической составляющей, воспитание у человека способности к самостоятельному логическому мышлению, развитие творческого потенциала с различными способностями и умениями - те ключевые моменты, которые позволят русской нации не утратить своей идентичности, но стать самой сильной державой мире, на которой, по сути, будет завязана вся система торговых, правовых, финансовых отношений.

Литература и источники

1. Бондарь С. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. Вып. 1. М.: "Дашков и Ко", 2012 528 С.

2. Кручинин С.В., Багрова Е.В. Требования к высшему профессиональному образованию в условиях экономических санкций Запада//: Influence of the social processes globalization factor on the economic and legal development of states and corporations. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCIII International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Economics and Management, Jurisprudence, Sociological, Political and Military sciences. London, 2015. p. 43-46.

3. Кручинин С.В. Духовно-нравственный кризис современного общества: сущность, причины и возможные пути преодоления // Глобальный научный потенциал. 2015. № 10 (55). С. 107-109.

4. Бобикова Л. К. Основы национального образования в современной России // Перспективы развития вузовской науки. М., 2007.

5. Национальные ценности образования как ориентиры развития: эл. Ресурс.

6. Торкунов А. Мир и Россия на пороге XXI века// Вторые Горчаковские чтения. М.: РОСПЭН, 2014. 576 с.

ЦАРУК РАИСА СЕРГЕЕВНА - преподаватель Ноябрьского института нефти и газа (филиал) Тюменского индустриального университета.

TSARUK, RAISA S. - lecturer, Tyumen Industrial University, Noyabrsk Oil and Gas Institute (branch) (niutiu@intmail. net)

УДК 372.874+37.015.31

ВОЛКОВ Д.В.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ

Ключевые слова: психологический портрет, характер, биографическая личность, этико-биографические беседы, фактографические материалы, художественно-документальный способ работы над портретом, сферы профессиональных и личных интересов, словесный портрет, экспресс анализ.

В статье исследуются проблемы метода и способов работы художника-педагога над психологическим портретом. Показано, что художник-педагог должен учить студентов начинать работу над психологическим портретом не только исходя из внешнего характера формы и ее деталей, но и из оценки индивидуального и типического в портретируемом человеке. В методике работы художника-педагога над психологическим портретом становится необходимым понимание основ мироустройства личности в сфере профессиональных и личных интересов.

VOLKOV, D.V.

METHODS OF PERSONALITY RESEARCH IN THE WORK OF THE ARTIST-TEACHER OF THE

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT

Keywords: psychological portrait, character, biographical personality, ethical and biographical conversations, factual material, artistic and documentary way of working on the portrait, the scope of professional and personal interests, sketch, express analysis.

The article explores the problems of the method and methods of work of the artist-teacher over a psychological portrait. It is shown that the artist-teacher should teach students to begin work on a psychological portrait not only on the basis of the external character of the form and its details, but also on the assessment of the individual and the typical in the person portrayed. In the methodology of the artist-teacher's work on a psychological portrait, it becomes necessary to understand the foundations of the world organization of the individual in the sphere of professional and personal interests.

А.Г. Асмолов в своем исследовании историко-эволюционного подхода в психологии личности пишет, что «субъект рассматривается в трех аспектах: историческом времени, социальном пространстве, и жизненном пути личности в пространстве данной культуры». Анализ будущим художником-педагогом различных аспектов изучения личности может привести к важной проблеме понимания характера портретируемого. Работая над психологическим портретом художник-педагог должен разбираться в нюансах типичного и индивидуального в личности. Типичность в характере портретируемого обобщает целостное представление о человеке, дает возможность понять его социальные взаимоотношения. Индивидуальность напротив, проявляется в поступках, особенностях поведения, помогающих понять меру отношения к чему - кому-либо.

В контексте исследования личности, и методов работы художника-педагога над психологическим портретом необходимо упомянуть Л.Н. Собчик. Сопоставляя восемь противоположных друг другу типов в межличностных отношениях, необходимо привести пример научного исследования психологического портрета [1].

1.Властно-лидирующий (лидерские черты, командно-административный стиль руководства).

2. Независимо-доминирующий (дистантный).

3. Прямолинейно-агрессивный (жесткий, настойчивый).

4. Недоверчиво-скептический (подозрительный, конфликтный).

5. Покорно-пассивный (подчиняемый, безынициативный).

6. Зависимо-послушный (управляемый, ведомый).

7.Сотрудничающе-конвенциальный (доброжелательный, компромиссный).

8.Ответственно-великодушный (альтруистический, сопереживающий).

Однако ситуативные изменения в поведении, отношениях к чему - кому-либо дополняются еще и характером, который вносит независимую вариативность, меняя представления о человеке. Данная вариативность определятся свойствами характера. В психологии различают пять различных свойств характера, на что указывает психолог Л.Д. Столяренко, подкрепляющий свои доводы исследованиями А.Г. Шмелева, М.В. Бодунова, У. Нормана и др. [2].

1) самоуверенность - неуверенность

2) согласие, дружелюбие - враждебность,

3) сознательность - импульсивность,

4) эмоциональная стабильность - тревожность,

5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Исходя из отмеченного выше, художник-педагог должен учить студентов начинать работу над психологическим портретом не только исходя из внешнего характера формы и ее деталей, но и из оценки индивидуального и типического в портретируемом человеке. В методике работы художника-педагога над психологическим портретом становится необходимым понимание основ мироустройства личности в сфере профессиональных и личных интересов, в которые входит понимание нрава и быта, наличия какого-либо опыта определяющего характер действий и социальных взаимоотношений.

Важным становится то, что портретируемый человек видел, знает, любит. В конечном итоге это определяет качественные составляющие в работе над образом психологического портрета. Обстановка, в которой живет человек, дает возможность понять особенности уклада, внутреннего «Я» человека. Психологические черты личности могут меняться вслед за меняющейся социальной средой, сменой эпохи, определяющей новый смысл жизни, заставляющей переосмысливать себя, свое окружение по-другому воспринимать лица знакомых людей. И поэтому главным в работе над психологическим портретом становится определение погруженности в социальную среду, степень принадлежности к ней. Наблюдение за человеком на работе, или отдыхе, на улицах города, стоящим у окна или подъезда, проезжающим в общественном транспорте, определяет соответствие выражения его лица, взгляда, эмоционального состояния его быту и нраву.

Такое исследование психологического образа портретируемого с точки зрения художника-педагога, определяет значимость биографического метода исследования личности. Изучив биографию портретируемого можно узнать о действиях и поступках частично определяющих мышление, чувства, интересы, характеризующие и дополняющие внешний облик в психологическом портрете.

Биографический метод работы с успехом исследовали и применяли на практике такие ученые как В.М. Бехтерев, З. Фрейд, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. Слово «биография» относится и к самой истории жизни и к ее описанию. Наличие собственной истории - отличительный признак личности. «Можно даже сказать, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю», - писал С.Л. Рубинштейн

[3].

В биографии сфера социальных взаимоотношений является основой ценностно-нормативного устройства, мировоззрения портретируемого. Фиксирование сведений о человеке в течение определенного времени посредством фактографических материалов позволяет выявить наиболее устойчивый психологический образ исследуемой личности.

Биографы используют различные методы сбора и упорядочивания информации о личности человека. Наиболее приемлемыми с точки зрения специфики работы над портретом является: изучение автобиографии, биографического интервью, метода изучения узловых событий жизни и периодов счастья. Мы считаем, что биографический метод исследования, должен интегрироваться и широко применяться в учебной и творческой подготовке рисунка портрета вместе с фактографическими материалами.

Документальный порядок записи сведений, позволяет собрать достоверные данные, цель которых выявить «факты психической жизни человека». Одними из лучших способов фиксации таких данных могут служить фактографические материалы биографии (дневниковые записи, рисунки, заметки, фотографии). Одним из наиболее информативных и упорядоченных направлений является художественно-документальный способ работы над психологическим портретом.

Одними из основоположников художественно-документальной теории биографических текстов принято считать Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева. Можно отметить, что значимость отдельного факта из биографии может дать характеристику особенностям образа портретируемого, заключающимся в проявлениях эмоционального состояния, жестах, используемого тона в общении или обращении. Причина проявления характера лежит в событиях оказавших влияние на личность. Произошедшие события оставляют следы, не исчезающие бесследно. Они проявляются в виде устойчивых эмоциональных реакций, чувств, особенностях рассуждений. Такие события принято называть узловыми, оказывающими влияние на всю последующую жизнь. Так, например, говорят об удачных стечениях обстоятельств, судьбоносных решениях, трагических событиях оставляющих индивидуальный отпечаток не только в биографии и документах, но и в лице.

Воссоздание событий из биографии, является способом ориентировки в особенностях мировоззрения, определяющего существенную часть методической составляющей в работе художника-педагога над личностью портретируемого. Примером могут служить этико-

биографические беседы В.М. Бехтерева, основанные на документальных материалах из биографий выдающихся личностей прошлого.

Изучение фактографических материалов дает возможность лучше понять портретируемого как с профессиональной, так и с личной точки зрения. Последовательность сбора и изучения материалов к портрету связана с хронологическими датами происходивших событий.

В данном контексте примечательным будет вспомнить и отметить психолога и педагога Л.С. Выготского, который определял содержательную часть изложения как возможность расставлять временные узлы характеризующие последовательность структуры текста и его изложения. Последовательность содержательных узлов текста определяет смысл изложения, дает возможность найти опорные точки для психологически выраженного описания портрета.

Также в данном направлении исследования и работы над психологическим портретом необходимо упомянуть труд О.Ф. Потёмкиной «Психологический анализ рисунка и текста», в котором автор приводит примеры описания литературно-художественных текстов, где стратегией описания становится сюжетный, эмоциональный, персональный, обобщающий, резюмирующий, аналитический, стилистический, фрагментарный, интерпретирующий, авторский способ повествования.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать выводы, что биография собирает в себе хронологически выстроенные фактографические материалы, личные психологические заметки, определяющие существенно-важные особенности портретного образа, в котором большое место занимает работа над описанием портретируемого.

Словесный портрет как метод уточняет и конкретизирует облик, в который входят: внешний вид, особенности лица, взгляда, улыбки, поведения, проявления характера, эмоционального состояния, тона общения. Взгляд в психологическом портрете передает чувства, настроения, эмоциональные состояния. Взгляд также имеет временной интервал в виде его продолжительности и определенной устремленности. Об этом факте в роли языка взглядов пишет известный теоретик доктор философских наук ЕЯ. Басин. В дополнении к роли взгляда необходимо упомянуть исследования психолога В.А. Лабунской о невербальных способах коммуникации. Язык глаз участвует в управлении и контроле функции общения. Глаза могут указывать на степень участия в общении и зону общения (интимная, личная, социальная, публичная). Они осуществляют обмен (отрицательными, положительными, указательными) жестами, имеющими имперсональную окраску.

Данные исследования помогают определиться с особенностями деталей психологического портрета, которые несут в себе важное семантическое значение. Ч. Осгуд выделил три знаковых семантических фактора: субъективная оценка (красивый - не красивый, негативный - позитивный), сила (большой - маленький, сильный - слабый) и активность (быстрый - медленный, активный - пассивный).

Значение взгляда, его выразительной силы и активности часто используется в описании как литературного, так и документально точного портрета. При анализе психологических портретов работы выдающихся художников мы старались понять, насколько верны изобразительные и выразительные средства, выбранные на основании описания внешнего вида, лица, улыбки, взгляда.

Еще в далеком прошлом художники записывали и зарисовывали в дневниках и путевых альбомах свои наблюдения, что позволяло им добиваться правдоподобности и качества выполнения работы, в том числе и портрета. О значении такого метода работы пишет Б.Р. Виппер: «Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы, необходимые для их композиций» [4].

Дневник художника-исследователя - это один из центральных и ключевых методов работы над психологическим портретом. Это тетрадь, где можно прочитать гипотезы, догадки, умозаключения, отражающие суждения о действительности. Такие записи,

пометки, анализ, мы встречаем в альбомах и трактатах у Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Э. Делакруа, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.В. Нестерова, К. Коровина, Ф.М. Шаляпина, А.Я. Головина, П.О. Родена, Поля Гогена, Ван Гога, А. Матиса, В. Мухиной, А. Флоренского, В.Ф. Фаворского, Н.К. Рериха, В. Кандинского, Сальвадора Дали, К. Петрова-Водкина, Е.А. Кибрика, и многих других.

Дневниковые записи художников позволяют им более точно выразить мысли-образы в рисунках. Работая с архивными документами и фотографиями, неизменно находишь доказательства или опровержения своим представлениям, что является частью научного и творческого исследования.

Фотографические материалы дают основу для последующего анализа личности портретируемого, составления хронологической последовательности событий жизни, являются свидетелями изменения личности, ее взгляда в определенный период времени. Точно подмеченные и затем зафиксированные особенности портретируемого помогают представить, а затем прочувствовать суть портрета. В данной статье уместным будет упомянуть высказывания О. Родена «Об искусстве», что образ не создать, если он не вберет в себя какие-то характерные частности. Отдельные объединенные за счет освещения детали портрета дают возможность сосредоточить на них внимание, увидеть сложность и многогранность натуры, воспринять ее.

По словам известного искусствоведа первой половины ХХ века Габричевского: «всякая картина есть, прежде всего, изолированная вещь, символ замкнутого в себе индивидуального мира, но в то же время она и отражает некий субъект биографическую личность [5]. Под этими словами нужно понимать отношение художника к модели, формирующееся не только по первому впечатлению, но и по совокупности факторов, повлиявших на обобщенную оценку психологического портрета.

Фактографические материалы, в значительной мере, расширяют общее впечатление, основанное на психологических заметках. Они определяют важность ракурса, освещения в момент душевного и эмоционального состояния портретируемого. Примером могут послужить психологические фотопортреты В. Вяткина, А. Никишина, которые сопровождаются обобщающими авторскими комментариями в значительной степени связанными с профессией портретируемых лиц. Комментарий В. Вяткина - «кажется, мы слышим музыку, глядя на их лица», - повествует о направленном изучении художником модели. Практический опыт фотографа позволяет фиксировать для себя суть произошедших в лице изменений, опознавая чувства и мысли, занимающие портретируемого. Он стремится создать снимок, не нарушая личного пространства модели, работая на расстоянии. Фотопортрет передает физическую и психическую энергию, которые сосредоточены в жесте и минимальном движении лица.

С точки зрения искусствоведов и теоретиков искусства Е.Я Басина, М. Андронниковой, работа над процессом создания портретного образа направлена на критический анализ стадии подготовительной работы. Е.Я. Басин в книге «Теоретические проблемы искусства» пишет, что художественная энергия имеет конкретное происхождение: «Художественная энергия выступает в двух формах - форме физического движения (мускульная энергия) и как «психическая энергия», понимаемая как движение нервных процессов» [6]. Данные слова соотносятся с высказываниями Л.И. Дворецкого, определяющего важность отношений художника и модели, доказывающего с медицинской точки зрения влияние духовного состояния художника-портретиста на создаваемый образ.

При работе над психологическим портретом становится очевидным, что многое может остаться в изучаемой личности непонятным до тех пор, пока сам не познаешь и не прочувствуешь, что означают те или иные процессы, происходящие с портретируемым человеком. Поэтому становится понятным, почему легче всего удаются психологические портреты близких по духу людей.

Для передачи тонкостей психологического портрета, на наш взгляд, необходим своего рода театральный опыт. Он позволяет формировать «условные представления»,

позволяющие по-разному представлять образ человека. Источником психологических образов для передачи портрета могут стать явления окружающего мира - ураганный ветер, бриз, штиль, шторм, оттепель, туман, засуха и т.д.

Известный театральный режиссер К.С. Станиславский использовал сознание как способ довести актерское мастерство до подсознательного уровня. В своих дневниковых записях он пишет о заданиях, помогающих овладеть необходимыми навыками актера в работе над творческим процессом переживания и воплощения. К.С. Станиславский использует систему психологических заданий, позволяющих управлять своим телом, речью, мыслями, ощущениями.

1. «Если бы» (заданные обстоятельства).

2. «Я есмь» (вымышленные условия).

3. «Манкость» (привлекательность задачи).

4. Психологическая задача (преодоление собственного отношения к объекту).

5. Выработка отношения к наблюдаемому или воплощаемому объекту.

6. Внутреннее зрение и слух помогают объяснить предлагаемые обстоятельства.

7. Не думать о чувстве, а заботиться об условиях вызвавших переживание.

Опыт и методы таких деятелей театрального искусства как К.С. Станиславский, М. Кнэбель, С.М. Волконский необходимы для связи наглядно-образного (чувственно-практического) и наглядно-действенного (предметно-практического) мышления в работе над графическим образом психологического портрета.

Исходя из сказанного, становится понятным, что быстрый анализ лица, его образа, возможен, только благодаря профессиональной академической и психологической подготовке.

Примером владения таким методом быстрого экспресс анализа в наброске и зарисовке, позволяющим развивать практические навыки, педагогическую наблюдательность можно считать деятельность Б.В. Лушникова. Нацеливая сознание на создание портретного образа, отличающегося большой точностью в своей психологической выразительности проф. МИГУ Б.В. Лушников находил единство внешнего облика и его характера с внутренним «Я» портретируемого. Б.В. Лушников дает исчерпывающий ретроспективный анализ к своим рисункам портрета, сделанным в момент погруженности модели в свойственное ей эмоциональное состояние. Один из представленных «авторских» комментариев к портрету повествует о важном для данного исследования методе работы над психологическим портретом; позволяет прочесть рассуждения, внутреннюю речь художника-педагога в процессе создания образа: «Сложный психологический и пластический образ требовал внимательного отношения к формам и деталям лица, которые интересны не сами по себе: через них, как через призму преломляется, высвечивается внутренний мир портретируемой. Тяжелые глаза, крупный нос, отвыкший улыбаться рот характеризуют эту сложную натуру. Ближний фрагментарный план продиктован трагическим содержанием внутреннего мира женщины. Контрастная светотень, насыщенная тональность, динамическая пластика реализуют психологический образ портретируемой. Рисунок выполнен угольным карандашом в линейно-штриховой технике; особую выразительную нагрузку несет беспокойная трактовка волос, привносящая одухотворённую напряжённость в образ» [7].

Представленный авторский анализ модели, убеждает нас в том, что портретный образ не создать, если он не соберет в себе характерные частности. Это еще раз доказывает тот факт, что умение видеть и переживать увиденное дано тому, кто вплотную видел и соприкасался с теми же условиями жизни, событиями, к которым имеет отношение портретируемая личность.

Исходя из данного вывода, можно сделать заключение, что мастерство исполнения рисунка портрета во многом зависит от качества постижения существенных признаков образа портретируемого. Изучив, рассмотрев портрет можно понять не только его форму, но и его содержание, заключенные в обобщенном образе портретируемого. Изучая и зная

особенности мировоззренческих взглядов портретируемого, мы имеем возможность обобщить этико-биографические материалы исследования портретируемой личности. Постановка такой задачи дает возможность оставить научные и творческие свидетельства о близких по духу людях, выразить свое отношение к ним посредством портрета.

Фактографические материалы, определяющие базу научно-исследовательской и творческой работы, позволяют объединить важнейшие методы исследования психологического портрета. Биографические сведения (хронологические записи и наблюдения, полученные от первого и третьего лица), дневниковые записи (психологические заметки художника-педагога), театральные приемы работы (манки), в экспресс-анализе портретных образов позволяют обогащать академический рисунок образным содержанием в мимике лица, жесте рук, стилистике исполнения. Примеры исследования биографии мы можем найти у современников портретируемого - очевидцев, оставивших наиболее ценную информацию о личности. Данное научное направление в психолого-педагогической практике выполняет важную роль в развитии и воспитании личности.

В целом, исследование личности и создание портрета художником, дают возможность внимательнее относиться к деталям, отражающим качества характера человека, что особенно актуально при обучении рисунку [8].

Литература и источники

1. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: ООО «Компания БОРГЕС», 2010. С.10.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.435.

3. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: Казак университет^ 2001. С.114.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. М.: Издательство В. Шевчук, 2010. С.40.

5. Габричевский А.Г. Сборник статей. Н.И.Жинкина, А.Г. Габричевского, Б.В. Шапошникова, А.Г. Циреса, Н.М. Тарабукина под редакцией А.Г. Габричевского. М., 1928. С.57.

6. Басин Е.Я. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика, социология. М.: КомКнига, 2010. С.213.

7. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. М.: ВЛАДОС, 2004. С.90.

8. См.: Карев Б.А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика). Дисс. ...докт. пед. Наук. М., 2003.

ВОЛКОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доцент кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета (art-portrait@inbox.ru)..

VOLKOV, DMITRY V. - Associate Professor, Drawing department, Moscow State Pedagogical University.

УДК 37.01:371.263

ЗИНЯТОВ А.Н., ПРОКОПЦЕВ В.О. МЕСТО САМОКОНТРОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: самоконтроль в педагогике, обратная связь, инновационных технологий, личность, индивидуальность, модернизация системы образования.

В статье проанализированы роль и место метода самоконтроля в педагогическом процессе. Авторы уточняют ряд понятий («самоконтроль в педагогике», «общество», «личность», «индивидуальность»), показывают, что они имеют важное значение при постановке задач в обучении и воспитании.Обоснован вывод о том, что метод самоконтроля в образовательном процессе необходим, но только в четко и грамотно сформированном виде и с устойчивой обратной связью. Только в таком сочетании можно гарантировать положительное усвоение учебного материала и применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

ZINYATOV, A.N., PROKOPTSEV, V.O. THE PLACE OF SELF-CONTROL AND ESPECIALLY ITS APPLICATION IN EDUCATIONAL

PRACTICE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: self-control in pedagogy, feedback, innovation, personality, individuality, and modernization of the education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.