УДК 76.021+159.923.21 ББК 85.154.7-5+88.53
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОРТРЕТНОЙ ГРАФИКИ
THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL PERSONALITY TRAITS TRANSMISSION BY MEANS OF THE PORTRAIT GRAPHICS
Волков Дмитрий Владимирович
Доцент Кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности личностных качеств портретируемого человека. Данные особенности используются для исследования личности портретируемого, затрагивают определение свойств социального характера. Анализируя характер, автор выбирает приемлемое решение портретного образа, передающего эмоции. Одной из важных особенностей исследования является рассмотрение изобразительно-выразительных средств портретной графики. К ним относятся закономерности использования тональных отношений в решении образа психологического портрета, передающие свойства характера, темперамент портретируемого. Проводится анализ влияния социальных групп на личность портретируемого, тип его характера, рассматриваются примеры художественной оценки темперамента, мимики лица, тона
Volkov Dmitriy V.
Assistant Professor at the Drawing Department, Moscow Pedagogical State University (MPSU) E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the features of personal qualities of a portrayed person. These features are used to study the personality of those who are portrayed; they also affect the determination of social properties. By analyzing the character, the author chooses an acceptable solution for a portrait image which reflects emotions. One of the important features of the study is to examine figurative and expressive means of the portrait graphic arts. They include patterns of using different tones in choosing the image of a psychological portrait which transmits the character traits and temperament of a portrayed person. We analyze the influence of social groups on the personality of a portrayed person, his/her character type, we consider the examples of using literary techniques for assessing the temperament, facial expression and communication style.
общения. Определяется значение социальной активности, семейного положения в определении нюансов психологического портрета. В статье содержатся ключевые примеры заданий, позволяющих целенаправленно работать над процессом создания психологического образа в графическом портрете.
Ключевые слова: сочетания свойств характера, социальные группы, социально-психологический портрет, темперамент, изобразительно-выразительные средства, блокнот-дневник художника.
Известный афоризм справедливо гласит: «посеешь мысль - пожнешь поступок, посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». В данном афоризме прослеживаются закономерности развития и проявления психической жизни человека.
В компетенциях, которыми сегодня должен владеть педагог, определяется важность обучающей и воспитательной работы, направленной на умение анализировать, систематизировать и использовать накопленный материал. Углубляясь в проблему обучения рисунку портрета в вузах, начинаешь понимать, насколько важно обращать внимание на связь дисциплин по направлению и профилю подготовки, от которых зависит достижение более устойчивых положительных результатов. Ставя перед обучающимися студентами специальные задачи, педагог дает установки профессиональной направленности, характеризующие его собственное отношение к предмету и ученикам. Установки, имеющие в своем основании как обучающие, так и воспитательные задачи, определяют итоговый уровень работы, связанный с последовательным использованием теоретических и подготовительных материалов.
Исследование возможностей передачи психологического образа в графическом портрете позволяет говорить о важности систематизации работы над портретными зарисовками, заметками, придания им приемлемой формы для творческой и научной работы.
Интересные мысли вслух в своей монографии высказывает Ю. А. Александровский. Познание человека - непростое занятие. Для этого нужно соприкоснуться с проявлениями характера, узнать их. Особенности типов характера различны, причем, как пишет автор, люди отличаются друг от друга не отдельными чертами характера (они налицо у каждого), а способом их сочетания.
«Представьте, что в человеке главное, что определяет его поступки, постарайтесь додуматься, каким он был совсем недавно и каким будет завтра. Определите, есть ли у него духовные, не потребительские жизненные стремления, позволяющие задуматься не только о своем физическом, материальном и социальном благополучии, но и об организации
We defined the significance of the social activity and marital status in the framework of determining the details of creating a psychological portrait. The article contains key examples of tasks, allowing one to focus on the process of creating a psychological image in a graphic portrait.
Keywords: combination character features, social groups, social and psychological portrait, temperament, figurative and expressive means, notebook-diary of an artist.
жизни окружающих, о том, для чего он живет и работает. Подумайте о том, что в каждом из ваших знакомых останется, если отбросить его суетливость, порой видимость дела, которым он занимается, казалось бы, с непосильной нагрузкой. Свободный ли он человек, если исходить из того, что высшая свобода - свобода совести. Говорит ли он так, как думает, или научился скрывать свои мысли и не быть искренним. Есть ли в человеке Мастер или хотя бы подмастерье, приносит ли он своим трудом и душевным теплом пользу себе и окружающим. С этих позиций всякий раз можно строже, серьезнее и справедливее относиться и к себе, и ко всем окружающим» [1, с. 22].
Моменты для анализа образа портретируемого выбираются не случайно, они складываются из возможности перенести психологические заметки, олицетворяющие эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни в портрет.
В связи с этим важно изучить личность с точки зрения влияния ее «биогенеза», в который входит темперамент, возраст, пол, телосложение; «социогенеза», характеризующего сложившиеся нормы поведения в какой-либо общности, социальной группе; и «персоно-генеза», определяющего значение индивидуальности проявления человеческого «Я» на ее портретный облик.
С точки зрения П. Бычкова и А. Серавина, наибольший интерес представляют социальные сферы формирования личности. Их преобладание и наличие на жизненном пути позволяют уточнить и понять ценностно-мотивационные потребности, эмоции. Составленный психологический портрет, по мнению авторов, должен позволить узнать характерные особенности личности, содержать следующие сведения. «Психологический портрет - комплексное описание человека, его внутреннего мира, целей, ценностей, мотивов, страхов, физиологических и психологических особенностей, позволяющих прогнозировать или влиять на его поведение» [2, с. 224].
Вышеизложенное направление исследования охватывает и уточняет в большей степени социально-психологический аспект оценки характера, что в целом определяет развитие личности исходя из ее темперамента, степени принадлежности к различным социальным группам, индивидуальности. Показательным для такого понимания образа в работе над графическим портретом является проявление свойств характера в формальных и неформальных группах.
Для того чтобы понять, какие возможности графического портрета в передаче психологического образа могут быть использованы учителями изобразительного искусства, необходимо определить его значение и применение на практике. Тем самым лучше начать с определения психологического портрета в теории изобразительного искусства, наметить возможности его применения педагогом, работающим в области графики.
О. А. Авсиян оставил нам заметки и размышления об образе, передаче характера модели ее психологического портрета. «Существует ли убежденность в том, что ученик, натренировавшись в передаче сходства с моделью, обретет в дальнейшем способность к образному выражению характера? Характер, конечно, понятие более емкое и сложное, чем просто сходство с моделью. Так, говоря о психологическом портрете, мы подразумеваем, что здесь заложено нечто более глубокое, чем сходство. Это выражение сущности человека. Наконец, портрет - это мнение художника о человеке. Посильны ли такие задачи для
ученика и разумно ли требовать непосильное? Требовать, вероятно, нет, но направлять, настраивать на творческий подход к модели, безусловно, да» [3, с. 110].
Два других приведенных ниже определения Н. П. Бесчастнова и Б. В. Лушникова позволяют дополнить представление о психологическом портрете как о сложной образной структуре внутреннего устройства личности, имеющей свой характер. «К психологическим портретам можно отнести создание образов с максимальным отражением внутреннего мира портретируемого. В графике чаще всего это удается выполнить в технике рисунка или офорта. Больше всего глубоко психологичны автопортреты и портреты людей духовно близких художнику» [4, с. 116].
В данном определении важно отметить, что отбор художественных зарисовок, наблюдений и заметок зависит от межличностных взаимоотношений художника с портретируемой моделью. Для художника духовно близкий человек (портретируемый) является носителем гораздо более понятной информации о характере, его принадлежности к социальной группе, профессии. Поэтому обучающийся студент, рисующий малознакомую личность, имеющий ограниченную информацию о модели, может свести портрет к формированию надуманного парадно-презентабельного образа.
Во многом непонимание образа модели усугубляет и запутывает работу, приводя портрет к заведомо худшему результату. В работе с портретируемой личностью, малознакомой по профессии, роду деятельности, характеру, требуется осведомленность, необходимая в том числе для подборки изобразительно-выразительных средств, обобщения портрета.
Несколько дополняет и расширяет особенности психологического портрета Б. В. Лушников. Он пишет о сложности работы над данным видом портретного изображения. «Наиболее труден психологический портрет, когда раскрывается характер человека, его сущность через его внешность даже без атрибутов, без обстановки. Характер - это не внешний облик, не форма носа, не овал лица. Это внутренняя сущность человека, точная его индивидуальная характеристика. В этом заключается сложность художественного обобщения в портрете» [5, с. 7]. Под этим подразумевается, что художник не дает прямой оценки внешности, форме лица и головы, он передает собственное мнение, обобщая образ. Акцентом будут являться не преувеличенные существенные черты носа, подбородка, глаз, губ, а переходные, живые выражения мимики лица, «мысль», заложенная художником в портрете. Говоря таким образом о характере, чувствах, используется собственный опыт, изобразительно-выразительные тождества, отличающие работу над психологическим портретом от прочих других классификаций портрета. Такое замечание подразумевает наличие в портретном образе психологической связи художника и модели. Примером таких отношений могут стать профессиональные, дружеские, религиозные, родственные связи: родителей к детям; брата к сестре, соотечественника к соотечественнику, сослуживца к сослуживцу, указывающие на присутствие у них единого волнующего их чувства. Существенным для понимания психологического портрета является умение поставить себя на место портретируемого, сравнить свое и чужое отношение к действительности.
Наиболее информативными для создания портрета являются условия неформальной обстановки в малых социальных группах, где проявляется характер, личное отношение
художника к портретируемому. Факторы, влияющие на проявления характера, зависят от степени погружения субъекта в общественную деятельность, там гораздо быстрее становится понятна социально-психологическая суть личности. Это значит, что индивидуальные и типичные особенности личности становятся заметными в противоположной по степени комфортности социальной среде, где есть все предпосылки к проявлению свойств характера. Менее активная социальная среда смягчает проявления свойств характера, выражающих особенности личности портретируемого.
Зарисовки психологического портрета не ограничиваются фиксацией характерных эмоциональных состояний, часто они включают в себя анализ поведенческих реакций. Однако смысловое значение отдельных не связанных тщательным наблюдением поведенческих жестов часто только запутывает понимание психологического портрета, оставляя только мнимые представления.
Отсутствие понимания о каких-либо свойствах характера дает слишком скупую информацию о портретируемой личности, ограничивает возможности работы над психологическим портретом, так как один лишь достоверный факт, сведение может повлиять на восприятие внешнего облика, взгляда, выражения лица, особенностей жеста рук.
Имея возможность долгое время наблюдать людей, близких по роду деятельности, имеющих сходную общность интересов, будущий художник-педагог обязан начать глубже понимать ценностно-нормативные устои с целью применения данной информации в практической изобразительной деятельности.
Социальная среда на художественно-графических факультетах концентрирует вокруг себя группы людей, преследующих образовательные цели, позволяет на основе общности интересов решать творческие задачи, возникающие за счет пространственной близости, единства психофизиологических особенностей, объединяющих студентов в труде, учебе, спорте. Межличностные отношения, возникающие в активной студенческой среде вуза, продолжительное время являются актуальными для определения характера, психологического портрета личности.
В студенческой среде педагогических вузов можно найти факторы, влияющие на понимание социально-психологического портрета студента, и при необходимости работать над его художественным образом в рисунке. В коллективной монографии [8] обозначены факторы, влияющие на успешность студента: материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки, владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учеб -ной), мотивы выбора вуза, адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения, форма обучения и мн. др.
Особенно показательным для ориентира в личностных качествах студента, является выраженный уровень успеваемости. По мнению авторов, высокий уровень успеваемости студентов определяется следующими личностными показателями: «...психологический портрет личности студента, занимающегося научно-исследовательской деятельностью, можно охарактеризовать таким образом: это личность, имеющая более выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональную устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, независимость от группового решения» [6, с. 216].
Существенные корректировки в психологический портрет вносят статус и социальное положение, определяющие возможности развития личности. Портретируемый человек может принадлежать к непростой социальной категории граждан с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных, одиноких матерей, детей-сирот, вынужденных переселенцев, социально неблагополучных.
Сферы возможностей людей с низким и высоким уровнем достатка, имеющих часто разную ступень образования, не учитываются в работе над портретом. С психологической точки зрения данные сведения имеют значение, так как дают возможность определить портретный замысел, понять проблемы, с которыми сталкивается личность на пути своей социализации.
В диссертационном социально-психологическом исследовании Е. Л. Сучковой мы находим важные закономерности отношения к работе женщин, живущих за чертой бедности. Причина во многих случаях - низкий уровень образования и наличие иждивенцев в семье (дети, родители - инвалиды), отсутствие работы у главы семьи. К сожалению, в сложных условиях женщины вынуждены браться за малооплачиваемую и сверхурочную работу. В адаптации женщин-матерей к сложным условиям жизни данный исследователь определил следующие важные для нас сведения.
«Пути адаптации личности к новым социально-экономическим условиям можно разделить на две категории. Первая - направленные на выживание (более интенсивный труд по основному месту работы, в подсобном хозяйстве, экономия на приобретении продуктов и вещей и др.), вторая - направленные на развитие и саморазвитие (повышение квалификации, совмещение профессий, включение в предпринимательскую деятельность, приобретение новых профессий и т. д.). Большинство опрошенных нами женщин выбирают стратегию на самовыживание, а не на саморазвитие» [7, с. 47-48].
В противоположность малообеспеченным гражданам, нужно отметить другой полюс социально-психологических характеристик семей студентов с высоким уровнем жизненной активности родителей, имеющих одно или два высших образования. К ним можно отнести показательный пример семей, члены которых занимаются предпринимательством. Такое исследование мы находим у В. В. Марченко, в котором определяются следующие закономерности наличия психологически выраженных качеств личности предпринимателя.
«.. .В своей массе предприниматели отличаются от остальных людей двумя качествами, подтвержденными в исследованиях [Хизрич], а именно: независимостью мышления и поведения, отсутствием страха перед риском и неопределенностью (иногда последнее качество называют "склонность к риску", но мы считаем, что зависимость здесь обратная, люди, плохо переносящие деятельность в условиях неопределенности и вероятных потерь, не становятся предпринимателями)» [8, с. 43].
В личных проблемах независимо от социального положения особую значимость приобретают реакции на события, так как именно они определяют силу воздействия неблагоприятных факторов на личность. Если множество трагических событий выбивают человека из привычной жизни и он не может самостоятельно справиться с ними, то можно увидеть в мимике лица горе, боль, тоску в самых разнообразных ее проявлениях.
В художественной литературе выражения тоски настолько различны, что в контексте данного исследования необходимо привести пример безысходной, неизбывной, непроглядной, неуемной, свинцовой (давящей), сжимающей сердце тоске по родине. Особым замыслом, раскрывающим характер в психологическом портрете, может стать выражение лица человека, стосковавшегося в одиночестве, «сохнущего», томящегося тоской.
Лицо, искажающееся от горя и боли, причиной которых могут стать душевные и физические муки, сильнее всего обостряют черты истощения и равнодушия к окружающему. Тяжелое болезненное состояние, депрессия - одно из частых социальных явлений, которые передаются в психологическом портрете.
Устойчивость и толерантность к неблагоприятным факторам, воздействующим на личность, определяется в первую очередь высоким интеллектуальным уровнем развития, опытом индивида. Умение преодолевать стресс, чувство страха - один из очевидных показателей интеллекта, психофизиологической выносливости, которая часто в себе сочетает легкость, уверенность, решимость. Низкий уровень развития личности, ее терпимость к неблагоприятным факторам выражается в неуверенности, чувстве страха.
Мнение исследователя И. Ю. Моисеевой определяет совокупность самых сложных проблем в социальных характерах людей, живущих в боевых условиях. В стрессовой ситуации на основе имеющихся исторических документов проявляются совсем другое отношение к семье, близким людям, самому себе. Происходит переоценка ценностей.
«В блокноте ветерана Великой Отечественной войны А. С. Холопова присутствует на эту тему любопытная цитата Ю. Германа: "Лицо у него было мужественное, суровое, без изъяна. И волосы красивые, пепельные. Такая внешность, военно-картинная, бывает у трусов, у таких, которые говорили во время войны: Умереть не страшно. Страшно не увидеть конца гитлеровской авантюры". Рядом приписка: "Хорошо сказано, я таких знаю. С. Х."» [9, с. 151].
Возвращаясь к определению психологического портрета, данного Б. В. Лушнико-вым, отметим, что форма головы, лица, лба, волос, носа, губ определяет лишь проявление самых общих признаков внешности, тогда как заложенные в человеческую суть особенности характера требуют еще постижения и открытия. Важно суметь рассмотреть суть, дать художественное обобщение портрету. Можно сказать, что психологический портрет личности интересен нам как материал, который будет интерпретирован художником с точки зрения графического портретного образа.
В практической работе данные сведения становятся важными, так как заставляют искать возможности передачи необходимого облика в портрете. При этом нет необходимости добавлять атрибуты, лучше в равной мере передать психологически детали лица и портретное сходство.
Дополняя и обобщая информацию о портретируемом, важно понимать, что точность передачи психологического портрета зависит от умения подметить особенности жестов, частоту их повторения.
Скорость психических процессов при этом имеет ключевое значение, так как помогает понять преобладание эмоциональных состояний, особенности их изменения. Рисуя и составляя образ психологического портрета, художник не имеет права допускать грубые
ошибки в передаче графических тональных отношений, не сочетающихся с ракурсом, наклоном и поворотом головы портретируемого. В практической работе над графическим портретом акцент, в частности, на тональных отношениях связан с передачей и выявлением темперамента, особенностями лица портретируемого.
Конкретизируя первое впечатление о личности, мы используем информацию об особенностях поведения, определяющих тип нервной системы. В качестве примера необходимо привести широко известные исследования Ганса и Сибиллы Айзенк, А. Белова, а также примеры классификаций писателей, художников и композиторов по признакам темперамента В. И. Петрушина.
Обращая внимание на темперамент, необходимо учитывать не только выражение лица, но и тон разговора, обращения, определяя его интонацию, громкость, отчетливость, характерные для портретируемой личности.
Особенности тона обращения часто указывают не только на темперамент, но и на уровень «воспитанности» человека. Данная особенность достаточно сильно сглаживает выраженные особенности темперамента, характера, нрава портретируемого. Остается вопрос, где и в чем проявляется воспитанность, часто сочетающаяся с уровнем образования, интеллекта, жизненного опыта портретируемой личности.
Существенной корректировкой к приведенной схеме наравне с обобщением является более внимательное восприятие ракурса, соответствующих ему пропорций, меняющих облик портретируемого. Под более внимательным восприятием понимается необходимость точного выбора углов зрения на модель в зависимости от его внешнего облика, характера и темперамента.
Лицо портретируемого со вспыльчивым характером, частой сменой настроения, выраженным отстаиванием своих социальных позиций сложно представить с взглядом, направленным вниз, поворотом головы, освещением, не подчеркивающим форму лба, носа и подбородка. Также в данный стереотип психологического портрета входит использование крупного размера головы в пространстве поля портрета, не допускающего низкого расположения.
Исходя из сказанного можно понять, что у портретируемого, характеру которого свойственен тихий нрав, некоторая степень тревожности, неуверенная социальная позиция, голова почти всегда будет опущена немного в соторону. Модель как бы отворачивается, выражая определенную степень угнетенности, усталости, тоски. В жизни это часто выражается одиночеством. Другие внешне похожие особенности проявления темперамента также могут быть понятно выражены через ракурс и положение изображения в пространстве.
Модель с выраженным жизнелюбием, открытой улыбкой и легким на подъем характером предпочтительнее будет показать устойчивым расположением на листе, дав достаточно пространства для области взгляда, направленного на зрителя. Лицо предпочтительнее приподнять, допуская незначительные повороты головы в портрете. При этом важно не затенять область глазниц и нижней части лица, сохраняя чувство яркого света.
В случае с отчетливо выраженным спокойствием на лице, сильным рассудочным характером, выстраивающим ровные отношения в разных сферах жизни, компоновку
необходимо решить следующим образом: лицо расположить фронтально, уравновесив пространство портрета. Выразительные средства должны быть сдержанными, без ярких всплесков света или темных излишне контрастных теней. Тем самым достигается нужное ощущение от восприятия ухоженного или точеного профиля.
Используя упрощенную модель анализа темперамента портретируемой личности, необходимо учитывать связь и применение возможных комбинаций изобразительно-выразительных средств, помогающих создавать основу для психологического образа в графическом интимно-камерном портрете (рис.).
Если вносить изменения в выше перечисленное, то становится очевидным, что рекомендаций для создания точного универсального портретного образа нет, есть множество различных направлений и методов работы над психологическим портретом. Работа над психологическим портретом обусловлена исторически и профессионально сложившимися направлениями: психологогическое и криминалистическое, изобразительное и сценическое.
Применительно к изобразительному искусству важный теоретический анализ, имеющий непосредственное отношение к портрету, представлен в трудах по пластической анатомии М. Дюваля, М. Ц. Робиновича, М. М. Герасимова. В психологии и педагогике художественного творчества лаконичные и выразительные примеры Е. И. Игнатьева, Л. Г. Медведева, В. И. Петрушина, Р. Р. Гарифуллина выполняют важную роль в качестве
Психологичес ки особенности изображаемой личности Доминирующие психологические особенности темперамента Сочетание используемых линий Преобладание используемой градации тона или освещения
Холерический темперамент Переменчивый и импульсивный Извилистая, редкая Небрежная, резкая Темные тона, с темно-серыми градациями лица или фона
Сангвинический темперамент Общительный и беззаботный Тонкая, изящная Отчетливая, сплошная С ярким, «ясным» освещением лица или фона
Флегматический темперамент Рассудительный и спокойный Прямая, частая Аккуратная, мягкая Светлые тона, светло-серые градации тона лица или фона
Меланхолический темперамент Тревожный и необщительный Толстая, грубая Расплывчатая прерывистая С тусклым, «пасмурным» освещением лица или фона
Рис. Шаблон для работы над интимно-камерным образом графического портрета.
Изобразительно-выразительные средства
проводника в мир искусства. В сценическом искусстве, близком к изобразительному, значителен труд К. С. Станиславского, дневники которого, пригодятся на этапе проработки психологических деталей портретного образа. Отдельные материалы исследований по физиогномике Н. Лозы, Б. Хигира могут оказаться полезными в трактовке лица портретируемого.
Примеры деталей психологического образа для работы с блокнотом-дневником художника позволят проанализировать имеющиеся зарисовки, психологические заметки и при необходимости использовать приведенные на рисунке и в таблице шаблоны исследовательских материалов, характеризующих особенности темперамента и характера модели. В данном примере учитываются особенности лица мимики, тона общения.
Примеры анализа психологического образа графического портрета в работе с блокнотом-дневником художника (темные тона)
Примеры меланхоличного проявления темперамента: тревожно-беспокойный (волнующийся); болезненно-усталый (потрепанный); болезненно-угнетенный (меланхоличный); тоскливо-одинокий (сиротливый).
Тон обращения: доверительный, инфантильный, индифферентный, извинительный, искательный, минорный, обиженный, пессимистичный, примирительный, просительный, приниженный, разочарованный, соболезнующий, траурный, элегичный (грустный, мечтательный).
Мимика лица: страдания, боль, грусть, плач.
Лицо: грустное выражение лица, лицо грустнеет, заплаканное лицо, лицо запылало от стыда, морщины избороздили лицо, изнуренное лицо, лицо исказилось от боли, страха, истасканное лицо, исхудалое лицо, кислое выражение лица, морщить лицо от боли, мятая физиономия, насупленное лицо, нахмуривать лицо, нездоровый цвет лица, лицо омрачилось, лицо перекосилось от боли, помертвелое лицо, потрепанное лицо, лицо рдеет от стыда, серое лицо, скорбное лицо, сонливое лицо, страдальческое лицо, лицо темнеет от горя, хмурить лицо и брови, худое лицо, лицо черное от горя.
Примеры холерического проявления темперамента: высокомерно-пренебрежительный (барский); вульгарно-грубоватый (забористый); болезненно-раздражительный (издерганный); беспокойно-торопливый (суматошный).
Тон обращения: барский, вельможный, возмущенный, ворчливый, безапелляционный, воинственный, диктаторский, директивный, догматический, злобный, императивный, категоричный, командирский, надменный, наставительный, начальнический, небрежный, непререкаемый, неприязненный, озлобленный, патетический, повелительный, покровительственный, презрительный, пренебрежительный, придирчивый, притязательный, развязный, раздраженный, резонерский, решительный, ригористичный, твердый, требовательный, убежденный, ультимативный, фамильярный.
Мимика лица: презрение, недовольство, суровость, угроза.
Лицо: багровое лицо, волевое лицо, «лицо грубой лепки», жесткие черты лица, загорелое лицо, испитое лицо, мужеподобное лицо, мясистое лицо, недовольное лицо, по лицу пробежала (промелькнула) тень неудовольствия, обрюзглое лицо, одутловатое лицо, опухлое лицо, отечное лицо, потасканное лицо, лицо пошло пятнами (покрылось красными пятнами от волнения, гнева), разгоряченное лицо, резкие черты лица.
Примеры анализа психологического образа графического портрета в работе с блокнотом-дневником художника (светлые тона)
Примеры сангвинического проявления темперамента: задорно-молодецкий (ухарский); шаловливо-задорный (мальчишеский); легкомысленно-веселый (игривый); спокойно-беззаботный (благодушный).
Тон обращения: административный, боевитый, деловитый, дружелюбный, дружественный, декларативный, дидактический, ироничный, мажорный, непринужденный, ободрительный, полемичный, самонадеянный, самоуверенный, торжественный, учительский, фривольный, хвастливый, шаловливый, шутливый.
Мимика лица: смех, искренний смех.
Лицо: елейное (умильное, слащавое) выражение лица, лицо зарделось румянцем, миловидное лицо, округлое лицо, открытое выражение лица, лицо просветлело (осветилось внутренним светом), лицо прыщет (пышет) здоровьем, радостное выражение лица, лицо расплылось в улыбке, лицо рдеет от удовольствия, розово-красный цвет лица (покрыться румянцем, здоровый румянец), лицо вспыхнуло румянцем, свежее лицо, лицо светится улыбкой, счастливое лицо.
Примеры флегматичного проявления темперамента: разумно-практический («конструктивный»); благожелательно-нейтральный (лояльный); рассудительно-серьезный (степенный); изысканно-вежливый (галантный) и т. д.
Тон обращения: бесстрастный, индифферентный, ледяной, невозмутимый, почтительный, ровный (равномерный, спокойный), официальный, уважительный, увещевательный, уравновешенный, эпический (величественно-спокойный и бесстрастный), философичный.
Мимика лица: внимание, удивление.
Лицо: женоподобное лицо, запудренное лицо, иконописное лицо, каменное выражение лица, кукольное лицо, лилейное лицо, мягкие черты лица, непроницаемое выражение лица, одухотворенное лицо, тонкий (нежный, красиво очерченный) профиль, точеный профиль (с правильными, красивыми, четко очерченными линиями), ухоженное лицо,
ханжеская физиономия, хитрая физиономия.
* * *
Исследование закономерностей использования графических тональных отношений в создании психологического портрета учителем изобразительного искусства, ведущим
педагогическую деятельность в вузе, подразумевает систему заданий по курсам. Данная система заданий соответствует требованиям, предъявляемым к дисциплинам по курсам, и имеет критерии позволяющие получать образовательные и культурные компетенции.
На 3-м курсе художественно-графического факультета по направлению «Педагогическое образование» важной подготовкой после аналитических заданий на объемно-конструктивный анализ обруба головы, черепа, анатомической модели головы «экорше» становятся натурные зарисовки головы человека. Они подразумевают переход на более сложный уровень осмысления натуры.
В экспериментальной программе, получившей свою апробацию на курсах по выбору с названием «Психологический портрет в системе подготовки художника-графика», осуществлялось освоение академических основ рисунка с уклоном на анализ портретируемой личности в создании образа графического портрета.
Одним из первых заданий в таком дополнении к основным дисциплинам стало приобщение к культуре рисунка, описание внешних признаков лица портретируемого на примере портретов известных художников-графиков. Такое задание позволило развить навыки художественного описания внешности портретируемой личности. С точки зрения целей и задач учебного рисунка такие умения позволяют помимо пластического искусства овладеть навыками исследовательской и учебно-методической работы.
Сравнивая собственный анализ портрета с мнением критиков, искусствоведов, деятелей культуры и образования, обучающийся лучше фиксирует социально-психологический образ портрета. Формой для такой фиксации портрета служат натурные зарисовки, психологические заметки, внесенные в блокнот-дневник художника, в основу которого входят элементы биографического исследования личности. Это, в первую очередь, связано с хронологической фиксацией дат, записей, пометок у рисунков.
Блокнот-дневник художника подразумевает свободную форму использования пространства блокнота, тетради, не связанную с делением на столбцы, строки, поля. Дневник художника содержит, прежде всего, эмпирический материал в рисунках и текстах. К данному материалу относятся сведения, предназначенные для работы над портретом, где должны быть представлены мнения о портретируемой личности людей, знавших ее. Данные комментарии могут быть записаны из непосредственного разговора с третьим лицом, дающим описание внешности, поступков, характера портретируемого. В случае если художник лично знаком с портретируемой личностью, то психологический портрет составляется самостоятельно.
Следующим принципиально важным с точки зрения исследования психологического портрета является задание, фиксирующее субъективный портрет - мнение о портретируемой личности. К нему необходимо представить короткое «биографическое интервью» с детально продуманными вопросами, носящими социально-психологический характер. Автобиография не входит в исследование и систему заданий, но является существенным дополнением к имеющимся сведениям, служит ценным материалом.
Ниже представлены выборочные задания, соответствующие важнейшим элементам подготовки в работе над психологическим портретом в системе специальной художественной подготовки учителя изобразительного искусства.
Задание № 1. Составить субъективный портрет - мнение художника о портретируемой личности. Используются следующие методы сбора и фиксации эмпирического материала: краткое биографическое интервью, описание внешних признаков портретируемой личности, графические зарисовки, передающие внешнее сходство с социально-психологической сутью портретируемого.
Материалы: гелевая ручка, тушь, перо, блокнот формата А6-А4.
Задание № 2. Составить описание портретируемого, используя толковый словарь русского языка. Описание портретируемого включает в себя описание: внешнего вида, лица, взгляда, улыбки, тона обращения, характера, поведения, поступков.
Материал: альбом, гелевая ручка, тушь, перо, графитный карандаш.
Задание № 3. Выполнить рисунок с натуры, преобразовав его в изображение, копирующее манеру и образное решение заданного графического портрета (пространственное положение, освещение, изобразительно-выразительные средства).
Материалы: графитный карандаш, уголь.
Задание № 4. Выполнить графический портрет, включающий в себя социально-психологическую трактовку формы лица и головы, используя ракурс, освещение, подобранные изобразительно-выразительные средства.
Материалы и техника: линогравюра, сухая игла, графитный карандаш.
Задание № 5. Определить необходимое графическое обобщение образа, используя информацию о счастливых и трагических событиях портретируемого человека.
Материал: бумага, перо, тушь, графитный карандаш.
В определении особенностей работы над психологическим образом графического портрета задействована система критериев оценки, показывающих сформированность у учащихся необходимых компетенций в работе над психологическим портретом:
1) наличие формы и содержания образа, выражающегося в социально-психологическом жесте портрета;
2) наличие деталей, характеризующих внешние признаки лица;
3) наличие графического обобщения образа, основанного на изучении работ художников-портретистов.
Определяя критерии оценки, даются ориентиры, доступные для первоначального исследования художником-педагогом психологического образа в графическом портрете.
Исходя из современных проблем теории изобразительного искусства, можно сказать, что отношение к искусству портрета за последние 30 лет существенно изменилось. На наш взгляд, это связано с размыванием типических качеств современного человека, формирующих представление о значении портретного образа у людей, имеющих отношение к изобразительному искусству. Современные типические черты личности выражаются в новых отвечающих современности явлениях портрета. Для того чтобы увидеть подобное, необходимо хотя бы поверхностно зарисовать современный облик и выражение лица у одинокого пенсионера, врача медицинской клиники, менеджера по продажам, риелтора, интернет-зависимого игромана, экстремального автогонщика, водителя маршрутного такси, инвалида афганской и чеченской войны, лица без определенного места жительства и т. д. Таких разных людей объединяет необходимость приспосабливаться к новым условиям
жизни. Их зависимость от кого-либо или чего-либо отличает их друг от друга характером социальных взаимоотношений с окружающими, определением важного и второстепенного в их жизни.
Исходя из сказанного, исследование психологического портрета на художественно-графических факультетах поможет решить некоторые творческие и научные задачи, стоящие сегодня перед будущими учителями изобразительного искусства.
Список литературы
1. Александровский Ю. А. Познание человека. О психиатрии и не только: моногр. -М.: ЛитТерра, 2015.
2. Бычков П., Серавин А. Психологический портрет публичного политика: примеры и практика на основе открытых данных из интернета. - СПб.: Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2016.
3. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: учеб. пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
4. Бесчастнов Н. П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти». - М.: ВЛАДОС, 2007.
5. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - М.: ВЛАДОС, 2008.
6. Социально-психологический портрет современного студента педагогического вуза: [колл. моногр.] / [Г. Г. Павловец и др.; науч. ред. В. Л. Ситников]; Гос. обра-зоват. учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия - Алания». - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010.
7. Сучкова Е. Л. Социально-психологический портрет женщин, живущих за чертой бедности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - СПб., 1999.
8. Марченко В. В. Социально-психологический портрет предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - М., 1993.
9. Моисеева И. Ю. Социально-психологический портрет фронтовика Великой Отечественной войны: На материалах Коми АССР: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. - Сыктывкар, 2006.
References
1. Aleksandrovskiy Yu. A. Poznanie cheloveka. O psikhiatrii i ne tolko: monogr. Moscow: Lit-Terra, 2015.
2. Bychkov P., Seravin A. Psikhologicheskiy portret publichnogo politika: primery i praktika na osnove otkrytykh dannykh iz interneta. St. Petersburg: Fond razvitiya i podderzhki molo-dezhi "Kadrovyy rezerv", 2016.
3. Avsiyan O. A. Natura i risovanie po predstavleniyu: ucheb. posobie. Moscow: Izobrazitel-noe iskusstvo, 1985.
4. Beschastnov N. P. Portretnaya grafika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayush-chikhsya po spetsialnosti "Khudozhestv. proektirovanie izdeliy tekstil. i leg. prom-sti". Moscow: VLADOS, 2007.
5. Lushnikov B. V. Risunok. Portret: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsialnosti "Izobrazitelnoe iskusstvo". Moscow: VLADOS, 2008.
6. Pavlovets G. G. et al. Sotsialno-psikhologicheskiy portret sovremennogo studenta peda-gogicheskogo vuza. Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2010.
7. Suchkova E. L. Sotsialno-psikhologicheskiy portret zhenshchin, zhivushchikh za chertoy bednosti. PhD Dissertation (Psychology). St. Petersburg, 1999.
8. Marchenko V. V. Sotsialno-psikhologicheskiy portret predprinimateley i rukovodite-ley kommercheskikh predpriyatiy. PhD Dissertation (Psychology). Moscow, 1993.
9. Moiseeva I. Yu. Sotsialno-psikhologicheskiy portret frontovika Velikoy Otechestven-noy voyny: Na materialakh Komi ASSR. PhD Dissertation (History). Syktyvkar, 2006.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 4