УДК 75.041.5 (571.16) Л. И. Овчинникова
Томский областной художественный музей Томск, Россия
ПОРТРЕТ-КАРТИНА
В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРМАНА ЗАВЬЯЛОВА
В статье на примере творчества известного сибирского художника Германа Завьялова рассматривается эволюция портрета-картины в отечественной живописи с конца 1960-х гг. до начала XXI века, отмечаются его региональные особенности, анализируются основные разновидности: типический, психологический, лирический.
Ключевые слова: сибирский художник Герман Завьялов; портрет-картина; портрет-тип; психологический портрет; лирический портрет
Г. Н. Завьялов. Портрет промысловика В. И. Осипова. 1975. Картон, масло. 100x80 Томский областной художественный музей (далее - ТОХМ)
Портретный жанр, в отличие от пейзажного, в художественной практике сибирского живописца Германа Завьялова занимал скромное место. За пятьдесят лет он написал немногим более двадцати портретов, но почти все прошли через ряд выставок и стали достоянием музейных коллекций. Признание как портретист Герман получил уже на первой персональной выставке в Томске в 1977 году. Во вступительной статье к каталогу было отмечено: «Сибирский север Завьялова немыслим без его портретов» [2, с. 6]. В основном это портреты-картины, которые занимают ключевое место в искусстве своего времени наряду с жанровыми композициями.
Герои его полотен - жители северных районов Сибири - дополнили галерею современников, созданную старшими коллегами П. Никоновым, П. Оссовским, И. Обросовым и многими другими, и стали частью правды жизни, которую искали художники-новаторы рубежа 1960-1970-х, объединенные понятием сурового стиля.
У Германа Завьялова будущие модели словно сами просились на холст при кратких
встречах в отдаленных, не отмеченных на карте точках большой страны, куда художник постоянно отправлялся на катере-ателье с началом ледохода.
Одним из первых был создан «Портрет бакенщика» (рис. 1), который сначала появился на Двенадцатой областной художественной выставке в 1968 году [9, с. 8], затем неизменно включался в ретроспективную часть персональных юбилейных выставок, проходивших каждое десятилетие [3, с. 9; 5, №6; 6, №4], а также выставки, посвященной памяти художника [8, №6].
От представителя этой уважаемой профессии, ныне оставшейся в прошлом, полностью зависела безопасность движения по реке. Он с началом навигации расставлял бакены, указывавшие путь судам в светлое время суток, в темное - ежедневно зажигал, а с рассветом гасил керосиновые лампы.
Взятая крупным планом сильная подтянутая фигура героя портрета дана стоящей на берегу на фоне тайги. «Суровое» начало образа передано жесткой моделировкой лица с крупными правильными чертами. Огрубевшее от постоянного пребывания
на ветру и солнце, оно по цветовым характеристикам близко толстому оранжево-коричневому свитеру. Образ монументализи-рован. Его значительности соответствует поза предстояния, бескрайний прибрежный пейзаж с плотной группой деревьев, продолжающийся за рамками картины. Такими представляются казаки Ермака, которые осваивали новые земли, уверенно продвигаясь вперед по рекам.
Следующие поколения жителей Сибири тоже отличались силой духа и выносливостью и воспринимали суровость родной природы как должное. Проводя почти полгода на реке, художник досконально знал непростую жизнь речников. Он имел капитанские права, был знаком с большинством капитанов, бригадами рыбаков и высоко ценил речное братство.
Встречи с рыбаками нашли отражение в композиции «Рыбаки Оби» со стаффажны-ми фигурами и сетями на фоне рассветного краснеющего неба, а также в «Портрете рыбака в интерьере» (нач. 1970-х. Холст, масло. 116x162. Частная коллекция), который впервые был выставлен в экспозиции 2017 года [8, №6]. Сидящая мужская фигура с натруженной спиной почти теряется среди бочек с рыбой на фоне снастей на стене в тесной темной избушке, черты лица едва угадываются. Обобщенная трактовка образа, темный, несколько «загрязненный» колорит характерны для раннего этапа развития многих живописцев, истоки творчества которых уходят в суровый стиль.
Рассмотренные портреты-типы предварило полотно «Заочница» (рис.2). Ее «премьера» состоялась на Одиннадцатой областной выставке, затем картина участвовала во Второй зональной [10, с. 20; 1, с. 50]. Видное место она заняла в экспозиции персональной экспозиции молодого художника в выставочном зале Московского Союза художников в 1975, впоследствии участвовала в томских персональных выставках с воспроизведением в каталогах [2, с. 11; 3, с. 9; 6, №2; 8, №4].
Портрет был написан в 1967 через год после приезда в Томск выпускника москов-
ского института имени В.И. Сурикова. Центр сибирского студенчества поразил художника обилием юных лиц. Свою героиню с ярко выраженными национальными чертами художник нашел в Политехническом институте, куда представительница народов Севера приехала сдавать очередную сессию. Выросший в семье учителей народов Севера, будущий художник учился вместе с селькупами, дружил с ними, поэтому хорошо знал их уклад жизни и традиции.
Девушка изображена в обычной для студентов одежде (исключение составляют декорирован-ные унты), но висящий на стене национальный костюм с орнаментом, стоящий на полу антропоморфный амулет подчеркивают ее корни и одновременно придают портрету сдержанное декоративное звучание. По верному замечанию А. Ревазовой, в картине «соединение нового и древнего, связь поколений, новое не вырастает на пустом, оно продолжение корней
Рис. 1.
Г. Н. Завьялов. Портрет бакенщика. 1968. Холст, масло. 110x80 ТОХМ
Рис. 2.
Г. Н. Завьялов. Заочница. 1967. Холст, масло. 150x110
ТОХМ
Рис. 3.
Г. Н. Завьялов. Хозяин. Портрет Виктора Шестакова. 1995. Картон, масло. 100x80
Парабельская картинная галерея
Рис. 4.
Г. Н. Завьялов. Портрет поэта В. А. Колыхалова. 2002. Холст, масло. 67x99
Парабельская картинная галерея
- эта любимая мысль художника по-своему преломляется в этом портрете» [2, с. 7].
При внешней статичности образ динамичен. Девушка оторвалась от раскрытой книги, повернулась в сторону зрителя, но, погруженная в прочитанное, отвела взгляд в сторону, что резонирует сдвигу сидящей фигуры вправо. Напряженная работа мысли подчеркивается системой диагоналей: расположением фигуры, пересечением линий дощатого пола и возвышения, на котором расположилась портретируемая. Выверена лапидарная линии, обегающая фигуру по контуру. Обращение к решениям, близким к графическим, характерно для многих адептов сурового стиля в ранний период, на смену которым придут активные поиски живописных средств выразительности, что предопределит эволюцию творчества и Германа Завьялова.
В портретах рубежа 1960-х1970-х художник создал собирательный образ человека сибирского Севера с акцентом на социальную активность и незаурядные личные качества, их романтическую сущность. Персонажи воспринимаются как «...некие обобщенные образы, как достаточно точно
и выразительно сформулированную авторскую мысль» [2, с. 7]. Они безымянны, но не обезличены, что готовит следующий этап в развитии портрета-картины.
В середине 1970-х появляются индивидуализированные образы, созданные в лучших отечественных традициях жанра. Наиболее известный из них - «Портрет промысловика В.И. Осипова» (рис. на развороте), который художник написал, готовясь к московской выставке в 1975 году. Впоследствии он занимал одно из центральных мест на всех персональных выставках [2, с. 14; 3, с. 10; 5, №15], участвовал в Пятой зональной [11, с. 28,], тоже с воспроизведением.
По словам А. Ревазовой, «...сложная человеческая судьба раскрывается в этом холсте, в сущности так просто и ясно сделанном» [2, с. 7]. А. Дащенко отмечает убедительность, с которой «художник раскрывает перед зрителем повесть о непростой жизни сибиряка-чалдона» [7, с. 23].
Герой портрета, жизнь которого неразрывно связана с тайгой и рекой, был внутренне близок художнику. Он изобразил его в небольшом пространстве промысловой избушки, где часто останавливался во время северных поездок. В ней царит покой и гармония как отражение достойно проживаемой жизни. Он честно воевал и продолжает честно трудиться. О хорошо организованном незамысловатом быте говорит упорядоченность висящих на стене охотничьих принадлежностей.
Василий Иванович сидит на скамье, немного подавшись вперед и, задумавшись, курит. Взгляд его устремлен на зрителя. Идет простой, но по-житейски мудрый неторопливый мужской разговор, в котором, скорее всего, в роли собеседника выступает сам автор картины. Теплый сероватый колорит завершает доверительную атмосфера общения.
Возраст выдает запоминающееся лицо, изборожденное глубокими морщинами, собранную поджарую фигуру с немного сутулой спиной, но не взгляд - твердый, проницательный.
Аскетичные диагонали пола и стены, найденные еще в картине «Заочница», прерывает изображение большой собаки желтоватого окраса, свернувшейся у ног хозяина. Заданную ритмику обогащают горизонтали и вертикали в рисунке рубашки красноватого и синего цвета.
По сути автором создан портрет-биография человека военного поколения с развернутой психологической характеристикой.
Одновременно художник создает убедительные образы сибирской творческой интеллигенции. «Портрет писателя Василия Афонина» (1974. Холст, масло. 120x90. Кемеровский областной музей изобразительных искусств), с которым был хорошо знаком, он написал на фоне деревенского пейзажа. В «Портрете художника В. Гроховского» (1975. Холст, масло. 100x70. Местонахождение неизвестно), старшего коллеги, соседа по мастерской, широким свободным мазком передал сущность его незаурядной личности. Оба портрета вошли в каталог первой персональной выставки в Томске [2, с. 13 и с. 14 соответственно].
Портрет с говорящим названием «Хозяин. Портрет Виктора Шестакова» (рис. 3) был написан в условиях новых экономических реалий, противоречивых и незаконченных, когда появилась категория людей, поверившая преобразованиям и занявшаяся фермерством. Толчком к созданию портрета стало знакомство с представителем этого поколения: человек возвратился в деревню, где прошло детство, организовал небольшое хозяйство и мечтал возродить жизнь в родных местах. Его мощная фигура заполняет предельно аскетичное пространство бревенчатой избушки с небольшим открытым окном, за которым угадывается летний пейзаж.
В начале нашего века был написан «Портрет поэта В. А. Колыхалова» (рис. 4). В нем в полную силу зазвучали лирические интонации, в той или иной степени присущие всем его произведениям. Открытое лицо, устремленный вдаль взгляд создают вдохновенный образ. Широко раскинувшийся панорамный пейзаж, решенный в тонко нюансированных
голубых тонах, дает представление о масштабе творческой личности.
Выставленные вместе в 2007 году в московской галерее «Совком» работы «Хозяин» и «Портрет поэта В.А. Колыхалова», такие разные по характеристикам, демонстрировали многогранность дарования Германа Завьялова как портретиста [4, №31 и 66 соответственно].
Убедителен портрет представительницы молодого поколения «Алиса», излучающий оптимизм и энергию (рис. 5). Юная модель дана на фоне открытого в сад окна с легкой тюлевой занавеской. Стройной фигуре вторит изысканных форм ваза на подоконнике. Привлекательное лицо с уверенным взглядом темных глаз располагает к общению. Художник романтизирует образ, внося элементы костюмированного портрета. Портрет получил признание после участия в Региональной художественной выставке «Сибирь XI», воспроизведен в альбоме-каталоге [12, с. 49, 249].
Герман Завьялов создал галерею современников-сибиряков, которые творили историю страны своего времени. Выбор портретируемых был предопределен масштабом личности вне социального статуса. В той или иной мере персонажи наделены тем, что называется сибирским характером, отличающимся сдержанностью, открытостью и особой внутренней организацией. Все они были автору хорошо знакомы или понятны, близки по духу, поэтому их трактовка отличается ясностью.
Портретируемые представлены в среде, которая выверена, находится с ними в смысловой и сюжетной связи, что придает образам жизненную полнокровность и закон-
Рис. 5.
Г. Н. Завьялов. Алиса. 2010. Холст, масло. 84x69
Частная коллекция
ченность. Большой опыт работы в других жанрах, прежде всего в пейзаже и натюрморте, позволял художнику акцентировать внимание на портретной части.
В созданные на рубеже 1960-1970-х портретах-типах образы монументализи-рованы, что отражает общую тенденцию искусство своего времени. В них создан собирательный образ современников с акцентом на социальную активность и незаурядные личные качества, их романтическую сущность. Произведения с ярко выраженной стилистикой сурового стиля в значительной мере предопределили масштабность образов следующих лет.
С середины 1970-х в портретном творчестве Германа Завьялова отчетливо заявляет о себе тенденция к более глубокому и всестороннему раскрытию личности. Появляется психологический портрет, затем лирический, причем присущее современнику характерное сохраняется. Соотношение типического и индивидуального на протяжении творчества меняется, но всегда находится в диалектическом единстве.
Обладавший острым чувством времени, художник на поворотном этапе жизни общества в 1990-е отразил новые явления в социальной жизни, снова обратившись к портрету-типу на примере образа фермера.
Галерею портретных образов достойно завершает изображение представительницы молодого поколения, исполненное утверждающей силы.
Рассмотренные этапные портреты-картины Германа Николаевича Завьялова отличаются высокими художественными качествами, адекватны идеосфере, культуре, логике развития, ведущим тенденциям, мироощущению своего времени в целом, что обеспечивает им место в истории отечественного портретного искусства.
Литература
1. Вторая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» : каталог. - Омск, 1967. - 168 с.: ил.
2. Герман Завьялов. Выставка произведений : каталог / сост. и автор вступ. статьи А. А. Ревазова. - Томск, 1977. - 32 с.: ил.
3. Герман Завьялов. Живопись. Выставка произведений : каталог / сост. и автор вступ. статьи И.А. Евтихиева. - Томск, 1987. - 32 с.: ил.
4. Герман Завьялов. Живопись : альбом-каталог. -М., 2007. - 62 с.
5. Герман Завьялов. Живопись. Выставка произведений : каталог / сост. и автор вступ. статьи А.Н. Дащенко, Л.И. Овчинникова. - Томск, 2008. (На правах рукописи - архив ТОХМ).
6. Герман Завьялов. Живопись: каталог / ав-тор-сост. Л.И. Овчинникова. - Томск, 2012. - 16 с.: ил.
7. Герман Завьялов. Живопись: альбом-каталог / сост. и автор вступ. статьи А.Н. Дащенко. - Новосибирск, 2012. - 86 с.: ил. - (Художники России в Нарымском крае).
8. Герман Завьялов. Живопись : альбом-каталог / сост. и автор вступ. статьи Л.И. Овчинникова. -Томск, 2017. - 66 с.
9. Двенадцатая областная художественная выставка : каталог. - Томск, 1969. - 42 с.: ил.
10. Одиннадцатая областная художественная выставка : каталог. - Томск, 1968. - 23 с.: ил.
11. Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» : каталог. -Барнаул, 1980. - 263 с.: ил.
12. Региональная художественная выставка «Сибирь XI»: альбом-каталог. - Омск, 2013. - 302 с.
Об авторе
Овчинникова Лилия Ивановна - кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Томского областного художественного музея E-mail: [email protected]
PORTRAIT-PICTURE IN GERMAN ZAVYALOV CREATIVE WORK
Liliya Ivanovna Ovchinnikova Candidate of arts, main researcher of the Tomsk Regional Art Museum
Abstract: The paper considers the evolution of the portrait-picture in domestic painting from the end of the 1960s to the beginning of the XXI century on the example of the famous Siberian artist German Zavyalov's work. The regional features of his work have been noted, the main portrait varieties, such as typical, psychological, lyrical, have been analyzed.
Keywords: Siberian artist German Zavyalov; portrait-painting; typical portrait; psychological portrait; lyrical portrait