Научная статья на тему 'Психологический анализ профессионально важных качеств военнослужащих внутренних войск МВД России'

Психологический анализ профессионально важных качеств военнослужащих внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / EXTREME SITUATIONS / OFFICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Евгений Анатольевич, Марихин Сергей Васильевич

Установлено, что личность военнослужащего внутренних войск МВД России в процессе служебной деятельности представляет собой интегральное образование, в котором представлены мотивационные, когнитивно-смысловые, эмоционально-волевые и моторные компоненты, определяющие его индивидуальность как профессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Евгений Анатольевич, Марихин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE MILITARY PERSONNEL OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

It is established that the military man's personality of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the course of the office activity is represented as integrated education in which the motivational, cognitive and semantic, emotional and strong-willed and motor components determined its identity as professional are proposed

Текст научной работы на тему «Психологический анализ профессионально важных качеств военнослужащих внутренних войск МВД России»

УДК 159.98

ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Иванов Е.А. Марихин С.В.

Установлено, что личность военнослужащего внутренних войск МВД России в процессе служебной деятельности представляет собой интегральное образование, в котором представлены мотивационные, когнитивно-смысловые, эмоционально-волевые и моторные компоненты, определяющие его индивидуальность как профессионала

It is established that the military man S personality of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the course of the office activity is represented as integrated education in which the motivational, cognitive and semantic, emotional and strong-willed and motor components determined its identity as professional are proposed

Ключевые слова: профессионально важные качества; служебная деятельность; мотивация; готовность; экстремальные ситуации

Keywords: professionally important qualities; office activity; motivation; readiness;

extreme situations

Прогресс в науке, промышленном производстве и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, возложенные на военнослужащего внутренних войск (ВВ) МВД России функции усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов и последствий различных нарушений процесса деятельности возрастает. Выполнение специфических функций накладывает на военнослужащего чрезвычайно большую ответственность, так как от эффективности и надежности его действий в значительной степени зависят качество и конечный результат всей воинской деятельности.

Деятельность, которая имеет какие-либо внутренние и внешние качественные и количественные характеристики, с неизбежностью предъявляет к процессу своей реализации определённые требования, безусловное выполнение которых и даст эти количественные и качественные результаты. Обеспечение таких параметров деятельности, которые смогут охарактеризовать её как состоявшуюся, зависит от многих обстоятельств, среди которых личность военнослужащего, ее качества (как социальные, так и биологически предопределённые, генотипические), опосредованно проявляющиеся во внешней или внутренней стороне деятельности, играют одну из самых важных ролей.

Речь идёт о профессионально-психологическом подходе к подбору, воспитанию и подготовке кадров для ВВ МВД России.

Этой проблеме посвящено немало исследований, среди которых необходимо отметить работы Б.А. Агеева, Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Н.Г. Винокуровой, А.А. Деркача, Е.А. Иванова, А.В. Лебедева, К.В. Лосева, С.В. Ма-рихина, С.А. Огнева, Ю.П. Поваренкова и других авторов.

Данные наших исследований подтверждают мысль о необходимости рассмотрения проблемы личности субъекта деятельности в неразрывном единстве с характеристиками и параметрами самой деятельности, выполнение которой предъявляет высокие требования к её исполнителю. Только через призму анализа влияния психологических параметров деятельности на личность мы сможем определить те требования, которые могут быть предъявлены личности, собирающейся выполнять эту деятельность.

Для формирования системы требований, исходя из которой можно было бы подбирать на должности конкретных военнослужащих, представляется необходимым строить её, опираясь на знание особенностей служебной деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) - это качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности по основным характеристикам (производительность, надежность и др.) и на успешность её освоения. В качестве ПВК военнослужащих ВВ МВД России могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы и отношения.

Основой для развития и совершенствования ПВК выступают профессиональные способности, которые характеризуют индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием для её успешного выполнения.

ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности. Профессионально важными качествами могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям)1. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности2.

1 Лебедев А.В. Психология инженерного труда: Монография: в 2 т. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 235.

2 Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 116.

132 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

Профессионально важные качества можно подразделить на группы:

1) мотивы, цели, интересы;

2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т.д.

Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов - управление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; определяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности3.

Как объект управления мотивация к профессиональной деятельности -сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Она фиксирует желательное состояние профессиональной деятельности, которого еще нет в наличии. Мотивация к профессиональному развитию военнослужащих ВВ МВД России определяется:

- намерениями - осознанным отношением к определенному виду профессиональной деятельности, включающим знания о предназначении специальности, стремление её избрать и принятие решения в получении соответствующего образования и профессиональной подготовки;

- потребностью в профессиональном труде (готовностью к активности военнослужащего, вызванной его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие: в обеспечении своей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному социальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т.д.4;

- профессиональной склонностью (природными задатками);

- ценностными ориентациями (выработанными и принятыми обществом основаниями для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики)5.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Изучение проблем, связанных с формированием и развитием ПВК специалистов, позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности. Согласно данному принципу, совместная, исторически развивающаяся деятельность людей обусловливает формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а они, в свою очередь, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием её адекватного выполнения.

3 Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Сто-ляренко. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012. С. 266.

4 Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 118.

5 Там же. С. 119.

Начало теоретическим и экспериментальным исследованиям в области изучения структуры способностей к различным видам деятельности было положено работой Б.М. Теплова «Проблемы индивидуальных различий», посвященной анализу музыкальных способностей. Это направление исследования было продолжено изучением способностей к изобразительной деятельности, математических, педагогических, организаторских, коммуникативных способностей. Значительное число исследований посвящено изучению способностей к различным видам спортивной деятельности.

При анализе проблемы способностей необходимо отметить, что различные её аспекты рассматриваются в работах известных психологов: С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева и других.

Вместе с тем, специальные работы по изучению профессиональных способностей сравнительно немногочисленны, зачастую в них недостаточно разработаны и освещены вопросы исследования и развития ПВК.

Большой интерес представляют исследования, посвященные изучению различных видов трудовой, профессиональной деятельности и, в частности, те из них, где та или иная деятельность рассматривается с точки зрения требований, предъявляемых к исполнителю, и выделяется соответствующий им комплекс профессионально важных качеств6.

Биологическими предпосылками становления профессионально важных качеств являются общие свойства нервной системы, но развитие их не есть просто продолжение развития общих психофизиологических свойств, а их специфическое, в соответствии с требованиями деятельности, видоизменение. Получая своё развитие в рамках особых специализированных функциональных систем мозга, профессионально важные качества формируются в зависимости, с одной стороны, от выраженности основных свойств нервной системы и проявляются в характере функционального состояния процессов, обеспечивающих деятельность, с другой - от особенностей психологического уровня построения и саморегулирования процессов деятельности, а достигая определенного уровня, сами определяют характер построения системных процессов.

При этом, в зависимости от уровня сформированности качеств, преодоление профессиональных требований может происходить при разной степени организованности процессов в единую систему и различной взаимообусловленности отмеченных проявлений профессиональных качеств. Это отражается как в оптимизации учебного процесса, учитывающего индивидуальный стиль деятельности, так и в особенностях психологической напряженности процессов деятельности. Отсюда критерии развития требуемых качеств

6 Там же. С. 120.

134 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

должны учитывать особенности функциональных перестроек систем, реализующих деятельность.

Формирование профессиональных свойств и качеств человека не является пассивным процессом, это не результат механического взаимодействия субъекта с предметом труда, а активный процесс, включающий сознательное освоение и выполнение внутренних операций и действий, результат сознательных усилий, направленных на преодоление трудностей деятельности, что и приводит к развитию необходимых свойств психических процессов, обеспечивающих деятельность (качества памяти, мышления, внимания и т.д.).

Но это развитие, по С.Л. Рубинштейну, не есть просто продолжение общих психофизиологических свойств, а их специфическое, в соответствии с требованиями деятельности, видоизменение, которое вызывается своеобразием сложностей, предъявляемых деятельностью к личности, преломляющихся через систему внутренних её условий7.

Формирование и проявление качеств отражает специфичность требований профессии и связано, прежде всего, с теми процессами деятельности, которые испытывают наибольшую нагрузку и направлены на решение конкретных задач.

Таким образом, требования профессиональной деятельности изменяют основные свойства нервной системы до уровня, который проявляется как профессионально важные качества.

Своеобразие требований деятельности определяет специфичность необходимых для её выполнения качеств. Особенно это касается профессионально важных социально-психологических качеств личности, формирование которых определяется главным образом условиями социальной жизнедеятельности, процессом воспитания и непосредственного выполнения конкретных видов совместной деятельности.

Особенности служебной деятельности выступают задающим параметром, на основе которого мы можем строить психологическую модель специалиста ВВ МВД России. Вместе с тем, при анализе теоретических подходов к построению такой модели мы столкнулись с необходимостью рассмотрения проблемы затруднений, трудностей, вызывающих ошибки в деятельности специалиста, оказывающих влияние как на сам процесс, так и на психологическую составляющую деятельности (мотивацию, готовность к действию факторов ситуаций, проявление индивидуальных психологических качеств личности, формирование субъективного образа служебной деятельности, психологическую устойчивость).

На наш взгляд, к профессионально-процессуальным, процедурным относятся такие трудности, которые лежат в операциональной сфере, в области

7 Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Сто-ляренко. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с.

моторно-исполнительских действий. Это такая группа трудностей, с которыми военнослужащим приходится сталкиваться в ходе реализации самой служебной деятельности. С этой точки зрения их можно считать именно процедурными трудностями деятельности.

Алгоритм действий военнослужащих ВВ МВД России при выполнении служебных обязанностей определяется соответствующими документами. Анализ публикаций по проблеме исследования, да и сама практическая деятельность свидетельствуют, что действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъекта деятельности негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают её эффективность. При этом во многих случаях сам субъект деятельности даже не осознает, что изменяется регуляция деятельности и снижается её качество.

В результате нашего исследования было установлено, что такими профессионально-процессуальными трудностями являются следующие.

Серьёзной процессуальной трудностью, сопряженной с разрушительным воздействием фактора опасности, выступает отражение военнослужащими подразделения во главе с его командиром нападения со стороны незаконных вооруженных формирований в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Среди трудностей данной деятельности особо необходимо отметить те, которые связаны не с процедурой выполнения служебной задачи, а с самим военнослужащим, с определёнными качествами, эмоционально-волевыми особенностями и свойствами его нервной системы. Эту группу трудностей можно охарактеризовать как индивидуально-психологические трудности деятельности военнослужащих. В результате опросов, бесед, анализа данных бланков МПДО и по личному опыту были определены такие трудности, среди которых необходимо отметить общую тревогу военнослужащих, особенно если им приходится выполнять служебные задачи, испытывая острый дефицит информации. Тревога как определённое эмоциональное состояние возникает у них в ситуациях неопределённой опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий, при недостаточности знаний о районе служебной деятельности, об оперативной обстановке в нем, о местных жителях и характере их деятельности.

На наш взгляд, серьёзным препятствием качественному выполнению служебной задачи может выступать несформированность или акцентуиро-ванность некоторых черт характера военнослужащего внутренних войск. Например, излишняя нетерпимость, вспыльчивость, развиваясь на основе определённых свойств нервной системы, могут серьёзно осложнять и без того натянутые отношения в звене «военнослужащий - население», а иногда и в звене «командир - подчиненные», привести к трагическим последствиям.

136 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

Загруженность военнослужащего потоком информации в первой половине выполнения служебной задачи и недостаток информации - во второй. За первые полчаса выполнения служебной задачи военнослужащий должен усвоить невероятное количество информации, начиная от целей и задач предстоящей деятельности и до количества и состава сил и средств, необходимых для их качественного выполнения.

Данную трудность представляется возможным преодолеть за счёт умелого и продуманного распределения потоков информации и организации взаимодействия с сослуживцами. С другой стороны, дефицит информации, которая необходима военнослужащему для принятия решения во второй половине выполнения задачи, побуждает его к активности в направлении либо свёртывания деятельности, либо перепроверки тех данных, которые им уже были проверены, обработаны и оценены как не имеющие признаков нарушений. А это может вызвать нарекания и недовольство со стороны местного населения, спровоцировав их на конфликт.

Мало изученным вопросом является проблема эффективности совместной деятельности командира подразделения с подчиненными. Многие командиры отмечали, что если подразделение сформировано из тех людей, с которыми они не имеют конфликтных служебных отношений, результат служебной деятельности обычно бывает выше. Такая социально-психологическая трудность, если ее не учесть заранее, то есть если офицер в повседневной служебной деятельности не уделяет стилю своего общения с рядовым составом пристального внимания, может выступить фактором, осложняющим взаимодействие в подразделении. Выявлено, что при наличии конфликтных отношений между командиром и кем-либо из военнослужащих, оформившихся в повседневных обстоятельствах, может произойти перенос конфликта в сферу служебной деятельности и, как следствие, её срыв.

Проведённое исследование показывает необходимость учёта существующих групп трудностей в предварительной подготовке военнослужащих ВВ МВД России к эффективной служебной деятельности.

Из анализа выявленных в процессе исследования трудностей, встающих перед военнослужащим, и изучения первоисточников представляется возможным вывод о необходимости выявления наличия и воспитания у военнослужащих ВВ МВД России специальных психологических профессионально важных качеств личности, которые обеспечат эффективное выполнение служебных задач и преодоление имеющихся в служебной деятельности проблем.

Исследование показало, что базовыми профессионально важными качествами для эффективной служебной деятельности военнослужащего ВВ МВД России выступают: наблюдательность, долговременная вербальная и образная память, эмоционально-волевая устойчивость, наглядно-образное мышление, настойчивость, внимательность, быстрая и точная реакция, владение оружием и приёмами самбо, решительность, смелость и выдержка.

Существуют и другие качества, которые могут рассматриваться как дополняющие перечисленные выше ПВК. Это умение сохранять работоспособность в условиях развивающегося утомления, дисциплинированность, принципиальность, организаторские способности, инициативность и находчивость, скромность, умение правильно оценивать людей, выявлять их слабые и сильные стороны, малая внушаемость.

Исходя из полученных исследовательских данных, на основе детального анализа руководящих документов, содержания и специфики деятельности военнослужащих ВВ МВД России в рамках исследования была предпринята попытка составить проект профессиограммы военнослужащих ВВ МВД России.

Таким образом, среди специальных требований, предъявляемых к деятельности военнослужащего ВВ МВД России, выполняющего служебно-боевые задачи, выделяют интересы, широкий кругозор, эрудицию, умение и желание общаться с сослуживцами. Как необходимые профессионально важные качества рассматриваются чувствительность слухового анализатора, отсутствие нарушений функции речи, большой объем оперативной слуховой памяти, эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, стрессо-устойчивость, культура вербального общения.

Библиографический список

1. Лебедев А.В. Психология инженерного труда: Монография: в 2 т. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 311 с.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с.

3. Социальная педагогика: учеб. для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. М.: Издательство Юрайт, 2012. 405 с.

138 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.