Научная статья на тему 'Повышение эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии'

Повышение эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура общения / повышение эффективности / педагогическое руководство / уставной порядок / планирование воспитательных мероприятий / педагогический мониторинг / социальная защита. / communication culture / increasing efficiency / pedagogical leadership / statutory order / planning educational activities / pedagogical moni- toring / social protection.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Масный

В статье рассматриваются теоретические положения, раскрывающие такие понятия, как «эффективность», «эффективность руководства», «эффективность педагогического руководства». Рассмотрены пути и условия эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии. Рассматривается значимость данных путей и условий для повышения эффективности изучаемого педагогического явления. Автор делает вывод о том, что при условии их реализации в учебно-воспитательной деятельности подразделений значительно возрастет эффективность педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров не только при выполнении служебно-боевых задач, но и вовне служебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPING A CULTURE OF COMMUNICATION BETWEEN OFFICERS OF THE UNITS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

The article discusses theoretical provisions that reveal such concepts as “efficiency”, “leadership effectiveness”, and “pedagogical leadership effectiveness”. The ways and conditions of the effectiveness of the pedagogical leadership of the process of developing a culture of communication among officers of units of the National Guard troops are considered. The importance of these ways and conditions for increasing the effectiveness of the studied pedagogical phenomenon is considered. The author concludes that, subject to the implementation of the educational process of the units, the effectiveness of the pedagogical management of the process of developing the culture of communication of officers will increase significantly not only when performing military tasks, but also outside of office hours.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии»

Библиографический список

1. Абдурахманова А.Г. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Караева С.А. Имя собственное*имя нарицательное как фактор системности в терминологии. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Беляева О.Л. К вопросу об интерактивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29): 124 - 126.

4. Голыня И.А. На пути к интерактивному образованию (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья). Логопед. 2011; № 6: 42 - 45.

5. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008; № 6: С. 23 - 25.

6. Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008: 31 - 34.

7. Наумов А.А. Модель внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения. Пермь. 2010.

8. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Москва, 2011.

9. Феталиева Л.П. Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 2: 32 - 35.

10. Шихалиева С.Х. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

11. Шихалиева С.Х. Импликация элементов референции в семантической матрице (на материале дагестанских языков). Гуманитарные исследования. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

References

1. Abdurahmanova A.G. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

2. Karaeva S.A. Imya sobstvennoe*imya naricatel'noe kak faktor sistemnosti v terminologii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 5 - 3 (59): 166 - 169.

3. Belyaeva O.L. K voprosu ob interaktivnom i integrirovannom obrazovanii mladshih shkol'nikov s narushennym sluhom. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2014. № 3 (29): 124 - 126.

4. Golynya I.A. Na puti k interaktivnomu obrazovaniyu (iz opyta raboty po vklyucheniyu v obrazovatel'nyj process uchaschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya). Logoped. 2011; № 6: 42 - 45.

5. Zagumennov Yu.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vseh uchaschihsya. Minskaya shkola segodnya. 2008; № 6: S. 23 - 25.

6. Zajcev D.V. Koncepciya inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov//Obrazovanie dlya vseh: politika i praktika inklyuzii. Saratov: Nauchnaya kniga, 2008: 31 - 34.

7. Naumov A.A. Model' vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'nye uchrezhdeniya. Perm'. 2010.

8. Staroverova M.S. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayuschego s det'mi s OVZ. Moskva, 2011.

9. Fetalieva L.P. Istoricheskie 'etapy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 2: 32 - 35.

10. Shihalieva S.H. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 323 - 325.

11. Shihalieva S.H. Implikaciya 'elementov referencii v semanticheskoj matrice (na materiale dagestanskih yazykov). Gumanitarnyeissledovaniya. 2010; № 4 (36): 168 - 172.

Статья поступила в редакцию 24.09.19

УДК 37.025.2

Masnyi V.V., Head of Faculty of the Federal Service of the Troops of the National Guard, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPING A CULTURE OF COMMUNICATION BETWEEN OFFICERS OF THE UNITS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS. The article discusses theoretical provisions that reveal such concepts as "efficiency", "leadership effectiveness", and "pedagogical leadership effectiveness". The ways and conditions of the effectiveness of the pedagogical leadership of the process of developing a culture of communication among officers of units of the National Guard troops are considered. The importance of these ways and conditions for increasing the effectiveness of the studied pedagogical phenomenon is considered. The author concludes that, subject to the implementation of the educational process of the units, the effectiveness of the pedagogical management of the process of developing the culture of communication of officers will increase significantly not only when performing military tasks, but also outside of office hours.

Key words: communication culture, increasing efficiency, pedagogical leadership, statutory order, planning educational activities, pedagogical monitoring, social protection.

В.В. Масный, нач. факультета Федеральной службы войск национальной гвардии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье рассматриваются теоретические положения, раскрывающие такие понятия, как «эффективность», «эффективность руководства», «эффективность педагогического руководства». Рассмотрены пути и условия эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии. Рассматривается значимость данных путей и условий для повышения эффективности изучаемого педагогического явления. Автор делает вывод о том, что при условии их реализации в учебно-воспитательной деятельности подразделений значительно возрастет эффективность педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров не только при выполнении служебно-боевых задач, но и вовне служебное время.

Ключевые слова: культура общения, повышение эффективности, педагогическое руководство, уставной порядок, планирование воспитательных мероприятий, педагогический мониторинг, социальная защита.

Рассматривая проблему повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии, необходимо раскрыть термин эффективность. В научной литературе он трактуется как комплексное понятие, которое описывается такими характеристиками, как действенность, целесообразность, результативность, качество, полезность [1, с. 948]. В более узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и результатов функционирования системы [2, с. 74]. Эффективность руководства

развитием представляет собой педагогическую категорию, которая демонстрирует вклад организаторов педагогического процесса в воинской части в совокупный результат по достижению поставленной цели.

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин (со ссылкой на Ф. Фидлера) в своих трудах указывали, что «вероятностная модель эффективности руководства опосредствована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1) степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; 2) величины власти руководителя (его возможности

в контроле за действиями подчиненных и использовании различных средств стимулирования их активности); 3) структуры групповой задачи (четкости поставленной задачи, путей и способов ее решения, наличия множественности решений, возможностиь проверки их правильности). Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы» [3, с. 99].

С определением модели эффективности руководства, представленной Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгиным, можно согласиться лишь при условии определения опосредованности степени контроля руководителя над ситуацией, созданием условий, в которых возникает эта ситуация.

Анализ критериев эффективности руководства, представленных в научных трудах, позволил сделать вывод о том, что к психолого-педагогическим критериям эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии (далее ВНГ) относятся такие как: а) установление в ВНГ твердого уставного порядка; б) удовлетворенность офицеров подразделений условиями воинской службы; в) мотивация офицеров к военной службе; в) авторитет руководителя в коллективе; г) самооценка коллектива и др.

Историко-педагогический анализ педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений ВНГ выявил ряд условий, при которых оно осуществляется наиболее эффективно. К таким условиям необходимо отнести следующие.

Во-первых, установление в воинской части (подразделении) твердого уставного порядка. Эта тенденция зародилась еще при Петре I, когда в воинских уставах были четко определены правила взаимодействия и взаимоотношений офицерского состава, а также степень принуждения к выполнению уставных норм и правил, которые теперь основываются на демократичном характере.

Установление твердого уставного порядка является важным условием, фундаментом управления процессом развития культуры общения офицеров подразделений и сегодня. Этот порядок определяется, прежде всего, строгим и точным выполнением требований Устава внутренней службы ВС РФ. В Уставе внутренней службы ВС РФ записано: «Настоящий Устав определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка... Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, безопасность военной службы, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и охрану здоровья военнослужащих...» [4].

Служебная деятельность и поведение офицеров подразделений регламентирована федеральными законами, воинскими уставами и наставлениями, а также приказами и директивами директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Требования данных документов направлены на функционирование их в повседневной жизни, развитие определенных привычки и норм общения в воинском коллективе.

Глава 2 части первой Устава внутренней службы ВС РФ определяет правила взаимоотношений и общения между военнослужащими, где специальный раздел посвящен воинской вежливости и поведению военнослужащих. Параграф 67 УВС ВС РФ требует от военнослужащих «.постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом».

Во-вторых, важным условием повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений является продуманное планирование этой работы. Планирование мероприятий по работе с личным составом осуществляется на основании приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов Росгвардии, решений командиров (начальников), исходя из стоящих перед войсками национальной гвардии задач, оценки морально-психологического состояния личного состава, состояния воинской и служебной дисциплины и правопорядка [5].

Планирование деятельности должностных лиц по развитию культуры общения офицеров подразделений должно начинаться с определения целей и задач проводимой работы. Если цель работы в общем виде определена, то задачи достижения этой цели в различных воинских коллективах будут зависеть от многих факторов: от уровня развитости культуры общения в офицерской среде; авторитета командования; сплоченности воинского коллектива; удовлетворенности потребностей офицерского состава и др. В целом планирование развития культуры общения офицеров подразделений ВНГ входит составной частью в общий план работы с личным составом.

Эффективное планирование работы по развитию культуры общения офицеров подразделений невозможно без предварительного осуществления психолого-педагогической диагностики состояния общения в подразделений ВНГ Предварительная диагностика позволяет более четко сформулировать задачи развития культуры общения офицеров подразделений и спланировать их вы-

полнение. Методика организации педагогической диагностики достаточно полно раскрыта в диссертационном исследовании А.А. Тепловой [6].

В-третьих, важнейшим условием правильного педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений является ее постоянный мониторинг с помощью грамотно подобранного инструментария. Хорошо зарекомендовала себя социометрическая методика оценки межличностных взаимоотношений в воинских коллективах и их влияния на культуру общения в изучаемом коллективе. Ее основными методами являются: анализ документов, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение и др.

В-четвертых, хорошо налаженный контроль за ходом реализации планов развития культуры общения офицеров является важным условием повышения эффективности управленческого процесса.

В ходе анализа научных источников отмечены следующие виды контроля: 1) предварительный контроль, имеющий диагностическое значение. Он проводится с целью выявления имеющихся у офицеров знаний, умений и навыков в области культуры общения; 2) текущий, например, ежемесячный; 3) периодический контроль, проводимый, например, в конце учебного периода (года).

В-пятых, в рамках повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделения важное место занимает педагогический анализ эффективности воспитательных воздействий.

Эффективность работы с личным составом отмечается в приказе директора Федеральной службы ВНГ РФ от 14.11.2017 № 487, она достигается: 1) согласованным и умелым применением сил и средств, используемых для организации работы с личным составом применительно к складывающейся обстановке и выполняемым служебно-боевым задачам; 2) постоянной боевой и мобилизационной готовностью сил и средств, используемых для организации работы с личным составом; 3) сосредоточением основных усилий на важнейших направлениях работы с личным составом при выполнении воинскими частями (организациями) служебно-боевых задач; 4) своевременным планированием и эффективным проведением мероприятий с личным составом [5].

Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение реально происходящего процесса работы с личным составом с позиции существующей Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ, в которой представлены структурные связи необходимых и достаточных элементов. Проведенный педагогический анализ позволяет дать характеристики как отдельным элементам, так и всему процессу в целом [7, с. 224].

В-шестых, важным условием повышения эффективности руководства развитием культуры общения офицеров подразделений является соблюдение социальных гарантий офицерам и членам их семей. Обязанностью командиров и начальников всех уровней, в том числе командиров подразделений, является твердое и последовательное проведение в жизнь политики государства в области укрепления морально-психологического состояния личного состава и, в конечном счете, боевой готовности частей и подразделений.

Научные исследования выявили, что в целях социальной защиты офицеров и членов их семей в подразделениях должны организовываться и проводиться следующие мероприятия:

- принятие мер к своевременному обеспечению офицеров подразделений положенным довольствием, проверка наличия, состояния и учета имущества, находящегося в подразделении;

- разъяснение положений федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов директора Федеральной службы ВНГ РФ, устанавливающих социальные гарантии и компенсации офицерам и членам их семей;

- составление и уточнение портрета социально-экономического и правового положения офицеров подразделения;

- создание и организация работы социальной группы подразделения;

- проведение индивидуальных бесед с офицерами подразделений, изучение их нужд и запросов, разъяснение порядка разрешения жалоб и заявлений;

- обучение командиров подразделений практике работы по обеспечению установленных законодательством социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, умению заботиться о быте офицеров, вникать в их нужды;

- формирование в комнате досуга «Библиотечки правовых знаний», для чего необходимо использовать нормативные правовые акты и комментарии к ним, периодические издания газет, журналов со статьями о социальной защите военнослужащих и юридических справочников издательства «За права военнослужащих»;

- обеспечение участия офицеров подразделений и членов их семей в вечерах вопросов и ответов, проводимых старшими начальниками, оказание им помощи в подготовке возникших вопросов социальной защиты;

- создание и поддержание благоприятных бытовых условий в офицерских общежитиях, обеспечение своевременного ремонта помещений и необходимой бытовой техникой;

- разъяснение офицерскому составу необходимости бережного отношения к военному и государственному имуществу, ответственности за его утрату и порчу.

Особое внимание командирам подразделений следует обратить на организацию работы с жалобами и заявлениями офицеров подразделений.

Эффективность руководства развитием культуры общения офицеров подразделений ВНГ представляет собой педагогическую категорию, которая демонстрирует вклад организаторов педагогического процесса в воинской части (организации) в совокупный результат по достижению поставленной цели. Основными условиями повышения эффективности педагогического руководства процессом развития культуры общения офицеров подразделений являются: установление в воинской части (подразделении) твердого уставного порядка; эффективное плани-

Библиографический список

рование организаторской, разъяснительной и воспитательной работы по развитию культуры общения офицерского состава на основе анализа результатов психолого-педагогической диагностики состояния общения офицеров в воинских коллективах подразделений; постоянный мониторинг результатов развития культуры общения офицерского состава; систематический контроль за реализацией полноты плановых мероприятий развития культуры общения офицеров подразделений; организация социальной защиты офицеров подразделений и членов их семей.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1992.

2. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н., Деникин А.В. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник. Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2001.

4. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы ВС РФ», «Дисциплинарным уставом ВСрФ», «Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ»): указ Президента РФ от 10.11.2007 г № 1495 (ред. от 21.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72806/.

5. Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в ВНГ РФ: приказ Росгвардии от 14.11.2017 г № 487. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_298225

6. Теплова А.А. Педагогическая диагностика межличностных отношений военнослужащих контрактной службы внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: ВУ, 2011.

7. Военная педагогика: учебник для вузов. Под общей редакцией И. А. Алехина. Москва: Юрайт, 2018.

Refеrences

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Az', 1992.

2. Alehin I.A., Aronov A.A., Gerasimov V.N., Denikin A.V. i dr. Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogiki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: monografiya. Moskva, 2018.

3. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Sto 'ekzamenacionnyh otvetov po psihologii. 'Ekzamenacionnyj 'ekspress-spravochnik. Rostov-na-Donu: Izd. centr «MarT», 2001.

4. Ob utverzhdenii obschevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Ustavom vnutrennej sluzhby VS RF», «Disciplinarnym ustavom VSRF», «Ustavom garnizonnoj i karaul'noj sluzhb VS RF»): ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 g. № 1495 (red. ot 21.02.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72806/.

5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii raboty s lichnym sostavom v VNG RF: prikaz Rosgvardii ot 14.11.2017 g. № 487. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_298225

6. Teplova A.A. Pedagogicheskaya diagnostika mezhlichnostnyh otnoshenij voennosluzhaschih kontrakinoj sluzhby vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2011.

7. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Pod obschej redakciej I. A. Alehina. Moskva: Yurajt, 2018.

Статья поступила в редакцию 15.10.19

УДК 373 + 372.8

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at the Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Plotnikov K.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL EDUCATIONAL PROJECT IN THE SYSTEM OF GENERAL MUSICAL EDUCATION. The article studies a problem of contemporary general musical education related to ICT instruments (the authors, ranking the music computer technologies instruments MCT- instruments in this series, give them a description) used in the interests of the development of the student. Reliance on teaching and the process of self-education on active types of musical activity (singing, playing musical instruments, composing, recompiling music, etc.), as well as on creativity indirectly associated with music (theater, choreography, creating illustrations, videos for music, etc. .) are presented by the authors as a need and as one of the main trends in general musical education (at the present stage of development of both society and technical means). Examples of positive and negative impacts from the use of ICT and ICT in general (primary and secondary) music education are given. The experience of teaching schoolchildren through the preparation by them of an educational project related (indirectly or directly) to music is described. The work presents the research base, categories of participants, conditions and scenario of participation, the contents (educational topics), mastered by students, assessment tools. The authors of the study talk about the prospects for using the proposed means of general musical education, draw conclusions on the analysis of statistical data of the experiment, on a holistic analysis of the interconnected pedagogical, sociological, technological and psychological factors. Key words: creativity, educational project, general music education, e-music, music computer technologies (MCT).

И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры цифрового образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

К.Ю. Плотников, канд. пед. н., ст. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме современного общего музыкального образования, связанной с ИКТ-инструментами (авторы, причисляя в этот ряд МКТ-ин-струменты, дают им описание), используемые в интересах развития школьника. Опора обучения и процесса самообразования на активные виды музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение, перекомпиляция музыки и др.), а также - на творчество, косвенно связанное с музыкой (театр, хореография, создание иллюстраций, видеоряда к музыке и др.) представляются авторами как потребность и как одна из основных тенденций общего музыкального образования (на современном этапе развития и общества, и технических средств). Приводятся примеры позитивного и негативного влияния от использования средств ИКТ и МКТ в общем (начальном и среднем) музыкальном образовании. Описывается опыт обучения школьников через подготовку ими связанного (косвенно или напрямую) с музыкой учебного проекта. Представлены: база исследования, категории участников, условия и сценарий участия, суть содержания (учебные темы), осваиваемого школьниками, инструменты оценки. Авторы исследования говорят о перспективах использования предлагаемого средства общего музыкального образования, строят выводы на анализе статистических данных проведённого эксперимента, на целостном анализе взимосвязанных между собой педагогических, социологических, технологических и психологических факторов.

Ключевые слова: творчество, учебный проект, общее музыкальное образование, e-музыка, музыкально-компьютерные технологии (МКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.