УДК 378
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
А.П. Шарухин, С.Ю. Шимко
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, связанного с определением сущности и структуры инновационной направленности педагогического мышления офицеров войск национальной гвардии России. Инновационная направленность педагогического мышления анализируется через призму инновационных педагогических процессов и инновативности как свойства личности современного офицера. Аргументируются актуальность и необходимость инновационности образовательных процессов. Раскрываются характерные черты инновационного педагогического мышления и этапы его функционирования. Приводится типизация инновационных мыслительных задач в учебно-воспитательной сфере. Проведенный анализ позволил авторам выявить и назвать проблемные участки, факторы, препятствующие формированию инновационной направленности педагогического мышления офицеров Росгвардии. Благодаря выделению основных этапов в формировании инновационного мышления, авторами фактически указывается место расположения факторов-проблем. Предложены возможные пути устранения или минимизация воздействия негативных факторов.
Ключевые слова: инновативность офицера, инновационное педагогическое мышление, инновационные педагогические процессы в подразделении, типизация инновационных мыслительных задач в учебно -воспитательной сфере.
INNOVATIVE ORIENTATION OF PEDAGOGICAL WAY OF THINKING
OF OFFICERS OF DIVISIONS OF THE NATIONAL GUARD
OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT AND FEATURES
A. Sharukhin, S. Shimko
Abstract. The article is devoted to consideration of the question connected with definition of an entity and structure of the innovation orientation of pedagogical way of thinking of officers of the National Guard Troops of Russia. The innovation orientation of pedagogical way of thinking is analyzed through a prism of the innovation pedagogical processes and innovativeness as a property of the identity of the modern officer. The actuality and necessity for innovation in the educational processes is reasoned. Characteristics of the innovation pedagogica way ofl thinking and stages of its functioning are revealed. Typification of the innovation cogitative tasks is given in the teaching and educational sphere. The carried-out analysis allowed authors to reveal and call the problem sites, factors interfering formation of innovative orientation of pedagogical way of thinking of officers of the National Guard of the Russian Federation. Thanks to allocation of the main stages in formation of innovative way of thinking, authors actually specify the location of factors problems. Possible ways of elimination or minimization of influence of negative factors are offered.
Keywords: innovativeness of the officer, innovative pedagogical way of thinking, innovative pedagogical processes in division, typologization of the innovation cogitative tasks in the teaching and educational sphere.
Одним из наиболее востребованных свойств современного офицера войск национальной гвардии в условиях динамично изменяющейся ситуации в стране и войсках выступает его инновативность - желание совершенствоваться и готовность оперативно, грамотно и точно реагировать на изменения в системе военно-служебных отношений в целях повышения их качества и эффективности. Данный тезис актуален и для отношений воспитания и образования военнослужащих. Базисным инновативным свойством офицера Росгвардии выступает инновационный характер мышления
Офицер Росгвардии, вовлеченный в образовательный процесс и выполняющий педагогические функции, обладает своим стилем учебно-воспитательной деятельности, в котором традиционное и инновационное занимают различное место. Стиль зависит от мотивации офицера, накопленного опыта педагогической деятельности, особенностей психических познавательных процессов и многих других факторов. Особую роль в творческом подходе к решению учебно-воспитательных задач играет инновационная направленность педагогического мышления [2].
Инновационное педагогическое мышление -понятие относительно новое, которое рассматривается как:
- развивающееся мышление (его форма, предназначенная для обеспечения новаторской педагогической деятельности) [1];
- продуктивная, творческо-созидательная форма мышления, творческое формирование субъективных образов учебно-воспитательных целей и действий в сознании офицера [4];
- система процессов, выполняющих функцию выявления существенных свойств и связей в учебно-воспитательной реальности, осуществляющих интерпретацию педагогических действий, их результатов и психологических состояний подчиненных, а также самого себя [5];
- механизм, при помощи которого офицер реализует свои адаптационные возможности не как объект сложившихся обстоятельств, а как субъект, целенаправленно, создающий педагогические обстоятельства [6] и др.
Учитывая сложившиеся в науке подходы к определению инновационной направленности педагогического мышления и выводы из анализа творческого решения офицерами подразделений учебно-воспитательных задач, под
инновационной мыслительной деятельностью офицера Росгвардии следует понимать мотивированную систему интеллектуальных действий по:
- осуществлению критического анализа существующей системы (технологии) обучения и воспитания;
- разработке новых (модернизации или модификации имеющихся) способов решения педагогических задач;
- моделированию условий эффективного решения учебно-воспитательных задач в соответствии с запросами служебно-боевой деятельности посредством реализации педагогических инноваций с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Изучение проблемы развития инновационной направленности педагогического мышления офицеров показывает, что оно непосредственно связано с инновационными военно-педагогическими процессами, которые имеют свои особенности [8]:
1. Они длительны по времени, что обусловлено их сложностью (многофакторностью и многоуровневостью).
2. Разработка и реализация инноваций сопряжена с большими трудностями, возникающими вследствие недостаточной профессиональной готовности офицеров идти на
риск, преодолевать сложности перестройки стиля и ритма деятельности.
3. Отсутствуют критерии точной оценки эффективности применения офицером инноваций (фактически он одновременно применяет и традиционные, и инновационные разработки, а конечные результаты достигаются за счет деятельности многих людей, в том числе и отношения к службе самих военнослужащих).
4. Инновации должны быть востребованы на всех уровнях: от руководства воинской части до руководства батальонного и ротного уровней и, далее, до личного состава, ради которого и вводятся изменения.
5. Офицеры могут «застревать» на различных этапах инновационного процесса: не принимать инновацию и уклоняться от участия в ее разработке и реализации; поддерживать и активно участвовать в разработке и реализации инновации не на всей протяженности ее разработки и реализации.
6. Офицеры могут не обладать достаточным профессионально-педагогическим уровнем проектирования инноваций и их реализации: не иметь умений моделировать учебно-воспитательный процесс, анализировать педагогическую ситуацию, критически воспринимать свой личный опыт, принимать решения, планировать его исполнение в различных условиях.
Инновационное мышление в его внешней абстрагированной форме может быть представлено как некое качество, свойство, характеристика. Когда речь идет о формировании рассматриваемой формы мышления, оно предстает как процесс, в котором можно выделить несколько этапов:
I этап: инициация - разработка системы четко и последовательно выстроенных задач, поиск и определение подходящих методов деятельности, формулирование прогнозируемого результата.
II этап: планирование реализации новаторской педагогической идеи в конкретных условиях жизнедеятельности воинского подразделения, который включает разработку: сценария использования педагогического приема, метода, технологии; плана проведения занятия или воспитательного мероприятия; замысла проведения занятий по предмету или плана государственно-патриотического (военно-профессионального, служебно-профессионального, правового и др.) воспитания подчиненных; программы мероприятий способствующих формированию сплоченности военнослужащих и др.
III этап: интеллектуальное сопровождение реализации плана включает: организацию общения с подчиненными военнослужащими, их инструктирование, контроль и оценку своих действий, а также поведения подчиненных.
IV этап: оценка педагогической эффективности учебно-воспитательной инновации - сравнение полученных результатов и затраченных ресурсов с планируемыми.
V этап: обобщение опыта использования инновации.
Типизация инновационных мыслительных задач в учебно-воспитательной сфере деятельности офицера подразделения Росгвардии приводит к выделению проективно-модельных и проективно-нормативных задач [9]. При этом среди задач инновационного мышления офицера следует выделить:
- обоснование альтернативных новаторских идей, касающихся целей, содержания, приемов, методов, технологий, форм учебно-воспитательного процесса;
- устное, письменное или другое объективированное фиксирование новаторских идей, предложений;
- подготовку методических рекомендаций, указаний, инструкций по организации педагогической деятельности с учетом наработанных новаторских идей и предложений.
Решение данных задач предполагает определение структурных компонентов инновационного педагогического мышления офицера, соответствующих характеру решаемых интеллектуальных задач [7]:
- аналитико-диагностический компонент, обеспечивающий решение задач аналитического характера и оценки сложившейся педагогической ситуации;
- дивергентно-прогнозный компонент, обеспечивающий решение задач, связанных с генерированием «веера» прогностических идей развития педагогической ситуации;
- конвергентно-организационный компонент, обеспечивающий принятие оптимального решения, соединяющего в себе все лучшее из возможных вариантов достижения учебно-воспитательной цели и концентрирующего внимание на объединении усилий при разработке плана действий в сложившейся ситуации и его реализации;
- рефлексивно-оценочный компонент, обеспечивающий успешное осуществление контрольно-оценочных действий и психологических состояний на каждом этапе мыслительного процесса.
Развитие инновационной направленности мышления в учебно-воспитательном процессе непосредственно связано с формированием его исследовательско-педагогической составляющей или же следующих способностей офицера Росгвардии:
- подходить с системных позиций к анализу учебно-воспитательных процессов и явлений;
- изучать тенденции изменяющихся педагогических процессов, выявлять противоречия развития;
- соотносить приемы, методы, формы, технологии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса;
- использовать весь арсенал приемов мыслительной деятельности при изучении и проектировании учебно-воспитательного процесса, стараться отходить от шаблонов;
- опираться на теоретико-методологические положения, разработанные современной педагогической наукой;
- стремиться быть максимально объективным, справедливым и принципиальным при решении педагогических задач, устремленным на постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Офицеры подразделений Росгвардии, осуществляя педагогическую деятельность, исходят, как правило, из желания сформировать долгосрочную, эффективную педагогическую систему, которая позволит военнослужащим добиваться высоких результатов в служебно-боевой и учебной сфере. Высокое качество и эффективность подготовки кадров Росгвардии сегодня невозможно представить без инновационных изменений в форме и содержании мышления офицерского корпуса, методов преподавания учебных дисциплин, воспитания. В данных условиях пробудить и поддерживать интерес подчиненных к учебно-боевой деятельности способен только офицер, отличающийся инновационным стилем мышления.
Литература:
1. Батоврина Е.В. Развитие креативности подготовки: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.02 /
управленцев в процессе профессиональной Батоврина Екатерина Викторовна. - М., 2007. - 224.
2. Горбачев С.В. Подготовка будущих офицеров к применению инноваций в служебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбачев Сергей Васильевич. - Саратов, 2008. - 145 с.
3. Дмитриев И.Н. Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к решению тактических задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Н. Дмитриев. - СПб., 2015. - 189 с.
4. Жуковский С.И. Формирование профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Жуковский Сергей Иванович. - М., 1998. - 181 с.
5. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. - М.: ВПА, 1988. - 202 с.
6. Мануйлов В. Модели формирования готовности к инновационной деятельности / В. Майнулов, И. Федоров // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 56-64.
7. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (На материале изучения курса иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Овсянникова Оксана Николаевна. - Орел, 2005. - 206 с.
8. Шарухин А.П. Военная педагогика: учебник / А.П. Шарухин. - СПб.: ПИТЕР, 2017. - 576 с.
9. Шимко С.Ю. Развитие инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шимко Сергей Юрьевич. - СПб., 2011. - 22 с.
Сведения об авторах:
Шарухин Анатолий Петрович (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин ФГКОУ ВО СПВИ ВНГ РФ, e-mail: [email protected]
Шимко Сергей Юрьевич (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук слушатель ВАГШ ВС РФ, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Sharukhin (Saint-Petersburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Philosophical, Social and Economic disciplines FGKOU IN SPVI VNG of the Russian Federation Department, e-mail: [email protected]
S. Shimko (Saint-Petersburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, listener of VAGSh Russian Armed Forces, e-mail: [email protected]