3. Amelchakov, I. F. Improvement of Vocational Training, Re-training and Advanced Training // Professional. — 2007. — № 6.
4. Lupyr, V. G, Schipin, A. I. The Theoretical Basics of Interdisciplinary Integration in Combat Training of Cadets // Psychology and Pedagogic in Law Enforcement. — 2008, № 4. — (35).
5. Zair-Bek, E. S. Socio-Pedagogical Design. — Saint-Petersburg, 2008.
6. Kolesnikova, I. A. Educational Design : textbook for Higher Schools. — Moscow, 2005.
7. New Pedagogical and Informational Technologies in Education : textbook for Higher Schools / E.S. Polat, ed. — Moscow, 2000.
8. Povarisova, E. B, Chetverukhina, N. A. The Use of Projects in Teaching Foreign Languages in the TNI Ministry of Internal Affairs of Russia // Training Personnel for Law Enforcement Agencies: Current Trends and Educational Technology : proceedings of the 15th scientific conference. — Irkutsk, 2010.
9. Yakimovich, V. S. System Design in Physical Education on the Basis of Personality-Oriented Education // Training Personnel for Law Enforcement Agencies: Current Trends and Educational Technology : proceedings of the 15th scientific conf. — Irkutsk, 2010.
10. Morozova, O. P. Pedagogical Reference Dictionary : scientific Publication. — Barnaul, 2000.
11. Radians, V. E. Special-Interest Pedagogical Design. — Saint-Petersburg, 1996.
12. Ilyin, G. L. Project Learning and Reformation of Science. — Moscow, 1993.
13. Shchedrovitsky, G. P. Reflection and Relating Issues // Reflexive Processes and Management. — 2001.
- № 1.
14. Kuznetsov, A. F. Motivating Students to Practical Training in Physical Education / Teaching Process in Innovative Educational Institutions : a Collection of Scientific Articles / Pavlov I.V, ed. — Cheboksary, 2010.
15. Zimnya, I. A. Educational Psychology : textbook for Higher Schools. — Moscow, 2005.
16. Bondarenko, S. M. The Problem of Developing Cognitive Interest in Classes, Groups and Programmed Instructions // Algorithmization and Programming Courses / L.N. Landa, ed. — Moscow, 1989.
17. Lubysheva, L. I. The Modern Value Potential of Physical Culture and Sport and Its Development in Society and Individual // Theory and Practice of Physical Culture. — 1997. — № 6.
18. Krylova, M. B. Cultural Education. — Moscow, 2000.
19. Matveev, L. P. Theory and Methods of Physical Culture : textbook for Special Higher Schools of Physical Education. — Saint-Petersburg, 2004.
УДК 355.1
А.П. Шарухин*, С.Ю. Шимко**
Педагогические инновации в боевой подготовке: сущность и характерные черты
В статье рассматриваются вопросы определения сущности и характерных черт педагогических инноваций как средства совершенствования боевой подготовки.
Ключевые слова: педагогическая инновация; боевая подготовка; характерные черты педагогических инноваций как средства совершенствования боевой подготовки.
A.P. Sharukhin*, S. Y Shimko**. Pedagogic innovations in combat training: essence and essential characteristics. The article gives the definition of the essence and the essential characteristics of pedagogic innovations as means of combat training improvement.
Keywords: pedagogic innovations, combat training, the essential characteristics of pedagogic innovations as means of combat training improvement.
* Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-16-10. E-mail: [email protected].
** Шимко, Сергей Юрьевич — адъюнкт 2 курса по кафедре военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]
* Sharukhin, Anatoly Petrovich — the professor of the chair of military pedagogic and psychology of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
** Shimko, Sergey Yurievich — post-graduate military student 2nd course of the military pedagogic and psychology chair of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 5 октября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Педагогика
Решить проблему повышения эффективности боевой подготовки военнослужащих вряд ли возможно без научного обоснования тех изменений, которые необходимо ввести в ее организацию, содержание и технологии. Все это и обусловливает значимость педагогических инноваций в организации боевой выучки личного состава.
Ввиду сложности и емкости феномена инновации толкование педагогических инноваций в боевой подготовке как понятия зависит от исходных теоретических взглядов.
Общеизвестно, что инновации связаны с нововведениями, которые характерны для любой профессиональной деятельности человека. Но, сами по себе они не возникают, а являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Словарь С.И. Ожегова [3] даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. В современном экономическом словаре [5] отмечается, что инновации — это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации.
В.И. Слободчиков отмечает [4], что сегодня в нормативных документах речь идёт именно об «инновационной экономике», ориентированной на материальное производство, на рынок и коммерциализацию новаций. Не обсуждается вопрос о гуманитарных производствах, о «производстве», если можно так сказать, самого человека.
В социологии [5] инновация — это такая форма индивидуального или группового поведения, когда отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, которые ещё не были институциализированы в предшествующем обществе, т.е. инновация — это акт, действие, процесс, противоположные тому, что будет социально признано в качестве социальной институции. И лишь в том случае, если институция отождествляется с некоей традицией, инновация оказывается противоположностью традиции.
Культурологическое понимание инновации [5] связано с двумя подходами. В первом случае инновации — это явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности нововведения, как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов.
В данном случае культура выступает как сложноорганизованная целостность, формируемая двумя типами разнонаправленных процессов. Это — вектор креативности (рождения новых идей, проектов и т.п.) культуры и вектор структурирования (упорядочивания, нормативности, традиционализации и т.д. Суть упорядочивающих интенций культуры — стереотипизация возможных внутри нее форм активности (деятельности, общения, мышления) и стандартизация («опривычивание») имеющихся в ней наличных содержаний, что закрепляется структурно-институционально. Конечная цель этих процессов и деятельностей — превращение инновации в норму, традицию. Креативные же процессы в культуре направлены на дестереотипизацию деятельности, общения, мышления, дестандартизацию уже имеющихся наличных содержаний, проблематизацию «очевидностей», деструктурацию и деинституционализацию (в известных пределах) сложившихся целостностей. Ядерной «структурой» в данном случае выступает творчество, под которым понимается «создание нового качественно новым образом». Конечная цель этих процессов и деятельностей — изменение через инновацию существующих норм и традиций, или обеспечение возможности порождения иных традиций и норморегулирования. Вектора креативности и структурирования (при всей их разнонаправленности) не только предполагают одновременное существование соответствующих процессов и деятельностей, но и их реальную совмещенность в функционировании и развитии культурных феноменов.
В Википедии [7] говорится, что инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие, как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Из этих положений можно сделать вывод, что не существует сколь-нибудь общепринятого, устоявшегося тезауруса инновационной деятельности. Под инновациями понимается: и процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств; и введение чего-либо нового; и новая идея, метод или устройство; и успешное использование новых идей; и изменение, которое создает новые аспекты в деятельности; и нововведение, преобразование в экономической, технической и иных областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Очевидно, что в условиях такой предельной неопределённости понятия инновации невозможно грамотно выделять объекты, критерии и процедуры педагогических инноваций, а соответственно, конструктивно обсуждать пути и средства их научного обеспечения. Для проведения глубокого научного анализа данной проблемы необходимо определить четкие методологические основания, с позиций которых и будет исследоваться содержание понятия «инновация» и «педагогические инновации в боевой подготовке».
Во-первых, следует признать, что «традиции — инновации — институции» — это та концептуальная схема, которая позволяет определить инновационные процессы как в контексте тех традиций, которые уже существуют в культуре и обществе, так и в контексте социального признания инноваций в качестве базы для осуществления нововведений. Эта схема позволяет избежать, с одной стороны, противопоставления традиций и инноваций, превращения инноваций в нечто чуждое традициям, а с другой стороны, делает возможным осмысление процессов превращения инноваций в социально признанные нормы и ценности, т.е. в некие институции, формирующиеся в ходе социальных действий и социальных коммуникаций между людьми, со временем становящихся традицией. Важно фиксировать уже существующие ценности и нормы культуры для того, чтобы выявлять преемственность между тем, что признано в качестве традиции в культуре, и инновациями, показывать «расхождения» между ними.
Во-вторых, понятие «инновация» не тождественно понятиям «изобретение», «новация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».
«Инновация» представляет собой результат инновационной деятельности и отличается от «изобретения» тем, что она позволяет получить дополнительную ценность и связана с внедрением. Инновация имеет место, когда кто-либо или использует изобретение, или использует что-то уже существующее новым образом, для изменения образа жизни людей в лучшую сторону. Изобретение (которым может быть новая концепция, устройство или др. вещи) не связывается с тем, принесло ли оно позитивный эффект.
От новации инновация отличается по ряду критериев: масштабу целей и задач (для новаций он частный, а для инноваций — системный); методологическому обеспечению (для новаций оно в рамках существующих теорий, а для инноваций — выходит за рамки теории); по научному контексту (для новаций он относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения, для инноваций — может вызвать ситуацию непонимания и конфликта); по характеру научных действий (для новаций он экспериментальный — апробирование частных нововведений, для инноваций — стремление к достижению максимально нового результата); по масштабу действий (для новаций он ограниченный, для инноваций — развернутый, целостно-системный, продолжительный); по типу действий (для новаций характерно информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества, для инноваций — проектирование новой системы деятельности в данной практике); по результату (для новаций — изменение отдельных элементов в существующей системе, для инноваций — полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы); по новизне и последствиям (изобретение нового приема, способа, средства, усовершенствование прежней системы, рационализация и т.п., для инноваций — открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, методик, программ, обретение нового качества деятельности, рождение новой практики).
Инновационный процесс можно рассматривать как смену последовательных этапов, связанных с рождением и доведением научной идеи до практического использования и связанных с этим изменений в конкретной практике. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
В.С. Лазарев выделяет следующие этапы инновационного процесса в педагогике: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Из этих методологических положений можно сделать вывод, что применительно к боевой подготовке инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности командиров (начальников) — педагогов и военнослужащих, имеющие целью повышение их эффективности и ведущее к организации качественно нового процесса боевой выучки личного состава.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов в практике боевой подготовки можно выделить два типа ее организации: традиционный и развивающийся. Для
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Педагогика
традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим. Этот режим реализуется в следующих направлениях: выстраивание новой системы целей и задач, формирование нового содержания, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов управления.
Изучение инновационной деятельности показывает, что его структура может быть представлена следующим образом: мотивы — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты. Всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (командира части или подразделения, офицеров, участвующих в организации и проведении занятий по боевой подготовке, личного состава), определения целей нововведения, преобразования целей в «дерево задач», разработки содержания инновации и т.д. Все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал неэффективно.
Очевидно, что инновационный процесс в части (подразделении) испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, управление процессом развития боевой подготовки воинской части требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне взвода и роты, уровне всей части, уровне регионального командования, уровне внутренних войск в целом.
В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные педагогические технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
В боевой подготовке существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют:
1) по источнику возникновения: внешние (за пределами воинской части как образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри воинской части как образовательной системы);
2) по масштабу использования: единичные; диффузные;
3) по форме выражения: нововведения — условия (обеспечивают эффективный образовательный процесс: новое содержание, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.), продукты (педагогические средства, технологии), организационно-управленческие (качественно новые решения в структуре педагогических систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование)
4) по уровню инновационности: на уровне воспроизводства традиционной образовательной системы или ее элемента; на уровне количественных изменений в системе при неизменном ее качестве; на уровне перегруппировки элементов системы и организационных изменений (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.); на уровне адаптационных изменений образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели обучения; на уровне нового варианта решения (чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах системы подготовки, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей); на уровне инициации создания систем подготовки «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); на уровне создания систем подготовки «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа; на уровне коренных изменений систем подготовки, в ходе которых меняется основной функциональный принцип системы и появляется «новый род» педагогических систем;
5) по степени целесообразности: случайные (надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития системы подготовки, часто внедряющиеся по приказу вышестоящего руководства); полезные (соответствующие общим целям развития, но в значительной степени мало продуманные, с неопределёнными задачами и критериями, не составляющими единого целого с системой подготовки); системные (выведенные из проблемного поля, с чётко обозначенными целями и задачами, носящие характер преемственности с традициями, тщательно подготовленные, обеспеченные необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).
Развитие боевой подготовки не может быть осуществлено иначе, чем через инновационный процесс. Особенностью инновационного процесса в боевой подготовке является его циклический характер, выражающийся в следующих этапах: определение потребности в изменениях; разработка нововведения; внедрение; освоение (проникновение, распространение); насыщение; рутинизация (когда новшество становится обычным явлением, нормой); кризис (когда исчерпана возможностей применить его в новых областях); окончание жизненного цикла (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).
Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции. Однако
отсутствие управления быстро приводит к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что не исключает элементов самоуправления, саморегуляции.
Управленческие действия, направленные на развитие инновационного процесса (его организационная структура) в боевой подготовке включает следующие этапы: диагностический — прогностический — собственно организационный — практический — обобщающий — внедренческий.
Чем чаще руководитель части (подразделения) будет обращаться в своей управленческой деятельности к этим структурам, тем скорее они станут само собой разумеющимися. Если командир фиксирует ситуацию, когда инновационный процесс в боевой подготовке не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов.
Знание всех структур необходимо командиру потому, что именно инновационный процесс и является объектом управления в развивающейся системе боевой подготовки, а руководитель обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.
Все приведённые структуры органично сплетены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, т.е. этот процесс системен.
Еуманизация отношений в обществе и внутренних войсках означает повышение ответственности офицерского коллектива, командира части (подразделения) за результаты и последствия инновационной деятельности. Речь идет об ответственности за:
— невыполнение функций, отнесённых к его компетенции;
— реализацию в неполном объёме программ боевой подготовки в соответствии с графиком учебного процесса;
— качество боевой подготовки военнослужащих;
— нарушение прав и свобод военнослужащих;
— их жизнь и здоровье.
Особенно тщательно должно прослеживаться командирами влияние инновационных изменений на здоровье военнослужащих.
Учебная и служебная нагрузка, режим занятий определяются нормативными документами. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты изменения содержания и технологий боевой подготовки офицерский коллектив и командир обязаны учитывать индивидуальные и дифференцированные особенности подчиненных.
Кроме того, грамотное управление инновациями предполагает способность командира обеспечивать качественное выполнение программы боевой подготовки. Несоблюдение требований программ боевой подготовки грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства внутренних войск, нарушением преемственности в развитии профессионального потенциала как условия поддержания высокой боеготовности и боеспособности частей и подразделений.
Список литературы
1. Арламов, А. А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. — 2008. — № 1. — С. 163-168.
2. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа.
- 2003. - № 1. - С. 4.
3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 1978. — С. 381.
4. Слободчиков, В. А. Инновации в образовании: основания и смысл URL: http://www.researcher.ru/ methodics/nauka/a_1xizkd.html (дата обращения: 10.05.2010).
5. Современный экономический словарь. — М., 2006. — С. 84.
6. Теория, история, философия культуры. — М.: ЮНИТИ, 2005.
7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация (дата обращения: 10.05.2010).
Literature
1. Arlamov, A. A. The problems of modern pedagogic science and philosophy (Notes of pedagogue-methodology) // Questions of philosophy. — 2008. — № 1.
2. Lazarev, V. Concept of pedagogical and innovative system of school//Rural school. — 2003. — №
1.
3. Ozhegov, S. I. Dictionary of Russian Language / S.I. Ozhegov. — Moscow.
4. Slobodchikov, V. A. Innovations in education: basis (foundation) and sense. URL: http:// www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (дата обращения: 10.05.2010).
5. The modern economic dictionary. — Moscow, 2006.
6. Theory, history and philosophy of culture. — Moscow, 2005.
7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Innovation (дата обращения: 10.05.2010).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010