Научная статья на тему 'Междисциплинарный характер понятия «Инновации»'

Междисциплинарный характер понятия «Инновации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3019
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIONS IN EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

Рассматриваются общие характеристики и проблемы инноваций, осмыслен тезаурус термина «инновация», обозначены границы использования категорий «новация», «новшество», «нововведение», «инновация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY NATURE OF THE CONCEPT “INNOVATIONSˮ1

In the article general characteristics and problems of innovations are considered, the term “innovationˮ is comprehended, the borders of use of categories “innovation”, “novation”, “new subject” are designated.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный характер понятия «Инновации»»

УДК 378.014-044.922

И. И. Сошенко

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИИ»

Рассматриваются общие характеристики и проблемы инноваций, осмыслен тезаурус термина «инновация», обозначены границы использования категорий «новация», «новшество», «нововведение», «инновация».

Ключевые слова: инновация, педагогические инновации, инновации в образовании, образовательные инновации.

Сегодня перед Россией стоит глобальная задача перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. Решение этой задачи требует колоссальных интеллектуальных затрат людей, способных генерировать инновации, а значит, формируется социальный заказ со стороны государства и общества к системе образования. В этой связи проблема изучения природы инноваций и управления инновациями в образовании становится все более актуальной и значимой.

Термин «инновация» происходит от латинского novatio и означает «обновление», а приставка т -«в направлении», т. е. обновление в каком-то направлении или в какой-то сфере. Термин «инновация» впервые стал употребляться в культурной антропологии для обозначения переноса достижений одной культуры в другую в результате социальных взаимоотношений - в торговле, образовании и других сферах. Наибольшую известность термин получил и впоследствии был заимствован в другие науки благодаря труду австрийско-американского экономиста Й. Шумпетера в начале ХХ в. В своих трудах он исследовал инновационный процесс, неравномерную инновационную активность и пришел к выводу, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением. Сами же нововведения он рассматривал как изменения в технологии и управлении.

Сегодня термин «инновация» носит междисциплинарный характер и используется в терминологическом аппарате разных отраслей наук, в том числе и педагогики. Однако формирование терминологического аппарата еще не завершено для каждой из отраслей наук и до сих пор уточняется исследователями. Особенно остро эта проблема стоит для гуманитарных наук (например, педагогики), где «инновация», «новшество», «нововведение» зачастую употребляются исследователями как синонимы.

Если поместить понятие «инновация» в экономический контекст, то оно трактуется как прорыв в какой-либо области, приносящий положительный экономический эффект. Сегодня наиболее признанным является толкование термина, предложенное в «Руководстве Осло», являющемся методологической базой для измерения инноваций в стра-

нах ЕС и России (методологию использует Росатом), - «внедрение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [1, с. 58]. Авторы выделяют четыре типа инноваций - продуктовые (новые товары и услуги в части свойств, способов использования, способов предоставления), маркетинговые (новый метод маркетинга, дизайна, продвижения на рынок продукта), процессные (новый способ производства и доставки продукта, создания и предоставления услуг, оборудование, программное обеспечение) и организационные (новые организационные методы в практике предприятия, организации рабочих мест, выстраивании внешних коммуникаций); дают определение инновационной деятельности и инновационному предприятию; подчеркивают минимальный признак новизны - новое для практики конкретной организации и общий ключевой признак инновации - внедрение. Если применить данный контекст к педагогическим инновациям, то можно подчеркнуть, что они будут означать изменение образовательной практики в конкретном учреждении (общеобразовательном или дополнительного образования), в том числе изменения в сфере управления образовательным учреждением.

С позиции коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере инновация - «прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продуктов и услуг, организационно-технических, социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера [2, с. 10]. В связи с тем что результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере могут являться объектами патентных прав согласно положениям ст. 1349 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации [3, с. 502] и (или) секретом производства (ноу-хау) согласно ст. 1349 и 1465 ч. IV ГК РФ [3, с. 562], то существенными требованиями к новизне являются положения п. 2 ст. 1350, п. 2 ст. 1351, п. 2 ст. 1352 ч. IV ГК РФ, т. е. новое в

мире, а для секрета производства (ноу-хау) - неизвестность третьим лицам.

В социологии инновации рассматриваются как «процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе» [4].

Философия определяет и исследует инновацию через призму трансфера новых проявлений культуры, «которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержания самой этой деятельности» [5]. В данном контексте для нас значимо, что инновации - это изменения деятельности, в педагогике - это системные изменения образовательной деятельности, т. е. ее содержания, способов организации и результатов.

В педагогике инновации изучаются с точки зрения изменений в образовательной практике и образовательной деятельности: системе обучения и воспитания, управления образовательным учреждением и образовательными системами, методике преподавания.

Инновация в педагогическом словаре Г. М. Код-жаспировой трактуется как «процесс освоения новшеств (нового средства, метода, методики, технологии, программы), поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и переосмысление» [6, с. 248].

Согласно определению В. А. Сластенина, термин «инновация» является синонимом понятий «новшество», «новизна», «изменение». Автор рассматривает инновацию в привязке к педагогическому процессу -это «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося [7, с. 233].

Авторский коллектив учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «профессиональное обучение» под редакцией В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых дает следующее определение педагогических инноваций - «это педагогическое нововведение; целенаправленное педагогическое изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [8, с. 102].

Вопросы педагогической инноватики рассматриваются в трудах О. Г. Хомерики, которые трактуют термин «инновация» как «нововведение» [9, с. 4].

Автор согласен с позицией В. И. Слободчикова, что «инновация» и «новшество» обладают специфическими чертами, вследствие чего эти понятия

следует отличать друг от друга. Эту же исследовательскую позицию мы встречаем у А. В. Хуторского, который указывает, что «новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - реализованное изменение, ставшее из возможного действительным» [10, с. 1103]. Автор также согласен с мнением С. В. Ермасова, что «новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации» [11, с. 22]. В методическом пособии для руководителей образовательных учреждений «Развитие школы как инновационный процесс» О. Г. Хомерики и соавт. указывают, что новшество есть «средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация - это процесс освоения этого средства» [9, с. 6]. Рассмотрим дефиниции «нововведение» и «новация». Авторский коллектив Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин дают следующее определение педагогической новации - «это концептуальная модель (образ) педагогической деятельности, определяющая пути и способы преобразования существующей практики» [12, с. 92]. Понимание сути новации, ее конструирование Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин предлагают делать через призму следующих характеристик:

- смысл педагогической деятельности (зачем она? во имя кого или чего?);

- ее цель (образ того, что следует создать);

- средства и способы (чем и как это делать?);

- ее актуальность (почему именно сейчас это нужно делать?);

- условия, при которых новация может развиваться в качестве альтернативы существующему» [12, с. 92]. Такая логика, по мнению авторов, позволяет конструировать действительно новые решения, методы, технологии, процессы.

В «Новейшем философском словаре» читаем определение нововведения - «комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (или области, где реализуется новшество) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности» [13]. Нововведение в педагогике - это «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» [14].

Обзор разных исследовательских позиций (таблица) позволяет выстроить следующую логическую последовательность (иерархию): новация (образ, идея изменений) - новшество (возможные изменения) - нововведение (деятельность по

внедрению новшества) - инновация (используемое нововведение, приносящее экономический, социальный или другой эффект и обеспечивающее прогрессивное развитие системы и (или) преобразование ее элементов). Таким образом, новация определяет общий вектор изменений системы, кратковременна и вносит незначительные изменения в систему. Новшество отличается от новации тем, что оно направлено на удовлетворение новых потребностей потребителей и может быть реализовано в практике субъекта образовательной деятельности или системы в целом, существенным критерием является ее фиксация на материальном носителе:

При этом представляется важным обратить внимание на то, что в тезаурусе педагогической науки разными авторами формулируются (предлагаются) определения инноваций, конкретизирующие область знаний - инновации в образовании, педагогические инновации. Сформулированные тезаурус-ные конструкции постоянно уточняются исследо-

«новый метод, методика, технология, программа и т. п.» [15, с. 16]. Основным фактором, позволяющим отличить нововведение от новшества, является наличие или отсутствие внедрения. Реализованное впервые новшество становится нововведением. Возможность отличать нововведение от инновации зависит от эффектов, оказываемых на систему. Автор также согласен с позицией Е. А. Друго-вой, которая обращает внимание исследователей, что «статус „инновации“ (в отличие от „новшест-ва“ или „новации“) получают те действия, которые в итоге имеют экономическое измерение, принесли коммерческий эффект» [16, с. 7].

вателями, но содержательно являются взаимозаменяемыми.

Одним из доказательств этому служат приведенные ниже определения дефиниций «педагогические инновации» и «инновации в образовании», предлагаемые разными авторами. Так, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых дают следующее опреде-

Ключевые характеристики и границы использования категорий «новация», «новшество», «нововведение», «инновация»

Наименование Характеристика Стадия жизненного цикла Оформление Связь с предыдущим Связь с последующим

Новация Знания, превращенные в новое решение. Кратковременны, способны влиять на изменения отдельных элементов системы Идея, разработка Может быть не оформлено на материальном носителе. Пример: проект, концепция, программа развития На основе новации формируется новшество

Новшество Оформленное решение проблемы потребителя, направленное на удовлетворение его нужд и имеющее возможность практической реализации Изобретение Выражено в материальной форме. Пример: патенты, ноу-хау, образец продукции, методика, технология Формируется из портфеля новаций Определяют стратегию развития нововедения

Нововведение Деятельность по внедрению новшества Использование, развитие, устаревание Выражено в материальной форме. Пример: маркетинг, лицензионное соглашение, готовые к внедрению на рынок продукт, услуга, разработка Успешность нововведения всегда зависит от качества новшества (насколько проработано, защищено) Из различных стратегий развития выбирается наиболее оптимальное и эффективное

Инновация Внедренное (используемое) нововведение, приносящее экономический, социальный или другой эффект и обеспечивающее прогрессивное развитие системы Диффузия, постепенная рутинизация Выражено в материальной форме. Пример: денежные поступления (экономический эффект) Успешность внедрения инновации всегда зависит от качества нововведения (насколько проработано, защищено) Создает почву для генерации новаций

ление термину «педагогические инновации» -«это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [8, с. 102]. По мнению И. П. Подласого, педагогические инновации -«это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса» [17, с. 119]. Инновациями в образовании А. В. Барашина называет «нововведение, предназначенное для разрешения сложившейся проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса, повышения его качества или организации благоприятных условий для усвоения материала учащимися [10], а Л. З. Гумеро-ва считает, что это «специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом» [18].

Н. Ю. Посталюк уточняет, что инновации в образовании «считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или „случайно открытыми“ в порядке педагогической инициативы» [19]. Инновации в образовании подразумевают «введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования», пишет П. И. Пидкасистый [20]. М. В. Кларин использует термин «инновационное обучение (и образование)», который расшифровывается им как «процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду» [21, с. 2].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что инновациям в образовании и педагогическим инновациям присущи следующие общие характеристики.

Во-первых, это изменения системы или ее элементов, определяющие условия и факторы развития образования: образовательной среды, образовательного процесса, учебно-воспитательного процесса, структуры и организации учебного процесса, управления образованием, методик, технологий.

Во-вторых, изменения эти прогрессивные и, как правило, являются процессом и результатом целенаправленной деятельности.

В-третьих, изменения затрагивают одновременно как образовательные продукты (методики, технологии, программы и др.), так и оказываемые образовательные услуги.

Анализ литературных источников показал, что независимо от разницы в трактовке и области знаний, техническим инновациям и инновациям в образовании присущи следующие общие характеристики:

1. Улучшают существующие продукты, услуги, технологии, методики.

2. Должны быть внедрены, воспроизводимы и практически применимы.

3. Способствуют развитию системы (или организации), укреплению ее конкурентоспособности на рынке.

4. Нестабильны: генерируются, развиваются, угасают и зарождаются вновь на основе знаний субъектов и знаний организации.

5. Являются результатом целенаправленной работы или возникают стихийно.

Говоря об общих характеристиках, следует выделить некоторые общие методологические проблемы, присущие инновациям.

Во-первых, это подмена инноваций псевдоинновациями, которые представляют собой «модификации товара или услуги, не затрагивающие их реальных потребительских качеств, но представленные как „переворот на рынке“» [22, с. 223]. Такие нововведения достаточно быстро осваиваются и создают почву для имитации инноваций. Так, внедрение современных образовательных технологий в деятельности конкретного педагога при внимательном изучении зачастую является не инновацией, а авторской модификацией.

Во-вторых, это проблема измерения результатов инноваций. Если для реального сектора экономики проблема измерения результатов инноваций и методологии статистического обследования частично решена, то вопросы измерения результатов инноваций в социальной сфере, в том числе образовании, пока остаются без ответа. Сегодня образование нуждается в разработке четкого, однозначно понимаемого терминологического аппарата и сопоставимых критериев инновационной деятельности, позволяющих выявлять инновации, а также отслеживать изменения инновационного процесса.

Третья проблема - исследование феномена человеческих ресурсов (личности инноватора), т. е. субъекта, благодаря интеллектуальной деятельности которого возникают новые знания, являющиеся источником инноваций (какие процессы в мозге человека влияют на изобретательность и способность созда-

вать новое; как наиболее эффективно развивать интеллектуальные возможности личности; какие личностные характеристики определяют склонность к предпринимательству и т. д.). Г. Н. Прозументова выявляет противоречие между интересами разных субъектов образования: государства, администраторов, школ, родителей, обучающихся - и вводит понятие «образовательные инновации», которое определяет как «деятельность человека по созданию своего образовательного пространства» [23, с. 5]. Введение данного понятия отражает проблему личного участия человека в инновационной деятельности. Ю. В. Яровых акцентирует внимание исследователей на педагоге, являющемся одним из ключевых субъектов, осуществляющих изменения в системе образования: «в современной школе на педагога возлагается почетная миссия - соединять традиции с инновациями, новые технологии с классическими приемами педагогической науки, реализация которых доступна только учителю нового поколения, учителю-исследователю» [24, с. 100].

С. И. Поздеева фиксирует изменения в деятельнос-

ти педагога, являющиеся фундаментом для изменений в образовательных практиках и содержании образования: «если педагог не научится строить разные позиции, разные типы совместного действия, то новое содержание образования останется мифом, иллюзией» [25, с. 19]. Не менее актуален «вопрос, связанный с исследованием уровня соответствия образовательного заказа личности (детей и родителей)» и оказываемых образовательных услуг учреждением образования [26, с. 58]. Следовательно, педагог является одновременно разработчиком, творцом и проводником инноваций в образовании и образовательных инноваций, не только выполняет социальный заказ разных субъектов образования, но и генерирует инновации.

Становится очевидным, что проблема генерации и управления инновациями в образовании находится в центре внимания представителей различных областей знания. Ее решение будет способствовать эффективному использованию для обеспечения качественного образования и формирования инновационного человека.

Список литературы

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: изд. 2-е, испр.: пер. с англ. Томск, ТГАСУ, 2011. 205 с.

2. Зинченко В. И., Минакова Н. Н. Коммерциализация научных разработок (теория и практика). Томск: ТЛ, 2005. 484 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2013. 688 с. (Кодексы от КонсультантПлюс).

4. Социологический словарь. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/ innovacija-novovvedenie-1033.html (дата обращения: 24.09.2013).

5. Новейший философский словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/515/ИННОВАЦИЯ (дата обращения: 24.09.2013).

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сласте-нина. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2. 256 с.

8. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. Кн. 1. 174 с.

9. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1994. 64 с.

10. Башарина А. В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация // Изв. Самар. науч. центра РАН. Т. 11, № 4 (5), 2009. URL: http://www.ssc.smr.ru/ media/journals/izvestia/2009/2009_4_1101_1108.pdf с. 1101-1107 (дата обращения: 24.09.2013).

11. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2007. 184 с. (Хочу все сдать!)

12. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.

13. Новейший философский словарь. URL: http://www.slovopedia.com /6/205/770864.html (дата обращения: 24.09.2013).

14. Педагогический словарь. URL: http://www.pedpro.ru/termins/93.html (дата обращения: 24.09.2013).

15. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

16. Другова Е. А. Инноватика в поиске нового гуманитарного содержания: онтология, аксиология, методология // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. № 1 (21). 2013. С. 5-19.

17. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

18. Гумерова Л. З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1. html (дата обращения: 12.05.2013).

19. Посталюк Н. Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: региональный аспект. URL: http://psycology.narod.ru/121.html (дата обращения: 12.05.2013).

20. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. URL: http://www.eusi.ru/ lib/ pidkasistyj_pedagogika/14.shtml (дата обращения: 12.05.2013).

21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.

22. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М., 2010. URL: http://www.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104/ Яголковский_СР_Психология%20инноваций_7^^ (дата обращения: 24.09.2013).

23. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2007. 156 с.

24. Яровых Ю. В. Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6 (134). С. 99-102.

25. Поздеева С. И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2 (46). С. 18-21.

26. Сошенко И. И. Маркетинговые исследования потребностей детей и родителей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга // Научно-педагогическое обозрение. Научный журнал (Pedagogical Review. Scientific Journal). 2013. Вып. 1 (1). С. 58-62.

Сошенко И. И., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.10.2013.

1.1. Soshenko

INTERDISCIPLINARY NATURE OF THE CONCEPT “INNOVATIONS”

In the article general characteristics and problems of innovations are considered, the term “innovation” is comprehended, the borders of use of categories “innovation”, “novation”, “new subject” are designated.

Key words: innovation, pedagogical innovations, innovations in education, educational innovations.

References

1. Management of Oslo. Recommendations about collecting and analysis of data on innovations. Translation from English. The 2nd edition

corrected. printed in Tomsk the state university of control systems and radio electronics. Tomsk, 2011. 205 p. (in Russian).

2. Zinchenko V. I., Minakova N. N. Commercialization of scientific development (theory and practice). Tomsk, Izd-tvo NTL Publ., 2005. 484 p.

(in Russian).

3. Civil code of the Russian Federation. М.: Statyt Publ., 2013. 688 p. Codes from ConsultantPlus (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sociological dictionary. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/ innovacija-novovvedenie-1033.html (Address date: 24.09.2013).

5. The latest philosophical dictionary. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_new_philosophy /515/ИННОВАЦИЯ (Address date: 24.09.2013).

6. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary pedagogical educational institutions. Мoskow, Akademiya Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

7. Slastenin V. A., Isayev I. F., Shiyanov E. N. General pedagogics: Manual for students of higher educational institutions. Moscow, VLADOS Publ., 2002. 256 p. (in Russian).

8. General and professional pedagogics: manual for students who are training in “Vocational training”: In 2 books. Under edition of EL of Simonenko,

M. V. Retivykh. Bryansk, Publishing house of Bryansk state university Publ., 2003. Books. 1. 174 p. (in Russian).

9. Homeriki O. G., Potashnik M. M., Lorensov A. V. School development as innovative process: Methodical grant for heads of educational institutions.

Under M. M. Potashnik's edition. Moscow, Novaya shkola Publ., 1994 64 p. (in Russian).

10. Basharina A. V. Social innovations in education: essence and classification. News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, vol. 11, 4 (5), 2009. URL: http://www.ssc.smr.ru/ media/journals/izvestia/2009/2009_4_1101_1108.pdf pp. 1101-1107 (Address date: 24.09.2013).

11. Ermasov S. V. Innovative management: abstract of lectures. Moscow, Visshee obrazovanie Publ., 2007. 184 p. (in Russian).

12. Mikhaylova N. N., Yusfin S. M. Support pedagogics: Educational and methodical grant. Moscow, MIROS Publ., 2001. 208 p. (in Russian).

13. The latest philosophical dictionary. URL: http://www.slovopedia.com /6/205/770864.html (Address date: 24.09.2013).

14. Pedagogical dictionary. URL: http://www.pedpro.ru/termins/93.html (Accessed: 24.09.2013).

15. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogics: innovative activity. Moscow, Izdatel'stvo magistr Publ., 1997. 224 p. (in Russian).

16. Drugova E. A. Innovatics in search of the new humanitarian contents: ontology, axiology, methodology. Tomsk State University Bulletin, 2013, no. 1 (21), pp. 5-19 (in Russian).

17. Podlasy I. P. Pedagogika: 100 questions - 100 answers: studies. grant for higher education institutions. Moscow, VLADOS-press Publ., 2004. 365 p. (in Russian).

18. Gumerova L. H. Innovative activity of the head of educational institution. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html (Accessed: 12.05.2013).

19. Postalyuk N. Yu. Design of innovative educational systems: regional aspect. URL: http://psycology.narod.ru/121.html (Accessed: 12.05.2013) (in Russian).

20. Pedagogics. The textbook for students of pedagogical educational institutions. Under the editorship of P. I. Pidkasistogo. URL: http://www.eusi. ru/ lib/pidkasistyj_pedagogika/14.shtml (Accessed: 12.05.2013).

21. Clarin M. V. Innovation in the global pedagogy: learning through research, games and discussions. (Analysis of foreign experience). Riga, Experiment Publ., 1995. 176 p. (in Russian).

22. Yagolkovsky S. R. Psychology of innovation: approaches, models, processes. scientific monograph. Moscow, 2010. URL: http://www.hse.ru/data /2010/05/20/1217328104/flroMOBCKMM_CP_ncMxonomfl%20MHHOBaqMM_7.pdf.pdf (Address date: 24.09.2013).

23. Examination of educational innovations. Under the editorship of G. N. Prozumentova. Tomsk: Tomsk State University, 2007. 156 p. (in Russian).

24. Yarovikh Y. V. Research activities in the professional career of the contemporary teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 6 (134), pp. 99-102 (in Russian).

25. Pozdeeva S. I. The role of pedagogue's position in changing of the content of the education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2005, vol. 2 (46), pp. 18-21 (in Russian).

26. Soshenko I. I. Marketing researches of requirements for additional education as a resource of development of effective monitoring. Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2013, no. 1 (1), pp. 58-62 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.