УДК: 378
А.А. Кочин*, О.Ю. Ефремов**, Д.Л. Осипов***
Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств
В статье рассматриваются сущность и содержание инновационных подходов к подготовке офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств. Определены тенденции развития инновационного образования в вузах силовых ведомств.
Ключевые слова: инновационные подходы к образованию, вузы силовых ведомств, инновации.
A.A. Kochin*, O.Y. Efremov**, D.L. Osipov***. Innovative approaches to education in schools of law enforcement agencies. The article deals with the nature and content of innovative approaches to the training of officers and members of the security agencies. The tendencies of development of innovative education in high schools of law enforcement agencies.
Keywords: innovative approaches to education, universities security agencies, innovation.
Одной из основ развития российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех её составляющих является отечественная система образования и непосредственно система подготовки кадров в вузах силовых ведомств (Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ России).
Анализ педагогической теории и практики, современных требований к подготовке кадров силовых ведомств свидетельствует, что содержание и технологии образования в вузах силовых ведомств требуют изменений, внесения новшеств, инноваций, т.к. не в полной мере соответствуют современным требованиям и задачам. В числе этих новшеств в исследованиях обосновывается идея внедрения инновационных подходов и технологий в процесс подготовки офицерских кадров и их реализации в вузах силовых ведомств как один из факторов совершенствования подготовки кадров силовых ведомств.
Модернизация отечественного образования направлена на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся в форме знаний, способов деятельности (навыков и умений), творческой активности (креативные умения), эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру (личностных ориентиров и приоритетов). Исходящий из данных положений компетентностный подход составляет основу Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов третьего поколения), введенных в отечественном высшем образовании и непосредственно в вузах силовых ведомств.
Новые стандарты образования исходят из требований развития инновационных подходов к образованию, которые необходимы в связи с исчерпанием экстенсивных традиционных форм и методов обучения, ограниченности механизмов для внедрения инноваций в образовательном процессе, неопределенности и длительности отдачи инноваций в образовании. Задача государства заключается в предоставлении гарантий на учебу и творчество, т.к. в силу ограниченности ресурсов для инноваций возрастает проблема поддержания талантов в науке и образовании.
При возрастающей роли высшей школы, а следовательно, и конкуренции на образовательном рынке для вузов силовых ведомств залогом их конкурентоспособности становится инновационность. Она понимается как способность на основе имеющихся технологий, образовательных ноу-хау предоставлять качественные образовательные услуги и осваивать новые, отвечающие спросу на специалистов - как военных, так и гражданских. При этом качество и затраты на подготовку сотрудника силового ведомств должны быть соизмеримы с отдачей его профессиональной деятельности.
Образовательный процесс в этих условиях рассматривается как целостная, организованная, управляемая система. Личностное и профессиональное развитие обучающихся в вузах силовых ведомств достигается новыми образовательными программами, методами, методиками, технологиями, определяемыми термином «инновации в образовании».
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов, как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Словарные статьи рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть, по сути, инновация.
Таким образом, инновационное образование приобретает первостепенное значение для развития личности офицера, сотрудника силового ведомства в процессе подготовки в вузе.
* Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: [email protected]
** Ефремов, Олег Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Военной академии связи. Тел. 8 921 7967264. E-mail: [email protected].
*** Осипов, Денис Леонидович, преподаватель кафедры радиосвязи Военной академии связи, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 3. Тел. 247-98-21.
* Kochin Andrey Anatolevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 7442439. E-mail: [email protected].
** Yefremov, Oleg Yurievich, head of the humanitarian and socio-economic disciplines of the Military Academy of Communications. St. Petersburg, Tel. 8 921 7967264. E-mail: [email protected].
*** Osipov, Denis Leonidovich, lecturer, radio communications Military Academy, PhD.
© Кочин А.А., Ефремов О.Ю., Осипов Д.Л., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
Инновационные подходы к образовательному процессу в вузах силовых ведомств заключается прежде всего в изучении воздействия факторов и условий, отражающих логику создания новых знаний, формирования новшеств [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Мировая практика использует термин «innovation» (англ.), переводя его как «нововведение». В начале XX в. его использовали как понимание новой комбинации в развитии, выходящей за пределы обновления в замкнутом круге (И. Шумпетер). В последующем под инновацией стали понимать новое приложение научных и технических знаний, приводящих к успеху на рынке. Необходимо отметить, что главное в понимании инновации заключается не в создании новшеств, а в отслеживании изменений, происходящих в результате их внедрения, т.е. индикаторов этих изменений (П. Друккер). И.Р. Пригожин считает, что нововведение - это целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, регион, общество) новые стабильные элементы.
В образовательном процессе понятие инновации интерпретируется как превращение потенциального творческого знания в реальное с последующим перевоплощением в навык, умения, опыт. Инновационный процесс начинается с накопления знаний. Прирост знаний приводит к реализации огромное количество решений, под которые разрабатывается не меньшее количество методик. Создается ситуация, когда человек не в состоянии охватить массу знаний, а человечество продолжает пополнять знания с огромной скоростью. Возникает потребность управления потенциалом новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации, на повышение связи науки и практики.
Вместе с тем процесс отношений между старым и новым в знании весьма противоречив. Нужна подготовка обучаемых на восприятие инноваций, их внедрение. В конце XX в. эта проблема нашла отражение в создании образовательного менеджмента. Менеджмент означает разработку, создание, максимально эффективное использование, управление и контроль социально-экономических систем, в котором решаются задачи управления процессами формирования новых знаний, творческим потенциалом обучаемых, освоением новшеств, управления социальными, педагогическими и психологическими аспектами, нововведениями в образовательном процессе.
В современном понимании «инновации» используются для обозначения родственных понятий: «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационное решение», «новшество». Трактуются они в зависимости от содержательного признака, внутренней сферы применения.
Инновационный процесс в вузах силовых ведомств охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. Основная масса новшеств в условиях рынка используется как средство решения практических задач, в образовании - как средство более качественного предоставления образовательных услуг, как фактор обеспечения стабильности и успешного функционирования вузов. В инновационной образовательной деятельности вуза они рассматриваются как результат, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, продукта интеллектуальной деятельности - в виде идей, знаний, либо усовершенствования технологий образовательного процесса, либо нового подхода к образовательным услугам.
Понимание предмета, технологии и продукта (результата) обучения важно для преподавателя. Предметом и продуктом интеллектуального труда служит информация. Оценка результатов любого труда исчисляется в измеряемых величинах. Проблемой оценки ученые занимаются не одно столетие, на научной основе поиск ведется в области стандартизации трудовой деятельности в интеллектуальной сфере.
Педагогические аспекты педагогической оценки в интеллектуальной сфере проанализированы в работах Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, О. Ю. Ефремова, В. И. Журавлева, В.П. Чернолеса и других ученых. Показатели и критерии классифицируются в четырех блоках: возможные открытия, теоретические разработки, методические разработки и практические результаты. Классификатор позволяет составить их иерархию: закон, закономерности, принципы, факты, эффекты, идея, гипотеза, концепция, теория, формула, прогноз, изобретение, модель, проект, алгоритм, технология, рецепт, состав, услуга. Самым распространенным видом интеллектуального труда является образовательная услуга.
Современная ситуация в образовательной сфере показывает, что новшества приобретают непрерывный характер, требуют повышенной компетентности участников образовательного процесса.
Традиционные подходы, в которых ранее существовали и развивались вузы силовых ведомств, трансформировались в новые, инновационные. Принципиальными отличиями этих подходов являются инновационность процессов развития образования, повышение роли практического опыта, последовательность целей и задач, соединяющих новое (реальное) и традиционное образование в вузах силовых ведомств.
Существенно изменилась роль мышления в образовательном процессе вузов силовых ведомств. Если раньше для подготовки специалиста было достаточно формирования практического мышления, то сегодня компетентность сотрудника силового ведомства в большей мере определяется характером ситуационного мышления. Если раньше решение проблем носило дискретный характер, то сегодня решение задач трансформировалось в решение проблем на основе системного, компетентностного подхода. Также произошли изменения в субъекте образования. Если ранее его определяла внутренняя динамика, высокая самостоятельность, независимость, то сегодня обучающийся находится в большей зависимости от внешней динамики, что приводит к высокой зависимости от внешней среды, необходимости решения проблем адаптации, социализации и профессионализации личности.
Таким образом, трансформация представлений о проблемах инновации в вузах силовых ведомств связана с развитием инновационных подходов к подготовке специалистов. Инновационные процессы в вузах силовых ведомств предполагают внутреннюю упорядоченность и согласованность действий руководителей, начальников, командиров, ученых, преподавателей, должностных лиц, учебных
и научных подразделений вуза. Повышение требований к инновационной деятельности вызвано усложнением характера и содержания новшеств, особенностями их создания и использования [5].
Как показано в работах В. П. Чернолеса, Л. А. Холодковой, В. Ф. Самохина, при решении конкретных инновационных задач в военном вузе могут создаваться инновационные подразделения (группы, личности), работающие в цикле «исследование - производство». Такие подразделения занимаются различными видами деятельности: информационной, научно-исследовательской, проектноконструкторской, производственной, экономико-управленческой, социально-культурной и т.д. [6; 7].
Ведущими вузами мира ведется создание технопарков в рамках региона. Например, технопарк, созданный на базе Стенфордского университета в США, получил в дальнейшем название «Силиконовой долины». Его масштабы: до 8000 инновационных фирм - 70 % из них имеют в составе менее 10 человек, а есть и фирмы до 2,5 тыс. человек. Валовый продукт «Силиконовой долины» приближается к бюджету Англии и Франции. И таких центров в США несколько. Создание подобных центров запланировано и в России, в частности, в Петродворце на базе Санкт-Петербургского государственного университета, в Подмосковье (Сколково). Всего в России планируется четыре таких центра. В военном образовании также планируется реализация проектов, рассчитанных на значительный скачок в создании интеллектуального продукта, соединения военного образования и военной науки, что представляет, по сути, предвидение высшей военной школой глобальных изменений в образовании и обеспечивает его устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.
Выбор стратегии является важнейшей составляющей инновационного образования. Инновационная стратегия может быть объединена с процессом принятия решения. В конечном счете, она есть детальный, всесторонний план достижения поставленных целей. Стратегическое планирование преследует две задачи. Первая - распределение ресурсов («внутренняя стратегия»), вторая - адаптация к внешней среде, т.е. приспособление внешних факторов к решению стратегии («внешняя стратегия»). Наиболее распространенным приемом целеполагания в образовании, как и в других видах менеджмента, является построение так называемого дерева целей, представляющего собой процесс разделения главной (глобальной) цели, определяющей стратегическое направление всей деятельности, на ее составные части (частные цели) и распределение их по иерархическому принципу. Например: по охвату (общая, частная), значению (главная, второстепенная), по количеству переменных в цели (одно- и многопеременные), по месту в иерархии целей (высшие, промежуточные и низшие). Внедрение инноваций - это сложный процесс, состоящий из стадий: генерализации (заимствование новых идей), отбора и формирования нововведений по приоритетам эффективности, внедрения (врастания) их в управленческую структуру образования. Практический опыт в образовании свидетельствует, что внедрять новые идеи труднее, чем их разрабатывать. Это вызвано (в т.ч. и в образовании) тем, что люди сопротивляются нововведениям по ряду причин экономического, личного и социального характера. К экономическим причинам относят боязнь безработицы в результате нововведения, снижения социально статуса, сокращения рабочего дня и заработка. Среди причин личного характера выделяют восприятие инновационных технологий современного образования как личных обид, боязнь утраты приобретенных профессиональных умений и навыков, нежелание расходовать силы на переобучение, страх перед неопределенностью. Причины социального характера - нежелание адаптироваться к новым условиям, стремление сохранить прежние связи, недовольство собой, признание слабости для участия в новом деле.
Ключевым принципом, обеспечивающим поддержку новшеств, должно стать их признание высшим управленческим звеном (руководителями образования). По аналогии с производством начинать внедрение инноваций в образовательном процессе вуза необходимо с отдельных коллективов, сторонников нововведений. В данных коллективах провести экспериментальное внедрение нововведения для проверки как положительных, так и отрицательных последствий. Этому также способствует переподготовка кадров, формирование положительного отношения офицеров к инновациям. Необходимо разработать программу, выбрав подходящий момент, тогда, когда люди уже ждут перемен. При этом нельзя вводить сразу много новшеств, чаще это приводит к хаосу. Опыт внедрения инноваций в вузах страны свидетельствует, что при формулировании стратегии необходимо решить задачу потребителей образовательной услуги, установить, что дает им новая идея. Затем на основе идеи меняется организационная структура в образовательном учреждении. Она строится по принципу общности применяемых технологий - как новых, инновационных, так и старых, где остаются незыблемыми базовые методики обучения и воспитания. В зависимости от успеха новшеств меняется статус соответствующей организации, образовательного учреждения.
В вузе главной фигурой в реализации нововведений является новатор - руководитель, ученый, педагог, преподаватель. Он должен создавать условия инновациям, а ему предоставляется необходимая степень свободы при разработке новшеств, обеспечивающих эффективные коммуникации, взаимодействия между участниками инновационного процесса, поддержку руководством, обеспечение необходимыми средствами.
Выделяют личные качества новатора: коммуникабельность, способность активно участвовать в разработке новых идей, правильно действовать в условиях неопределенности и повышенного риска, принимать нестандартные решения. В военном образовании новатор - это и ученый (генерирующий идеи), и инженер, доводящий их до логического завершения, и офицер-практик, формулирующий предложения по совершенствованию.
Современная парадигма взаимоотношений труда и производства заключается в том, что ставка на использование новейшей технологии при жесткой иерархичной организации труда исчерпала себя. Человеческий фактор сегодня рассматривается как ресурс ключевого значения, когда расходы
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
на подготовку кадров являются не издержками, а долгосрочными инвестициями, когда в основу подготовки кадров заложена идея развития личности.
Таким образом, инновационное образование в вузах силовых ведомств уже не представляет собой средство передачи суммы знаний обучаемым, как это было ранее, а ориентировано на профессиональное и личностное развитие обучающихся, их способностей, готовности, желания осваивать профессию, новые специальности. Самореализация, компетентность и развитие составляют основу инновационных подходов к образованию в вузах силовых ведомств.
В педагогической деятельности при внедрении инновационных подходов особое внимание уделяется отношению обучающихся к новшествам. Индивидуальный характер приобретения современных знаний, персонификация отношений между обучающимися не устраняет коллективной основы их деятельности и мотивов. Поведение личности в образовательном процессе определяется не только потребностями, но и восприятиями, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией. Восприятие инноваций (О. С. Советова) на личностном уровне как осуществление воплощения мыслительных процессов зависит не столько от результативности их стадий, сколько от скорости перехода от одной стадии до другой. В результате оказалось, что успех одного нововведения готовит почву для другого, и наоборот, «инновационная боязнь» есть следствие неудач с предыдущим нововведением. Отсюда мир нововведений не сводится лишь к технике и технологии, совершенствование образовательных программ и технологий осуществляется через новшество, через их восприятие, их введение.
Педагогические инновации в образовании воспринимаются иначе, чем технические. Если в последних «изобретение» технически носит осязаемый характер, то в педагогических инновациях приобретение знаний, умений, навыков есть процедура изготовления, проектирования идей, которая связана с культурой знаний. Для определения инноваций и возможности адаптации личности к изменениям используется временной подход. Время связано с социальными изменениями, и у каждого человека есть свой уровень осознания времени. Для одних это озабоченность течением времени, для других - безразличие, пренебрежение временем. Если древний человек в цикличности времени исходил из ритмов природы, то в образовательном процессе обучаемый исходит из дневного круга, недельного оборота, времени года. Восприятие обучающихся и их адаптация ориентированы у одних на будущее, у других на прошлое. Одни обращены к традициям, другие смотрят в будущее. Отсюда, у одних пассивный подход к будущему, у других - его конструирование. Первые предполагают согласие и адаптацию, вторые - планирование и формирование.
Для характеристики инноваций в образовательном прессе могут быть использованы два подхода к месту и роли времени в структуре жизненного пути личности.
1. Анализ процесса жизни, его структуры (лонгитюды) (В. Г. Ананьев). Данный подход характеризует личность исходя из её адаптивности: возрастная, половая, национальная, религиозная. Поддержанию смысла жизни служит современная идея непрерывного образования.
2. Изучение социокультурных и социально-психологических аспектов жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская). Существуют различные типы личности, по-разному адаптирующиеся к инновациям.
При профотборе в вузах силовых ведомств необходимо учитывать, что в России сложилось три психологических типа личностей: «новые», «старые» и «средние» русские. «Новые» русские отличаются прагматичностью ума, это люди преуспевающего типа. «Старые» русские - романтики и идеалисты. «Средние» русские сочетают в себе первые два типа, им больше присуща боязнь перемен, хотя подобная боязнь есть и у представителей других типов. Учет их особенностей позволяет определить их поведение в процессе образовательных новшеств. Восприятие нового, его объяснение, интерпретация поведения личности связаны с психологией установки (Д. Н. Узнадзе), т.е. с подсознательным состоянием готовности человека действовать определенным образом в определенной ситуации. Установки (аттитюды) на поведение человека зависят не только от ситуации, но и от ценностей личности. Выделяют две группы ценностей: ценности-цели, ценности-средства. Ценности-цели больше присущи людям, проявляющим готовность к инновациям, что соответствует общекультурной тенденции, т.е. различия по социальным группам при упомянутых отклонениях в ту или иную сторону незначительны. Все это подтверждает общую концепцию о статусе обобщенной диспозиционной готовности людей к изменениям. И консерваторы, и инноваторы по большей мере обладают рационалистическим стилем мышления, достаточно точно определяют для себя сложившуюся обстановку.
В образовательном процессе вузов силовых ведомств преподаватель должен учитывать возрастные особенности обучаемых по восприятию инноваций (В. А. Гансен). После 17 лет родители оказывают все меньшее воздействие на молодых людей, начинается второй этап социализации при получении профессионального образования, и большинство из них обращаются к общечеловеческим ценностям. В социальном плане наибольшие отличия у людей происходят в возрасте 24-29 лет. В этом возрасте проявляется надежда на будущее, осознаются неудачи. В возрасте 20-24 года расширяется сфера мотивации, идет успешное освоение социальных ролей. 25-29 лет - возраст карьеры и устройства личной жизни, стремление «быть впереди», но специалистов в своем деле среди них только до 25 %. Молодежь лучше усваивает правила игры, но для нее меньшее значение имеет уровень образования. В настоящее время только 7,7 % молодежи верит, что можно разбогатеть благодаря интеллекту. А в Санкт-Петербурге таких около 4 %. В то же время необходимо отметить, что у россиян начинает преобладать активная позиция, т.к. 2/3 молодежи считает, что лучше держаться своего ума, чем рассчитывать на власть, при этом более активны образованные мужчины, а пассивны - необразованные женщины. В целом к инновациям сохраняется противоречивое отношение: стереотип рыночного мышления не состоялся, люди ищут более «удобные» установки для самореализации, при этом наблюдается бум получения высшего образования.
Итак, для реализации инновационных подходов в вузах силовых ведомств важное значение имеют личностные и групповые особенности участников образовательного процесса в вузе, их отношение к изменениям. Данное обстоятельство в свою очередь обусловливает необходимость выявления и учета указанных особенностей.
Выводы. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств осуществляются в русле единой образовательной политики государства, реализации положений Болонского процесса, реформирования системы отечественного образования. Их преимущества перед традиционным образованием значительны и в то же время трудно соизмеримы по своим целям и прогнозируемым результатам. При этом есть ряд трудностей, которые встанут на этом пути. Гуманистическая направленность образования на всесторонне развитие личности при современном методическом и техническом обеспечении и реализации современных подходов и инновационных педагогических технологий позволят обеспечить инновационное развитие вузов силовых ведомств, профессиональной подготовки кадров.
Список литературы
1. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Ляудис. - М., 1994.
2. Инновации в подготовке учителя. - М.; СПб., 2002.
3. Карпова, Ю. А. Инновации, интеллект, образование. - М.: МГУЛ, 1998.
4. Кларин, М. В. Инновации в обучении. - М.: Наука, 1997.
5. Тряпицына, А. П. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997.
6. Холодкова, Л. А. Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования: теория и практика : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2005.
7. Чернолес, В. П. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2002.
УДК 378.14
Ю.А. Куис*, В.Я. Слепов**
Понятийно-категориальный аппарат процесса профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России
Статья посвящена проблемам понятийно-категориального аппарата в педагогическом процессе профессиональной подготовки курсантов.
Ключевые слова: подготовка, деятельность, подготовка к профессиональной деятельности, профессиональная подготовка.
Y.A. Kuis*, V.Y. Slepov**. The system of scientific concepts identifying the process of the cadets’ professional training. The article is deals with the problems connecting with system of scientific concepts identifying the process of the cadets’ professional training.
Keywords: training, activity, training for professional activity, professional training.
Известно, что профессионализм будущих силовых специалистов в значительной степени зависит от реформирования их профессиональной подготовки в вузах. Сложные и ответственные задачи стоят перед высшей школой Министерства внутренних дел России на современном этапе реформирования системы высшего профессионального образования.
Определяющей категорией исследуемого явления служит понятие «профессиональная подготовка» курсантов в ведомственных вузах. Опираясь на общепризнанный факт, что в каждой области знаний есть ограниченное число исходных понятий - категорий - слов, которые эти знания достаточно полно представляют, а также с целью обеспечения полноты анализа имеющихся подходов к определению понятия «профессиональная подготовка» остановимся на следующих категориях: «подготовка», «деятельность», «подготовка к профессиональной деятельности», «профессиональная подготовка». Основной сущностной характеристикой рассматриваемого процесса является категория «подготовка». Общеязыковое понятие «подготовка» в Словаре русского языка разъясняется как запас знаний, полученных кем-нибудь, «подготовить» - обучить, дать необходимые знания для чего-нибудь. Там же определяется: «обучить, учить» - передавать кому-нибудь какие-нибудь знания,
Куис, Юрий Александрович, заместитель начальника факультета Академии управления МВД. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-03-50.
** Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Тел. 8-911-748-55-33.
* Kuis, Yuri Alexandrovich, deputy chief of the faculty of the Management Academy of the Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1. Ph. 730-03-50.
** Slepov, Vladimir Yakovlevich, professor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops Doctor of the pedagogical sciences, the professor, the Honored figure of a science of the Russian Federation.
© Куис Ю.А., Слепов В.Я., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013