Научная статья на тему 'Физическая культура как условие становления профессиональной идентичности курсантов военных вузов'

Физическая культура как условие становления профессиональной идентичности курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ВУЗЫ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Лидия Константиновна, Михаил Иван Иванович, Худайназарова Динара Равшановна, Берлинде Александра Андреевна

Рассмотрена теоретическая концептуальная модель интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в вузах силовых ведомств РФ. Выявлены факторы внешней среды и внутренней микросреды вуза, определяющие эффективность функционирования подсистем физической культуры и процесса формирования позитивной профессиональной идентичности обучающихся. Показано, что достижение позитивного статуса профессиональной идентичности возможно путем реализации инновационных технологий физкультурной деятельности вуза совместно с инновационными образовательными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Лидия Константиновна, Михаил Иван Иванович, Худайназарова Динара Равшановна, Берлинде Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture as condition for development of professional identity of students studying at military higher schools

The article discusses the theoretical conceptual framework of the integration of physical education into the process of developing the professional identity of students studying at higher schools of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Key factors of the external environment and the internal microenvironment of the higher school were identified, which determine the efficiency of the physical education subsystem and the process of developing the positive professional identity of students. It is shown that the positive status of professional identity is achievable through the implementation of innovative technologies of physical education activities of the higher school in combination with innovative educational technologies.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как условие становления профессиональной идентичности курсантов военных вузов»

10. Serdyukov, A.V. (2011), Sports law as a complex branch of legislation: monograph, Yurlitin-form, Moscow.

11. The strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020: it is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://base.garant.ru/196059/.

12. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated December 4, 2007N 329-FZ, available at: http://base.garant.ru/12157560/.

Контактная информация: uvs08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2017

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Динара Равшановна Худайназарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Александра Андреевна Берлинде, преподаватель, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург

Аннотация

Рассмотрена теоретическая концептуальная модель интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в вузах силовых ведомств РФ. Выявлены факторы внешней среды и внутренней микросреды вуза, определяющие эффективность функционирования подсистем физической культуры и процесса формирования позитивной профессиональной идентичности обучающихся. Показано, что достижение позитивного статуса профессиональной идентичности возможно путем реализации инновационных технологий физкультурной деятельности вуза совместно с инновационными образовательными технологиями.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, физическая культура, интеграция физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности, вузы силовых ведомств, инновационные образовательные технологии.

PHYSICAL CULTURE AS CONDITION FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS STUDYING AT MILITARY HIGHER SCHOOLS

Lidiya Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ivan Iva-novich Mikhail, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Head of the department, Di-nara Ravshanovna Khudaynazarova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Aleksandra Andreevna Berlinde, the teacher, The Budyonny Military Academy of

Communication, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the theoretical conceptual framework of the integration of physical education into the process of developing the professional identity of students studying at higher schools of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Key factors of the external environment and the internal microenvironment of the higher school were identified, which determine the efficiency of the physical education subsystem and the process of developing the positive professional identity of students. It is shown that the positive status of professional identity is achievable through the implementation of innovative technologies of physical education activities of the higher school in combination with innovative educational technologies.

Keywords: professional identity, physical education, integration of physical education into the process of developing professional identity, schools of defense and law enforcement agencies, innovative

educational technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Генезис знаний о физической культуре указывает на все возрастающую значимость духовных начал в ее структуре, в жизни человека и общества в целом.

Характеризуя взаимоотношения между телесными и душевными проявлениями физической культуры П.Ф. Лесгафт писал: «Тесная связь, существующая между непосредственными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, - ясно показывает необходимость гармонического физического и умственного развития в школе» [2, с. 252]. Очевидно, что задача формирования у обучающихся военных вузов физической культуры может иметь успех только в единстве и взаимообусловленности категорий социального и биологического. Такое понимание физической культуры определяет ее цель - воспитание обучающихся для обеспечения их дальнейшей жизнедеятельности и профессиональной практики в армейской среде.

С уровнем физической культуры обучающегося связаны его психическое и интеллектуальное развитие, успешность формирования профессиональной идентичности. В этих условиях большое значение в образовательной деятельности военного вуза играет задача интеграции физической культуры в процесс формирования позитивного статуса профессиональной идентичности обучающихся.

Военному специалисту в современных условиях необходимо обладать способностью к определению, анализу и оценке нестандартных ситуаций, компетентностью и гибкостью мышления, инновационной активностью и восприимчивостью к новому, умению легко адаптироваться в воинском коллективе, быть готовым к непрерывному обучению и обновлению профессиональных знаний.

Профессиональное становление обучающихся с одной стороны является результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов, с другой - определяется уровнем сформированности физической культуры. Их дальнейшая профессиональная деятельность будет оказывать существенное влияние на индикационные роли и соответственно на социальные модели поведения военнослужащих в армейской среде. Совокупность факторов, в наибольшей мере определяющих возможности достижения требуемого уровня профессиональной идентичности обучающегося, требует осмысления и обоснования концептуальной модели интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОДЕЛИ

Физическая культура является важнейшей предпосылкой реализации задачи становления профессиональной идентичности военнослужащих в период их обучения в военном вузе. В связи с этим проблемы физического образования и воспитания физической культуры у обучающихся в настоящее время приобретает особую актуальность.

Синтезируя и выделяя ключевые признаки понятия «физическая культура», содержащиеся в многочисленных работах исследователей [3, 6] можно это понятие определить следующим образом:

«Физическая культура - особый постоянно развивающийся подвид общей культуры, отражающий исторически закономерный процесс физического совершенствования индивида и общества в целом под влиянием природной, социальной и культурной сред окружающего пространства». В свою очередь окружающее пространство (среда) определяется факторами внешней среды и внутренней микросредой военного вуза (рисунок 1).

Определяющими факторами, зависящими от внешней среды, являются: принятая военная доктрина; действующая нормативно-правовая база; стратегия развития военного образования; национальная инновационная система. Внутренняя микросреда военного вуза определяется: сложившейся мотивационной системой вуза; сформированной в вузе

инновационной структурой; имеющимися в вузе интеллектуальными ресурсами и научными школами.

Рисунок 1 - Концептуальная модель интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в военных вузах

Перечисленные факторы определяют деятельность вуза в сфере физической культуры, а степень их влияния будет зависеть от уровня сформированности подсистем материальных и духовных ценностей в вузе.

Выше было отмечено, что в числе других функций деятельность в сфере физической культуры решает задачи интеллектуального развития индивида, его социальной и профессиональной идентификации. Среди множества подвидов социальной идентичности профессиональная идентичность является наиболее востребованной в современных условиях. Профессиональная идентичность - психологическая категория, которая относится к осознанию человеком своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу, в рассматриваемом случае к армейской среде [1].

Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе. В этом смысле профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, ориентирующих в мире

профессий, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал, как в контексте физического воспитания, так и готовности к реализации своей профессиональной роли. Последняя обеспечивается наличием в концептуальной модели (рисунок 1) сформированных в военном вузе:

- подсистемой содержания, морфологии, диапазона профессии военного специалиста;

- подсистемой, обеспечивающей формирование профессиональной идентичности через созданные и реализованные в вузе образовательные технологии;

- подсистемой прецедентности, интердиктивности, юстинальности.

В значительной мере перечисленные задачи могут быть решены внедрением в образовательный процесс авторских инновационных технологий [5]:

- способ формирования коллектива для решения творческих задач;

- способ ролевого структурирования творческого коллектива;

- способ формирования психологического портрета личности;

- способ формирования гетерогенного коллектива для решения творческих задач

и др.

Здесь педагогическая технология рассматривается как совокупность методов и средств воплощения в образовательный процесс идеи или замысла, направленных на обеспечение управления и повышение результативности педагогической деятельности вуза. В педагогической литературе понятие «педагогическая технология» все чаще используется как синоним понятия «инновационная технология», однако инновационная технология указывает на привнесение в педагогическую практику новых, ранее неизвестных подходов, устраняющих возникшие противоречия, т.е. педагогических инноваций.

Педагогическая инновация - это комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства с целью формирования условий для саморазвития обучающегося, которое проявляется в повышении уровня его креативности, инновационной культуры и инновационного интеллекта.

Содержание последних двух понятий подробно исследовано в работе [7].

Аналогично инновационные технологии в сфере физической деятельности должны решать проблему обеспечения баланса физического и интеллектуального развития обучающегося, формирования его ценностных установок норм и профессиональных знаний, необходимых для использования в армейской среде.

В качестве инновационных технологий в сфере физкультурной деятельности могут рассматриваться методы, используемые в системе профессионально-прикладной подготовки, адаптированные к конкретной воинской специальности. Другими словами, в рамках таких методов должны присутствовать специально направленные и избирательно использованные средства физической культуры для подготовки обучающегося к определенной воинской профессии.

В рамках такого подхода разработана инновационная технология «Командное многоборье военных связистов», целью которой является интеграция возможностей физкультурных и профессиональных знаний для формирования компетенций военных связистов в практике развертывания и применения элементов систем и средств связи в соревновательном режиме и в условиях, приближенных к боевым [4].

Реализация в образовательном процессе такой технологии преследовала следующие цели:

- отработку командных действий военных связистов в процессе развертывания элементов средств связи;

- интеграцию физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в ходе подготовки и участия в многоборье;

- преодоление гендерных стереотипов обучающихся при работе в составе команд смешанного типа, включающих лиц женского и мужского пола;

- тренировку физической выносливости и специальных навыков, необходимых военным связистам в профессиональной деятельности;

- закрепление теоретических знаний обучающихся, предусмотренными учебными программами ряда специальных дисциплин.

Практика использования указанных выше инновационных образовательных технологий с целью интегрирования физической культуры в процессе формирования профессиональной идентичности обучающихся позволила выявить траекторию изменения статуса профессиональной идентичности (преждевременный, диффузный, мораторий, достигнутый позитивный или псевдопозитивный) от уровня физической подготовки обучающихся (рисунок 2). Выявленная закономерность указывает, что даже высокий уровень физической подготовки (телесной составляющей физической подготовки) не обеспечивает у обучающегося оптимального соотношения (баланса) специального и духовного в структуре физической культуре.

Псевдо-поэигивная

12 3 4

уровень физической подготовки

Рисунок 2 - Траектория формирования достигнутой позитивной профессиональной идентичности в зависимости от уровня физической подготовки обучающего

ВЫВОДЫ

Физическая культура представляет собой сложный феномен, полное понимание которого не должно быть ограничено рамками одной науки. Раскрытие потенциальных возможностей физической культуры возможно в виде синтеза различных представлений

0 ней в рамках единой системной модели, отражающей различные грани данного феномена. В частности, в рамках формирования профессиональной идентичности обучающихся без учета возможностей физической культуры задача обучения и воспитания гармонично развитой личности затруднена, а во многих случаях недостижима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громова, А.А. Профессиональная идентичность женщин-военнослужащих, обучающихся в военных вузах: проблемы становления : монография / А.А. Громова, Д.Р. Худайназарова. - СПб. : Изд-во Военной акад. связи, 2015. - 258 с.

2. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч.

1 / П.Ф. Лесгафт. - СПб. : Типография А. Бенке, 1912. - 384 с.

3. Маслова, О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью : учебное пособие / О.Ю. Маслова ; под ред. М.Я. Виленского. - М. : КНОРУС, 2016. -184 с.

4. Михаил, И.И. Командное многоборье военных связистов как фактор формирования профессиональной идентичности обучающихся в военных вузах / И.И. Михаил, Д.Р. Худайназарова, В.П. Чернолес // Труды Всеармейской научно-практической конференции «Инновационная деятельность в Вооруженных силах РФ». - СПб. : Изд-во Военной акад. связи, 2014. - С. 255-261.

5. Образовательные инновации Военной академии связи: научные открытия и изобретения. Методическое пособие и информационно - аналитический обзор / А.А. Берлинде, И.И. Михаил, Д.Р. Худайназарова [и др.] ; под ред. В.П. Чернолеса. - СПб. : Изд-во Военной акад. связи, 2017. - 465 с.

6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 4-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.

7. Чернолес, В.П. Образовательные инновации: цели и сущность / В.П. Чернолес // Научный альманах (Педагогические науки). - 2016. - № 1. - С. 133-140.

REFERENCES

1. Gromova, A.A. and Hudaynazarova, D.R. (2015), Professional identity of the female military personnel studying in military higher education institutions: formation problems: monograph, publishing house Military academician of communication, St. Petersburg.

2. Lesgaft, P.F. (1912), Manual of physical education of school-age children, Typography. A. Benke, St. Petersburg.

3. Maslova, O.Yu. (2016), Physical culture: pedagogical bases of the valuable attitude towards health: educational manual, KNORUS, Moscow.

4. Mikhail, I.I., Hudaynazarova, D.R. and Chernoles, V.P. (2014), "Team all-round of military communications operators as a factor of formation of professional identity studying in military higher education institutions", Works of the All-Army scientific and practical conference "Innovative Activities in the Armed Forces of the Russian Federation ", publishing house Military academician of communication, St. Petersburg, pp. 255-261.

5. Ed. Chernoles, V.P. Berlinde, A.A., Mikhail I.I., Hudaynazarova, D.R. and etc. (2017), Educational innovations of Military academy of communication: discoveries and inventions. The methodical manual is also information - the state-of-the-art review, publishing house Military academician of communication St. Petersburg.

6. Ed. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and technique of physical culture: textbook, Soviet Sport, Moscow.

7. Chernoles, V.P. (2016), "Educational innovations: purposes and entity", Scientific almanac (Pedagogical sciences), No. 1, pp. 133-140.

Контактная информация: lidia.serova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2017

УДК 316.422

ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель, Евгений Викторович Андриященко, старший преподаватель, Андрей Вячеславович Пахомов, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Известно, что педагогический мониторинг, как механизм сопровождения личностно-профессионального развития студента, немыслим без контроля его учебной деятельности и прогнозирования её результатов; более того, в ходе педагогического контроля и оценивают успеш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.