Научная статья на тему 'Реализация технологий педагогической диагностики как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров'

Реализация технологий педагогической диагностики как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / VOCATIONAL TRAINING OF THE OFFICER STAFF / TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Денис Леонидович

В статье реализация технологий педагогической диагностики рассматривается как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров. На основе анализа теории и практики современного образования выделены сущность и виды педагогической диагностики, недостатки, противоречия, цель, задачи, условия и закономерности проведения педагогической диагностики в ходе подготовки офицерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of technologies of pedagogical diagnostics as the factor of perfection of preparation of the officer staff

In article realization of technologies of pedagogical diagnostics are considered as the factor of perfection of preparation of the officer staff. On the basis of the analysis of the theory and practice of modern education the essence and kinds of pedagogical diagnostics, lacks, contradictions, the purpose, tasks, conditions and laws of carrying out of pedagogical diagnostics during preparation of the officer staff are allocated.

Текст научной работы на тему «Реализация технологий педагогической диагностики как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

УДК 371.26

Д.Л. Осипов*

Реализация технологий педагогической диагностики как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров

В статье реализация технологий педагогической диагностики рассматривается как фактор совершенствования подготовки офицерских кадров. На основе анализа теории и практики современного образования выделены сущность и виды педагогической диагностики, недостатки, противоречия, цель, задачи, условия и закономерности проведения педагогической диагностики в ходе подготовки офицерских кадров.

Ключевые слова, педагогическая диагностика, профессиональная подготовка офицерских кадров, технологии педагогической диагностики.

D.L. Osipov*. Realization of technologies of pedagogical diagnostics as the factor of perfection of preparation of the officer staff

In article realization of technologies of pedagogical diagnostics are considered as the factor of perfection of preparation of the officer staff. On the basis of the analysis of the theory and practice of modern education the essence and kinds of pedagogical diagnostics, lacks, contradictions, the purpose, tasks, conditions and laws of carrying out of pedagogical diagnostics during preparation of the officer staff are allocated.

Keywords: pedagogical diagnostics, vocational training of the officer staff, technologies of pedagogical diagnostics.

В современных условиях для российского государства и общества особое значение приобретают вопросы обеспечения национальной безопасности, совершенствование системы образования, подготовки профессиональных кадров, способных обеспечить безопасное социальноэкономическое развитие страны.

Подготовка офицерских кадров находится в ряду важнейших факторов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому государственное руководство особое внимание уделяет формированию нового, перспективного облика Вооруженных сил Российской Федерации, совершенствованию деятельности всех силовых ведомств страны. При этом отмечается, что система военного образования должна при сохранении лучших отечественных традиций подготовки высококвалифицированных офицерских кадров ориентироваться на приоритетные направления развития современного образования, техники и технологий.

Современные требования государства и общества, нормативные документы нацеливают командование, должностных лиц, профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации на обогащение процессов обучения и воспитания слушателей и курсантов новыми педагогическими идеями, передовыми подходами к формированию профессиональной компетентности офицерских кадров, их профессиональному и личностному развитию.

В обеспечении качества профессиональной подготовки значимую роль играют процедуры контроля, оценки, педагогической диагностики. Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом всего образовательного процесса, оказывает значительное влияние не только на качество, результат, но и на ход обучения и воспитания, поскольку обеспечивает распознавание индивидуальных и групповых особенностей образованности, обученности, воспитанности, развития обучающихся, на основе анализа которых вырабатываются пути совершенствования образовательного процесса. В связи с этим, диагностика знаний учащихся и в целом их обученности, образованности были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики [1].

Проблема диагностики и обеспечения успешности обучения в современном образовании становится особенно актуальной в связи с реализацией компетентностного подхода и личностно ориентированной парадигмы образования. При этом диагностика значима не просто сама по себе как оценивание достижений учащихся, а прежде всего как деятельность по распознаванию и развитию индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих успешному их обучению, профессиональному и личностному развитию [2].

* Осипов, Денис Леонидович, адъюнкт кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, майор. Военная академия связи им. С.М. Буденного (Санкт-Петербург). Адрес, 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. тел. 556-98-04, мб. 8-950-030-15-00. E-mail, oe64@rambler.ru.

* D.L. Osipov the post-graduate student of faculty of humanitarian and social and economic disciplines of Military academy of telecommunications, the major. Russia, St.-Petersburg, Tikhoretskiy prospect, 3.

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие направления изучения проблем контроля, оценки, педагогической диагностики: психологические особенности контроля и оценки знаний (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,

Н.Ф. Талызина) [3]; организация контроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (В.П. Беспалько, Е.П. Перовский, Г.И. Щукина); классификация видов, средств и форм контроля (В.Н. Ефимов, М.Р. Кудаев, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина); функции контроля в учебном процессе (Ж.А. Байрамова, Н.В. Кузьмина, А.С. Маслов, П.И. Пидкасистый); цели и задачи, реализуемые контролем в учебном процессе (О.И. Чередниченко, Г.В. Ярочкина); программированный и стандартизированный контроль знаний (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина); тестовый контроль (В.С. Аванесов, Д.С. Горбатов, М.Б. Челышкова); самоконтроль (В.Г. Кукла, А.С. Лында, И.В. Столярова); педагогическая диагностика обученности, воспитанности, образованности (Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, О.Ю. Ефремов, А.И. Кочетов, В.Г. Максимов, С.А. Русинова); создание новых, нетрадиционных методик и технологий контроля (М.А. Иошанов, В.А. Кальней, Ф.В. Костылев, И.М. Маркелова, А.С. Махмурян, М.Б. Челышкова, О.И. Чередниченко, С.Е. Шитов) [4].

В педагогической литературе можно выделить следующие основные подходы к пониманию сущности проблем педагогической диагностики и контроля: информационно-констатирующий подход (В.С. Аванесов, И.Е. Перовский) предполагает понимание диагностики и контроля как получение информации о результатах обучения, проверки знаний учащихся; диагностико-обучающий подход (С.И. Архангельский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин) - диагностика и контроль трактуются не только как получение информации, но и как анализ учебного процесса и оказание помощи учащимся; рефлексивный (И.О. Елеференко, П.И. Третьяков, С.В. Фролова) и познавательно-преобразующий (О.Ю. Ефремов) подходы - основой педагогической диагностики рассматривается выявление и учет особенностей (педагогических, психологических, социальных) обучающихся в интересах повышения их обученности, воспитанности, образованности [5].

В военной педагогике педагогическая диагностика рассматривается как познавательно-преобразующая деятельность по распознаванию и учету индивидуальных и групповых особенностей обучающихся, их обученности, воспитанности, развития, образованности, направленная на достижение уровня образованности, соответствующего современным требованиям, потребностям личности, общества, государства [2]. В целом в современных исследованиях отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А.В. Барабанщиков, Н.В. Бордовская, Б.П. Битинас, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, В.П. Давыдов, П.П. Дерюгин, О.Ю. Ефремов, И.А. Зимняя, А.А. Реан, А.П. Тряпицына). Вместе с тем, как показывает анализ, не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации современных, инновационных приемов педагогической диагностики в подготовке офицерских кадров, учета при этом требований компетентностного и субъект-субъектного подходов.

В процессе подготовки офицерских кадров следует учитывать, что с позиций компетентностного подхода (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) целью профессиональной подготовки и интегральным показателем ее качества рассматривается компетентность выпускника вуза, которая определяется не только через определенную сумму знаний, навыков и умений, но и характеризует способность и готовность к полноценной профессиональной деятельности, умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт [7]. Развитие и формирование военно-профессиональной компетентности офицерских кадров осуществляется в процессе обучения, где должны быть созданы все необходимые для этого организационно-педагогические условия, включая проведение педагогической диагностики.

Изучение практики подготовки офицерских кадров позволяет выявить ряд недостатков в осуществлении диагностической деятельности в высшей военной школе: осуществление диагностики представляет собой в основном процесс субьект-объектного воздействия преподавателя на обучающихся. Результатом диагностики является, как правило, количественная оценка, которая, характеризуя степень усвоения содержания учебных дисциплин, не всегда учитывает качественно-количественную характеристику уровня подготовленности офицера (курсанта). Процедуры диагностики знаний и умений обучающихся в большей степени носят констатирующий характер, не в полной мере используется обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал диагностики; реализуемые на практике приемы диагностики не формируют у обучающихся в достаточной степени устойчивой военно-профессиональной направленности личности. В связи с этим в теории и практике подготовки офицерских кадров можно отметить наличие противоречий:

- между необходимостью достижения уровня подготовленности, профессиональной компетентности офицерских кадров, соответствующего современным требованиям к новому облику Вооруженных сил РФ, силовых ведомств и недостаточной изученностью факторов его достижения применительно к отдельным компонентам образовательного процесса в высшей военной школе и непосредственно к осуществлению педагогической диагностики в процессе подготовки офицерских кадров;

- между потребностью в современных, инновационных технологиях педагогической диагностики, способствующих повышению уровню образованности, подготовленности, компетентности офицерских кадров, и состоянием разработанности и реализации таких приемов в теории и методике профессионального образования, военной педагогике.

Таким образом, традиционные технологии подготовки офицерских кадров, ставившие во главу угла процесса обучения военно-профессиональные знания, уже не справляются с насущной задачей формирования офицера нового облика - развитие компетентной, самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной и готовой к принятию и реализации самостоятельных военнопрофессиональных решений в любых условиях.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Реальным выходом в данной ситуации является активное внедрение в процесс подготовки офицерских кадров инновационных педагогических технологий, включая и технологии педагогической диагностики.

Соответственно, несмотря на то, что проблема педагогической диагностики чрезвычайно значима и исследовалась в работах целого ряда ученых (В.С. Аванесов, Н.П. Архангельский, Ж.А. Байрамова, А.Е. Бахмутский, Б.П. Битинас, Е.Д. Божович, Н.М. Борытко, Л.С. Выготский, Н.К. Голубев, И.Ю. Гутник, К. Ингенкамп, А.И. Кочетов, В.Г. Максимов, Е.А. Михайлычев, С.А. Русинова), в т.ч. и применительно к высшей военной школе (О.Ю. Ефремов, Н.Б. Саханский), требуется дальнейшее развитие педагогической теории и практики с учетом реализации целей и основных положений реформы военного образования, придания его развитию инновационного характера; компетентностного подхода; необходимости обеспечения уровня подготовленности офицерских кадров, отвечающего потребностям национальной безопасности.

В качестве цели педагогической диагностики в высшей военной школе следует определить достижения требуемого уровня обученности, образованности, подготовленности офицерских кадров на основе выявления и учета в образовательном процессе их особенностей. Для достижения данной цели необходимо решить задачи педагогической диагностики: актуализация усвоенных знаний; выявление результатов образовательной деятельности; мотивация образовательной деятельности учащихся; установление причин успеха или неуспеха учебной деятельности, коррекция процесса обучения, воспитания, образования; развитие навыков само- и взаимоконтроля; развитие личностных качеств; оценка и повышение уровня подготовки офицерских кадров.

В ходе педагогической диагностики в современных условиях более активно должны реализовываться обучающая, воспитывающая и развивающая функции, при осуществлении взаимодействия педагогов и обучающихся на основе рефлексивного и познавательно-преобразующего подходов, характеризующихся усилением субъектной позиции обучающихся. При этом в процессе диагностики осуществляется не только непосредственно контроль, но и, прежде всего, организация учебно-познавательной деятельности и формирование способности и готовности к самостоятельной деятельности слушателей и курсантов.

Педагогические технологии позволяют в достаточно короткие сроки подготовить современного специалиста-профессионала, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. Технология образования понимается как рациональная комбинация и последовательность использования различных средств, методов, приемов формирования профессионального сознания и системы компетенций в процессе образования. Технология является важнейшим фактором качества образования. Она отражает существенные характеристики формирования комплекса знаний, личности профессионала, культуры, практического опыта работы.

Современные тенденции развития образования требуют принципиально новых подходов к технологии и на этой основе организации и методическому обеспечению образования. Эти подходы предполагают множество принципов и методов. Но главным из них является переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию опережающему и перспективному, от образования репродуктивного к образованию креативному, созидающему.

В выборе соответствующих педагогических технологий главное значение имеет понимание того, что центральной фигурой образовательного процесса должен быть обучающийся - его мотивы, устремления, познавательные потребности и цели, его способности, его мироощущение, его возможности с помощью преподавателя выбирать и содержание образования, и технологии образования, и формы, и сроки и пр.

Прогресс постоянно вносит свои коррективы, в т.ч. и в образовательную деятельность. Вновь создаваемые формы, методы, средства обучения, элементы учебно-материальной базы потенциально обладают существенными возможностями повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Подобные новации обусловливают появление новых видов педагогических технологий

- инновационных. Инновацией в педагогике считается разработка, создание и внедрение различного вида новшеств и нововведений, порождающих существенные или значительные изменения качественных параметров образовательного процесса. Качественные параметры при этом могут отличаться в зависимости от типов педагогической инновации, которые бывают модернизирующими и реформирующими. В первом случае это совершенствование образовательного процесса благодаря улучшению качественных параметров существующих элементов, а во втором - при помощи нововведений, коренным образом меняющих систему проведения учебного занятия [6].

Инновационные педагогические технологии в сравнении с традиционными позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса в соответствии с параметрами, характеризующимися структурными элементами системы управления, целями обучения, ролевыми позициями и функциями педагога и обучающегося, спецификой организации учебно-познавательной деятельности, формами учебных взаимодействий. Проведенный анализ позволяет рассматривать инновационную технологию педагогической диагностики как целенаправленно разработанную на основе субъект-субъектного, компетентностного и познавательно-преобразующего подходов совокупность способов диагностических действий педагогов, вносящих в образовательный процесс новшества, обеспечивающих распознавание и учет знаний, навыков и умений обучающихся на продуктивном уровне, ориентированных не просто на оценку успешности освоения учебного материала, а преимущественно на распознавание уровня компетентности, образованности, подготовленности, способности и готовности к решению нетиповых задач, использованию освоенного содержания образования для решения практических, познавательных, профессиональных задач.

При этом под реализацией инновационных технологий педагогической диагностики в процессе подготовки офицерских кадров понимается как обоснование, построение и применение различных технологий диагностики, так и подготовка педагога к их применению.

В структуру технологии педагогической диагностики входят предмет диагностики (диагностируемый феномен), ее продукт (диагноз), средства и методы диагностики, а также процесс диагностики, включающий два основных этапа - сбор и обработку информации. Основным диагностическим феноменом в высшей военной школе является подготовленность офицерских кадров.

Условием эффективности подготовки офицерских кадров является реализация педагогической диагностики в контексте информатизации образования. Средства, методы сбора и обработки информации должны отвечать структуре диагностируемого феномена. В качестве основного метода сбора диагностической информации следует выделить педагогическое тестирование как наиболее адекватно и эффективно реализуемое в информационных технологиях. Компьютерное тестирование как инновационная технология диагностики обладает такими свойствами, как оперативность предъявления заданий и обработки результатов, точность их фиксирования. К числу необходимых этапов разработки теста относится диагностичная постановка целей обучения и структурирование его содержания, конструирование показателей, измеряемых тестом, создание спецификации и составление в соответствии с нею тестовых заданий. Далее после составления первоначального варианта теста идут такие обязательные этапы, как предварительная апробация теста на репрезентативной выборке учащихся, эмпирический анализ результатов и корректировка первоначального варианта теста. В структуре подготовки тестов инвариантные операции относятся к подготовке целей и содержания обучения, а вариативные - к выбору показателей, которые будут фиксироваться при выполнении теста обучающимися. Такое фиксирование, а затем обработка и хранение полученной информации входят в задачи образовательного мониторинга, который мы также отнесли к числу инновационных технологий педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика на основе информационных технологий включена в естественный педагогический процесс, следовательно, средства информационных технологий должны реализовывать педагогическую диагностику в составе программных средств учебного назначения. Одним из таких средств служат электронные учебники, которые, являясь ядром информационных технологий обучения, представляют содержание образования на уровне учебного материала и способны реализовать диагностический компонент непосредственно в процессе обучения. Отличительной особенностью электронных учебников, определяющих их значение для педагогической диагностики, должно стать структурированное представление информации в них в виде учебного тезауруса, воплощающего в себе конкретные цели обучения, а также комплексное использование мультимедийных возможностей компьютера. Применение электронного учебника, как средства педагогической диагностики на основе инновационных технологий, является вариативным условием ее реализации: возможно эффективное использование в процессе обучения программных средств учебного назначения, реализующих диагностические функции [8]. Вариативность инновационных технологий педагогической диагностики достигается за счет различным образом поставленных целей и подбора соответствующих им средств и методов. Наряду с вариативными условиями реализации педагогической диагностики, обеспечивающими проявление сущностных свойств вариативности и усиления преобразующего характера, существуют инвариантные условия построения технологий педагогической диагностики. Роль внешней нормы (социального заказа) в подготовке офицерских кадров выполняют государственный образовательный стандарт, в котором описаны цели и содержание образования, а также квалификационные требования к подготовке военных специалистов.

На основе систематизации подходов выделены технологии педагогической диагностики:

- традиционные, на основе субъект-объектного, знаниевого подходов, ориентированные на выявление уровня знаний, навыков и умений решений типовых задач;

- инновационные, на основе субъект-субъектного, компетентностного подходов, ориентированные на выявление и оценку уровня компетентности, образованности, готовности офицерских кадров к решению как типовых, так и нетиповых, слабоструктурированных задач.

Проведенный анализ позволил выделить ряд технологий педагогической диагностики (которые можно отнести к инновационным), в наибольшей степени способствующих реализации современных требований в подготовке офицерских кадров: проекты, ролевая игра, командно-штабная игра, тестирование, моделирование, тренинг, эссе, мастерская, «погружение» в предмет, динамические пары, групповое обучение, интеграция знаний и учебных дисциплин, соревнование (конкурс), диспут.

В целом на основе изучения теории и практики подготовки офицерских кадров можно выделить следующие педагогические условия и закономерности реализации технологий педагогической диагностики как фактора совершенствования подготовки офицерских кадров:

1) выполнение курсантами (слушателями) инновационных, нестандартных, творческих диагностических заданий влечет за собой интенсификацию мышления, обеспечивает высокую активность учебно-познавательной (коммуникативной, творческой) деятельности, позитивное отношение учащихся к предмету усвоения, формирует готовность офицерских кадров к самостоятельным действиям в условиях новизны, помогают развитию послепроизвольного внимания и способности его переключения на другие явления по мере необходимости;

2) использование различных технологий диагностики увеличивает разнообразие форм повторений учебного материала, формируемых действий, что необходимо как для отработки навыков,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

так и перехода к сложным умениям; при этом разнообразие форм способствует поддержанию интереса, а сам объект диагностики (диагностируемый учебный материал) служит подкреплением;

3) при реализации технологий диагностики обучающиеся мобилизуют усилия интеллектуального, волевого, практического плана, побуждаются к нестандартному, творческому выполнению заданий, что обеспечивает не только усвоение содержания военно-профессионального образования, но и приобретение опыта его переноса, формирование способности и готовности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, профессиональных задач.

Список литературы

1. Аетдинова, Р Р Педагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001.

2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008.

3. Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.

4. Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1987.

5. Ефремов, О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. - СПб., 2001.

6. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Пед. об-во России, 2000.

7. Куликовский, А. В. Влияние оценочной деятельности учителя на успешное обучения учащихся : дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2002.

8. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М., 1999.

Literature

1. Aetdinova, R. R. Pedagogical diagnostics of levels обученности as a condition of a choice of technologies of training. - Kazan, 2001.

2. Military pedagogic. - St-Petersburg, 2008.

3. Gutnik, I. Y. Pedagogical diagnostics of erudition of schoolboys. - St-Petersburg, 1996.

4. Golubev, N. K. Introduction in diagnostics of education. - Moscow, 1987.

5. Efremov, O. Y. Theory and practice of pedagogical diagnostics at the supreme military school of Russia. - St-Petersburg, 2001.

6. Ksenzova, G. Y. Perspective school technologies. - Moscow, 2000.

7. Kulikovski, A. V. Influence of estimated activity of the teacher on successful training of pupils. -Petrozavodsk, 2002.

8. Matros, D. S. Quality management of education on the basis of new information technologies and educational monitoring. - Moscow, 1999.

УДК 37.032 П.Ю. Ровчак*

Формирование межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров

В статье обосновано значение и представлены пути формирования межкультурной компетенции в подготовке офицерских кадров в контексте реализации в высшей военной школе современных тенденций развития образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, межкультурная компетенция, офицерские кадры, межкультурная коммуникация.

P.Y. Rovchak*. Formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff

In article value is proved and ways of formation of the intercultural competence of preparation of the officer staff to a context of realization at the military school of modern lines of development of education are presented.

Keywords: vocational training, intercultural competence, officer staff, intercultural communications.

* Ровчак, Павел Юрьевич, соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С.М. Буденного, старший лейтенант. Россия, 194G64, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. З. Тел. 8 951 б72 44 1З. E-mail: schneider.jsc@gmail.com.

* Rovchak, Pavel Yurievich. The competitor of a scientific degree of faculty of Humanitarian and social and economic disciplines of Military academy of communication, the senior lieutenant. Russia, St.-Petersburg, the Tihorecki prospect, З. Tel. 8 951 б72 44 1З. E-mail: schneider.jsc@gmail.com.

1G8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.