Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе. '

Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1868
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / INTERPERSONAL RELATIONS / TRAINING GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова В. В.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical diagnostics of interpersonal relations' formation in a train ing group

В начале XXI в. в России усилилось внимание к проблеме воспитания человека как патриота, гражданина, активного участника развития всех сторон жизни общества. Важным аспектом решения данной проблемы является совершенствование образования, обучения, воспитания в учебных заведениях, формирования в учебных коллективах межличностных отношений как фактора успешности обучения, воспитания, образования. Формирование межличностных отношений непосредственно связано с процедурами выявления и оценки состояния этих отношений с диагностикой. Элементы педагогического диагностирования применялись во всех педагогических системах с древнейших времен в целях выявления и учета обученности, воспитанности, подготовленности, психологических особенностей обучающихся, оценки их деятельности, профессионального и личностного развития, контроля результатов обучения и воспитания. В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как самостоятельная диагностическая деятельность в ходе педагогического процесса в интересах совершенствования обучения, воспитания, личностного развития. В исследованиях последних лет отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А. В. Барабанщиков, Н. В. Бордовская, Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, И. Ю. Гутник, В. П. Давыдов, П. П. Дерюгин, О. Ю. Ефремов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, А. П. Тряпицына). Вместе с тем не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации методов и приемов педагогической диагностики во взаимосвязи с формированием межличностных отношений в учебных группах в процессе обучения в образовательных учреждениях как факторов, способствующих достижению уровня образованности, обученности и воспитанности выпускников, соответствующего современным потребностям Межличностные отношения возникают между людьми в процессе общения. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества приводит к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Потребность в общении у высших животных и у человека врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей, и прежде всего языком речевого общения как главного средства формирования сознания и личности. Включаясь во взаимодействие, индивиды ищут "точки" согласия. Причем на первых этапах контакта такими точками являются оценки и мнения о малозначимых для личности событиях, фактах. По мере углубления взаимодействий за счет увеличения длительности и значимости совместной деятельности и общения роль существенных интересов и ценностных ориентаций усиливается. В процессе общения на основе соответствующих контактов, взаимодействий возникают представления о членах коллектива, складываются определенные межличностные отношения. Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Психологическое единство в группе возникает на основе общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе. Эта согласованность касается не только взглядов, мнений людей, но и их отношения, эмоциональной реакции на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. Сплоченность как особенность группы характеризует психологическую близость членов коллектива, основанную на определенной согласованности, степени совпадения мнений, позиций, установок членов группы по отношению к значимым для ее жизнедеятельности вопросам. Сплоченная группа во многих случаях представляет ценность и для отдельных членов группы, так как приводит к росту удовлетворенности своей группой и участием в ней, снижению тревожности, стабилизации самооценки. Сплочению группы способствуют разные деятельностные факторы, среди которых следует отметить групповые формы принятия решений, коллективные переживания происходящих событий и успеха деятельности, равноправное участие членов, правильная организация совместной деятельности и др. Значимость сплоченности в учебной группе чрезвычайно велика для учебно-воспитательного процесса, так как способствует укреплению дисциплины, повышению уровня успеваемости и в дальнейшем положительно сказывается на выполнении профессиональной деятельности. Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (учеба, труд, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми вот это способствует укреплению и развитию коллектива. В процессе исследования была разработана программа педагогической диагностики, представляющая собой систему технологических процедур, включающих в себя проектирование и организацию процесса диагностики формирования межличностных отношений, обученности, воспитанности, развития, образованности учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данная программа реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции и нацелена на повышение качества обучения и образования в учебной группе и в учебном заведении в целом. Программа диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах включает компоненты: определение цели и задач диагностики; определение содержания (объектов) диагностики; выбор методов, приемов, средств диагностики; организация диагностических процедур (непосредственная реализация приемов диагностики); оценивание результатов диагностики и определение педагогических рекомендаций; анализ результатов диагностики. Как показали результаты исследования, разработка и реализация программы диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах обеспечивает не только констатацию уровня сформированности межличностных отношений, но и позволяет более точно и объективно отслеживать результаты и вносить коррективы в процесс формирования межличностных отношений в учебных группах. В ходе исследования были определены пути совершенствования диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах: педагогическое сопровождение процесса формирования и развития межличностных отношений в учебных группах; комплексное применение методов и приемов педагогической диагностики в интересах формирования и развития межличностных отношений в учебных группах. Таким образом, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в его направленности на совершенствование формирования межличностных отношений как фактора сплочения учебного коллектива, повышение качества обучения и воспитания в учебном заведении. Результаты и выводы могут быть использованы в научных, учебных и воспитательных целях и позволят более эффективно осуществлять педагогическую диагностику и формирование межличностных отношений в ходе образовательного процесса в учебных заведениях.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе. »

В. В. Беликова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ

Работа предоставлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации программы педагогической диагностики формирования межличностных отношений, направленной на повышение уровня сформированности межличностных отношений как фактора совершенствования образовательного процесса в учебном заведении.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, межличностные отношения, учебная группа.

The article touches upon theoretical and practical aspects of development and realisation of the programme of pedagogical diagnostics of interpersonal relations’ formation, directed at increase of the interpersonal relations level as a factor of perfection of the educational process in an educational institution.

Key words: pedagogical diagnostics, interpersonal relations, training group.

В начале XXI в. в России усилилось внимание к проблеме воспитания человека как патриота, гражданина, активного участника развития всех сторон жизни общества. Важным аспектом решения данной проблемы является совершенствование образования, обучения, воспитания в учебных заведениях, формирования в учебных коллективах межличностных отношений как фактора успешности обучения, воспитания, образования.

Формирование межличностных отношений непосредственно связано с процедурами выявления и оценки состояния этих отношений с диагностикой. Элементы педагогического диагностирования применялись во всех педагогических системах с древнейших времен в целях выявления и учета обученности, воспитанности, подготовленности, психологических особенностей обучающихся, оценки их деятельности, профессионального и личностного развития, контроля результатов обучения и воспитания1.

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как самостоятельная диагностическая деятельность в ходе педагогического процесса в интересах совершенствования обучения, воспитания, личностного развития.

В исследованиях последних лет отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А. В. Барабанщиков, Н. В. Бордов-ская, Б. П. Битинас, Н. К. Голубев, И. Ю. Гутник, В. П. Давыдов, П. П. Дерюгин, О. Ю. Ефремов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, А. П. Тря-пицына). Вместе с тем не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации методов и приемов педагогической диагностики во взаимосвязи с формированием межличностных отношений в учебных группах в процессе обучения в образовательных учреждениях как факторов, способствующих достижению уровня образованности, обученности и воспитанности выпускников, соответствующего современным потребностям2.

Межличностные отношения возникают между людьми в процессе общения. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества приводит к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Потребность в общении у высших животных и у человека - врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей, и прежде всего языком речевого общения как главного средства формирования сознания и личности.

Включаясь во взаимодействие, индивиды ищут «точки» согласия. Причем на первых этапах контакта такими точками являются оценки и мнения о малозначимых для личности событиях, фактах. По мере углубления взаимодействий за счет увеличения длительности и значимости совместной деятельности и общения роль существенных интересов и ценностных ориентаций усиливается.

В процессе общения на основе соответствующих контактов, взаимодействий возникают представления о членах коллектива, складываются определенные межличностные отношения.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Психологическое единство в группе возникает на основе общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе. Эта согласованность касается не только взглядов, мнений людей, но и их отношения, эмоциональной реакции на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера.

Сплоченность как особенность группы характеризует психологическую близость членов коллектива, основанную на определенной согласованности, степени совпадения мнений, позиций, установок членов группы по отношению к значимым для ее жизнедеятельности вопросам.

Сплоченная группа во многих случаях представляет ценность и для отдельных членов группы, так как приводит к росту удовлетворенности своей группой и участием в ней, снижению тревожности, стабилизации самооценки.

Сплочению группы способствуют разные деятельностные факторы, среди которых следует отметить групповые формы принятия решений, коллективные переживания происходящих событий и успеха деятельности, равноправное участие членов, правильная организация совместной деятельности и др.

Значимость сплоченности в учебной группе чрезвычайно велика для учебно-воспитательного процесса, так как способствует укреплению дисциплины, повышению уровня успеваемости и в дальнейшем положительно сказывается на выполнении профессиональной деятельности.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (учеба, труд, спорт, отдых,

путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми - вот это способствует укреплению и развитию коллектива.

В процессе исследования была разработана программа педагогической диагностики, представляющая собой систему технологических процедур, включающих в себя проектирование и организацию процесса диагностики формирования межличностных отношений, обученности, воспитанности, развития, образованности учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Данная программа реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции и нацелена на повышение качества обучения и образования в учебной группе и в учебном заведении в целом.

Программа диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах включает компоненты: определение цели и задач диагностики; определение содержания (объектов) диагностики; выбор методов, приемов, средств диагностики; организация диагностических процедур (непосредственная реализация приемов диагностики); оценивание результатов диагностики и определение педагогических рекомендаций; анализ результатов диагностики.

Как показали результаты исследования, разработка и реализация программы диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах обеспечивает не только констатацию уровня сформированности межличностных отношений, но и позволяет более точно и объективно отслеживать результаты и вносить коррективы в процесс формирования межличностных отношений в учебных группах.

В ходе исследования были определены пути совершенствования диагностики формирования межличностных отношений в учебных группах: педагогическое сопровождение процесса формирования и развития межличностных отношений в учебных группах; комплексное применение методов и приемов педагогической диагностики в интересах формирования и развития межличностных отношений в учебных группах.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в его направленности на совершенствование формирования межличностных отношений как фактора сплочения учебного коллектива, повышение качества обучения и воспитания в учебном заведении. Результаты и выводы могут быть использованы в научных, учебных и воспитательных целях и позволят более эффективно осуществлять педагогическую диагностику и формирование межличностных отношений в ходе образовательного процесса в учебных заведениях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ефремов О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: Дис. на соис. учен. степени докт. пед. наук. СПб., 2001.

2 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.