А.Ю. Кришко
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ А. ПОТЕБНЁЙ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ...
EXEGESIS BY A. POTEBNYA OF THE ISSUE OF NATIONAL SCHOOL AND DENATIONALIZATION IN THE ASPECT OF WILHELM VON HUMBOLDT'S LINGUISTIC AND PHILOSOPHICAL IDEAS
© 2012
A.Y. Krishko, post - graduate student
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: In the article significant for A. Potebnya issues within problems such as national school, native language, literary language, bilingualism, nationalism, and denationalization are examined. The factors influenced on the formation of the scientist and determined the range of his scientific interests due to Wilhelm von Humboldt's concepts of «national spirit» and the language as a body of thought are analysed.
Keywords: national school, native language, literary language, linguocide, bilingualism, nationalism, denationalization, the national spirit, lyricism, language policy.
УДК 378.124:371.8
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГСЧС УКРАИНЫ
© 2013
Л.И. Мохнар, старший преподаватель кафедры психологии деятельности в особых условиях и педагогики
Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье исследуется структура культуры межличностного взаимодействия курсантов, по-новому решается проблема ее развития. Определены основные критерии и показатели культуры межличностных отношений курсантов.
Ключевые слова: культура межличностных отношений, воспитание культуры, критерии, структура межличностных отношений курсантов, когнитивный критерий культуры, эмоционально-мотивационный критерий, деятель-ностно-практический критерий, регулятивный критерий.
В наши дни требования, предъявляемые к любой общественной деятельности, неизменно связываются с культурой. Высокая культура - необходимое условие эффективности любого труда и первостепенный фактор совершенствования личностных качеств человека. В современных условиях особенно возросла роль развития культуры межличностного взаимодействия будущего специалиста Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины (ГСЧС) Украины как важного показателя его профессиональной подготовленности.
Культуру межличностного взаимодействия курсантов мы рассматриваем как высокий уровень организации деятельности и взаимоотношений между субъектами курсантского коллектива через интеграцию морально-коммуникативных, социально-психологических и деятельностно-поведенческих функций, обеспечивающих оптимальное личностное развитие будущих офицеров как субъектов межличностного взаимодействия [14, с. 106].
Для объективной оценки эффективности воспитания культуры межличностных отношений курсантов считаем необходимым обосновать соответствующие критерии и показатели ее воспитанности у курсантов.
Выделение четких критериев является одним из требований методологии педагогических исследований. Знание же конкретных показателей, как отмечает Н. Монахов, «с одной стороны, обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания, с другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности» [9, с. 50].
На основе анализа литературных источников нами определена структура культуры межличностных отношений курсантов, включающая следующие критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятель-ностно-практический, регулятивный. Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев, особенности их проявления при межличностном взаимодействии курсантов в высших учебных заведениях ГСЧС Украины.
Когнитивный критерий культуры межличностных отношений курсантов выражается в определенном уровне этических знаний, являющихся основой для практического воплощения их в повседневных взаимоотношениях. Поэтому он включает знание норм морали, правил
межличностного общения, способов межличностного взаимодействия, способствующих установлению позитивных отношений и предотвращающих возникновение конфликтных ситуаций. Кроме того, когнитивный критерий культуры межличностных отношений предполагает знание ценностей, образцов поведения, ориентирующих курсантов в выборе этических действий. При этом мы исходили из понимания того, что знание личности о себе и окружающей действительности, о системе сложных социальных навыков межличностного взаимодействия, о способах поведения и определенных сценариев действий в системе взаимоотношений, умения и навыки нравственного взаимодействия, жизненный опыт, сфор-мированность определенных качеств характеризуют компетентность личности в сфере взаимоотношений и обеспечивают эффективность в общении с другими [7, с. 480].
Кроме того, воспитание культуры межличностных отношений требует перевода усвоенных знаний из плана внешнего в план внутренний, ибо, как отмечает И. Бех, именно тогда «нормы, идеалы, правила, образцы поведения приобретают роль воспитательного фактора, когда превращаются в личные принципы жизнедеятельности, т.е. становятся внутренними побуждениями (мотивами) поведения личности» [1, с. 8].
Учитывая это, когнитивный компонент приобретает нравственную ценность в структуре культуры межличностных отношений при условии его органического слияния с чувствами курсанта, то есть в случае, когда курсант чувствует внутреннюю потребность и готовность действовать согласно норм морали, а также противостоять тому, что им противоречит. Только в такой ситуации, как утверждает М. Вейт «проникнутые осознанными чувствами знания становятся системообразующим элементом опыта воспитанника в установлении гуманных взаимоотношений» [3, с. 35].
Такое видение позволяет нам выделить в структуре культуры межличностных отношений курсантов когнитивный критерий, создающих основу для реализации других структурных компонентов и включающих в себя знания о нормах, правилах, ценностях, принципах взаимоотношений, культуре общения, о признаках проявления культуры в межличностных взаимоотношениях, об оптимальных способах поведения в ситуациях межлич-
ностного взаимодеиствия и характеризует соотношение уровня развития знаний о культуре взаимоотношении, о нормах, правилах межличностного взаимодействия, о способах и средствах этического поведения в отношениях, отражает уровень знаний и их действенность в установлении и реализации взаимоотношений между курсантами.
Показателями когнитивного критерия культуры межличностных отношений курсантов мы считаем:
- знание о различных способах коммуникации;
- знания об оптимальных способах поведения в ситуациях взаимодействия;
- осознание ценностей взаимоотношений, оперирование нравственными понятиями.
Эмоционально-мотивационный критерий культуры межличностных отношений курсантов представляет наличие эмоций, чувств, потребностей, мотивов, соответствующих высшим потребностям личности и социума.
Общеизвестно, что в межличностных отношениях эмоции и чувства выступают сложной формой поведения, и реализуются в готовности человека действовать соответствующим образом в отношении другого. Так, поведение и манеры одного из субъектов отношений определяют характер действий другого субъекта, вызывая ответные реакции. Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, эмоции и чувства в отношениях приобретают характер знаковых ссылок, требующих правильной интерпретации. Заключение о внутренних переживаниях другого строится, преимущественно, путем приписывания мотивов, содержание которых зависит от мировоззрения субъекта. Именно поэтому, особое значение для сохранения позитивных межличностных взаимоотношений имеет способность субъектов отношений к преодолению багажа собственного опыта, ухода от своего «Я» и приближения к «Я» другого человека, способность посмотреть на ситуацию глазами другого и оценить ее именно с его позиции [7, с. 218-219].
Эффективность межличностных отношений зависит и от эмпатических навыков личности. Интенсивность развития эмпатических качеств человека, по мнению Е. Мелибруды, зависит от глубины знаний и представлений о других людях, от способности к гибкому и изобретательному использованию в отношениях. Понимание другого, как указывает ученый, связано с пониманием себя, своих потребностей, мотивов поведения [8, с. 198]. Стремясь познать себя, человек прибегает к аналогиям, и поэтому полнота, точность восприятия и понимания другого человека предопределяют успех во взаимодействии с ним. Представление о себе, основанное на представлении о другом, эффективно формируется в процессе взаимодействия людей, когда они совместно принимают решения, планируют совместные действия. В такой ситуации появляются возможности для оценки субъектами взаимоотношений друг друга, изменения своих действий и поведения партнера, организации и корректировки стратегии собственного поведения и поступков.
Эмоции тесно связаны с мотивами поведения. В мотивах поведения личности объективно воплощаются моральные нормы, правила, принципы взаимоотношений. Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей, являющихся источником активности человека. Они регулируют его поведение, определяют направленность мышления, чувств, воли. Эмоциональные процессы, отражаясь в субъективных переживаниях, оценивают потребности личности и те обстоятельства, которые способствуют или мешают их удовлетворению, тем самым побуждая индивида к соответствующим поведенческим актам [5, с. 20]. Следовательно, эмоционально-мотивационный компонент культуры межличностных отношений курсантов раскрывается в эмоционально-положительном отношении будущих специалистов службы гражданской
защиты к другим, в стремлении проявлять культуру в межличностных отношениях, в реализации действий, поступков, вызванных ценностным отношением к другому и раскрывает специфику внутренних побуждений курсантов (потребностей, мотивов, установок) по осуществлению тех или иных поступков, реализуемых в общении, в поведении, в деятельности.
Показателями эмоционально-мотивационного критерия культуры межличностного взаимодействия курсантов мы считаем:
- осознание необходимости соблюдения культуры взаимодействия и стремление к выявлению нравственных действий в ежедневных отношениях;
- характер эмоционального восприятия субъектов отношений;
- мотивацию действий в ситуациях взаимодействия.
Процесс осмысления сущности культуры межличностных отношений предполагает восприятие эмоционально-чувственной привлекательности культуры взаимоотношений, признание ценности каждой личности, желания и потребности собственного совершенствования. Поэтому развитие эмоционально-мотивационного компонента культуры взаимоотношений прежде требует осознания будущими специалистами службы гражданской защиты необходимости и стремления проявлять культуру в ежедневных отношениях, формирование потребности в совершенствовании своего поведения, в овладении механизмами культуры взаимоотношений.
Решению этой задачи способствуют следующие действия: анализ курсантами собственного поведения и особенностей своей личности, направляющие его действия во взаимоотношениях с другими, выявляющие недостатки своего поведения в межличностном взаимодействии, анализируя причины своей ролевой позиции в системе отношений во взводе, формируя потребности в усвоении этических знаний, в приобретении умений и навыков с целью применения их в повседневных взаимоотношениях.
Н. Ушакова подчеркивает, что «поступки человека, его дела - это плоды культуры личности» [11, с. 50]. Поэтому о культуре взаимоотношений будущих специалистов службы гражданской защиты объективно можно судить по их действиям, поступкам, речи и поведении в целом, являющимися составляющими деятельност-но-практического критерия культуры межличностного взаимодействия. Деятельностно-практический критерий культуры межличностного взаимодействия представлен поведением курсантов в межличностных отношениях, определяется их моральными убеждениями, жизненными ценностями, уровнем сформированности знаний о правилах и нормах взаимоотношений, свидетельствует о неразрывной связи названных компонентов структуры культуры межличностных отношений. Он отображает отношение к другому человеку, самоуважение, уровень сформированности личностных качеств.
Конкретным проявлением деятельностно-практиче-ского критерия культуры межличностных отношений курсантов является особая форма их социального поведения - поступок. Выбор поведенческих форм межличностного взаимодействия зависит от чувств, которые личность переживает относительно других. На основе этих чувств, как отмечает М. Ночевник, человек вырабатывает стратегию собственного поведения и взаимоотношений. Такие чувства основываются на взаимных ожиданиях, требованиях, складывающихся между индивидами. Они закрепляются в правилах, нормах, стандартах поведения [10, с. 40-41]. Особенно важным в этом аспекте, как отмечает Л. Сохань, есть выбор субъектом отношений адекватных форм поведения в случаях, когда человек испытывает антипатию по отношению к другому [6, с. 127].
Поведенческие качества человека, характеризующие культуру его отношения к другим, Н. Щуркова определяет следующим образом: личность учитывает присут-
ствие другого человека и выстраивает свои действия с учетом его интересов; не посягает на его место в пространстве, контролирует свое настроение, не переводит на себя внимание всех присутствующих, не подавляет инициативы другого, всегда готова выразить свое дружелюбное отношение и радушие; выстраивает свое поведение в соответствии с ситуацией, выражая свое согласие с тем, что происходит [12, с. 25-26].
При определении показателей деятельностно-прак-тического критерия культуры межличностных отношений мы считаем необходимым принять во внимание культуру общения человека, способность выбирать соответствующую тактику и стратегию этического поведения с учетом особенностей ситуации взаимоотношений, личную потребность и конкретную ситуацию, умение избегать и эффективно решать конфликтные ситуации; способность противостоять деструктивным формам поведения, способность осмысливать результаты своих поступков и умение вносить коррективы в свое поведение. Критерием оценки названного компонента является степень соблюдения норм и правил поведения, ее устойчивость, стабильность, независимость от эмоциональных состояний.
Таким образом, к показателям деятельностно-прак-тического компонента культуры критерия межличностных отношений курсантов отнесены:
- соблюдение общепринятых правил поведения в отношениях с другими;
- негативное отношение к проявлениям антикультуры во взаимоотношениях с другими;
- соблюдение этических аспектов поведения в конфликтных ситуациях взаимодействия.
Известно, что воспитанной является та личность, которая во взаимоотношениях с другими действует не по какому-то принуждению, а по собственной воле. Т. Грибоедова акцентирует внимание на том, что нравственность появляется там, где есть свободный осознанный выбор под собственную ответственность [4, с. 13]. Поэтому важным условием эффективного взаимодействия будущих специалистов службы гражданской защиты с другими является их способность к сознательной регуляции своего поведения. Курсант должен помнить, что его желания, потребности, интересы в любой момент могут пересечься с интересами, потребностями, желаниями других людей, поэтому, чтобы своими действиями и поступками не причинять неприятностей другим, он должен постоянно контролировать собственное поведение, сознательно выбирать нравственные действия с учетом конкретных обстоятельств ситуации взаимодействия. Развитие культуры общения личности, как утверждает И. Шиляева, - многоуровневый процесс. «Воспитание культуры общения личности должно быть нацелено на формирование субъекта культуры, способного критически оценивать все достоинства и недостатки современной социокультурной ситуации, умеющего безошибочно распознавать процессы, разрушающие основы культуры, и по мере сил противодействовать им» [13, с. 339].
Именно вследствие этого проблема культуры межличностных отношений предполагает воспитание у курсантов способности свободно управлять своим поведением и поступками, контролировать собственные эмоции, иначе говоря - связана с необходимостью формирования умений и навыков саморегуляции. Важным условием формирования способности к регуляции своего поведения является адекватное представление о себе, положительная оценка своей личности в целом, самоуважение, стремление развивать свои лучшие качества. Регуляция культуры взаимоотношений, по Г. Васяновичу, предполагает наличие идеала, содержащего портрет «лучшего Я», систему норм, выполнение которых является средством достижения моральной цели, идеала, оценку поведения; специфические формы социального контроля, обеспечивающие выполнение 56
норм. [2, с. 11-14]. Способность к построению взаимоотношений требует также умений саморефлексии, самоанализа. Следовательно, регулятивный компонент культуры межличностных отношений предполагает способность будущих специалистов службы гражданской защиты объективно оценивать себя, других, ситуацию взаимодействия и умение прогнозировать последствия взаимодействия; высокую степень самоконтроля собственных эмоциональных состояний, потребностей, интересов, желаний; способность действовать в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения; умение корректировать возможные нарушения во взаимоотношениях с другими.
Средствами развития саморегуляции поведения у курсантов являются: решение задач, связанных с организацией жизнедеятельности в учебном взводе; обсуждение и решение проблем, возникающих в отношениях между курсантом и командиром, создание ситуации нравственного выбора с целью выработки у курсантов навыков саморегуляции.
Таким образом, регулятивный критерий культуры межличностного взаимодействия отражает способность курсантов к саморегуляции собственного поведения, эмоциональных состояний. Уровень саморегуляции курсантами поведения во взаимоотношениях с другими определяется степенью развития их самопознания, самоанализа, самооценки, самоконтроля.
Показателями регулятивного критерия культуры межличностного взаимодействия являются:
- степень развития у курсантов саморегуляции и контроля своего поведения в отношениях с другими;
- способность делать сознательный нравственный выбор на основе сложившихся оценочных эталонов;
- саморегуляция эмоций, состояний, чувств, поведения.
Все вышеупомянутые критерии и показатели воспитанности культуры межличностного взаимодействия не только раскрывают и характеризуют сложный процесс воспитания молодежи в высших учебных заведениях, но и дают основания определять теоретические и практические основы, позволяющие обеспечить выполнение профессиональных функций и высокий уровень общей культуры будущих специалистов государственной службы чрезвычайных ситуаций.
Перспективы дальнейших исследований являются в определении педагогических условий формирования культуры межличностных взаимодействий будущих специалистов государственной службы чрезвычайных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бех I. Д. Виховання особистосп: У 2 кн. Навч.-метод. видання. - К.: Либвдь, 2003. - Кн. 1: Особиспсно орieнтований пвдхвд: науково-практичш засади. - 280 с.
2. Васянович Г. П. Педагопчна етика: Навч.-метод. поаб. - Львiв: «Норма», 2005. - 344 с.
3. Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы: Учеб. пособ. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 148 с.
4. Грибоедова Т. П. Нравственное развитие личности школьника: подходы к диагностике. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 64 с.
5. Додонов Б. И. В мире эмоций. - К.: Политиздат Украины, 1987. - 140 с.
6. Культура межличностного общения // Культура жизни личности (Проблемы теории и методологии со-циал.-психол. исслед.) / Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, Е. А. Донченко и др.; Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович; АН УССР. Ин-т философии. - К.: Наукова думка, 1988. - С. 122-130.
7. Куницына В. Н. Межличностное общение: Учеб. для вузов / Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с._
8. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польского / Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалева и А. Б. Добровича. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.
9. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). - М.: Педагогика, 1981. - 144 с.
10. Ночевник М. Н. Культура и этика общения. -Ташкент: Узбекистан, 1985. - 192 с. - Библиогр.: с. 185191.
11. Ушакова Н. Е. Добираясь до глубин (Этика в со-
циуме и соционике) // Психология и социология межличностных отношений. - 2004. - № 4. - С. 48-51.
12. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
13. Шиляева И. Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 337-340.
14. Шириев А. А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 105-108.
NATURE AND STRUCTURE OF CULTURE INTERPERSONAL INTERACTION STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS SSE OF UKRAINE
© 2012
L.I. Mohnar, the senior lecturer of the chair of psychology in special conditions of activity and pedagogics
Academy of Fire Safety named after Chernobyl Heroes, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: the article focuses on the structure of culture of interpersonal interaction of the cadets; the main criteria and indicators of cultural interpersonal relationships of cadets are identified.
Keywords: culture of interpersonal relationships, developing of a culture, the criteria, the structure of interpersonal relationships of cadets, cognitive criterion of culture, emotional and motivational criterion, activity-practical criterion, the regulatory criterion.
УДК 37.02 +378 +371.13
ОБЩАЯ СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© 2012
И.И. Осадченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных технологий
и педагогического творчества, докторант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье на основе анализа психолого-педагогических научных источников и эмпирического анализа составлено общую структурную характеристику технологии обучения в подготовке будущих учителей. Компонентный состав технологии обучения (цель, содержание обучения и дидактическая единица, методы, формы, принципы, средства обучения; субъекты обучения «студент» и «преподаватель», результат обучения) функционирует, подчиняясь алгоритмизированности обучения. На основе предложенной структурной характеристики можно наполнить дидактичным содержанием любую технологию обучения в подготовке будущих учителей.
Ключевые слова: технология обучения; структура технологии обучения; дидактическая единица; содержание обучения; принципы обучения; подготовка будущих учителей.
Инновационность современной образовательной парадигмы требует кардинальных изменений в области профессиональной подготовки, прежде всего педагогических работников. Указанное побуждает исследователей к активизации научных изысканий относительно путей усовершенствования учебного процесса в высшем учебном заведении. В первую очередь, это касается реализации технологического подхода к подготовке будущих учителей, в частности учителей.
Технологический подход в вузе требует четкого понимания сущности самого понятия «технология обучения», его отличий от методики обучения, выделения признаков технологичности обучения в высшей школе и т.д.
Современные исследователи (К. Баханов, А. Бистрюков, В. Головенкин, Б. Голуб, П. Гусак, И. Дичкивська, Е. Дубасенюк, Л. Коваль, О. Комар, Н. Лазарев, Л. Мильто, И. Никишина, Е. Пехота, И. Пидласый, Е. Пометун, В. Саблин, С. Скворцова, С. Слаква, С. Смирнов, М. Фицула, В. Чайка, В. Ягупов и др.) признакам технологичности обучения называют: высший, гарантированный уровень и устойчивость ожидаемого результата; четкость цели с возможностью смоделировать, спроектировать будущий процесс; тщательную детализацию содержания обучения; четкую ориентацию на дидактические принципы; личностный характер исполнителя (преподавателя) и стиль его взаимодействия со студентами как субъектами обучения; детальную разработку и функционирования таких составляющих учебного процесса, как формы и методы; привлечение рефлексивных процессов на каждом шаге обучения; значимую роль средств обучения; воспроизводимость благодаря алгоритмизированости учебных
действий и т.п.
Однако, в научных работах до сих пор нет четкой разницы между понятиями «технология обучения» и «методика обучения»; ответа на вопрос: почему сейчас в подготовке будущих учителей отдается предпочтение применению технологического подхода, т.е. акценты переводят из методики на технологию обучения; основательного выделения структуры технологии обучения в подготовке будущих учителей, в частности учителей.
Цель статьи - на основе анализа научно-педагогических источников и эмпирического анализа осуществить общую структурную характеристику технологии обучения в подготовке будущих учителей. Заметим, что термин «общая» употребляем в этом контексте, предвидя составление компонентной характеристики технологии обучения как педагогической категории, обобщенно для любого ее вида (интерактивного, проблемного, ситуационного и т. п. обучения).
Анализ научно-педагогических источников вышеперечисленных исследователей позволил нам сделать вывод, что взаимозависимость методики и технологии обучения в подготовке будущих учителей оказывается в их иерархичности (методика ^ технология) и взаи-мокомпонентности (методика - в составе технологии) в качестве примера движения от описания действий (методики обучения) до процедуры качественного выполнения описанных действий - эффективного обучения с гарантированным качественным результатом (технологии обучения). Учитывая отмеченное, традиционную, представленную рекомендациями ЮНЕСКО [18, с. 20] схему реализации технологии обучения, дополняем компонентами, конкретно указывающими на разницу между технологией и методикой обучения в подготовке