Научная статья на тему 'Коммуникативная культура как фактор предотвращения межличностных конфликтов в коллективе'

Коммуникативная культура как фактор предотвращения межличностных конфликтов в коллективе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
916
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / КОНФЛИКТ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / CULTURE RELATIONSHIPS / CONFLICT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Акинтьева Виктория Евгеньевна

В статье рассматривается роль и место коммуникативной культуры в повышении культуры межличностных отношений, а также в предотвращении межличностных конфликтов в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative culture as a factor in the prevention of interpersonal conflicts in the team

The article discusses the role and place of the communicative culture in enhancing the culture of interpersonal relationships, as well as in the prevention of interpersonal conflicts in a team.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура как фактор предотвращения межличностных конфликтов в коллективе»

COMMUNICATIVE CULTURE AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE TEAM Akintjeva Victoria Evgenevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Humanitarian and Social-Economic Subjects, Stavropol Institute of Cooperative, Stavropol E-mail: [email protected]

The article discusses the role and place of the communicative culture in enhancing the culture of interpersonal relationships, as well asin the prevention of interpersonal conflicts in a team.

Keywords: communication; communicative culture; interpersonal relationships; culture relationships; conflict.

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ

В статье рассматривается роль и место коммуникативной культуры в повышении культуры межличностныхотношений, а также в предотвращении межличностных конфликтов в коллективе.

Ключевые слова: общение;коммуникативная культура; межличностные отношения; культура взаимоотношений; конфликт.

Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Именно общение выступает необходимым условием существования культуры в обществе и является важнейшим средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.

Люди, собравшись по каким-то причинам вместе, сосредоточившись пространственно, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом социальной ситуации. Собрание людей предполагает их взаимодействие, или общение. В коллективе вся внутренняя жизнь и совместная деятельность строится на основе развитого межличностного и общегруппового общения.

Конечно, искусство общения более ярко проявляется при разрешении конфликтов. Конфликт (от лат. сопА^ш - столкновение) -это атрибут взаимодействий, взаимоотношений. Феномен конфликта в том, что в его основе могут лежать два признака: психологический антагонизм и конфликтные действия [3]. К рассогласованию, расшатыванию взаимодействия ведут деструктивные конфликты. Для них характерно рассмотрение количества участников и их конфликтных действий, увеличение негативных установок и остроты высказываний, рост напряженности и предубежденности, увеличение числа ложных в восприятии черт и качеств личности [2].

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов в коллективе, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений в коллективе является насущной задачей в каждом вузе. Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого студента. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные личности, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Из каких же основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее ос-

УДК 37.032

© Акинтьева В.Е., 2014

Я

t £

АКИНТЬЕВА Виктория Евгеньевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский институт кооперации, Ставрополь [email protected]

нованием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими. Источниками знаний в данной области являются: художественная классическая и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи в культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) преподавателей и товарищей. Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей.

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими. К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонахличности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно "автоматизируются" во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.

Реализация условий в целях повышения коммуникативной культуры студентов предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотива-ционно-потребностной сферы личности. Только осознанная убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволит достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры студентов следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, ис-

кренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость.

Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости [1].

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях обучения в вузе могут быть признаны:

- публичные выступления на собраниях и других мероприятиях воспитательной работы;

- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

- индивидуальные беседы с преподавателями, товарищами;

- критический анализ (разбор, оценка);

- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;

- групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством психологов и др.

В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается ряд условий. Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

- формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

- целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к коллегам в сложных ситуациях взаимодействия;

- уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

- стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

- компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

- критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях в коллективе, можно организовать управление этим сложным процессом. Грамотное разрешение конфликтов -одно из условий создания нормальной психологической атмосферы в коллективе.

Примечания:

1. Акинтьева В.Е. Создание детальной модели формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста в образовательном пространстве военного вуза / В.Е. Акинтьева // Вестник академии военных наук. - М., 2008. - №2. (23) -С.90-95.

2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Ка-ряк. - Новосибирск: Наука, 1983. - 140 с.

3. Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.- 2005. - № 1. - С. 27-39.

SOVIETDAILY OCCURRENCE OFTHE1920TH

Belozyorova Alexandra Andreevna, Post-graduate Student, Humanitarian Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol

In article features of the Soviet daily occurrence in the 20th the XX on the example of life of the intellectuals, workers and the peasantryareconsideredcentury.

Keywords: daily occurrence; intellectuals; life; new economic policy (NEP); new bourgeoisie; working class; peasantry; city culture.

IN

4L

! st

pf

■ ON

Ï

СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920-Х ГГ.

В статье рассмотрены особенности советской повседневности в 20-е XX в. на примере жизни интеллигенции, рабочих и крестьянства.

Ключевые слова: повседневность; интеллигенция; быт; новая экономическая политика (НЭП); новая буржуазия;рабочий класс;крестьянство; городская культура.

УДК 93/94

© БелозероваА.А.,2014

Экономические реалии НЭПа внесли ряд кардинальных изменений в атмосферу повседневной, общественной, духовной жизни в стране. Прежде всего, резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творческой интеллигенции приняла значительные масштабы.Ужесточился контроль властей за общественными организациями интеллигенции [3, С. 67]. Для них устанавливался не разрешительный, а регистрационный порядок создания. Ни одно общественное объединение, кроме профсоюзов, не могло начинать своей деятельности без регистрации в Наркомате внутренних дел РСФСР или его местных органах.

Советские нормы многочисленны, но в данном случае имеет смысл обратиться всего лишь к двум из них, охватывавшим идеологический и бытовой контексты повседневной жизни [2, С. 175]. Последняя имела четко выраженную вербальную форму - это понятие "коммуна". Появление, развитие и финал этой формы коллективизированного быта, как представляется, позволит проиллюстрировать закономерный крах попытки превратить патологию в норму повседневной жизни. В области же идеологии ситуация была не столь словесно однозначной, но не менее выразительной и связанной с господством коммунистической системы миропонимания, заменившей большинству населения религию. Этот феномен советской действительности можно было бы назвать "новой религией". И "коммуна", и "коммунистическая вера" представляют собой ментальные нормы-аномалии, появившиеся в 20-30-х гг.

В конце 20-х гг. началась крупная борьба с так называемыми песнями улицы ("городской романс"), с цыганским романсом. Поучительна судьба песни "Кирпичики" (музыка В. Кручина, слова Б. Гер-

БЕЛОЗЕРОВА Александра Андреевна, магистрант, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.