COMMUNICATIVE CULTURE AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE TEAM Akintjeva Victoria Evgenevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Humanitarian and Social-Economic Subjects, Stavropol Institute of Cooperative, Stavropol E-mail: [email protected]
The article discusses the role and place of the communicative culture in enhancing the culture of interpersonal relationships, as well asin the prevention of interpersonal conflicts in a team.
Keywords: communication; communicative culture; interpersonal relationships; culture relationships; conflict.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
В статье рассматривается роль и место коммуникативной культуры в повышении культуры межличностныхотношений, а также в предотвращении межличностных конфликтов в коллективе.
Ключевые слова: общение;коммуникативная культура; межличностные отношения; культура взаимоотношений; конфликт.
Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Именно общение выступает необходимым условием существования культуры в обществе и является важнейшим средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.
Люди, собравшись по каким-то причинам вместе, сосредоточившись пространственно, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом социальной ситуации. Собрание людей предполагает их взаимодействие, или общение. В коллективе вся внутренняя жизнь и совместная деятельность строится на основе развитого межличностного и общегруппового общения.
Конечно, искусство общения более ярко проявляется при разрешении конфликтов. Конфликт (от лат. сопА^ш - столкновение) -это атрибут взаимодействий, взаимоотношений. Феномен конфликта в том, что в его основе могут лежать два признака: психологический антагонизм и конфликтные действия [3]. К рассогласованию, расшатыванию взаимодействия ведут деструктивные конфликты. Для них характерно рассмотрение количества участников и их конфликтных действий, увеличение негативных установок и остроты высказываний, рост напряженности и предубежденности, увеличение числа ложных в восприятии черт и качеств личности [2].
Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов в коллективе, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждению и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.
Повышение культуры межличностных отношений в коллективе является насущной задачей в каждом вузе. Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого студента. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные личности, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Из каких же основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее ос-
УДК 37.032
© Акинтьева В.Е., 2014
Я
t £
АКИНТЬЕВА Виктория Евгеньевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский институт кооперации, Ставрополь [email protected]
нованием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими. Источниками знаний в данной области являются: художественная классическая и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи в культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) преподавателей и товарищей. Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей.
На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими. К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими: оказывать благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.
Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонахличности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности.
Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно "автоматизируются" во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. А привычка, как известно, вторая натура.
Реализация условий в целях повышения коммуникативной культуры студентов предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотива-ционно-потребностной сферы личности. Только осознанная убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволит достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры студентов следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, ис-
кренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость.
Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высокой коммуникативной культуры. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости [1].
Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях обучения в вузе могут быть признаны:
- публичные выступления на собраниях и других мероприятиях воспитательной работы;
- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;
- индивидуальные беседы с преподавателями, товарищами;
- критический анализ (разбор, оценка);
- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);
- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;
- групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством психологов и др.
В качестве же практических, ситуативных способов улучшения межличностных отношений на основе установления взаимопонимания с окружающими предлагается ряд условий. Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:
- формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;
- целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к коллегам в сложных ситуациях взаимодействия;
- уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;
- стремление и умение заметить и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;
- компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);
- критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.
Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях в коллективе, можно организовать управление этим сложным процессом. Грамотное разрешение конфликтов -одно из условий создания нормальной психологической атмосферы в коллективе.
Примечания:
1. Акинтьева В.Е. Создание детальной модели формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста в образовательном пространстве военного вуза / В.Е. Акинтьева // Вестник академии военных наук. - М., 2008. - №2. (23) -С.90-95.
2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Ка-ряк. - Новосибирск: Наука, 1983. - 140 с.
3. Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.- 2005. - № 1. - С. 27-39.
SOVIETDAILY OCCURRENCE OFTHE1920TH
Belozyorova Alexandra Andreevna, Post-graduate Student, Humanitarian Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article features of the Soviet daily occurrence in the 20th the XX on the example of life of the intellectuals, workers and the peasantryareconsideredcentury.
Keywords: daily occurrence; intellectuals; life; new economic policy (NEP); new bourgeoisie; working class; peasantry; city culture.
IN
4L
! st
pf
■ ON
Ï
СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 1920-Х ГГ.
В статье рассмотрены особенности советской повседневности в 20-е XX в. на примере жизни интеллигенции, рабочих и крестьянства.
Ключевые слова: повседневность; интеллигенция; быт; новая экономическая политика (НЭП); новая буржуазия;рабочий класс;крестьянство; городская культура.
УДК 93/94
© БелозероваА.А.,2014
Экономические реалии НЭПа внесли ряд кардинальных изменений в атмосферу повседневной, общественной, духовной жизни в стране. Прежде всего, резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творческой интеллигенции приняла значительные масштабы.Ужесточился контроль властей за общественными организациями интеллигенции [3, С. 67]. Для них устанавливался не разрешительный, а регистрационный порядок создания. Ни одно общественное объединение, кроме профсоюзов, не могло начинать своей деятельности без регистрации в Наркомате внутренних дел РСФСР или его местных органах.
Советские нормы многочисленны, но в данном случае имеет смысл обратиться всего лишь к двум из них, охватывавшим идеологический и бытовой контексты повседневной жизни [2, С. 175]. Последняя имела четко выраженную вербальную форму - это понятие "коммуна". Появление, развитие и финал этой формы коллективизированного быта, как представляется, позволит проиллюстрировать закономерный крах попытки превратить патологию в норму повседневной жизни. В области же идеологии ситуация была не столь словесно однозначной, но не менее выразительной и связанной с господством коммунистической системы миропонимания, заменившей большинству населения религию. Этот феномен советской действительности можно было бы назвать "новой религией". И "коммуна", и "коммунистическая вера" представляют собой ментальные нормы-аномалии, появившиеся в 20-30-х гг.
В конце 20-х гг. началась крупная борьба с так называемыми песнями улицы ("городской романс"), с цыганским романсом. Поучительна судьба песни "Кирпичики" (музыка В. Кручина, слова Б. Гер-
БЕЛОЗЕРОВА Александра Андреевна, магистрант, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]