ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК32
К.В. Некоз
Магистрант факультета Государственного и муниципального управления Волгоградского института управления - филиал «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Кафедра государственного управления и политологии
г. Волгоград, РФ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье анализируется понятие «коммуникативная культура», выявляются ее сущностные характеристики. Показываются условия коммуникационного взаимодействия в системе муниципальной службы, которые формируются в трех основных плоскостях: иерархия, координация, «связь с общественностью».
В статье приводятся данные по проблемам профессионального развития государственных и муниципальных служащих, наличие которых, обусловливает необходимость развития коммуникативной культуры как одного из условий по предупреждению конфликтов в органах местного самоуправления.
Обусловлено, что для развития коммуникативной культуры процесс повышения образовательного и нравственного уровня персонала организации должен умело сочетаться с продуманной кадровой политикой, а также с правильно функционирующей системой управления. Кроме того, актуальным является совершенствование практических коммуникативных навыков у муниципальных служащих, а также знание и соблюдение основных рекомендаций по недопущению конфликтных ситуаций в процессе общения служащих, как между собой, так и с населением муниципального образования.
Ключевые слова
конфликт, коммуникативная культура, профессиональная деятельность, компетенции,
местное самоуправление
Abstract
The article analyzes the concept of "communicative culture" and identifies its essential characteristics. Shows the conditions of communication in the system of municipal service that are formed in three main planes: hierarchy, co-ordination, "public relations".
The article presents data on the problems of professional development of state and municipal employees, which, necessitates the development of communicative culture as one of the conditions for conflict prevention in local government.
Due to that the development of communicative culture in the process of raising the educational and moral level of the personnel of the organization must skilfully combined with sound personnel policies, and properly functioning control system. In addition, it is important to improve practical communication skills of municipal employees, as well as knowledge of and compliance with key recommendations on prevention of conflict situations in the process of communication of employees, both among themselves and with the population of the municipality.
Key words
conflict, communicative culture, professional activity, competences, local self-government
В основе функционирования любой организации находятся определенные процессы коммуникационного взаимодействия, а именно, обмен необходимой информацией, координация осуществляемых трудовых функций и действий, участие в совместном принятии управленческих решений и т.д.
Коммуникационные взаимодействия в органах местного самоуправления имеют свою специфику, проявляющуюся в субординации, корпоративном духе муниципальных служащих как особой профессиональной группы, зависимость выполняемой работы от характера общественных отношений. Таким образом, коммуникации в системе муниципальной службы могут быть рассмотрены как социальные процессы, которые протекают в трех плоскостях (рис. 1).
Под иерархией следует понимать коммуникации между руководителем и подчиненными, координация, представляет собой плоскость коммуникаций между служащими; связь с общественностью -выстраивание коммуникаций между служащими и населением, или внешние коммуникации.
Одним из условий осуществления эффективной профессиональной деятельности в органах местного самоуправления является коммуникативная культура, представляющая собой систему ценностей и норм поведения муниципальных служащих, которые складываются под воздействием различных факторов.
Иерархия
"Связь с
общественно Координация
стью"
Рисунок 1 - Условия коммуникационного взаимодействия в системе муниципальной службы
Экспертный опрос, проведенный учеными среди государственных служащих выявил, что в государственных органах не хватает специалистов по различным сферам гуманитарных наук и особенно не хватает знаний в области конфликтологии, психологии, теории и практики делового общения [2]. Значительное количество опрошенных отметили существенные проблемы в построении согласительных коммуникативных связей и отношений.
Соответственно, важным является вопрос повышения уровня профессионализма и компетентности служащих с одновременным формированием всех необходимых условий для привлечения на работу специалистов, имеющих высокие нравственные качества.
Для развития коммуникативной культуры процесс повышения образовательного и нравственного уровня персонала организации должен умело сочетаться с продуманной кадровой политикой, а также с правильно функционирующей системой управления.
Формирование коммуникативной культуры в органах местного самоуправления важно рассматривать с точки зрения системного подхода, предполагающего обязательное наличие всех элементов системы управления: подбор и отбор на муниципальную службу; адаптация; мотивация, оценка, управление карьерой. Руководителю организации важно иметь определенный личностно-профессиональный потенциал, который позволил бы ему в процессе его реализации стать носителем высокого уровня коммуникативной культуры.
В свою очередь, личностно-профессиональный потенциал в основе своей имеет определенную совокупность навыков, необходимых для развития культуры взаимоотношений, к таковым следует отнести: навыки предотвращения конфликтных ситуаций при осуществлении совместной деятельности, и особенно в сложных ситуациях; навыки убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; способность концентрации на особо значимых ситуациях.
Как отмечают ученые [1], к основным способам, позволяющим совершенствовать практические коммуникативные навыки у муниципальных служащих, можно отнести следующие:
• участие в публичных выступлениях на собраниях и других мероприятиях;
• проведение самостоятельных тренировок (тренингов) по отработке аргументации доказательств в дискуссии;
• участие в критическом анализе (разборе, оценки) определенной ситуации;
• проведение самонаблюдений за своим поведением в различных ситуациях в межличностных отношениях;
• проведение аутогенных тренировок в целях повышения уровня доверия к себе и уверенности в своих силах;
• участие к социально-психологических тренингах на предмет коррекции затрудненного общения (взаимодействия) при выработке совместных управленческих решений.
Немаловажное значение в практике местного самоуправления имеет знание и соблюдение основных рекомендаций по недопущению конфликтных ситуаций в процессе общения служащих, как между собой, так и с населением муниципального образования. К таковым относятся:
• формирование у служащего привычки терпимого, и в некоторых случаях, заинтересованного отношения к несовпадающему с ним мнению по определенному вопросу;
• целенаправленное и осмысленное сдерживание негативных эмоций, которые могут возникнуть по отношению к коллегам (населению) в сложных ситуациях общения;
• отказ от привычки использовать жесткие и категоричные оценки при суждениях;
• умение выделить в собеседнике положительную сторону с той целью, чтобы затем через нее воздействовать на него.
Таким образом, эффективная коммуникативная культура в органах местного самоуправления может стать фактором, сдерживающим развитие конфликтных ситуаций. Ее формирование зависит от ряда фактов, среди которых, основными являются: профессионализм руководства и специалистов, уровень их коммуникативной компетентности, сформированная система управления персоналом, возможность привлечения на работу грамотных и высоко культурных, нравственных работников.
Список использованной литературы:
1. Акинтьева В.Е. Коммуникативная культура как фактор предотвращения межличностных конфликтов в коллективе / В.Е. Акинтьева // Кант. - 2014. - 34(13). - С. 67 - 69.
2. Коростылева Н.Н. Коммуникативная культура в организации: формирование и развитие / Коростылева / Электронный ресурс // www.profl.ranepa.ru
© Некоз К.В., 2018
УДК32
К.В. Некоз
Магистрант факультета Государственного и муниципального управления Волгоградского института управления - филиал «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Кафедра государственного управления и политологии
г. Волгоград, РФ
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что специфика конфликта муниципальной сферы определяет последствия его протекания, которые могут выражаться в нарушении прав граждан,