Научная статья на тему 'Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностных отношений'

Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / LIVING POSITION / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / STUDENT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кидинов Алексей Васильевич

Активная жизненная позиция личности студента оказывает существенное влияние на формирование межличностных отношений. Формированием межличностных отношений можно управлять при комплексном влиянии на все ее подструктуры. Одним из важнейших условий формирования межличностных отношений и жизненной позиции студентов выступает вооружение их знаниями, умениями и навыками общения и установления отношений, самовоспитания и самосозидания, развитие их активности в важнейших сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностных отношений»

УДК 316.6(075)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© А.В. Кидинов

Активная жизненная позиция личности студента оказывает существенное влияние на формирование межличностных отношений. Формированием межличностных отношений можно управлять при комплексном влиянии на все ее подструктуры. Одним из важнейших условий формирования межличностных отношений и жизненной позиции студентов выступает вооружение их знаниями, умениями и навыками общения и установления отношений, самовоспитания и самосозидания, развитие их активности в важнейших сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: жизненная позиция; межличностные отношения; студенческая среда.

Понятие «жизненная позиция» широко вошло в психолого-педагогическую литературу. Но из-за большой емкости вкладываемого в него содержания оно, как в психологической, так и педагогической литературе, все еще вызывает разные толкования. Это затрудняет разработку практических вопросов развития активной жизненной позиции личности студента и ее влияния на формирование межличностных отношений в студенческой среде, описание имеющегося опыта.

Разделяем мнение о том, что практическим работникам необходимо иметь ясное представление не только о содержании данного понятия, т. е. о сущности жизненной позиции, но и о ее психологических механизмах, без чего невозможно выявить конкретные пути и методы ее развития и ее влияние на процесс формирования межличностных отношений, складывающихся в студенческой среде.

В психологической литературе термины «жизненная позиция», «жизненная концепция», «внутренняя позиция», «диспозиция личности» стали встречаться еще в 1950-е гг. Но из них прочно вошли в обиход «жизненная позиция» (Б.Г. Ананьев) и «внутренняя позиция» (Л.И. Божович). Подробно остановился на них Б.Г. Ананьев, вслед за В.Н. Мясищевым [1], последний под позицией человека понимал, «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, к самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности» [2].

Л.И. Божович внутреннюю позицию личности понимает как направленность ее интересов и стремлений, связанных с по-

требностью в нахождении своего места в труде, в жизни [3]. Хотя в подходах этих двух авторов относительно позиции нет существенных различий, Л.И. Божович, в отличие от Б.Г. Ананьева, жизненную позицию считает условием и показателем самоопределения личности [3, с. 380]. Психологи правы в том, что считают жизненную позицию и условием, и показателем самоопределения личности при формировании в коллективе межличностных отношений.

Представляют большой интерес мысли С.Л. Рубинштейна о том, что человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимизм нейтральности, безразличия, равнодушия и максимизм «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Другими словами, уровень развития личности определяется уровнем развития ее сознания, функция сознания выступает не только как знание, но и как отношение. «Без сознания», без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности» [4].

При формировании в коллективе студентов межличностных отношений мы заметили, что они носят избирательный характер, а потому и их позиция, как отмечает С.Л. Рубинштейн, - избирательное отношение личности к стоящим перед ней целям и задачам. Она, по С. Л. Рубинштейну, выражается в избирательной мобилизованности, готовности к деятельности, направленной на их осуществление. «Позиция обусловливает определенную линию поведения и сама обусловливается ею» [5]. Как видим, С. Л. Рубинштейн употребляет «позицию личности» как синоним «социальной установки». У него наряду с позицией личности встречается «проект

личности». Проект личности имеет непосредственное отношение к ее позиции. Причем, его словами, проект потому, что человек сам из себя что-то делает [6]. Вот почему наличие устойчивых внутренних позиций - показатель самоопределившейся личности. Самоопределившейся личности легче, чем другим, в общении и межличностных отношениях. Не менее важно его положение о том, что внутренняя позиция личности определяется двояко: другими и самой личностью [7, с. 358], т. е. воспитанием и самовоспитанием (самосози-данием).

Таким образом, жизненная позиция -внутренний психологический аспект социально созревшей, самоопределившейся личности. Это дает нам возможность рассмотреть динамический аспект исследования структуры межличностных отношений. Так как в структурном отношении жизненная позиция определяет характер всей жизнедеятельности личности. Основу жизненной позиции составляет мировоззрение, которое определяет реализацию жизненной позиции, проявляется в деятельности, в поведении соответственно осознанным целям личности. Вот почему большинство авторов-психологов считает, что на формировании межличностных отношений сказывается жизненная позиция личности, которую следует исследовать в тесной связи с изучением различных аспектов деятельности и мировоззрения.

Раскрытие сущности позиции личности было бы неполным, если бы она не была поделена возможностью выбора целей и средств их достижения, т. к. в них наиболее полно проявляется активность, индивидуальность и самостоятельность [7]. Следовательно, к позиции личности имеют непосредственное отношение ее ценностные ориентации - отношения к реальным и духовным ценностям, накладывающие отпечаток на постановку целей, выбор путей и средств их реализации, выбор направленности деятельности [8]. Но, когда мы говорим о выборе, не стоит понимать так, что представления, понятия, идеи, возможные варианты поведения ждут выбора человека; словами А.Н. Леонтьева: «...они энергично врываются в его связи с людьми, образующие круг его реальных общений. это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными

позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются» [9].

Как видим, даже краткий анализ жизненной позиции и ее влияния на межличностные отношения дает возможность выделить ее структуру. Это: а) потребности, установки; б) знания; в) убеждения; г) готовность действовать; д) действия по достижению жизненной цели.

Такое структурирование жизненной позиции раскрывает социально-динамический механизм формирования межличностных отношений в студенческой среде. Следует заметить, что такое структурирование определяется тем, каким понятийным аппаратом пользуются оппоненты: одни отнесут приведенную структуру к диспозициям, другие к мировоззрению и т. д. Кроме того следует иметь ввиду, что каждая подструктура тесно связана с другими и обусловлена ими, порою они даже перекрывают друг друга.

В частности, В.В. Водзинская ставит в один ряд установку, ценностные ориентации и отношения [10]. Разумеется, можно утверждать близость и единство этих подструктур, но с трактовкой об их тождестве нельзя согласиться. Когда речь идет о выработке жизненных позиций в процессе формирования межличностных отношений и о воспитании и становлении личности, следует помнить, что выбор средств и действий может определяться не только целями, сколько обстоятельствами и условиями. Вот почему в формировании межличностных отношений и жизненных позиций руководство этим процессом со стороны преподавателей высшей школы прежде всего заключается в управлении обстоятельствами. Следующий важный, на наш взгляд, момент заключается в том, что в процессе определения целей очень часто наблюдается несоответствие их результатам поведения и действий. Это, с одной стороны, естественное явление. Но, с другой стороны, по мере выдвижения жизненных целей разрыв между ними сокращается.

Вот почему при исследовании выработки позиции этот разрыв следует использовать как один из критериев измерения результативности формирования межличностных отношений.

Изложенное нами понимание структуры позиции предполагает согласованность и, по-видимому, прежде всего будет характерно

для позиции самоопределившейся личности. В период развития и формирования личностных отношений в студенческой среде вполне допустимы определенная независимость, рассогласованность и опережающее формирование отдельных подструктур, по сравнению с другими. Кроме того, следует иметь в виду, что неустойчивая, несформировавшая-ся жизненная позиция характеризуется прежде всего рассогласованностью, противоречивостью мотивов в целом ряде поступков личности. При этом мотивы одинаковых поступков могут быть разными и даже противоречащими друг другу, и наоборот, противоположные по своему содержанию поступки могут иметь сходные мотивы, находятся в противоречии с жизненной позицией личности, а иногда отдельные поступки могут служить «прикрытием» асоциального поведения. Разумеется, целостность позиции, с другой стороны, дает возможность допустить, что сравнительно низкий уровень развития отдельной подструктуры может быть компенсирован другой, более развитой. Компенсация одной подструктуры другой может обусловливать неверные выводы относительно развития всех подструктур. Кроме того, если не выявляется ведущая подструктура, которая может компенсировать менее развитые, то преподаватель лишает себя целенаправленного воздействия не только на менее развитые подструктуры позиции, но и на позицию в целом [11]. Вот почему, на наш взгляд, существенными недостатками страдают рекомендации, которые посвящены формированию отдельных подструктур вне связи с другими.

Процесс формирования межличностных отношений при опоре на жизненную позицию студентов бывает затруднен еще тем, что она часто отождествляется с самоопределением личности, но Л.И. Божович и С. Л. Рубенштейн считают, жизненная позиция - условия и показатель самоопределения. Небезынтересен подход К.А. Абульхановой-Славской к соотношению позиции, сформированной внутри координат системы отношений [12]. Все это вызывает необходимость разграничений этих понятий. При этом мы исходим из мысли С. Л. Рубинштейна о том, что личность определяется двояко: другими и собой. Отсюда становится понятным, что у самоопределившейся личности ведущим

фактором выступают уже не «другие», а она сама. Когда говорим о жизненной позиции самоопределяющейся личности, речь больше идет о том, что она определяется «другими» (ситуация, коллектив, среда, преподаватель и др.), хотя не исключается и определение личностью самого себя, которое играет еще не первостепенную роль. Значит, определение «другими» - условие определения личностью «самой».

Позиция формируется в результате выработки взглядов, убеждений относительно важных социальных явлений (наука, политика, искусство, нравственность и т. д.) При этом, как было сказано выше, системообразующим понятием структуры жизненной позиции выступает мировоззрение. По этой причине исследование мировоззрения имеет непосредственное отношение к исследованию жизненной позиции, несмотря на то, упоминается или не упоминается последнее.

Процесс формирования межличностных отношений успешно протекает, если он опирается на психологический подход к проблеме развития мировоззрения, который обязывает к системному раскрытию взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов и свойств личности: эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т. д., и факт реального проявления мировоззрения в процессе общения и установления отношений в повседневной совместной деятельности и системе поступков. При этом следует помнить, что нравственные ценностно-ориентационные

аспекты личности также включены в мировоззрение. Вот почему, когда речь идет о формировании у личности мировоззрения, названные компоненты единой целостности не должны «проскользнуть» или «идти подстрочно» как сами собой разумеющиеся. Это положение всегда должно быть в центре внимания преподавателя независимо от того, через и посредством какого учебного предмета или общественно-политической деятельности изучается, формируется мировоззрение у студентов [13]. Примером такого исследования мировоззрения может служить комплекс общественных дисциплин, изучаемых в высшей школе. Это мы подчеркиваем специально потому, что иногда еще встречаются исследования, где отдельный аспект формирования мировоззрения рассматривается в отрыве от внутреннего мира личности

(имеется в виду потребностно-мотивационная сфера), через который преломляется внешнее. Так, например, в сборнике «Нравственное воспитание» проводиться мысль о том, что непосредственное участие студентов в общественно полезной деятельности формирует нужные для преподавателя качества. При этом никак не прослеживается формирование потребностно-мотивационной сферы, социальных установок, интересов, убеждений и т. д., без чего утверждение о формировании мировоззрения остается благим намерением [14].

После выделения и краткого рассмотрения системообразующего понятия структуры жизненной позиции можно перейти к рассмотрению соотношения жизненной позиции и самоопределения личности.

Когда речь идет о самоопределении, то прежде всего понимается способность индивида созидать свою личность. Человек сам может и должен определить свою жизненную позицию, сам может и должен определить свое место в жизни, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим.

Самоопределившаяся личность характеризуется тем, что она может самостоятельно осознать и соотнести цели вступления в межличностные отношения, в общение, выбрать средства установления отношений, создать ситуацию, свои возможности, ожидания окружающих, вытекающие из требований коллектива, общества, принимать решения и притворять их в реальность. В этом существенный признак самоопределившейся личности в коллективе, в межличностных отношениях, в этом проявляется целостность личности [15]. Такая личность несет ответственность за свои поступки, поведение жизнедеятельности.

Ответственность понимается нами как осознанная необходимость, детерминирующая поведение самоопределившейся личности. В данном случае необходимость выступает как осознанная цель, ставшая долгом, включающим в себя ко всему специально значимому процессу, формированию межличностных отношений невозможность остаться в стороне. Ответственность такой личности проявляется в свободе [6, с. 360] выбора целей и средств их достижения [16], в самоконтроле, саморегуляции, которые обосновываются самооценкой личности [17].

Именно по этой причине самооценка выступает как предпосылка и один их механизмов формирования позиции самоопределившейся личности, самоопределившаяся личность без колебаний вступает в межличностные отношения. Самосознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки отношений к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о формирующихся межличностных отношениях в коллективе, о жизни в нем. С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное [6, с. 325].

Функция ответственности - организации деятельности по формированию межличностных отношений в настоящем, прогнозирование будущего, контроль над поведением личности в коллективе. Мы не полностью раскрыли бы сущность ответственности как системообразующего понятия самоопределения личности, если бы не указали, что такая личность ответственна не только перед коллективом, группой, но и перед собой. При такой постановке вопроса мы убедились в том, что успешно протекает процесс формирования межличностных отношений.

Когда говорят об активной жизненной позиции, имеют в виду осознание инициативно-творческого отношения человека к миру и своему назначению в нем, которые проявляются в социально-динамическом процессе и одновременно личностно-значимой деятельности, направленной на укрепление межличностных отношений в студенческом коллективе. Значит, активная жизненная позиция -это позиция самоопределившейся личности в студенческом коллективе. Самоопределившаяся личность легко общается и устанавливает отношения не только в своем студенческом коллективе, но и с окружающей средой. Самоопределившаяся личность проникнута осознанием смысла жизни, представляет собой высокую нравственность и мировоззрение в действии при установлении межличностных отношений, одновременно она означает и ответственность за совершаемые действия. Социально-динамический процесс формирования межличностных отношений ус-

пешно протекает тогда, когда активность самоопределившейся личности направляется на усвоение интеллектуального и нравственного опыта, накопленного человечеством, на искоренение узости, косности, отсталости во всех сферах человеческих отношений, на созидание нового мира вещей и отношений, соответствующих идеалам реального гуманизма. Образно говоря, кредо самоопределившейся личности - знать, стремиться, хотеть, мочь, достичь во имя утверждения себя и других, во имя продолжения себя и других в рамках высоконаправленных межличностных отношений и индивидуальной жизнедеятельности в социально-динамической среде.

Позиция личности в процессе формирования межличностных отношений составляет внутренний аспект активности личности, по генезису и проявлению немыслима без практической деятельности в широком смысле этого слова. Практическая деятельность, поведение человека составляют ее внешнюю сторону, которая едина с внутренней. Причем одна и та же деятельность может обусловливать разные формы деятельности. Рассматривая позиции личности с ее деятельностью, нельзя спускать связи между позициями и ситуативными побуждениями. Потребности, мотивы, интересы, установки, какой бы интенсивностью не обладали, если они не определяются жизненной позицией личности, по своей природе являются ситуативными, они характеризуют действия и поступки, а не поведение и деятельность личности в целом.

Поэтому недостаточно использовать эти категории для описания такого интегрального понятия, как жизненная позиция, при вступлении в общение и межличностные отношения. Но данное обстоятельство не означает, что при формировании жизненной позиции личности следует игнорировать эти ситуативные побуждения, возникающие в процессе общения и в коллективе отношений. Задача заключается, с одной стороны, в формировании таких побуждений, которые исходят из жизненных целей личности, с другой - в приведении ситуативных побуждений в соответствие с жизненной позицией. Это положение имеет существенное значение в деле развития активной жизненной позиции и диагностики сформировавшихся межличностных отношений в студенческой группе. В учебно-воспитательный процесс

можно включить социально-динамический механизм формирования межличностных отношений в студенческой среде при воспитании активной жизненной позиции как через учебные предметы, так и общественно полезную деятельность самих воспитуемых, и наоборот, на основе выработанной позиции можно направить активность личности на установление межличностных отношений.

А.С. Макаренко подчеркивал необходимость совокупного воздействия на формирование межличностных отношений, на развитие личности, указывал, что труд сам по себе воспитательно-нейтрален, все дело в способе действия между собой участников по принципу: «Все для одного, один за всех». Причем не менее важным является то, что личность должна быть не только убеждена в том, что ее труд приносит пользу другим; по возможности, она должна видеть, испытывать, прочувствовать его благородное влияние на других и себя. Кроме того, существенным является и то, что личность должна испытывать на себе положительное моральное и материальное влияние результата труда других, особенно ее коллег. Поэтому следует считать во всех отношениях ценной работу Х.И. Лийметс [18], который показал продуктивность информации и взаимной ответственности и взаимопомощи в процессе коллективной учебной деятельности, которая способствует формированию межличностных отношений в студенческой среде. Такая деятельность не только вооружает студентов необходимыми знаниями, но и приучает чувствовать бытие другого человека и бытие собственное. В процессе такой учебной деятельности через общение личность выявляет индивидуальные особенности не только другого, но и свои; в ходе межличностных отношений, переступая через поведенческие шаблоны, личность формирует себя и другого. Словами А.В. Петровского: «Личностное выступает через групповое, групповое через личностное» [19], - это и есть один из аспектов реализации принципа единства обучения и воспитания. Не менее важной частью такого подхода к обучению является возможность управления становлением межличностных взаимоотношений, формирование у студентов положительного отношения к учению.

Следует особо остановиться на вопросе интеллектуального развития личности, на ее

знаниях, т. к. формирование жизненной позиции, а на ее основе межличностных отношений, немыслимо без научных, политических, профессиональных, правовых знаний и т. д. Но интеллектуальный уровень, фундаментальные знания непосредственно жизненную позицию не определяют, ибо без прогрессивных убеждений, ценностных ориентаций даже высокая одаренность может обусловливать асоциальное поведение.

Влияние взаимосвязи интеллекта, знаний с другими подструктурами жизненной позиции представляет определенную трудность. Эти трудности успешно определены в исследованиях мышления, проведенных под руководством С. Л. Рубинштейна [20]. В этих исследованиях удачно реализован целостный подход. Суть такого подхода заключается в том, что без выявления нескольких уровней мотивов испытуемых (мотив непосредственного решения задач, мотив учебной деятельности, мотив жизнедеятельности в целом), без выявления умений, навыков, приобретенных на предыдущем этапе развития личности, без выявления способности ученика, его памяти и т. д., и, главное, без комплексного влияния на эти подструктуры личности невозможно установить механизмы и закономерности мышления. Примером такого подхода к исследованию формирования убеждений является работа Н.А. Менчинской и Т.К. Мухиной [21], нравственного воспитания - работа Л.И. Рувинского [22] и т. д. В связи с этим невозможно не упомянуть исследование, проведенное под руководством

В. А. Ядова, которое отвечает всем требованиям системного всестороннего подхода к такой сложной проблеме, как диспозиция личности [23].

Соображения, изложенные относительно позиции личности и системообразующего понятия ее структуры, дают возможность, на наш взгляд, сделать следующие выводы.

1. Под жизненной позицией следует понимать изобразительную систему межличностных отношений, установок, мотивов личности к стоящим перед ней жизненным целям, сознательному труду, которые обусловливают самостоятельную, ответственную, целенаправленную жизнедеятельность в соответствии с мировоззрением субъекта.

2. Основным психологическим механизмом формирования межличностных от-

ношений является жизненная позиция личности, отражающая осознание и соотнесение личностью своих потребностей, возможностей, ситуаций, требований общества и принятия решений относительно своей жизненной цели. Показатели сформированности межличностных отношений в студенческой среде совпадают с показателями жизненной позиции, а именно: самостоятельность, ответственность и целенаправленность поведения личности во всех сферах жизнедеятельности.

3. Формированием межличностных отношений можно управлять при комплексном влиянии на все ее подструктуры, учитывая сложную связь и взаимные компенсации между ними, а также психологические механизмы жизненной позиции.

4. В формировании межличностных отношений и способствующих этому процессу жизненных позициях существенную роль играет включение студентов в такие виды деятельности, в которых они создают новые вещи, предметы, открывают новые способы познания отношений и формируют самих себя. Поэтому одним из важнейших условий формирования межличностных отношений и жизненной позиции студентов выступает вооружение их знаниями, умениями и навыками общения и установление отношений, самовоспитания и самосозидания, развитие их активности в важнейших сферах жизнедеятельности.

1. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1980.

2. Ананьев Б.Г. Человек предмет познания. Л., 1969. С. 228.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969. С. 336.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1959.

С. 312.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1946. С. 625.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 361.

7. Манько Ю.В. Активная жизненная позиция // НТР и социальная психология. М., 1981. С. 24.

8. Ефимов В.Т., Косолапов С.М. Формирование активной жизненной позиции - цель нравственного воспитания. М., 1977. С. 14.

9. Леоньтев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 155.

10. Водзинская В.В. Понятие установки отношения и ценностной ориентации в социологиче-

ском исследовании // Философские науки. 1968. № 2. С. 48-54.

11. Сафин В.Ф. О компенсаторных свойствах подструктур педагогических потребностей // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте М., 1980. С. 98-100.

12. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1981. С. 155.

13. Формирование коммунистического мировоззрения школьников / под ред. проф. Э.И. Мо-носзона. М., 1978.

14. Нравственное воспитание / под ред. А.К. Уле-дова. М., 1979.

15. Сафин В.Ф. Психологический климат и самоопределение личности // Социально-психологические элементы культуры производства. Уфа, 1981. С. 105-107.

16. Поршнев Б.Ф. Функции выбора основы личности // Проблема личности. М., 1969. С. 344349.

17. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопр. психологии. 1975. № 3. С. 62-72.

18. ЛиймитсХ.И. Групповая работа на уроке. М., 1975.

19. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. № 3. С. 44-53.

20. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

21. Менчинская Н.А., Мухина Т.К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований // Советская педагогика. 1976. № 4. С. 26-34.

22. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981.

23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

Поступила в редакцию 28.10.2009 г.

Kidinov A.V. Psychological aspects of influence of the active living position of students on forming of their interpersonal relationships. An active living position of student’s personality has a great impact on forming of the interpersonal relationships. This forming can be ruled by the complex influence on its substructures. The significant factors of the interpersonal relationships forming and the living position creating in student environment are knowledge, professional competence, communication skills, selfupbringing and self-actualization in the most important spheres of life.

Key words: living position; interpersonal relationships; student environment.

УДК З7

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРИОРИТЕТНЫМ ЦЕННОСТЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© В.В. Горшкова

В статье рассматриваются вопросы исследования ценностных ориентаций старшеклассников на интегративных основах человекознания, освоения ими жизненных смыслов приоритетных ценностей (Родины, семьи, духовности). В качестве технологии приобщения старших школьников к приоритетным ценностям избрана социально-проектная деятельность, способствующая рождению потребностей, ощущений и переживаний, осознания сопричастности в целях жизни, духовно-нравственных исканиях, деятельностной активности и сопряженности подрастающего поколения с прошлым, настоящим и будущим в устремленности к светлому и разумному.

Ключевые слова: аксиологическая сфера старшеклассников; ценности жизнедеятельности; исследование ценностных ориентаций старших школьников; жизненные смыслы приоритетных ценностей (Родины; семьи; духовности); технология социально-проектной деятельности.

В настоящее время в российском обществе активно идет выявление нового педагогического мышления, ориентированного на становление активной, интеллектуальной, нравственной личности, имеющей возможность самореализоваться в жизнедеятельности.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед общеобразовательной школой задачу подготовки выпускников, способных:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.