Научная статья на тему 'Лидерские качества, требуемые от офицера России для ведения общевойскового боя, - основы профессионального «я»'

Лидерские качества, требуемые от офицера России для ведения общевойскового боя, - основы профессионального «я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
600
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ ЧЕРТЫ (КАЧЕСТВА) ОФИЦЕРА ДЛЯ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОЕВАЯ ПРАКТИКА / LEADERSHIP / MILITARY OFFICER'S LEADERSHIP FEATURES (QUALITIES) REQUIRED FOR COMBAT ACTIVITIES / COMBAT ACTIVITY / COMBAT EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олесик Любовь Александровна

На основе боевой практики выявляются лидерские качества офицера в боевой деятельности; раскрываются причины отсутствия тщательных исследований боевых качеств офицера. Акцентируется внимание на продолжении исследования базовых качеств: патриотичности любви к своей «Земле», к народу своей страны; пренебрежения к смерти самоотверженности; неприхотливости к боевым условиям, т.е. к грязи, слякоти, негативным природным условиям морозу, снегу, метели, промозглому ветру, дождям, жаре, временному отсутствию воды и еды, боеприпасов, медикаментов; обладания высокой стрессоустойчивостью к негативным условия боя, т.е. наблюдаемой гибели живой силы противника горящих и разорванных тел и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества, требуемые от офицера России для ведения общевойскового боя, - основы профессионального «я»»

УДК: 159.9+356/359 ББК: 88.42

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ТРЕБУЕМЫЕ ОТ ОФИЦЕРА РОССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ, — ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «Я»

ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА ОЛЕСИ К,

аспирант Российского нового университета, Управление учета военнослужащих ГУК МО РФ Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор психологических наук В.С. Агапов Рецензент: кандидат психологических наук Е.Л. Буслаева

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе боевой практики выявляются лидерские качества офицера в боевой деятельности; раскрываются причины отсутствия тщательных исследований боевых качеств офицера. Акцентируется внимание на продолжении исследования базовых качеств: патриотичности — любви к своей «Земле», к народу своей страны; пренебрежения к смерти — самоотверженности; неприхотливости к боевым условиям, т.е. к грязи, слякоти, негативным природным условиям — морозу, снегу, метели, промозглому ветру, дождям, жаре, временному отсутствию воды и еды, боеприпасов, медикаментов; обладания высокой стрессоустойчивостью к негативным условия боя, т.е. наблюдаемой гибели живой силы противника — горящих и разорванных тел и т.п.

Ключевые слова: лидерство, лидерские черты (качества) офицера для боевой деятельности, боевая деятельность, боевая практика.

Annotation. The paper describes military officer's leadership features based on combat experience and considers the reasons for the lack of thorough studies on military officer's combat qualities. The author emphasizes the need for further studies of military officer's basic qualities, i.e. patriotism understood as love of the homeland, scorn of death, or self-sacrifice, low demands under combat conditions of mud, slush, bad weather conditions, such as frost, snow, blizzards, damp wind, rains, heat, or temporary lack of food and water, ammunition and medication, high stress resistance under negative combat conditions, i.e. observed destruction of the enemy's manpower including burning and torn up bodies, etc.

Keywords: leadership, military officer's leadership features (qualities) required for combat activities, combat activity, combat experience.

В данном направлении очень много работ как зарубежных, так отечественных специалистов, описывающих различные качества лидера. Анализ этих работ показывает, что найти в них лидерские качества офицера для боевой деятельности в общевойсковом бою оказалось весьма проблематично.

К примеру, С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко отвечают на вопрос «Почему человек становится лидером?», где, согласно показываемой ими концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он и выдвигается в лидеры.

Так, согласно их утверждениям, лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

К сожалению, в работах С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко, в имплицитной теории [2], а также в других работах по психологии лидерства [3, с. 92; 4; 5; 6; 7], в труде «Военное лидерство» [8] найти ответ на вопрос: «Какими же лидерскими качествами для боевой деятельности должен обладать общевойсковой офицер?», оказалось невозможно.

Ответ на этот вопрос могла дать только боевая практика различных войн: от локальных до глобальных.

Изучение проблемы лидерства в военной области показывает, что она является ключевой для боевой деятельности войск общевойскового характера.

Заметим, что данная проблема корнями уходит в историю вообще человеческих взаимоотношений. На протяжении всей истории человечества, включая доисторический период, имела место иерархия от-

ношений, особенно, когда это касалось вооруженной борьбы.

При этом следует подчеркнуть, что активное изучение феномена лидерства началось в начале двадцатого столетия. Связывалось это, прежде всего, с исследованиями в области управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30—50 гг. XX в. был предпринят ряд крупномасштабных исследований, посвященных изучению лидерства на системной основе.

Однако, изучение различных точек зрения ученых убеждает нас в том, что единого подхода к определению понятия «лидерство» в психологии нет и, особенно, когда это касается военного аспекта.

Анализ показывает, что по различным определениям лидерство — это способ влияния и управления. В психологии понятие лидерство рассматривается как процесс межличностного влияния, предполагающий доминирование и подчинение, влияние и следование в системе межличностного взаимодействия в группе, а не в различных воинских формированиях (имеется ввиду, в подразделениях).

И вот здесь следует уже констатировать, что этот феномен рассматривался в отрыве от боевой практики. Проводились эти так называемые исследования, как правило, на заведомо ложной базе. Почему ложная? Да потому что исследования проводились в отрыве от реальной действительности.

К тому же, объясняется здесь все просто. В исследуемый контингент входили люди, которые, как правило, являлись: либо курсантами военных училищ [9; 10]; либо людьми, которые были в районах боевых действий, но не воевали; либо люди воинских частей, не участвовавших в боях.

При этом следует подчеркнуть, что при проведении анкетирования побывавших в боях военнослужащих, ответы на задаваемые им откровенные вопросы: к примеру, по возникновению у них страха и приобретенной стрессоустойчивости к негативным условиям района боевой деятельности, являются не очень правдивыми, т.е. многие особенно негативные поступки и качества, как правило, замалчиваются, а лично неосуществленные положительные присваиваются; люди сами себя наделяют фантастическими качествами и вымышленными поступками. О таких проблемах не пишут, поскольку они являются поистине интимными. Люди не хотят показывать свои слабости, а всегда показывают

свои лучшие качества, а порой и приписывают себе не существующие качества.

Поэтому в различных исследованиях и выпадают такие качества боевого офицера как лидера — а это: патриотичность; пренебрежение к смерти; неприхотливость к боевым условиям; обладание высокой стрес-соустойчивостью к негативным условия боя; прозорливость; креативность и решительность при этом в применении различных средств вооружения и неожиданных для противника маневров, обеспечивающих достижение цели боя; способность к анализу боевой ситуации и способность к моментальному изменению и принятию решения в связи со сложившейся обстановкой на поле боя; обладание жесточайшей требовательностью к себе и к подчиненным на основе законности; обладание высочайшей ответственностью за жизнь каждого человека в своем подразделении; обладание психологическими приемами для моментальной мобилизации личного состава на достижение намеченной цели; обладание способностью и методами саморегуляции психоэмоциональных состояний способностью к обучению им своих подчиненных.

Если боевой офицер не обладает хотя бы первыми четырьмя качествами (скажем базовыми качествами: патриотичностью — любовью к своей «Земле» к народу своей страны; пренебрежением к смерти — самоотверженностью [11]; неприхотливостью к боевым условиям, т.е. к грязи, слякоти, негативным природным условиям — морозу, снегу, метели, промозглому ветру, дождям, жаре, временному отсутствию воды и еды, боеприпасов, медикаментов; высокой стрессо-устойчивостью к негативным условия боя, т.е. наблюдаемой гибели живой силы противника — горящих и разорванных тел и т.п.), то говорить о каком-то лидерстве просто не имеет смысла.

Без этой базы качеств, даже при наличии высоких профессиональных качеств, быть лидером офицеру, как показывает боевая практика, не приходится и в будущем не придется, и тем более в дальнейшем повести за собой уже побывавших в боях людей.

К тому же следует подчеркнуть, что, лидер не только должен быть самоотверженным, но и обязан помочь подчиненным упорядочить возникающие перед боем и в ходе его эмоции, структурировать их внутренний хаос, переживаний, оборванных, недодуманных мыслей, нечетких переживаний, смутных образов и многого другого, что, согласно учению Фрейда, составляет человеческое подсознание.

При этом вся историческая боевая практика офицеров России показывает, что это великое качество «Самопожертвование» всегда находится в тесной связке с огромнейшей Любовью к своей стране, к своей «Земле», к своему Народу, к своей Отчизне, одним словом высоким «Патриотизмом».

Так, одним из императивов генерал-адъютанта М.И. Драгомирова [11] подчеркивается, что в Российской армии офицер призван для службы государственной, он уже «присягает жертвовать собой за государственное дело». Офицер, в том числе и солдат, одинаково ответственны перед законом, одинаково соблюдают правила воинской дисциплины и чести, принадлежат к единому воинскому товариществу, «которое не исключает требовательности, но предполагает ее» («прочная дисциплина — дело взаимное и требуется как снизу вверх, так и сверху вниз»).

В продолжение этого Михаил Иванович Драго-миров говорит, что от офицера как воспитателя и учителя солдата требуется:

1) быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата;

2) обладать искренней преданностью и любовью к военному делу;

3) помнить, что люди, которые вверены его попечению, не в состоянии применяться к нему, а он к ним должен примениться;

4) быть внимательным к нуждам подчиненных;

5) выработать в себе правильное отношение к закону и приказанию;

6) обратить внимание на то, чтобы прежде и тверже всего внушить солдату обязанности и только после этого — обряды;

7) делить с солдатами тягости службы;

8) уметь держать (вести) себя с солдатами.

Офицер-начальник каждого ранга должен удовлетворять следующим качествам:

1) общее знание теории современного военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящихся к тому роду войск, в котором служит;

2) преданность Государю и Родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, готовность безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки;

3) способность ориентироваться в окружающей обстановке;

4) решимость принять на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях,

когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжений свыше;

5) частный почин;

6) привычка представлять себе цель каждого действия;

7) уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе;

8) к любому вопросу относиться прямо и искренно.

К тому же анализ боевой практики подтверждает,

что в бою без самоотвержения обойтись немыслимо.

Но это лишь базовые качества офицера, для того чтобы стать лидером. Надо не только отдать боевой приказ своим подчиненным и проявить высокую требовательность при этом от них по его выполнению, необходимо еще и настроить людей, мобилизовать их психику на выполнение предстоящей боевой задачи.

Но именно эти качества и позволяют офицеру приобрести еще очень важное, особенно для боевой деятельности, психологическое качество, очень необходимое лидеру, но уже при наличии конечно высокой профессиональной компетентности знаний своей деятельности — это уверенность в себе.

Заметим, что в этом случае появляется у офицера (командира) очень важное качество — умение разъяснять и доводить до сознания каждого подчиненного необходимость выполнения боевой задачи так, чтобы каждым из них чувствовалась высочайшая ответственность за свои действия ради достижения общей цели, мобилизовав при этом всю силу эмоций на ближайшее и дальнейшее выполнение боевой задачи.

Как раз именно это качество «умение говорить и убеждать» — показывает и утверждает боевая практика. Такое качество относится только к лидерским качествам офицера.

Но чтобы убеждать своих подчиненных необходимо обладать еще и психологическими приемами для моментальной мобилизации личного состава на достижение намеченной цели. Кроме этого, обладать способностью к управлению психоэмоциональными состояниями своих подчиненных, методами саморегуляции и иметь способность к обучению им своих воинов; т.е., самому быть обученным не на уровне общих психологических формулировок, а иметь практические навыки и умения в этом аспекте.

В связи с этим следует заметить, что офицер-лидер должен обладать теми приемами, которые по-

могают военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а также созданные на ее основе ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, индивидуальный психофизический тренинг, гетеротре-нинг, а также аутогенная тренировка, настрои. В эту же группу следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др.

В этом случае напомним, что психическая саморегуляция — это регуляция различных состояний, осуществляемая самим человеком с помощью своей психической активности.

К тому же — психической саморегуляцией (ПСР) называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря — это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний.

Главной особенностью этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции.

На сегодняшний день наиболее известными, доступными и весьма эффективными средствами регуляции психической деятельности являются аутогенные способы саморегуляции, направленные на улучшение психического состояния военнослужащих в бою.

К их числу относят такие простейшие приемы саморегуляции, как:

♦ дыхательные (успокаивающее и мобилизующее дыхание);

♦ управление тонусом скелетной мускулатуры (расслабление мышц по контрасту, релаксация);

♦ воздействие на биологически активные точки;

♦ самоубеждение;

♦ самовнушение;

♦ самоприказ;

♦ самоподкрепление;

Но при этом, выполняя профессионально-боевые обязанности, находясь в самом высоком напряжении духовных сил (граница между жизнью и смертью), офицер не всегда имеет возможность и время проана-

лизировать свое (в том числе и своих подчиненных) стрессовое состояние, всегда возникающее в преддверии боевой деятельности.

Однако, как бы не был занят офицер, возможность успокоить собственные нервы (в том числе и своих подчиненных), привести себя и подчиненных в порядок всегда можно найти. Для этого необходимо владеть перечисленными методами саморегуляции, которые можно использовать в любых ситуациях. К тому же заметим, что даже в период ведения боевой деятельности — всегда бывают короткие паузы и перерывы.

Высшим приоритетом среди лидерских качеств офицера, как показывает боевой опыт, конечно, является регуляция нервного напряжения и постоянный мониторинг уровня стресса. Последний должен осуществляться офицером постоянно и на сознательном уровне. Особенно это важно для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению и в целом всего подразделения.

Боевая практика показывает, что забота о психическом здоровье каждого военнослужащего, должна быть составной частью общей подготовки войск. И все-таки, за состоянием своей психики каждый воин должен следить сам; в случае ухудшения своего самочувствия воин может использовать различные методы, направленные на оптимизацию собственного внутреннего состояния. Но этим методам может научить только офицер.

Анализ литературы, где по крайней мере приводятся методы нейтрализации различных стрессов, а также литературы, где отражены результаты современных исследований боевой практики, прежде всего. в психологическом аспекте, говорит, к сожалению, о том, что методам нейтрализации различных стрессов уделяется очень мало внимания.

Следует напомнить, что такими методами для нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия являются:

♦ физические методы (водные процедуры, закаливание, баня с ароматерапией — делается в любых условиях, ли ж бы было укрытие и т.д.);

♦ биохимические методы (фармакотерапия, фитотерапия, ароматерапия, применение БАД, применение алкоголя и наркотических веществ не исключается, витаминных комплексов и т.д.);

♦ физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физиче-

ские упражнения, а также жесткие тренировки приемов рукопашного и ножевого боя и т.д.);

♦ психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполага-ния, самогипноз, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия с помощью боевого психолога т.д.).

Обладать навыками саморегуляции, кроме всего, является важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Это как раз и подтверждается боевой практикой.

Очень важно подчеркнуть, что методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации с целью мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановления полноценного функционирования.

Применение методик психической саморегуляции позволяет редуцировать (понижать): тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление; нормализовать сон и вегетативные дисфункции; увеличить эффективность профессиональной деятельности; обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.

Но для того, чтобы обеспечить каждого военнослужащего соответствующим набором методик и психотехниками для ведения боевой деятельности офицеру самому надо их иметь и владеть ими. Причем этот набор должен быть индивидуальным для каждого воина, поскольку нет на данный момент универсального способа снижения напряжения.

Таким образом, только таких лидерских качеств требует боевая деятельность от офицера для достижения цели общевойскового боя в аспекте профессионального «Я».

Литература

1. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. М., 1997.

2. Белецкая Ю.С. Имплицитные теории организационных межличностных отношений: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003.

3. КричевскийР.Л. Психология лидерства: Учеб. пособие. М., 2007.

4. Петров В.В. Теории лидерства. Ситуационные модели лидерства, сравнение методов и стилей ру-

ководства / Мультимедийное пособие. Серия: Бизнес-курс, 2006.

5. Вергилес Э.В. Теория лидерства. М., 2001.

6. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учеб. пособие. СПб., 2009.

7. Шалагинова Л.В. Психология лидерства: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2000.

8. Ефремов О.Ю., Зверев С.Э. Военное лидерство: психология педагогика, риторика. СПб., 2014.

9. Оленников А.С. Лидерские качества офицера: VIII Междунар. студ. электронная науч. конф. (15 февраля — 31 марта). М., 2016.

10. Гуща Р.А., Иванов И.В. Особенности психофизических качеств офицера, имеющие влияние на подчиненных: Сб. конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 18.

11. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. М.: Русский путь, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Samygin S.I., Stoliarenko L.D. Psikhologiia upravleniia. M., 1997.

2. Beletskaia Iu.S. Implitsitnye teorii organizatsion-nykh mezhlichnostnykh otnoshenii: Diss. ... kand. psik-hol. nauk. M., 2003.

3. Krichevskii R.L. Psikhologiia liderstva: Ucheb. posobie. M., 2007.

4. Petrov V.V. Teorii liderstva. Situatsionnye mo-deli liderstva, sravnenie metodov i stilei rukovodstva / Multimediinoe posobie. Seriia: Biznes-kurs, 2006.

5. Vergiles E.V. Teoriia liderstva. M., 2001.

6. Bendas T.V. Psikhologiia liderstva: Ucheb. posobie. SPb., 2009.

7. Shalaginova L.V. Psikhologiia liderstva: Ucheb. posobie. SPb.: Rech, 2000.

8. Efremov O.Iu., Zverev S.E. Voennoe liderstvo: psikhologiia pedagogika, ritorika. SPb., 2014.

9. Olennikov A.S. Liderskie kachestva ofitsera: VIII Mezhdunar. stud. elektronnaia nauch. konf. (15 fevralia — 31 marta). M., 2016.

10. GushchaR.A., IvanovI.V. Osobennosti psikho-fizicheskikh kachestv ofitsera, imeiushchie vliianie na podchinennykh: Sb. konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. № 18.

11. Strategiia dukha: Osnovy vospitaniia voisk po vzgliadam A.V. Suvorova i M.I. Dragomirova. M.: Rus-skii put, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.