DOI 10.24411/1813-145X-2019-10347
УДК 37
В. Р. Кислов https://orcid.org/0000-0001-8178-3964
Формирование эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров
В статье рассмотрены проблемы современного психологического противоборства в рамках военного противостояния; дана оценка роли и значения планируемых психологических операций; показана важность устойчивости психики воина в отношении неблагоприятных факторов современного боя (эмоционально-волевой устойчивости); дана характеристика педагогических условий совершенствования соответствующей подготовки офицеров в современных высших военно-учебных заведениях. Существует достаточно большое количество подходов к определению понятия «эмоционально-волевая устойчивость», в статье анализируется около десяти из них. Автор останавливается на следующей точке зрения: эмоционально-волевая устойчивость есть свойство индивида в напряженных условиях деятельности проявлять гармоническое сочетание функционирования всех составляющих психики в целях достижения оптимального результата (максимально полного выполнения боевой задачи). Дана характеристика опасных факторов боевой обстановки, показано их влияние на поведение военнослужащего в бою. Оцениваются типичные ошибки, проявляющиеся в боевой деятельности воина, выделены их причины и следствия. Особое внимание уделяется проблемам информационного обеспечения боевых действий в аспекте формирования эмоционально-волевой устойчивости. Определен набор способов и приемов (своего рода поведенческих стратегий) индивидуальной реакции воина на риск и опасность боевой среды (отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, интроекция, рационализация, юмор и пр.). Дана общая оценка принципиальных подходов к преодолению неблагоприятных факторов среды современного боя. Среди педагогических условий выработки оптимальной эмоционально-волевой устойчивости выделяются организационные, методические и содержательные направления. Речь идет о коренной перестройке характера и процесса боевой подготовки в ввузах, усилении практической направленности обучения и воспитания будущих офицеров.
Ключевые слова: морально-психологическая подготовка, эмоционально-волевая устойчивость, психологические операции, педагогические условия формирования устойчивости психики, воспитание, педагогика.
V. R. Kislov
Formation of Future Officers' Emotional and Strong-Willed Stability
In the article problems of modern psychological confrontation within military opposition are considered; an assessment of the role and value of the planned psychological operations is given; importance of the soldier's mental stability concerning adverse factors of modern fight (emotional and strong-willed stability) is shown; characteristic of pedagogical conditions to improve officer' corresponding training in modern higher military schools is given. There is a number of approaches to define the concept «emotional and strong-willed stability»; in the article around ten of them are analyzed. The author stops on the following point of view: emotional and strong-willed stability is property of the individual in intense conditions of activity to show a harmonious combination of functioning of all components of mentality for achieving the optimum result (the fullest implementation of a fighting task). Characteristic to dangerous factors of a fighting situation is given, their influence on behavior of the serviceman in fight is shown. The typical mistakes which are shown in fighting activity of the soldier are estimated, their causes and effects are allocated. Special attention is given to problems of information support of fighting in aspect of formation of emotional and strong-willed stability. A set of ways and methods (some kind of behavioural strategy) of the soldier's individual reaction to risk and danger of the fighting environment is defined (denial, replacement, suppression, isolation, projection, introjection, rationalization, humour and so forth). The general assessment of basic approaches to overcoming adverse factors of the modern fight environment is given. The organizational, methodical and substantial directions are distinguished from pedagogical conditions of development of optimum emotional and strong-willed stability. It is about radical reorganization of character and process of combat training in universities, strengthening of practical orientation of future officers' training and education.
Keywords: moral and psychological preparation, emotional and strong-willed stability, psychological operations, pedagogical conditions of formation of mental stability, education, pedagogics.
В настоящее время большое внимание уделяется таким аспектам военного противоборства, как психологические операции, информационная война и пр. [17, с. 67]. Мы видим, что за последние полвека борьба за духовный мир солдата постепенно выдвигается на первый план. Тем важнее наличие у военнослужащих, у воинских коллективов развитой способности противостоять неблагоприятным факторам
современного боя; одновременно эта способность является одной из главнейших задач современной военной педагогики. Не случайно американский исследователь данной проблемы Пол Лайбарджер писал: «Психологическая война - это оружие. Совершенствование психологического оружия является дешевым и гуманным способом увеличения военно-
© Кислов В. Р., 2019
го потенциала любой страны, какую бы политику она ни проводила» [11, с. 429].
Одной из узловых проблем в данном аспекте является формирование у военнослужащих действующей армии эмоционально-волевой устойчивости. Сущность данной проблемы составляет все то, что связано с «готовностью воина к боевой деятельности» [6, с. 116].
Имеется достаточно много попыток так или иначе определить понятие «эмоционально-волевая устойчивость». Так, Л. М. Аболин полагает, что «это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоционально-волевые компоненты которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» [1, с. 36].
Это определение представляется нам оптимальным; но существуют и иные подходы (условно говоря, служебного - связанного со спортом, летной работой, МЧС и т. п. - назначения):
- О. А. Черникова предлагает следующее определение эмоционально-волевой устойчивости: это «ярко выраженное переживание, которое спортсмен не в состоянии преодолеть» [26, с. 5].
- В. М. Писаренко, напротив, утверждает, что под эмоционально-волевой устойчивостью следует понимать «способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приведет не к уменьшению, а к увеличению работоспособности» [19, с. 51]. Данный автор убежден, что в основе крепкой эмоционально-волевой устойчивости находится высокая степень автоматизации и большой запас профессиональных навыков, базирующихся на разнообразной физической подготовленности [19, с. 54].
- С. М. Оя считает, что эмоционально-волевая устойчивость есть способность человека регулировать эмоциональные состояния, то есть быть эмоционально стабильным - иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности [18, с. 63].
- Е. А. Милерян указывает, что под эмоционально-волевой устойчивостью следует понимать, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциональным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние человека, а с другой - способность контролировать и сдерживать свое поведение в напряженной обстановке [ 13, с. 146].
- К. К. Платонов совместно с Л. М. Шварцем еще в 1948 г. изучал эмоционально-волевую устойчивость военных летчиков. Указанные авторы утверждали, что эмоционально неустойчивыми людьми являются те, кто более склонен к частой смене эмоциональных состояний. К. К. Платонов
писал: «Решающей является не сама по себе большая или меньшая эмоциональная возбудимость, а большее или меньшее отрицательное ее влияние на навык, на деятельность человека. А это связано не только с особенностями эмоциональной сферы человека, но и с особенностями его воли» [21, с. 131].
- Тот же К. К. Платонов позже определял эмоционально-волевую устойчивость как «способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную и опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия» [20, с. 170-171].
- В. Э. Мильман отмечал, что эмоционально-волевая устойчивость «определяет адекватность опасной ситуации и соразмерность эмоциональной реакции» [14, с. 29].
- Я. Рейковский определял эмоционально-волевую устойчивость как «способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций» [22, с. 263].
- Несколько по-другому определяет эмоционально-волевую устойчивость П. Б. Зильберман; по его мнению, это «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мо-тивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которая обеспечивает оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [8, с. 170].
Свой вклад в определение эмоционально-волевой устойчивости внесли и военные педагоги и психологи. Но в их разработках на первый план обеспечения эмоционально-волевой устойчивости выходит так называемая политическая сознательность (в советском понимании - марксистско-ленинская). Г. Д. Луков писал, что «только на основе высокой политической сознательности возможно воспитание у воина выносливости, стойкости, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, бдительности и многих других качеств, необходимых ему в бою» [12, с. 57].
В боевой обстановке от воина потребуются следующие когнитивные качества: быстрота, умение экстраполировать, видеть тенденцию развития ситуации, самостоятельность, четкость, определенность, целеустремленность. В то же время сама боевая обстановка характеризуется такими чертами, как де-структивность (доминирование разрушения, уничтожения, поражения), динамичность, наличием большого числа жизненных неудобств, недостаточностью, изменчивостью и внезапностью поступающей информации [12, с. 44-49]. Поэтому, по мнению Г. Д. Лукова, в современном бою воину потребуются
такие качества, как патриотизм, долг, уверенность в своих силах, ненависть к врагу, коллективизм, месть, справедливость, товарищество, взаимовыручка и др. [12, с. 96-99]. Но, в первую очередь, солдату действующей армии нужны такие волевые качества, как самообладание, самостоятельность, решимость, исполнительность, инициативность, энергичность и наступательность [12, с. 74-76].
Подобного рода подходы, когда эмоционально-волевая устойчивость определяется, в первую очередь, через морально-политический фактор, у военных исследователей сохранились и поныне [16, с. 36-39]. В «Военном энциклопедическом словаре» мы находим следующее определение психологической подготовки: это «система мероприятий по формированию у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевой задачи». К ним авторы словаря относят мужество, смелость, храбрость, самоотверженность, войсковое товарищество и взаимовыручку. Предполагается, что наличие этих качеств, собственно, и формирует эмоционально-волевую устойчивость. Но это может произойти только на основе добротной морально-психологической подготовки [2, с. 601].
Подводя итоги попыткам определения эмоционально-волевой устойчивости, выделим ее основной критерий: это «результат, характеризующий, насколько успешно или неуспешно достигается поставленная человеком цель» [1, с. 46]. Подобный деятельностный подход сегодня преобладает у большинства авторов [3, с. 361-369; 4, с. 26-30; 5, с. 30-36; 10, с. 31-33; 24, с. 10-13 и др.]. На достижение этого оптимального результата должны быть направлены военно-педагогические усилия офицерского корпуса современной армии.
Когда мы приступаем к формированию у воинов готовности противостоять неблагоприятным факторам современного боя, необходимо учитывать ряд следующих обстоятельств:
- в настоящее время состояние готовности к боевой деятельности понимается как нечто целостное (в аспекте как коллективного, так и личностного проявления). Основа этого целого - «внутренняя настроенность на определенное поведение и целесообразная мобилизованность всех сил на боевых действиях» [7, с. 32-35];
- традиционно готовность военнослужащего к боевым действиям делится на заблаговременную (длительную) и ситуативную (временную). Длительная готовность «основывается на ранее приобретенных навыках, знаниях, умениях, опыте, качествах». Состояние временной готовности - это «актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий
должным образом» [3, с. 117]. Оба вышеназванных вида готовности к бою тесно взаимосвязаны.
Мы можем выделить следующие направления формирования готовности воинов к ведению боевых действий:
- преднастройка психики и организма военнослужащих перед вхождением в боевую обстановку;
- формирование актуальных состояний, которые обеспечивают эффективное вхождение в новые ситуации, использование уже имеющихся качеств и возможностей в соответствии с предстоящими задачами;
- мобилизация общественно значимых мотивов, поддержание настроенности на активные действия [3, с. 118].
Проблема подготовки военнослужащих к ведению боевых действий решается в различных армиях мира. Так, американские военные выработали систему своеобразных законов психологической подготовки:
- солдат, который умело действует в состоянии стресса в период учебы, будет успешно действовать и в бою;
- обучение, которое повышает самоуверенность солдата, готовит его к действиям и в состоянии стресса;
- уровень общего развития личности солдата не сказывается на его поведении в стрессовой ситуации;
- физическое состояние, черты характера, оснащенность, подготовленность и опыт предопределяют успешность действий в стрессовой обстановке [23, с. 58].
Существуют другие способы и приемы подготовки военнослужащих к ведению боевых действий. А. Г. Караяни предлагает следующую классификацию методов психологической подготовки военнослужащих:
- когнитивные (психологическое просвещение; макетирование поля предстоящего боя; моделирование действий противника; использование электронных тренажеров и пр.);
- сенсорные (психотехники адаптации органов чувств к боевым условиям);
- аффективные (психотехники группового эмоционального заражения и мотивации; самоубеждение и самовнушение; методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями; аутотренинг; мышечная релаксация; психическая саморегуляция);
- операциональные (идеомоторная тренировка; тренажерные методики; тактико-специальные занятия с имитацией конкретных действий);
- комплексные (гетеротренинг; ситуативно-образная психорегулирующая тренировка; социальное моделирование; трансовые методики;
гипноз; расстановка личного состава и боевого актива);
- фармакологические (препараты, витамины и пр.) [9, с. 98].
На уровне отдельного военнослужащего необходимо вырабатывать способность защищаться от неблагоприятных факторов боевой обстановки. Л. А. Михайлов выделяет следующие разновидности подобной индивидуальной защиты (тренировки):
- «Отрицание» - избегание неприемлемой информации.
- «Вытеснение» - активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств, воспоминаний, неприятных желаний и пр.
- «Подавление» - блокировка неприятной информации при переходе ее из окружающего в сферу сознания.
- «Изоляция» - отделение каких-то мыслей, поступков друг от друга, разрыв смысловых связей.
- «Интроекция» - тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики.
- «Проекция» - присваивание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям.
- «Рационализация» - самопонимание себя как чего-то отлично контролируемого, не противоречащего объективным обстоятельствам, потребностям; уход от части воспринимаемой информации.
- «Интеллектуализация» - сдерживание эмоции ожидания из боязни пережить разочарование.
- «Перенос» - перенос качества эмоции (тана-тос, либидо) на замещающие объекты.
- «Обесценивание» - отказ от желания, его трансформация в нечто более достижимое.
- «Виртуализация» - включение себя в виртуальную реальность с целью снятия напряженности.
- «Оглушение» - употребление психоактивных веществ (ПАВ), которые дают следующие возможные эффекты:
• «кэф-эффект» - чувство психологического и физического комфорта, релаксация и созерцательное отношение к происходящему;
• транквилизирующий эффект - способность алкоголя и наркотиков временно смягчать явления эмоционально-волевого напряжения, психологического дискомфорта;
• эйфоризирующий эффект - способность алкоголя и наркотиков временно вызывать повышение настроения, чувство «взлета», беззаботности, усиливать самооценку.
- «Компенсация» - вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать те признаки, которые у него и так хорошо раз-
виты (в данном случае недостаток как бы компенсируется).
- «Идентификация» - отождествление себя с каким-то образом, процессом, успехом и пр.
- «Юмор» - преобразование отрицательного чувства в нечто прямо противоположное, в источник смеха и др. [15, с. 66-93].
Задача военного психолога (педагога) состоит в том, чтобы помочь военнослужащим подобрать и натренировать (с пользой для себя) индивидуально оптимальные способы психологической защиты (из числа вышеперечисленных) от неблагоприятных факторов современного боя.
В боевой обстановке человек часто совершает ошибки, которые резко повышают боевые риски; их предупреждение - еще один путь оптимизации военно-профессиональной деятельности. В литературе называются несколько различных причин сознательного нарушения боевой безопасности:
- экономия сил - когда поведение военнослужащего строится по принципу «наименьшего действия»;
- экономия времени - стремление к скорейшему выполнению боевой задачи, пренебрежение безопасностью и минимизацией рисков;
- адаптация к опасности или недооценка ее последствий - абсолютизация случая, недооценка вероятной опасности;
- самоутверждение в глазах товарищей, стремление понравиться окружающим - данная поведенческая стратегия основывается на позитивизации риска (мол, «риск - благородное дело»);
- стремление во всем следовать боевым традициям - героизм, самоотверженность и пр.;
- ориентация на идеал - героизация подвига, навязанного боевого опыта;
- привычка «безопасного нарушения» - когда воин в своей практике ежедневно, раз за разом не соблюдает правил безопасности и привыкает к безнаказанности этого поведения;
- стрессовые состояния - побуждают личность воина к поступкам вопреки инстинкту самосохранения;
- склонность к риску - у некоторых воинов существует личностная тенденция к рискованным действиям, стремление «все поставить на карту» [25, с. 117-118].
Боевые действия Войск противовоздушной обороны определяются многими обстоятельствами, но среди них, прежде всего, следует упомянуть высокую технологическую насыщенность этого процесса. В данном аспекте наиболее уязвимое звено - это так называемый человеческий фактор, личность воина. В нащих войсках воин, прежде всего, - «человек-оператор», и его деятельность исключительно насыщенна информационно. Можно выделить сле-
дующие информационные этапы решения боевой (технической и пр.) задачи: восприятие информации, ее анализ, оценка и обобщение (эти процессы заданы изначально требованиями боевых документов), принятие решения и приведение его в исполнение.
На любом этапе человеку-оператору свойственно совершать какие-то ошибки, которые могут резко снизить качество боевой деятельности. Мы полагаем, что человек-оператор должен быть подготовлен соответствующим образом, не допускать сбоя в звене «человек-машина». Но это отдельная проблема и предмет иного разговора.
Профессиональная (педагогически грамотная) подготовка военнослужащих к максимально полному выполнению боевой задачи, преодолению неблагоприятных факторов современного боя должна начинаться на ранних стадиях обучения и продолжаться в течение всей службы. Офицер-руководитель, назначенный на любую должность, обязан иметь навыки управления своими подчиненными в сложных условиях боевого противоборства, формировать у них высокие показатели эмоционально-волевой устойчивости; но для этого командир и сам должен быть подготовленным соответствующим образом.
Можно выделить ряд педагогических условий оптимальной боевой подготовки курсантов современных военно-учебных заведений:
- в организационном плане - следует обязательно добиться исполнения принципа обучения -«Учить войска тому, что необходимо на войне!»; мы уверены, что сегодня четко обозначилась насущная необходимость введения (наравне с гражданским) военного государственного образовательного стандарта, в котором будут присутствовать строго определенные предметы обучения:
• на первоначальном этапе (военное училище) будущего офицера следует учить не более трех лет, из которых не менее двух лет он должен провести в полевых условиях, в лагерях, на полигонах и в учебных центрах; то есть во главу угла должен быть поставлен практический подход, боевая подготовка в рамках должности, на которую предполагается перспективное служебное назначение; иными словами, будущий офицер должен досконально знать и понимать меру своей ответственности за подготовку подчиненных к выполнению боевых задач;
• необходимо будет пересмотреть все учебные программы, планы; а задающие требования (квалификационные требования или компетенции) должен вырабатывать соответствующий орган боевой подготовки рода войск;
• потребность Министерства обороны в специалистах или магистрантах может быть покрыта за счет гражданских учебных заведений и военных академий;
- в содержательно-методическом плане -учебные дисциплины «общего» назначения должны быть предельно сокращены, так как современный учебный план раздут сверх меры (рискнем предположить, что собственно инженерное образование современному пользователю вооружения и военной техники совершенно не нужно); от преподавания множества предметов «россыпью» надо переходить к практическом решению комплексных боевых задач в учебно-боевых условиях;
• доминирующей формой обучения в таких условиях становится практическое и групповое занятие; в рамках этой подготовки будущий офицер приобретет необходимые компетенции;
• необходимо решительное упрощение системы методической документации и сокращение объема педагогической документации; преподавателю - не нужно ничего, кроме методических заданий, разработанных в методических комиссиях отделов и управлений боевой подготовки рода войск и личного плана проведения занятия (сегодня преподаватель буквально тонет в море «бумаг», и лучшим становится тот, кто лучше отчитывается, а не работает);
• в училище должна быть создана простая и действенная система воспитательной работы, включающая и систему мер по морально-психологическому обеспечению войск. Таким образом, подготовка военнослужащего к
современному бою является одним из аспектов формирования у воинов высокой эмоционально-волевой устойчивости. В нашем понимании, эмоционально-волевая устойчивость есть свойство личности, занятой напряженным и опасным трудом, обеспечивающее гармоническое сочетание всех психических компонентов, что способствует успешному выполнению боевой задачи. Эмоционально-волевая устойчивость сыграет свою положительную роль в боевой деятельности военнослужащего лишь в том случае, если будет дополнена комплексом необходимых когнитивных и волевых качеств. Существует традиционно сложившаяся система методов индивидуально-воспитательной работы, применение которой существенно повышает закалку воина и его способность переносить тяготы и лишения военной службы. Мы выделяем ряд педагогических (организационных и содержательно-методических) условий, исполнение которых позволит приблизить подготовку в совре-
менных военных училищах к требованиям современного боя.
Библиографический список
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. -Казань : Изд-во Казанского университета, 1987. - 264 с.
2. Военный энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Воениздат, 1986. - 863 с.
3. Гамова, Е. М. Понятие нравственно-волевой устойчивости подростков в различных условиях социальной нестабильности при формировании их «безопасного» поведения в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / Е. М. Гамова // Социальная политика и социология. -2009. - № 10. - С. 361-369.
4. Гирин, А. В. Усовершенствованная методика определения боевых возможностей общевойсковой группировки войск [Текст] / А. В. Гирин // Военная мысль. - 2012. -№ 10. - С. 26-30.
5. Гончаров, С. В. Формирование готовности военных кадров к эффективному управлению морально-психологическим обеспечением деятельности соединений и воинских частей [Текст] / С. В. Гончаров // Военная мысль. - 2013. - № 7. - С. 30-36.
6. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А., Пономарев,
B. А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации. Психологический аспект [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономарев. - Минск : Университет, 1985. - 206 с.
7. Дьяченко, М. И. Формирование психологической готовности к выполнению учебно-боевых задач [Текст] / М. И. Дьяченко // Коммунист Вооруженных сил. - 1973. -№ 6. - С. 32-35.
8. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. - М. : Наука, 1974. - С. 138-172.
9. Караяни, А. Г. Введение в профессию военного психолога [Текст] / А. Г. Караяни. - М. : Апрель, 2008. - 98 с.
10.Крупчак, М. Специалистам МЧС - высокую морально-психологическую устойчивость [Текст] / М. Крупчак // Гражданская защита. - 2006. - № 5. - С. 31-33.
11.Лайнбарджер, П. Психологическая война. Теория и практика обработки массового сознания [Текст] / П. Лайнбарджер. - М. : Центрополиграф, 2013. - 445 с.
12. Луков, Г. Д. Психология. (Очерки по вопросам обучения и воспитания воинов) [Текст] / Г. Д. Луков. - М. : Воен-издат, 1960. - 256 с.
13.Милерян, Е. А. Психологический отбор летчиков [Текст] / Е. А. Милерян. - Киев, 1966. - 176 с.
14.Мильман, В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности [Текст] / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в сознании. - М. : Физкультура и спорт, 1983. -
C. 24-46.
15.Михайлов, Л. А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Л. А. Михайлов и др. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.
16. Основы военной психологии и педагогики [Текст]. -М. : Воениздат, 1981. - 136 с.
17.Осьмачко, С. Г. Информационная война [Текст] / С. Г. Осьмачко. - Ярославль : ЯЗРИ ПВО, 2005. - 67 с.
18.Оя, С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональная стабильность у представителей разных видов спорта [Текст] / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. -М. : Физкультура и спорт, 1962. - С. 63-67.
19.Писаренко, В. M. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований [Текст] / В. M. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте. - M., 1964. - С. 51-68.
20.Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. - M. : Высшая школа, 1984. - 227 с.
21.Платонов, К. К., Шварц, Л. M. Очерки психологии для летчика [Текст] / К. К. Платонов, Л. M. Шварц. - M. : Воениздат, 1948. - 191 с.
22.Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - M. : Прогресс, 1979. - 392 с.
23.Феденко, П. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма [Текст] / П. Ф. Феденко. - M. : Воениздат, 1981. - 272 с.
24.Фоменко, П. П. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника на опыте военных кампаний в Афганистане и Чечне [Текст] / П. П. Фоменко // Военно-исторический журнал. - 2007. -M 2. - С. 10-13.
25.Человеческий фактор в обеспечении безопасности [Текст]. - M. : Высшая школа, 2008. - 317 с.
26.Черникова, О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки. - M. : Физкультура и спорт, 1967. - С. 3-13.
Reference List
1. Abolin, L. M. Psihologicheskie mehanizmy jemocion-al'noj ustojchivosti cheloveka = Psychological mechanisms of the person's emotional stability [Tekst] / L. M. Abolin. - Kazan' : Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1987. - 264 s.
2. Voennyj jenciklopedicheskij slovar' = Military encyclopedic dictionary [Tekst]. - M. : Voenizdat, 1986. - 863 s.
3. Gamova, E. M. Ponjatie nravstvenno-volevoj ustojchivos-ti podrostkov v razlichnyh uslovijah social'noj nestabil'nosti pri formirovanii ih «bezopasnogo» povedenija v uslovijah obshheo-brazovatel'nogo uchrezhdenija = Concept of moral and strong-willed stability of teenagers in various conditions of social instability when forming their «safe» behavior in conditions of educational institution [Tekst] / E. M. Gamova // Social'naja politika i sociologija. - 2009. - M 10. - S. 361-369.
4. Girin, A. V. Usovershenstvovannaja metodika opredeleni-ja boevyh vozmozhnostej obshhevojskovoj gruppirovki vojsk = Advanced technique to define fighting opportunities of general group of troops [Tekst] / A. V. Girin // Voennaja mysl'. - 2012. -M 10. - S. 26-30.
5. Goncharov, S. V. Formirovanie gotovnosti voennyh kadrov k jeffektivnomu upravleniju moral'no-psihologicheskim obespecheniem dejatel'nosti soedinenij i voinskih chastej = Formation of readiness of military staff for effective management of moral and psychological ensuring activity of troops and military units [Tekst] / S. V. Goncharov // Voennaja mysl'. -2013. - M 7. - S. 30-36.
6. D'jachenko, M. I., Kandybovich, L. A., Ponomarev, V. A. Gotovnost' k dejatel'nosti v naprjazhennoj situacii. Psi-hologicheskij aspekt = Readiness for activity in the intense situation. Psychological aspect [Tekst] / M. I. D'jachenko, L. A. Kandybovich, V. A. Ponomarev. - Minsk : Universitet, 1985. - 206 s.
7. D'jachenko, M. I. Formirovanie psihologicheskoj gotov-nosti k vypolneniju uchebno-boevyh zadach = Formation of psychological readiness for realisation of educational and
fighting tasks [Tekst] / M. I. D'jachenko // Kommunist Vooru-zhennyh sil. - 1973. - № 6. - S. 32-35.
8. Zil'berman, P. B. Jemocional'naja ustojchivost' operato-ra = Emotional stability of the operator [Tekst] / P. B. Zil'berman // Ocherki psihologii truda operatora = Essays of psychology of work of the operator - M. : Nauka, 1974. -S. 138-172.
9. Karajani, A. G. Vvedenie v professiju voennogo psiholo-ga = Introduction to a profession of the military psychologist [Tekst] / A. G. Karajani. - M. : Aprel', 2008. - 98 s.
10. Krupchak, M. Specialistam MChS - vysokuju moral'no-psihologicheskuju ustojchivost' = To specialists of the Ministry of Emergency Situations - high moral and psychological stability [Tekst] / M. Krupchak // Grazhdanskaja zashhita. - 2006. -№ 5. - S. 31-33.
11. Lajnbardzher, P. Psihologicheskaja vojna. Teorija i praktika obrabotki massovogo soznanija = War of nerves. Theory and practice of processing of mass consciousness [Tekst] / P. Lajnbardzher. - M. : Centropoligraf, 2013. - 445 s.
12. Lukov, G. D. Psihologija (Ocherki po voprosam obuchenija i vospitanija voinov) = Psychology (Essays concerning training and education of soldiers) [Tekst] / G. D. Lukov. -M. : Voenizdat, 1960. - 256 s.
13. Milerjan, E. A. Psihologicheskij otbor letchikov = Psychological selection of pilots [Tekst] / E. A. Milerjan. - Kiev, 1966. - 176 s.
14. Mil'man, V. Je. Stress i lichnostnye faktory reguljacii dejatel'nosti = Stress and personal factors of activity regulation [Tekst] / V. Je. Mil'man // Stress i trevoga v soznanii = Stress and alarm in consciousness - M. : Fizkul'tura i sport, 1983. -S. 24-46.
15. Mihajlov, L. A. Psihologicheskaja zashhita v chrezvy-chajnyh situacijah = Psychological protection in emergency situations [Tekst] / L. A. Mihajlov i dr. - SPb. : Piter, 2009. -256 s.
16. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki = Fundamentals of military psychology and pedagogics [Tekst]. - M. : Voenizdat, 1981. - 136 s.
17. Os'machko, S. G. Informacionnaja vojna = Information war [Tekst] / S. G. Os'machko. - Jaroslavl' : JaZRI PVO, 2005. -67 s.
18. Oja, S. M. Osobennosti predstartovyh sdvigov i jemo-cional'naja stabil'nost' u predstavitelej raznyh vidov sporta = Features of prestarting shifts and emotional stability in repre-
sentatives of different types of sport [Tekst] / S. M. Oja // Psi-hologicheskie voprosy trenirovki i gotovnosti sportsmenov k sorevnovanijam = Psychological questions of training and readiness of athletes for competitions - M. : Fizkul'tura i sport, 1962. - S. 63-67.
19. Pisarenko, V. M. Ustojchivost' jemocional'nogo sostojan-ija sportsmena v uslovijah sorevnovanij = Stability of an emotional condition of the athlete in conditions of competitions [Tekst] / V. M. Pisarenko // Puti dostizhenija trudnoj celi v sporte = Ways of achieving the difficult purpose in sport. - M., 1964. - S. 51-68.
20. Platonov, K. K. Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij = Brief dictionary of the system of psychological concepts [Tekst] / K. K. Platonov. - M. : Vysshaja shkola, 1984. -227 s.
21. Platonov, K. K., Shvarc, L. M. Ocherki psihologii dlja letchika = Psychology essays for the pilot [Tekst] / K. K. Platonov, L. M. Shvarc. - M. : Voenizdat, 1948. - 191 s.
22. Rejkovskij, Ja. Jeksperimental'naja psihologija jemocij = Experimental psychology of emotions [Tekst] / Ja. Rejkovskij. -M. : Progress, 1979. - 392 s.
23. Fedenko, N. F. Burzhuaznaja voennaja psihologija na sluzhbe psihologicheskoj vojny imperializma = Bourgeois military psychology on service of the imperialism war of nerves [Tekst] / N. F. Fedenko. - M. : Voenizdat, 1981. - 272 s.
24. Fomenko, P. P. Zashhita lichnogo sostava ot infor-macionno-psihologicheskogo vozdejstvija protivnika na opyte voennyh kampanij v Afganistane i Chechne = Protection of staff against information and psychological influence of the opponent on experience of military campaigns in Afghanistan and Chechnya [Tekst] / P. P. Fomenko // Voenno-istoricheskij zhurnal. -2007. - № 2. - S. 10-13.
25. Chelovecheskij faktor v obespechenii bezopasnosti = A human factor in safety [Tekst]. - M. : Vysshaja shkola, 2008. -317 s.
26. Chernikova, O. A. Issledovanie jemocional'noj ustojchivosti kak vazhnejshego pokazatelja psihologicheskoj podgotovlennosti sportsmena k sorevnovanijam = Research of emotional stability as the most important indicator of the athlete's psychological readiness to competitions [Tekst] / O. A. Chernikova // Psihologicheskie voprosy sportivnoj treni-rovki = Psychological questions of sports training - M. : Fizkul'tura i sport, 1967. - S. 3-13.