УДК 159.9+356/359 ББК 88.42
ЛИДЕРСТВО И АВТОРИТЕТ В ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «Я» ОФИЦЕРОВ ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА ОЛЕСИ К,
аспирант Российского нового университета Научная специальность 19.00.01 — психологические науки
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор психологических наук В.С. Агапов;
Рецензент: кандидат педагогических наук Е.Л. Буслаева
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему лидерства и авторитета; обосновывается необходимость разработки лидерских качеств офицера и уровней лидерства у военнослужащих для ведения боевой деятельности.
Ключевые слова: лидерство, лидерские черты (качества) офицера, авторитет, боевая деятельность.
Annotation. The paper analyzes views of foreign and Russian psychologists on the problem of leadership and authority and considers the need for developing military officer's leadership features as well as army servicemen's leadership levels that are required to conduct combat activities.
Keywords: leadership, military officer's leadership features (qualities), authority, combat activity.
Проблема лидерства и авторитета в истории человечества всегда имела краеугольное значение в поиске и изучении общих качеств руководителя, позволяющих быть лидером, вести за собой не только различные воинские формирования, но и целые армии и государства. Исторический экскурс показал, что выявить общие качества руководителя, дающие полную контролируемую власть над людьми (подчиненными) в любых областях (как в военной, так и в других областях: в политике, в кораблестроении, строительстве, в искусстве, в авиастроении, в спорте и т.д.) будоражило умы многих ученых еще издревле и была одной из самых приоритетных задач в психологических исследованиях [1; 2, с. 156; 3; 4, с. 133—148; 5; 6, с. 92; 7; 8].
Оказалось, что это весьма непросто. Анализ показывает, что найти такие общие качества у руководителей — лидеров, которые подходили бы для всех, включая и командиров воинских формирований, несмотря на то, что их делили по различным уровням, факторам, по категориям и другим критериям (даже рассматривался вопрос о врожденных характеристиках лидера согласно теории черт, разработанной американским психологом Г. Олпортом. Эта теория
опирается на идеи англ. психолога и анторполога Ф. Гальтона), оказалось невозможно. Провалилась и попытка спрогнозировать с помощью психологических тестов действия лидеров в военной сфере.
Но, как показывает исторический анализ, причем следует констатировать, опираясь на факты, что лидер может возникнуть как стихийно, так и с длительной планомерной подготовкой руководителя — лидера. Однако, заметим, что проводившиеся исследования в их большинстве опирались на военный контингент, т.е. военных руководителей-лидеров. К примеру, как отмечает Т. Бендас [9], в 1947 г. В.Енг. Кинзом был проведен анализ 74 работ, посвященных военным лидерам по выявлению у них лидерских способностей по отношению к нелидерам. Даже в этом случае единого мнения по выявлению лидерских качеств у лидеров не оказалось.
Заметим, что такие исследования в мирное время проводить невозможно, поскольку нет боевых условий — нет боевых раздражителей, которые возникают в период боевой деятельности. К тому же, в локальных войнах тоже становится проблематичным полнокровно оценить и выявить лидерские качества у офицеров различного должностного уров-
ня. И только, лишь большая война может дать такую почву для такого рода исследований.
При этом, следует подчеркнуть, что в этой области сохранилось достаточное количество научной литературы. Факты появления лидеров в период Первой и Второй мировых войн налицо. Они не только зафиксированы в отчетной и научной литературе, но и запечатлены в художественной литературе, в киноискусстве, в живописи и т.д. Это действительно величайшая кладезь боевого опыта, а в отношении лидерства и психики — она вообще бесценна. Одним словом: «Будешь психологически готов к большой войне — победишь и в малой». Архивная документация этих войн широко распахивается для проведения таких исследований. В связи с этим и, к сожалению для исследований, опыт по выявлению лидерских черт у офицеров — лидеров по опыту больших войн был все-таки недостаточно изучен. Подчеркнем, что такие исследования необходимы для того, чтобы не наделать ошибок в будущем, уделить внимание тем качествам, которые еще мало изучены.
В тоже время, заметим, что в армейской среде лидеров больше, именно офицеров — лидеров с планомерной и длительной подготовкой по отношению к лидерам, которые возникали стихийно. Даже если и возникали стихийно лидеры, естественно, во время войн или в их преддверии, то через определенное время вынуждены были уходить с этой арены. Слишком был велик профессиональный ценз для решения практических задач. Ярким примером в этом аспекте может служить стихийное выдвижение 24 ноября 1905 г. в Севастополе в лидеры лейтенанта Петра Петровича Шмидта, который возглавил восстание на Черноморском флоте. Но в дальнейшем предложить восставшим он ничего не смог ввиду нехватки профессиональных знаний. Начавшийся организованный большевиками мятеж, к которому присоединились матросы, рабочие порта и солдаты крепостной артиллерии был подавлен.
К тому же следует подчеркнуть, что в армейской и флотской среде невозможно быть назначенным на вышестоящую должность не пройдя нижестоящую, ибо чем больше воинское формирование, тем больше в нем разнородных сил. Вот здесь-то в управлении ими и заключаются те тонкости, которые, как правило, скрыты и на них мало обращают внимание исследователи. Нужны практические умения для управления ими: разработать замысел на их примене-
ние, поставить им задачи, организовать между ними боевое взаимодействие, организовать управление, организовать их обеспечение и осуществить духовную мобилизацию всего личного состава на выполнение боевых задач. И тот, кто лучше всех в этом аспекте справляется, становится лидером по отношению к себе подобным.
Однако, заметим, что современным офицерам, чтобы быть готовым к бою и другим видам боевой деятельности необходимо иметь те психические возможности, которые позволяли бы ему вести бой. И это, прежде всего, надо иметь им высокую стрессо-устойчивость, базирующуюся на высоком профессионализме, и, вместе с этим, позволяющую пережить самые негативные ситуации, которые могут возникнуть в период подготовки и в ходе вооруженных действий, особенно, когда по их велению, подчиненные отправляются на смертный бой.
Так какими же лидерскими качествами должен обладать командир для боевой деятельности?
Уместно подчеркнуть, что даже самая совершенная организация не сможет обеспечить победу, если не будет готова психика всего личного состава к боевой деятельности.
При этом заметим, что подготовка психики всех категорий военно-служащих к вступлению в вооруженную схватку включает: прежде всего, привитие воинам необходимых знаний, натренированных их практических действий при вооружении до «автоматизма» (на уровне мышечной памяти), освоенных в совершенстве тактических приемов для той или иной местности, привитие решительности по применению вооружения и боевой техники к противнику. И только на этой базе возможно снижение страха у военнослужащих и возможны их осознанные действия, и, соответственно, возникновение смекалки в бою. Самое главное, чтобы офицеры почувствовали бы силу своего профессионализма и силу воздействия на подчиненных. Безукоризненная управляемость подчиненных не даст совершить грубые просчеты в сохранении боеспособности, в сохранении их жизни. Это только касается профессиональных действий. Но, чтобы победить этого тоже недостаточно. Для победы должно быть главное качество в жизни военного человека, а это как раз и показывает боевая практика, является искренняя и безграничная любовь к своей «Земле», к своей Родине, особенно в критических ситуациях, когда решается
вопрос жизни и смерти, т.е. свое отношение к смерти.
Сущность проблемы состоит в том, как подготовиться к вступлению в вооруженную схватку с противником и находиться в длительном соприкосновении с опасностью, угрожающей жизни.
Заметим, что боевой опыт Великой Отечественной войны и других войн говорит о том, что сама боевая деятельность оказывает мощное негативное воздействие на психику любого воина, особенно, когда бой осуществляется на незнакомой местности. Не зря в народе говорят: «Хочешь мира — готовься к войне».
Как преодолеть это, постоянно возникающее жгучее ощущение, наступающее перед боем, так и в период его ведения: «А могут и убить»? Как подготовиться к этой опасности? Как устранить это ощущение или хотя бы его уменьшить? Ответы на эти вопросы должен знать только офицер — лидер. И, естественно, возникает вопрос: «По сути — кто это все должен делать (готовить свое формирование к боевой деятельности и им руководить в бою и других видах боевой деятельности. Какие методики применять для тренировки психики, чтобы устранить это ощущение?). Лидер или высоко подготовленный специалист, обладающий только служебным авторитетом? И тут же заметим, что каким бы авторитетом руководитель ни обладал, этого недостаточно. Надо суметь так настроить подчиненных на выполнение боевой задачи, чтобы, во-первых, не оставалось бы места для трусости в душах людей и была бы только полная уверенность идти решительно и смело в самое «пекло» боя, т.е. «зажечь» людей.
И эту уверенность может вселить в подчиненных только офицер с лидерскими качествами. На это-то и указывает боевая практика различных войн, особенно в отечественных войнах и других вооруженных конфликтах. Осуществить мобилизацию духовных сил у подчиненных на выполнение боевой задачи — это значит: подобрать умело необходимые слова, фразы и ту эмоциональную фактуру, которая соответствовала бы предстоящей боевой ситуации (как в предбоевой ситуации, так и в период боя). Естественно, что это дорогого стоит — в цене только жизнь. Такой момент удалось частично показать в кинофильме: «Аты-батышли солдаты». Было показано на основе консультаций опытных фронтовиков психические состояния людей перед боем и в период боя со-
стояние младшего лейтенанта Игоря Суслина, который только прибыл на фронт (в боях еще не участвовал) и опытного фронтовика ефрейтора Святкина по прозвищу «Сват».
Однако, заметим, что изучение боевого опыта показывает, что на выполнение боевой задачи порой бывает (а это чаще всего) не хватает ни слов убеждения, ни слов вдохновения. Требуется элементарная первичная психическая подготовка еще и подчиненных. Хотелось бы большего, но устойчивость психики подчиненных вырабатывается в ходе боев, накопления знаний и тех решительных действий, которые требуются для боя, для победы.
Вот здесь-то и подчеркивается необходимая роль психологической подготовки и офицеров и их подчиненных.
К тому же, важность проблемы состоит еще и в том, как преодолеть опасность, которая угрожает жизни и, тем более, если это угрожает жизни своих подчиненных и, в целом, людям, которые будут у тебя за спиной.
При этом заметим, что подчиненные всегда следят за своими командирами. Подчиненные идут за теми офицерами (как говорят в народе: хоть в огонь, хоть в воду), которые умеют безошибочно ориентироваться на поле брани, умеют принимать рациональные решения и нести за них ответственность; умеют коротко и понятно поставить боевую задачу подчиненным и вовремя приказать, своевременно обеспечить и продумать последовательность выполнения боевых задач с таким расчетом, чтобы выполнить ее к установленному времени, когда наблюдается в процессе подготовки к бою и его ведению абсолютная четкость. При этом в его поступках и словах должна сквозить сила духа и непоколебимость. Естественно, что для этого требуется планомерная и длительная подготовка командиров различного должностного уровня: от тактического звена до стратегического.
Подчеркнем, что любой командир наделен соответствующей должностной лигитимной властью. Естественно, у него уже имеется именно должностной авторитет, т.е. имеет право приказывать. И чем выше должность, тем больше власти. Однако, и командир в роли лидера тоже наделен лигитимной властью. Но при этом он имеет высокую способность воздействовать на сознание, убеждения и мысли подчиненных, построить такую эмоциональную связь между собой и подчиненными, чтобы можно было сформировать
чувство единения, стремление подчиненных выполнить с высоким качеством боевую, либо другую задачу, чтобы порученные задачи и задания воспринимались как важное и общее дело для всего воинского формирования. Для лидера важны любые мелочи. Он не имеет права ошибаться. Исследования показывают, что с таких командиров, именно командиров — лидеров, люди начинают брать пример, стараются быть похожими на него, одним словом копировать его поведение. По сути достигается максимальное воздействие силы власти.
К тому же, как показывает боевая практика, в ходе ведения боя обязательно будут возникать людские потери как среди рядового состава, так и среди командного состава. В любом случае необходимо восстанавливать потери, особенно командный (офицерский) состав, да еще и с лидерскими качествами. И где же такое количество офицеров-лидеров найти?
Вот здесь-то и возникает вопрос о качествах командира. Кем же должен быть командир — быть лидером или быть командиром — руководителем с определенной степенью авторитета. Но степень авторитета руководителя является тоже критерием эффективности руководства. При этом выделяют следующие формы авторитета: формальный, психологический, моральный, функциональный и личный (персональный). Заметим, как показывают исследования: при формальном авторитете командира должностной его авторитет может обеспечить лишь 65% влияния на подчиненных, но не 100%. Для того, чтобы иметь полное влияние, т.е. 100%, на подчиненных, командиру необходимо иметь еще дополнительно психологический и личный авторитет, а это уже лидерство. Вот и получается, что понятие «лидерство» несколько шире, чем понятие «авторитет».
При этом подчеркнем (что и исследования показывают), что сравнивать эти два понятия — некорректно. Это очень хорошо показал в 1973 г. Б.Д. Па-рыгин, когда сделал сопоставительный анализ феноменов лидерства и руководства [4, с. 133—148].
В этом случае следует задать себе вопрос — а как же быть командирам, который поведет за собой своих людей, своих подчиненных, будем говорить открыто, — на смерть. Каково же отношение к смерти как со стороны подчиненных, так и со стороны командиров.
Исходя из этого и возникает ситуация: командир с определенным авторитетом или командир — лидер
или командиры различных должностных уровей? В тоже время, заметим, что в случае грозящей опасности либеральничать-то ведь некогда.
При этом следует подчеркнуть: есть ли у командира авторитет или его нет, обладает он лидерскими чертами или у него их нет, боевую задачу в любом случае надо выполнять.
Положения, где командир отдает приказы, и его приказы беспрекословно должны выполняться, закреплены в воинских руководящих документах [10].
К тому же, при руководстве войсками для Вооруженных сил Российской Федерации характерен принцип единоначалия [10].
Напомним, что даже такой постулат: «...в случае неисполнения приказа подчиненным, командир обязан принять все установленные меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, причем оружие может быть применено в исключительных случаях» закреплен законодательно в руководящих документах.
В тоже время, изучение различных точек зрения ученых как зарубежных, так отечественных, убеждает нас в том, что единого подхода к определению понятия «лидерство» в психологии нет. Но хотелось бы, чтобы командир еще обладал и лидерскими качествами, смог бы воодушевлять подчиненных в необходимый момент на своевременное выполнение приказа, базируясь на высоком своем профессионализме. Заметим, что частично лидерские качества офицера закладываются в высших военно-учебных заведениях, но это всего лишь курсанты. К тому же практика показывает, что должно быть наращивание знаний в аспекте лидерства в дальнейшей службе офицера, в том числе и практических умений воодушевлять подчиненных на выполнение приказа.
Зарубежные психологи выделяют «лидерство» и «руководство» в наиболее значительные явления групповой жизни. По их мнениям — во взаимоотношениях людей, они безусловно являются воплощением власти в разных аспектах управления: лидерство — преимущественно на психологическом, руководство — на социальном. А, в общем-то, что лидерство, что руководство обусловливают координацию индивидуальных усилий, организуют их в единый коллективный процесс и направляют на достижение стоящих перед формированием (группой) целей.
Однако, они рассматривают лидерство как преимущественно психологический по своей природе феномен, который возникает спонтанно и развертывается в системе неофициальных отношений людей и, вместе с тем, выступает средством организации отношений этого типа, управления ими.
Основу же лидерства они рассматривают, прежде всего, в малой группе как процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.
Но так лишь тогда бывает, когда старшие руководители оставляют все на «самотек», т.е. как получится. Хорошо, если в роли лидера выступает профессионал, имеющий и соответствующее образование, и опыт. Но так в жизни редко бывает. В воинских же формированиях, как показывает боевая практика, как правило, в большинстве своем, такое лидерство носит отрицательный характер.
Напомним, что конечный результат влияния в лидерстве — не только направить людей неформальными (психологическими) средствами, но и достичь положительных результатов выполнения стоящих перед воинским формированием боевых и других задач.
Руководство же западные специалисты тоже рассматривают как феномен, но уже социальный, функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения задач в группе. Причем они подчеркивают, что основу руководства составляет только власть.
Западные специалисты-психологи искали тот механизм выдвижения в позицию лидера, который позволил бы увидеть те качества лидера, начиная от возникновения «имплицитных теорий», и, кончая пя-тифакторной моделью личностных черт, которые оказались бы наиболее эффективными для управления людьми [11]. В итоге поиск наилучшего способа руководства, а, равно как и его единого стиля управления другими людьми, не увенчался успехом.
Итак, западным исследователям не только не удалось установить связь между качествами и лидерством, но и на ее основе создать тот единственно правильный образ лидера, который бы смог принести ощутимую пользу практике.
Исследования природы лидерства показывают, что оно появляется из насущных потребностей людей и их объединений, которые и призваны обеспечивать лидеры.
Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории, которые пытаются выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Наиболее приемлемыми для практики оказались разработанные учеными-бихевиористами три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств (харизматический); поведенческий подход и ситуационный подход [8].
Напомним, что по разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. В психологии понятие лидерство рассматривается как процесс межличностного влияния, предполагающий доминирование и подчинение, влияние и следование в системе межличностного взаимодействия в группе. Воспитание лидерства в целом выступает неотъемлемой частью профессиональной подготовки офицеров, залогом будущей эффективности военного управления.
При этом заметим, что военная психология и педагогика имеют богатые традиции в подготовке будущих офицеров к профессиональной деятельности, в формировании и развитии у них профессионально важных качеств. Причем работы военных психологов, составляющие фундамент процесса формирования у курсантов качеств лидера воинского коллектива [12, с. 28], не показывают становление в войсках молодых офицеров как лидеров и их дальнейшее развитие. К тому же следует подчеркнуть, что курсанты — это еще не офицеры, а мирное время — это не боевая действительность.
К сожалению, во всех работах не рассматриваются ни уровни лидерства, ни уровни авторитета для офицеров, занимающих соответствующие командные должности различных формирований, к примеру, общевойсковых. При этом заметим, что по мере того как будут изменяться по своей величине различные воинские формирования, будут изменяться и личностные качества командира или начальника. Для этого требуется способность руководителя к дальнейшему обучению и совершенствованию своих знаний (обучаемость), умению извлекать из боевого опыта эти знания, иметь способность их систематизировать и способность передавать их своим подчиненным.
А такие личностные качества руководителя (основные и необходимые для боевой деятельности), как отношение к смерти (самопожертвование: за деньги или за любовь к своему народу, стране), решительность не в целом, а по применению различных средств вооружения по отношению к противнику, ответственность за применение оружия, за жизнь личного состава, ответственность за жизнь местного населения, ответственность за профессиональную подготовку личного состава и заботу о нем, нигде не рассматриваются.
И, естественно, исследовательских работ в этой области как в зарубежной науке, так отчасти и в отечественной науке нет, хотя боевая практика всецело показывает, что момент разработки уровней лидерства и, вместе с этим, тщательное исследование лидерских качеств офицера уже давно настал.
Литература
1. Белов В.В. Психология лидерства: Учеб.-метод. комплекс. СПб.: СПбАУиЭ, 2007.
2. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории: Моногр. СПб.: ИГУП, 1999.
5. Фадеева В.Н. Лидерство и управление командой: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.
6. КричевскийР.Л. Психология лидерства: Учеб. пособие. М., Статут, 2007.
7. Петров В.В. Теории лидерства / Ситуационные модели лидерства, сравнение методов и стилей руководства: Серия: Бизнес-курс, 2006.
8. Вергилес Э.В. Теория лидерства. М., 2001.
9. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.
10. Статьи 39, 41 Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации».
11. Белецкая Ю.С. Имплицитные теории организационных межличностных отношений: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2003.
12. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика. М.: Воениздат, 2010.
References
1. Belov V.V. Psikhologiia liderstva: Ucheb.-metod. kompleks. SPb.: SPbAUiE, 2007.
2. PetrovskiiA.V. Istoriia sovetskoi psikhologii. M.: Prosveshchenie, 1967.
3. Burlachuk L.F. Psikhodiagnostika: Uchebnik dlia vuzov. SPb.: Piter, 2006.
4. Parygin B.D. Sotsialnaia psikhologiia. problemy metodologii, istorii i teorii: Monogr. SPb.: IGUP, 1999.
5. Fadeeva V.N. Liderstvo i upravlenie komandoi: Ucheb. posobie. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnic-heskogo universiteta, 2014.
6. Krichevskii R.L. Psikhologiia liderstva: Ucheb. posobie. M., Statut, 2007.
7. Petrov V.V. Teorii liderstva / Situatsionnye mo-deli liderstva, sravnenie metodov i stilei rukovodstva: Seriia: Biznes-kurs, 2006.
8. Vergiles E.V. Teoriia liderstva. M., 2001.
9. Bendas T.V. Psikhologiia liderstva: Ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2009.
10. Statii 39, 41 Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Fede-ratsii ot 10 noiabria 2007 g. № 1495 «Ob ustave vnutren-nei sluzhby Vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii».
11. Beletskaia Iu.S. Implitsitnye teorii organizat-sionnykh mezhlichnostnykh otnoshenii: Diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2003.
12. Korchemnyi P.A. Voennaia psikhologiia: meto-dologiia, teoriia, praktika. M.: Voenizdat, 2010.