Научная статья на тему 'Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей'

Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / BURNOUT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шленков А.В., Кошкаров В.С.

Представлена функциональная модель психологического обеспечения развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей на основе проведенного теоретического анализа и экспериментального исследования. На основе построенной модели предложена Программа психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шленков А.В., Кошкаров В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Simulant of Development resistance to Burnout of Firefighters and Rescuers

This article presents the functional simulant of psychological support with development resistance to burnout of firefighters and rescuers based on the theoretical analysis and experimental investigation. The program of psychological effects aimed to resistance development to burnout of firefighters and rescuers, based on this simulant, was offered.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ СОТРУДНИКОВ ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ

Р.В. Манеров; А.В. Шленков, доктор психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В.С. Кошкаров. Уральский институт ГПС МЧС России

Представлена функциональная модель психологического обеспечения развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарных частей на основе проведенного теоретического анализа и экспериментального исследования. На основе построенной модели предложена Программа психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, профессиональное развитие

FUNCTIONAL SIMULANT OF DEVELOPMENT RESISTANCE TO BURNOUT OF FIREFIGHTERS AND RESCUERS

R.V. Manerov; A.V. Shlenkov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.

V.S. Koshkarov. Ural institute of State fire service of EMERCOM of Russia

This article presents the functional simulant of psychological support with development resistance to burnout of firefighters and rescuers based on the theoretical analysis and experimental investigation. The program of psychological effects aimed to resistance development to burnout of firefighters and rescuers, based on this simulant, was offered.

Несмотря на наличие имеющихся в настоящее время научных и методических работ по развитию профессионально важных качеств сотрудников вооруженных сил, МВД, МЧС России, значимость этих качеств на различных этапах профессиональной деятельности и их взаимосвязь с показателями профессионального развития сотрудника, эффективности его профессиональной деятельности изучены у многих авторов. Недостаточно изучена зависимость эмоционального выгорания сотрудников от внешних и внутренних факторов [1-12]. Имеющиеся данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию. Следует также отметить, что в системе МЧС России (в частности в образовательных учреждениях и научных подразделениях) идёт активный поиск условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки кадров для подразделений МЧС России, и в частности, сотрудников пожарных частей. Проблемы профессиональной и психологической подготовки, пути улучшения их качества рассматривались в трудах различных исследователей [13-15]. В настоящее время педагогика, психология, физиология и другие науки накопили определённый объём знаний, позволяющий разрешить обозначенные противоречия в теории и практике профессиональной подготовки сотрудника. Разработана психологическая концепция активности субъекта

(С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.В. Брушлинский); созданы философско-методологические основания анализа образования как процесса передачи и реализации культуры (В.С. Библер, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Г.П. Щедровицкий); изучены и обобщены закономерности развития и саморазвития личности (В .И. Андреев, Л.А. Волович, В.И. Загвязинский, М.Н. Таланчук, Г.А. Цукерман); разработана теория самоактуализирующейся личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, И.И. Брехман, Э.Н. Ваймер, В.В. Колобанов, Л.Г. Татарникова). Вместе с тем проблеме профессиональной и психологической подготовки сотрудников пожарных частей МЧС России, повышению ее качества уделено недостаточно внимания. Проблему профессиональной подготовки военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел исследовали А. А. Абраменко, С.М. Ашкинази, Ю.Г. Баскин, А.Э. Болотин, А.А. Грешных, А.А. Горелов, Г.Г. Дмитриев, Б.Н. Ендальцев, В.Л. Марищук, М.И. Марьин, В.В. Миронов, В.Л. Пашута, О.В. Новосельцев, В.А. Торопов, Ю.Ф. Подлипняк, В.И. Силин, Н.В. Романенко, Г. А. Шашкин, В. А. Щеголев. Данные работы послужили основой для дальнейшего исследования проблемы совершенствования профессиональной и психологической подготовки сотрудников пожарных частей.

Проблема развития эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей МЧС России сложна и многогранна. Ее сложность обусловлена тем, что формирование эмоционального выгорания наступает, во-первых, из-за некомпетентности сотрудников, во-вторых, из-за их неподготовленности в физическом и психологическом плане. В связи с этим большое внимание в данном исследовании уделено взаимосвязи эмоционального выгорания с возрастом и стажем работы в должности, что напрямую связано с приобретением соответствующего профессионального опыта.

Предложенный подход в оценке стрессовой устойчивости, депрессивности, степени готовности к риску с эмоциональным выгоранием позволяет решить задачу уменьшения эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей МЧС России.

После разработки Программы психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию, в исследовании приняли участие 262 сотрудника пожарных частей.

Ведущая роль в реализации программы отводится психологической службе и руководству подразделения, которые решают не только организационные вопросы психологического обеспечения сотрудников пожарной части МЧС России, но и задачи практического внедрения современных технологий психологического обеспечения профессиональной деятельности. Последнее обусловлено растущей сложностью профессиональной деятельности сотрудников пожарных частей в современной действительности, что порождает необходимость развития их эмоционально-волевой устойчивости через разработку и внедрение различного рода развивающих программ.

Для решения вышеуказанных задач была предложена Программа психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию, а также общие рекомендации по нормализации эффективного процесса жизнедеятельности человека.

В таблице и на рисунке приведены основные этапы, задачи и исполнители, а также функциональная модель психологического обеспечения по недопущению эмоционального выгорания у сотрудников пожарных частей МЧС России.

Таким образом, Программа психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности включает четыре основных наиболее важных компонента: психологическое обеспечение профориентации и профессионального отбора в подразделения пожарных частей, психологическое обеспечение процесса адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности в пожарных частях как основа устойчивости к эмоциональному выгоранию, психологическое обеспечение развития

профессионально важных качеств личности сотрудников и развития устойчивости к эмоциональному выгоранию. По результатам анализа динамики эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей производится индивидуализация предложенной программы с целью повышения эффективности её влияния с целью уменьшения эмоционального выгорания сотрудников в профессиональной деятельности.

Таблица. Основные этапы Программы психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию

Этапы Задачи Исполнители

Психологическое обеспечение профориентации и профессионального отбора в подразделения пожарных частей 1. Методическое обеспечение профориентационных мероприятий в подразделениях противопожарной службы. 2. Установление психологической пригодности кандидатов для службы (работы) в подразделениях противопожарной службы по средствам проведенного профессионального психологического отбора. Подразделения психологического обеспечения в региональных центрах, противопожарной службе и отделах кадров

Психологическое обеспечение процесса адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности в пожарных частях как основа устойчивости к эмоциональному выгоранию 1. Мониторинг адаптации к профессиональной деятельности. 2. Формирование устойчивости к эмоциональному выгоранию в период протекания адаптационных процессов. 3. Развитие у сотрудников психологической готовности к профессиональному и личностному развитию. Подразделения психологического обеспечения профессиональной деятельности, воспитательные подразделения противопожарной службы

Психологическое обеспечение развития профессионально важных качеств личности сотрудников и развития устойчивости к эмоциональному выгоранию 1. Психологический мониторинг развития профессионально важных качеств сотрудников пожарных частей и устойчивости к эмоциональному выгоранию. 2. Развитие личности и раскрытие профессионального потенциала сотрудников. 3. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников, повышение мотивации к профессиональной деятельности и устойчивости к эмоциональному выгоранию. Подразделения психологического обеспечения, воспитательные подразделения противопожарной службы

Функциональная модель психологического обеспечения устойчивости к эмоциональному выгоранию

Факторы, ведущие к выгоранию Факторы, препятствующие выгоранию

Несоответствие требований предъявляемых к работнику и его возможностям Оценка значимости профессиональной деятельности как со стороны сотрудника, так и в обществе

Ограничения условий деятельности самостоятельности профессионала

Оценка значимости ситуации и отношения к ней

Несоответствие вознаграждений ожиданиям сотрудника

Мотивация активности в ситуации

Отсутствие (утрата) положительной поддержки сослуживцев, командира Мобилизованность как качество в профессиональной деятельности

Ущемление чувства справедливости не только к нему, но и к другим членам коллектива Адекватность решений, поведения, действий (командира и коллег)

Несоответствие между морально-этическими принципами и тем, что от него требуется делать во время его профессиональной деятельности Актуальное психическое состояние человека

Навыки, стратегии, копинг поведения

Личностные качества сотрудника, мотивация к профессиональной деятельности

Эффективность профессиональной деятельности

ПВК необходимые для профессиональной деятельности; эмоциональное выгорание

Здоровье и профессиональное лолголетие

Развитие конструктивных стратегий

(Программа психологических воздействий, направленных на развитие устойчивости сотрудников пожарных частей к эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности)

Трудности профессиональной деятельности

С

Характеристика экстремальных ситуаций

Г

Компоненты профессиональной деятельности

Рис. 118

Литература

1. Айдаралиев А. А., Максимов А. А. Адаптация человека в экстремальных условиях. М., 1991.

2. Александровский Ю.А., Румянцева Г.М., Щукин Б.П. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф // Военно-медицинский журнал. 1990. № 8.

3. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А. Александровский [и др.]. М.: Медицина, 1991.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995.

5. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: метод. пособие. М.: ВНИИПО, 1999.

6. Китаев-Смык А. А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо,

2009.

7. Левигурович Г.И., Нецкий Г.О., Рейтынбарг Д.И. Пожарные. Изучение профессии пожарного. Ч. 1. М., 1928.

8. Лунина Е.Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: автореф. канд. пед. наук. М.,1997.

9. Марьин М.И., Гегель А.Л., Апостолова Л.О. Результаты оценки функционального состояния и работоспособности пожарных // Проблемы пожарной безопасности зданий и сооружений. М.: ВНИИПО, 1990.

10. Марьин М.И., Мешалкин Е.А. Медико-психологические проблемы профессиональной деятельности пожарных. М.: ВНИИПО, 1997.

11. Марьин М.И. Критерии оценки тяжести труда пожарных // Пожарное дело. 1990.

№ 3.

12. Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности: метод. рекомендации. М., 1992.

13. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиздат, 1982.

14. Столяренко А. М. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. М.,1987.

15. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.