Научная статья на тему 'Взаимосвязь динамики успеваемости с чертами личности студенток в процессе обучения'

Взаимосвязь динамики успеваемости с чертами личности студенток в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ЦИКЛЫ ДИСЦИПЛИН / PERSONAL CHARACTERISTICS / INDIVIDUAL-ORIENTED LEARNING / ACHIEVEMENT / CYCLES DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кленин Дмитрий Анатольевич, Сальников Виктор Александрович, Ешкова Юлия Андреевна

В работе рассматривается взаимосвязь успешности обучения со свойствами личности студенток на всем протяжении процесса обучения. Выявлены более устойчивые связи черт личности, влияющих на успеваемость, а также некоторые единичные. Среди личностных факторов, существенно влияющих на успеваемость, это интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), нормативность поведения (G) и самоконтроль (Q3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кленин Дмитрий Анатольевич, Сальников Виктор Александрович, Ешкова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of dynamics performance with personality traits students in process of study

The paper examines the relationship of learning success with the properties of individual students throughout the learning process. There is revealed a stable relationship of personality traits affect performance, as well as some single one. Among the personal factors significantly affecting the performance is the intellect (B), normative behavior (G) and self-control (Q3).

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь динамики успеваемости с чертами личности студенток в процессе обучения»

5. Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.

6. Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.

7. Академическая успешность и успеваемость.

8. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.

Библиографический список

1. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. — Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. — 336 с.

3. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. — М., 2001. — С. 39.

4. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1987. — 219 с.

5. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4. — С. 51—59.

6. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148 — 156.

7. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

8. Осьодло, В. И. Психология професссионального становления офицера : моногр. / В. И. Осьодло. — Киев : Золотые Ворота, 2012. — 463 с.

9. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. — М. : Смысл, 2001. — 572 с.

10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — М., 1991. — 368 с.

11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.

12. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мей ; пер. О. О. Чистякова, А. П. Хомик. — М. : Рефл-бук. — Киев : Ваклер, 1997. — 198 с.

13. Сартр, Ж. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

14. Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: моногр. / Л. И. Дементий. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.

МАЛЮТИНА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: malyutina1971@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © Т. В. Малютина

УДК 378.14

Д. А. КЛЕНИН В. А. САЛЬНИКОВ Ю. А. ЕШКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ УСПЕВАЕМОСТИ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В работе рассматривается взаимосвязь успешности обучения со свойствами личности студенток на всем протяжении процесса обучения. Выявлены более устойчивые связи черт личности, влияющих на успеваемость, а также некоторые единичные. Среди личностных факторов, существенно влияющих на успеваемость, это интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), нормативность поведения (О) и самоконтроль ^3).

Ключевые слова: личностные особенности, индивидуально-ориентированный процесс обучения, успеваемость, циклы дисциплин.

Введение. Образование в сегодняшнем его состоянии всё более становится мощной созидательной силой, воспринимаемой не только как важный фактор технико- и социально-экономического развития страны, но и как ресурс, удовлетворяющий возрастающие материальные и духовные потребности личности, общества и государства. Вероятно, этим объясняется то, что в большинстве развитых

стран мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан в сторону формирования умения самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.

Необходимость реформирования отечественного образования и перехода от адаптивно-дисциплинарной модели (унифицированного образования) к личностно-ориентированной (вариативное образование), обосновывается в работах А. Г. Асмолова. Автор даёт следующую его характеристику: «Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компе-тентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечила ориентацию личности в разного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределённости» [1, с. 600]. По мнению учёного, в развитии вариативного образования важную роль играют авторские школы, которые выступают как поисковые механизмы, апробирующие разные пути образования в культуре. Рядом авторов выявлено влияние индивидуальных и личностных особенностей на адаптацию студентов к образовательной деятельности, а также на эффективность учебной деятельности. Так, студенты с низкой академической успеваемостью в сравнении с более успевающими характеризуются низкой самооценкой, конкретностью и ригидностью мышления, беспринципностью, безответственностью, неорганизованностью, ориентацией на следование общепринятым нормам, консервативностью [2]. По данным Э. А. Голубевой [3], успеваемость по гуманитарному и естественнонаучному циклу имели выше лица со слабой нервной системой, высокой лабильностью и преобладанием возбуждения. Немаловажным фактором в плане реализации индивидуальной траектории обучающимися является выявление склонностей и интереса к тому или иному виду деятельности, изучаемым дисциплинам, которые в большей степени соответствуют интересам занимающихся.

Понятно, что не всякое занятие может быть притягательным для личности, а только такое, которое встречает внутренний отклик. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она дает. Но подлинная склонность означает предрасположенность и к самому процессу деятельности, когда работа — не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится потребностью. «В основе возникновения склонностей, писал Б. М. Те-плов, лежат потребности», когда привлекательными оказываются не только достигаемые результаты, но и сам процесс деятельности [2].

Л. И. Божович [4] выделяет несколько категорий учебных мотивов, познавательные мотивы, к которым относятся необходимость в интеллектуальной активности, познавательные интересы обучающихся и потребность в овладении новыми знаниями и умениями.

В целом, большинство мотивов находится в сложном взаимодействии друг с другом и имеют различное влияние на учебу, поэтому представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого обучающегося всех компонентов мотивационной структуры. Одновременно формирование познавательных и профессиональных способностей и склонностей связано с личностными и индивидуально-психологическими свойствами субъекта. Но любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для обучающегося возможность обсуждать и выбирать

другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны обучающихся и их родителей [5].

Индивидуальные свойства обучаемого, в первую очередь влияющие на результаты обучения, подразделяются на общие и специальные способности. На различных этапах развития личности — это так называемая обучаемость индивида, то есть его «способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Ранее в исследованиях были получены довольно высокие корреляции уровня общего интеллектуального развития с академической успеваемостью студентов. Вместе с тем лишь немногим более 50 % студентов повышают уровень общего интеллекта от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов. Сильные учащиеся выходят из вуза с тем же, с чем и пришли. Это послужило основанием для вывода о том, что преимущественная ориентация традиционной системы образования направлена на среднего студента. Анализ личностных качеств представителей одной из выборок в целом, осуществленный с применением 16-факторного опросника Р. Кеттелла, при сопоставлении с показателями математических способностей выявил, что такие параметры, как дисциплинированность, добросовестность, соблюдение моральных норм, чувство ответственности, являются характерными чертами для учащихся с более высоким уровнем успеваемости в математической деятельности. Все это позволяет отметить наличие сложных взаимоотношений умственных способностей и индивидуально-психологических особенностей в структуре образовательного процесса. Так, данные, полученные на 1500 учащихся польским ученым Т. Левовицким (цит. по Я. Стреляу, 1982) [6], говорят о наличии связи показателей свойств нервной системы с эффективностью обучения, оказались, главным образом, сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов. Оставление без внимания индивидуально-психологических особенностей студентов приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих их функциональным возможностям, и как результат, снижению мотивации, отрицательному отношению к обучению, что неминуемо отражается на эффективности образовательного процесса, развития их умственных способностей.

Основная часть. Задача исследования состояла в изучении взаимосвязи успеваемости с чертами личности студенток по циклам дисциплин на протяжении всего периода обучения. В исследовании участвовали студентки 1—4 курсов бакалавриата, технических специальностей, в количестве 110 студенток дневного отделения. Одновременно определялись черты личности по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла [7], ситуативная и личностная тревожность по опроснику Спилбергера — Ха-нина [8], индекс жизненной активности, коммуникативные свойства и удовлетворенность учебным процессом с использованием опросника, разработанного нами. Успеваемость регистрировалась по следующим циклам дисциплин: общегуманитарный и социально-экономический (ОГ), естественнонаучный и математический (ЕН), общепрофессиональный (ОП), дисциплины профессионального модуля (ПМ), производственная практика (ПР), курсовые работы (КР), курсовые проекты (КП).

Рис. 1. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток первого курса обучения

ОГ — общегуманитарный и социально-экономический цикл; ЕН — естественнонаучный и математический цикл; ОП — общепрофессиональный цикл; ПМ — профессиональный модуль; ПР — производственная практика; КР — курсовые работы; КП — курсовые проекты; КОМ — коммуникативные свойства; УД — удовлетворенность учебным процессом; ИЖА — индекс жизненной активности; НД — мотивация к избеганию неудач; У — мотивация к успеху; Р — готовность к риску; СТ — ситуативная тревожность; ЛТ — личностная тревожность; буквы соответствуют факторам опросника Р. Кеттела. Линии, связывающие кружки, — достоверность связи; сплошная — положительная связь; пунктирная — отрицательная. Одна линия — P < 0,05; две любые — P < 0,01

Рис. 2. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток второго курса обучения

(обозначения те же, что на рис. 1)

Результаты исследования и их обсуждение.

В плане совершенствования системы образования существенным является изучение особенностей личности обучающихся на всем протяжения обучения в вузе и динамики успеваемости применительно к циклам дисциплин, так как происходят возрастные изменения, меняется и содержательность дисциплин.

Студентки первого курса, более успешно осваивающие дисциплины естественнонаучного цикла, имеют более абстрактное мышление (В), эмоциональную стабильность (С), высокую смелость (Н), отличаются большим индексом жизненной активности и мотивационной направленностью на успех. По дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла выше успеваемость у девушек более смелых (Н), имеющих более высокие коммуникативные свойства и мотивацию, направленную на успех. Результаты успеваемости по общепрофессиональным дисциплинам отрицательно коррелируют с меньшей экспрессивностью р) и положительно с тревожностью (О). Производственная практика лучше реализуется студентками, отличающимися большей экспрессивностью р)

и доверчивостью Уровень выполнения курсовых работ выше у девушек более смелых (Н) и отличающихся низким самоконтролем. В целом, для студенток первого курса наиболее ведущими чертами личности, содействующими более полному освоению дисциплин курса, являются абстрактное мышление (В), смелость (Н) и мотивация, направленная на успех (рис. 1).

Применительно к девушкам второго курса структура связей в определенной степени изменяется. Наибольшее число корреляционных связей выявлено в отношении дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла. Более успешно дисциплинами этого цикла овладевают студентки, имеющие такие черты личности, как проявление конкретного мышления (противоположность абстрактному) (В), меньшей экспрессивности р), высокой нормативности поведения доверчивости

и высокого самоконтроля ^3).

По дисциплинам естественнонаучного и математического цикла успеваемость выше у студенток, отличающихся большей подчиненностью (Е), сдержанностью (противоположность экспрессивности) р) и прямолинейностью Применительно

Рис. 3. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток третьего курса обучения

(обозначения те же, что на рис. 1)

Рис. 4. Структура корреляционных плеяд взаимосвязи образовательных циклов с личностными особенностями у студенток четвертого курса обучения

(обозначения те же, что на рис. 1)

к дисциплинам общепрофессионального цикла выявлена положительная корреляция с фактором и отрицательно с фактором р), т.е. девушки, имеющие такие черты личности, как высокая нормативность поведения и сдержанность р), имеют более высокую успеваемость. Уровень освоения профессионального модуля выше у лиц, отличающихся большей конкретностью мышления (В). Производственная практика результативнее у девушек, обладающих большей подозрительностью (противоположность доверчивости) и отличающихся большей удовлетворенностью учебным процессом. В результате более эффективно осваивают дисциплины второго курса девушки с некоторой конкретностью мышления (В), сдержанностью р), высокой нормативностью поведения (рис. 2).

Структура корреляционных плеяд в отношении третьекурсниц более интегрирована. В частности, дисциплины общегуманитарного цикла более успешно осваиваются студентками, отличающимися большей подчиненностью (Е), высокой нормативностью поведения большей проницательностью (противоположность прямолинейности) с мень-

шей ситуативной тревожностью и меньшей готовностью к риску, но с более выраженными коммуникативными свойствами. В отношении дисциплин естественнонаучного цикла выше успеваемость у девушек, обладающих большей проницательностью высоким самоконтролем ^3), меньшей ситуативной и личностной тревожностью и имеющих более высокий индекс жизненной активности. Применительно общепрофессионального цикла успеваемость выше у студенток с более развитым абстрактным мышлением (В), большей проницательностью с высоким самоконтролем ^3), удовлетворенных учебным процессом и имеющих больший индекс жизненной активности. Профессиональный модуль лучше осваивают девушки с такими чертами личности как проницательность эмоциональная стабильность высокая нормативность поведения и меньшей личностной тревожностью. Курсовые работы тщательнее готовят студентки, обладающие проницательностью высоким самоконтролем ^3), высокой нормативностью поведения удовлетворенностью учебным процессом и мотивацией, направленной на успех.

В целом, дисциплины третьего курса наиболее успешно осваивают студентки, отличающиеся большей проницательностью (Ы), высокой нормативностью поведения (С), самоконтролем (ОЭ), меньшей личностной тревожностью, удовлетворенностью учебным процессом и более высоким индексом жизненной активности (рис. Э).

Для студенток четвертого курса наиболее характерны следующие связи. Так, дисциплины естественнонаучного цикла лучше осваивают девушки с такими чертами личности, как большая доверчивость (Ь), личностная тревожность и менее удовлетворенные учебным процессом. Относительно дисциплин общегуманитарного цикла выявлены отрицательные связи с фактором (О), удовлетворенностью учебным процессом и положительно с фактором (С). По дисциплинам общепрофессионального цикла выше успеваемость у студенток с развитым абстрактным мышлением (В), большей доверчивостью (Ь) и низкой удовлетворенностью учебным процессом (УД). Профессиональный модуль лучше осваивают, а также лучше выполняют курсовые проекты девушки более сдержанные (Б) и в меньшей степени удовлетворенные учебным процессом.

Результативность производственной практики выше у студенток с большей доверчивостью (Ь), более зависящих от мнения и требований группы (О2), с высокой личностной тревожностью и меньшей удовлетворенностью учебным процессом. Именно неудовлетворенность учебным процессом явилась для студенток четвертого курса фактором, содействующим более полному освоению дисциплин этого курса, определенное влияние оказали и такие черты личности, как большая доверчивость (Ь), сдержанность (Б) и личностная тревожность (рис. 4).

В целом, можно отметить, что успеваемость по блокам дисциплин связана с чертами личности студенток, однако от курса курсу структура связей существенно изменяется, это возможно в силу того, что в блоках дисциплин предметы в процессе обучения меняются, в определенной степени имеет место и изменения личностных особенностей студенток. Тем не менее отдельные свойства личности довольно устойчиво связаны с успеваемостью на всем протяжении обучения, хотя и с разными дисциплинами. Чаще это связано с таким свойством личности, как интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), отражающим такие черты, как оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость, и чем они выше, тем лучше успеваемость студенток. Не менее важным является и фактор (С), отражающий «нормативность поведения», при этом студентки с более высокой успеваемостью характеризуются большей самостоятельностью в принятии решений, проявлением лидерских качеств. В определенной степени высокой успеваемости содействует и фактор (ОЭ) — уровень самоконтроля, и чем он выше, тем лучше успеваемость студенток, характерной особенностью которых является умение контролировать свои эмоции и поведение. Представленные данные лишний раз подтверждают многообразие личностных свойств, влияющих на успешность в учебной деятельности, но более устойчивые сочетания могут эффективнее влиять на формирование индивидуально-ориентированного учебного процесса [9]. Но для реализации последнего необходимо преобразование программ содержания подготовки студентов в модульную

форму [10]. Существенным моментом при переходе на индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса является и то, что основным объектом планирования и организации учебного процесса становится субъект обучения, т.е. студент. Это позволит студенту выбирать модули в соответствии с их склонностями, способностями и индивидуально-психологическими особенностями. В результате каждый студент сможет осваивать учебную программу в индивидуальном темпе, который у разных студентов может оказаться разным в силу его способностей, начальной подготовленности и индивидуально-психологических различий. Однако традиционные формы обучения пока остаются наиболее приоритетными и не могут в полной мере реализовать индивидуально-ориентированный подход к учебному процессу.

Выводы. Полученные данные дают основание отметить, что динамика успеваемости студенток на всем протяжении обучения в вузе в значительной степени связана со свойствами личности. При этом имеют место как временные связи, так и более постоянные.

Знание особенностей взаимосвязи успешности обучения и свойств личности дает основание более эффективно строить индивидуально-ориентированный учебный процесс, а обусловливается это тем, что выбор вида деятельности или образовательных дисциплин в соответствии со склонностями, способностями и индивидуально-психологическими особенностями позволяет повысить интерес занимающихся к образовательному процессу. Так как не всякое занятие может быть притягательным для личности, а только такое, которое соответствует логике его внутреннего развития. Этому содействует и то, что любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для обучающегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты образования, соответствующего его интересам и склонностям. Реализация же индивидуально-ориентированного процесса обучения позволит повысить общий уровень интеллекта не только студентов, имеющих его средний и низкий уровень, но и тех, кто пришел в учебное заведение более подготовленным.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. — 768 с.

2. Теплов, Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М. : Наука, 2004. — 444 с.

3. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 199Э. - 512 с.

4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — Э52 с.

5. Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. — М. : Наука, 2002. — 527 с.

6. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. — М. : Прогресс, 1982. — 2Э1 с.

7. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. — СПб. : Речь, 2007. — 104 с.

8. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности : практическое руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. — СПб. : Речь, 2005. — С. 44 — 49.

9. Менчинская, Н. А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. — М. : МПСИ, Воронеж : Модэк, 2004. - 512 с.

10. Сазонов, Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 10-24.

КЛЕНИН Дмитрий Анатольевич, аспирант кафедры «Инженерная педагогика».

Адрес для переписки: the-doctor-7@rambler.ru

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Физическое воспитание». Адрес для переписки: 8а1шко^у1Иог@ Ьк.ги89659800001

ЕШКОВА Юлия Андреевна, аспирантка кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте».

Адрес для переписки: Ju1ia_sou188@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2014 г. © Д. А. Кленин, В. А. Сальников, Ю. А. Ешкова

>

Книжная полка

ББК 88/С81

Столяренко, Л. Д. Психология личности : учеб. пособие по специальности «Психология» по курсу «Психология личности»/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. -574 c. - ISBN 978-5-222-21845-7.

В учебном пособии в соответствии с Гос. образовательным стандартом раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология личности»: проблемы личности, свобода личности как родовая главная характеристика человека, современные психологические теории и подходы к пониманию личности, социальная среда и социализация личности, идентификационные характеристики личности, понятие личности и индивидуальности. По разделам даны соответствующие методики диагностики личности. Пособие содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Учебное пособие применяется как на практических занятиях, так и при проведении научно-исследовательской работы студентов. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также будет интересно и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии личности.

ББК 88/К90

Кулганов, В. А. Превентология : учеб. пособие для вузов по направлению 050700 «Педагогика» : учеб. пособие / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 301 с. -ISBN 978-5-496-00515-9.

Учебное пособие написано докторами медицинских и психологических наук. Книга раскрывает основные вопросы теории и практики профилактики девиантного поведения среди подростков и молодежи. Рассмотрены теоретические вопросы формирования, базовые понятия и классификация аддикций, зависимого поведения, факторы риска и факторы защиты от формирования девиантного поведения у подростков, а также основные направления профилактики данного явления. В пособии также затронуты вопросы существующего законодательства РФ в сфере профилактики отклонений в поведении. Пособие написано в соответствии с требованиями Гос. образовательного стандарта третьего поколения и имеет гриф УМО по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование». Пособие предназначено для широкого круга профессионалов и будет полезно специалистам в области практической психологии, социальной работы и педагогики, осуществляющим профилактику девиантного поведения в молодежной среде.

ББК 66.75/О-64

Организация работы с молодежью: введение в специальность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 040700 «Организация работы с молодежью» / Под ред. Е. П. Агапова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 446 с. - ISBN 978-5-222-21639-2.

Учебное пособие, написанное в соответствии с Федеральным гос. образовательным стандартом высшего профессионального образования, посвящено рассмотрению методологических основ и практики работы с молодежью. Оно представляет собой введение в специальность, которая оказывается все более востребованной в современном российском обществе. Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью», а также всех тех, кто интересуется молодежной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.