Научная статья на тему 'Место, роль и задачи МВД России в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Место, роль и задачи МВД России в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8137
1075
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Масуфранова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место, роль и задачи МВД России в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

МЕСТО, РОЛЬ И ЗАДАЧИ МВД РОССИИ В ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А.В. Масуфранова, курсант Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

В Российской Федерации создана и функционирует уникальная, не имеющая аналогов в мировой практике единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки.

Как было отмечено выше, в структуре сил и средств РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности и их органам управления, к которым относятся аппараты и подразделения МВД России. Так, постоянно действующими органами управления МВД в РСЧС являются:

- на федеральном уровне - МВД России;

- на региональном уровне - главные управления МВД России по федеральному округу;

- на территориальном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

- на местном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно -территориальным образованиям.

Планирование действий в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России и его территориальных органов всех уровней, органов местного самоуправления, учреждений и организаций. При этом на местных и региональных руководителей возлагается правовая ответственность составления и обеспечения реализации планов действий чрезвычайных ситуаций. Для проверки готовности населения, объектов, органов управления сил и средств РСЧС регулярно проводятся учения и тренировки, несмотря на специфику разработки и реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях для каждого

конкретного объекта или территории их основа практически идентична. Так в МВД России типовой оперативный план действий органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных обстоятельствах включает:

- состав оперативного штаба и порядок действий его должностных лиц при чрезвычайных ситуациях;

- перечень и место расположения объектовых, местных и территориальных пунктов управления;

- характеристику сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- порядок и средства оповещения, приведение в готовность сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- порядок выдвижения сил и средств в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе расчеты их перевозки различными видами транспорта;

- задачи и функции конкретных формирований, а также порядок их взаимодействия при ликвидации этих ситуаций;

- меры безопасности.

Эту информацию дополняет характеристика территорий обслуживания.

В процессе повседневной деятельности РСЧС и ее основных функциональных подсистем осуществляются мероприятия по созданию финансовых и материально-технических резервов, которые экстренно привлекаются при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эти резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а в организациях - за счет их собственных ресурсов. Кроме того, из средств федерального бюджета формируется резервный фонд правительства Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а из государственного материального резерва - материальные ресурсы для проведения первоочередных работ.

Список использованной литературы

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ.

3. Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249.

4. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924.

5. Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: утверждено

приказом МВД России от 22 апреля 2011 г. № 222.

6. Назаренко И.А. Принципы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера / И.А. Назаренко // Административное право и процесс. - 2007 - № 4.

7. Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций / И.А. Назаренко // Административное право и процесс. - 2007. - № 2.

8. Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): автореф. докт. дис. / С.А. Старостин. - М.: Академия управления МВД России, 2000.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В.В.Неустроев, к.м.н., доцент, Д.В.Неустроева, аспирант Воронежский государственный педагогический университет,

г. Воронеж

Цель работы - модернизация обучения бакалавров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий (ЗНиТ) при чрезвычайных ситуациях с применением специальных компетенций, кредитно-модульной структуры, инновационных интерактивных технологий обучения, тестового контроля, балльно-рейтинговой системы оценки студентов в соответствии с компетентностной моделью ФГОС-3.

Предметный план оптимизации обучения бакалавров на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний ВГПУ включал следующие мероприятия: повышение квалификации преподавателей на курсе «Технологии внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемый в ВУЗе»; разработка рабочих программ учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» ОПД.Ф.12 и «Гражданская оборона» ДПП.Ф.14; оформление технологических карт дисциплин БЖ и ГО; планирование самостоятельной работы студентов (СРС); методические рекомендации для студентов и преподавателей по изучению дисциплин, включая СРС; внедрение балльно-рейтинговой системы оценки студентов с текущим тестовым контролем; промежуточная аттестация студентов в форме зачетов (1 и 5 семестры); изучение эффективности реализации учебных программ, УМК по компетентности модели ФГОС-3 с использованием результатов интернет-экзамена.

В области пожарной безопасности и противопожарной защиты рабочие программы БЖ и ГО суммарно содержат 15 аудиторных учебных часов, распределенных на 3 лекции на темы: «Основы пожарной безопасности» [1],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.