Научная статья на тему 'Учебно-методический и научно-образовательный центр гражданской защиты России'

Учебно-методический и научно-образовательный центр гражданской защиты России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов П. А.

Приводятся краткий обзор хронологии, становления и развития Академии гражданской защиты МЧС России в связи с ее 15-летием, достижения в области научно-образовательной деятельности, заслуги научнопедагогического состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Development and Education and Research Center of Russia Civil Defense

There is given short review of Civil Defense Academy of Emercom of Russia history, achievements in education and research sphere.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический и научно-образовательный центр гражданской защиты России»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:351.86+519.8

П.А. Попов к.э.н. (начальник АГЗ МЧС России) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ РОССИИ

P. Popov

TRAINING DEVELOPMENT AND EDUCATION AND RESEARCH CENTER

OF RUSSIA CIVIL DEFENSE

Приводятся краткий обзор хронологии, становления и развития Академии гражданской защиты МЧС России в связи с ее 15-летием, достижения в области научно-образовательной деятельности, заслуги научнопедагогического состава.

There is given short review of Civil Defense Academy of Emercom of Russia history, achievements in education and research sphere.

П.А. Попов

Для Академии гражданской защиты МЧС России 2007 год юбилейный.

Постановлением Правительства Российской Федерации кабря 1992 г. № 968 на базе ордена Красной Звезды 37 Высших Центральных курсов подготовки и повышения квалификации руководящего состава гражданской обороны СССР и 312 курсов гражданской обороны РСФСР в рамках Министерства обороны СССР образован наш ВВУЗ, ставший впоследствии Академией гражданской защиты МЧС России.

Академия в настоящее время определена как головной учебнометодический и научный центр в системе высшего профессионального образования для подготовки специалистов органов управления МЧС России, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО), государственного муниципального управления, мобилизации экономики и войск ГО, проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Изначально на академию возлагались задачи подготовки высоко профессиональных специалистов и повышения квалификации руководящих кадров в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мобилизационной подготовки руководящего состава ведущих отраслей народного хозяйства страны [1].

Сегодня образовательный и научный процесс в академии осуществляется по программам высшего профессионального образования (табл. 1). Методический статус академии — государственно-общественное объединение Учебно-методическая комиссия (УМК) по специальности 330600 (280103.65) «Защита в чрезвычайных ситуациях». Лицензия — на ведение образовательного процесса по программам дополнительного образования с целью повышения квалификации руководящего состава РСЧС и ГО (табл. 2).

В Академии осуществляется: оказание методической помощи территориальным органам управления МЧС России и органам управления РСЧС и ГО, учебно-методическим центрам ГОЧС по вопросам подготовки населения в области ГО и защиты в ЧС; подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации; проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в интересах РСЧС и ГО и совершенствования высшего образования; развитие международного сотрудничества в области обучения кадров.

Образовательный процесс в академии осуществляется на факультетах (руководящего состава, командно-инженерном, специальном по подготовке иностранных военнослужащих, заочного обучения), в Институте развития МЧС России, Институте специальной подготовки, а также в адъюнктуре и аспирантуре. Ведут образовательный процесс 25 кафедр.

Таблица 1

Подготовка специалистов по программам высшего профессионального образования

Специальность Квалификация Срок обучения Образование

Государственное и муниципальное управление Менеджер 3 года высшее военное

5 лет высшее

Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты Специалист в области управления 2 года высшее военное

Инженерная оперативно-тактическая гражданской защиты Инженер по эксплуатации техники 3 года высшее военное

Защита в чрезвычайных ситуациях Инженер по защите в ЧС 5 лет высшее

Прикладная математика Инженер- математик 5 лет высшее

Инженерная тактическая сил гражданской защиты Инженер 5 лет высшее

Таблица 2

Подготовка специалистов по направлениям дополнительного образования

.ОІ „В ^ в Направления Срок обучения, час

1 Оперативное управление функционированием РСЧС и ГО 72

2 Оперативное управление мероприятиями РСЧС и ГО 72

3 Защита в чрезвычайных ситуациях 72

4 Обучение населения по ГО и защите от ЧС 72

5 Оперативное управление функциональной подсистемой РСЧС 72

6 Гражданская оборона. Средства и способы предотвращения и ликвидации ЧС 72

7 Оперативное управление ведением спасательных работ 72

8 Организация мобилизационной подготовки экономики 72

Ведущими кафедрами, обеспечивающими формирование у обучающихся навыков и умений профессиональной деятельности, являются кафедры: гражданской защиты; тактики;

информационных технологий и систем управления;

организации и управления повседневной деятельностью РСЧС;

аварийно-спасательных работ; радиационной, химической и экологической защиты;

медико-биологической защиты; инженерной защиты населения и территорий; экономики, финансов и права; устойчивости экономики и жизнеобеспечения; мобилизационной подготовки; тылового и технического обеспечения; гуманитарных наук;

специальной физической подготовки и спорта;

прикладной математики;

эксплуатации вооружения и техники;

социальных наук;

связи и оповещения в РСЧС;

пожарной безопасности.

За время существования академии постоянный состав и обучаемые принимали участие:

1. В проведении поисково-спасательных работ при авиакатастрофе в районе г. Черкесск в 1998 г. Выполнялось обследование района падения Ан-24 в заснеженном гористом районе, найдены тела погибших и фрагменты самолета.

2. В тушении лесных пожаров в Республике Башкортостан в 1998 г. При выполнении работ по тушению пожара предотвращена угроза возгорания г. Белорецк.

3. В ликвидации последствий террористических актов в г. Москве на ул. Гурьянова и Каширском шоссе в 1999 г. Проводился разбор завалов, поиск и извлечение тел погибших, подготовка и обрушение поврежденных зданий.

4. В наведении конституционного порядка в Чеченской Республике в 2000 г. Проводилась стажировка слушателей и курсантов, с выполнением задач по доставке гуманитарных грузов, первоочередному обеспечению пострадавших и несению боевого дежурства.

5. В проведении международных учений «Бо-городск—2002». Выполнялась работа в составе штаба руководства учениями.

6. В тушении лесных пожаров в Московской области в 2002 г. Проводилась ликвидация лесных и торфяных пожаров на территории Орехово-Зуевского и Шатурского районов.

7. В ликвидации последствий обрушения кровли здания аквапарка (Трансвааль-Парк, г. Москва) в

2004 г. Проводился разбор завалов, поиск и извлечение тел погибших.

8. В проведении международных курсов «Команда, контроль, координация» в 2004 г. Проходили обучение в составе представителей Российской Федерации совместно с представителями из стран Европы и СНГ.

9. В проведении международных учений «Калининград-2004». Выполнялась работа в составе штаба руководства учениями.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин и начальник Академии гражданской защиты МЧС России, генерал-полковник П.А. Попов на приеме в Кремле по случаю чествования выпускников военных академий

Научная работа в академии основывается на исследованиях актуальных проблем предупреждения и ликвидации ЧС. Актуальность данных проблем обуславливается современными угрозами и вызовами, связанными с развитием цивилизации и как фактор появление новых средств и способов борьбы с ними, что требует создания или совершенствования существующих государственных систем защиты. Необходимость их создания и совершенствования объективно вызвана масштабами ЧС, для предотвращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий, как всего государства, так и совокупности государств. В этом отношении Академии гражданской защиты в МЧС России принадлежит особая роль в решении ряда научных задач:

проведение прикладных и поисковых исследований, ориентированных на перспективу развития сил РСЧС, решение проблем их подготовки и применения, развитие теории и практики ГО, повышение готовности сил РСЧС;

обоснование перспектив развития и совершенствования вооружения и техники РСЧС, разработка способов их применения, эксплуатации и ремонта;

исследование прикладных проблем общественно-государственной подготовки и морально-психологического обеспечения сил РСЧС;

исследование проблем педагогики и психологии в области гражданской защиты;

обучение и воспитание специалистов РСЧС и ГО, населения.

Результаты решения данных задач являются основой успешного развития процесса обеспечения безопасности экономики, управления рисками, защиты населения и территории в ЧС, участниками которого являются ученые, преподаватели и обучаемые академии.

Научная работа в академии направлена на повышение квалификации научно-педагогического состава, совершенствование содержания учебных дисциплин и методов преподавания, творческой активности и самостоятельности работы обучающихся.

Опыт работы академии показывает, что преподаватель, не ведущий научных исследований, не может подготовить специалиста, способного с большей отдачей заниматься не только научной, но и учебной работой. Сегодня в академии работает 34 доктора наук и профессора, более 150 кандидатов наук и доцентов. Многие из них имеют почётные звания:

Заслуженный деятель науки РФ — профессора Шулежко В.Ф., Федоренко В.Н., Пушкин И.А., Мухин В.И., Поляков Ю.Ю.;

Заслуженный работник высшей школы РФ — профессора Кузьмин В.М., Марюха В.П., Гринблат В.А., Носов В.А., Субботина И.И., Мизер А.А., Булгаков В.И., Москалёв Ю.А., Антонов П.И.;

Заслуженный работник физической культуры РФ — Кушнер Н.А.;

Заслуженный работник транспорта РФ

— Хакиев А.М.;

Член Союза художников РФ — Никифоров В.В. Являются действительными членами академий: Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка — д.э.н., профессор Чеботарёв С.С., к.в.н., профессор Антонов П.И., генерал-майор запаса, профессор Маликов В.И. и к.ф.-м.н., доцент Мирмович Э.Г.;

Академии военных наук — профессора Федоренко В.Н., Чеботарёв С.С., Мухин В.И., Шулежко В.Ф., Попов П.А., Северов А.В., Бочаров Б.В.;

Академии информатизации — профессора Федоренко В.А., Мухин В.И., Попов П.А.;

Академии инженерных наук — профессор Пушкин И.А.;

Академии экологии и безопасности — профессор Шулежко В.Ф.;

Академии геополитических наук — доцент Фе-дорук В.С.;

Академии пожарных наук — профессор Поляков Ю.А.

Под руководством опытного научно-педагогического коллектива каждый обучаемый, исходя из своих наклонностей и подготовки, занимается научной работой на всех двадцати пяти кафедрах академии. Результатом такой организации образовательного процесса является повышение авторитета преподавателей, развитие у обучаемых интереса к исследовательской работе, их широкого привлечения к научным исследованиям. Научно-методическое руководство этой формой работы осуществляет научноисследовательский отдел академии (начальник к.т.н., доцент Кашарный В.В.).

В 2000 году академия завоевала право быть базовым вузом открытого конкурса на лучшую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам студентов вузов РФ по соответствующему профильному разделу Минобрнауки России № 62 «Гражданская оборона. Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а с

2006 г. — по разделу № 32 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Количество вузов и работ, принявших

участие в конкурсе по этому разделу, возросло с 2000 по 2006 год с 10 вузов и 56 работ до 32 вузов и около 200 работ. За это время количество работ студентов академии, награжденных медалями и дипломами Минобрнауки России, возросло соответственно от 1 медали и 6 дипломов до 8 медалей и 15 дипломов. Председателем конкурсной комиссии полковником Кашарным В.В., ее секретарем и членами проводится трудная, но благодарная работа по развитию конкурсной деятельности в академии и по внутренним номинациям. Так, разработаны и к нынешнему юбилею вводятся в повседневную практику ежегодные премии академии за научные разработки, сопровождающиеся награждением дипломом и Почетным знаком лауреата.

Различными медалями и дипломами Минобрнауки России за научные работы награждены Байталоха В.Л., Кинаш М.С., Кононова В.А., Мазур-кевич О. А., Макаренко В. В., Малютин А. А., Мирошниченко Д.И., Орлов Д.А., Рынин А.Ю., Ряхов Д.В., Сафронов В.В., Симонов В.В., Шляпин А.А., Юдин Е.А. Научными руководителями награжденных являются профессор Чеботарёв С.С., доцент Новосёлова Я.В., Грязнов С.П., Тугушов К.Р. Нагрудным знаком Минобрнауки России «За развитие научно-исследовательской работы студентов» награждены д.э.н., профессор Чеботарёв С.С., к.э.н. Федотов С.Б. Премии и золотой медали им. Михаила Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка удостоен с.н.с. Мирмович Э.Г.

Авторские коллективы академии награждены:

медалью и дипломом первой степени премии имени генерала армии А.В. Хрулева Академии военных наук за 2004 год за монографию «Основы тылового обеспечения вооружённых сил в условиях рыночной экономики государства»;

орденом «Петра Великого» 2-й степени и дипломом 1-й степени премии имени Петра Великого Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка за 2004 год, за монографию «Теневая экономика и экономическая преступность в системе рыночного хозяйства государства»;

Государственной премией им. Маршала Жукова Г.К. за 2005 г. за цикл учебников по мобилизационной подготовке экономики.

Результаты научной работы учёных академии отмечены наградами и дипломами международных, всероссийских выставок и салонов (табл. 3).

Академия осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями и ОУ МЧС России, Министерства обороны РФ, Минобрнауки России (вузами, учебно-методическими объединениями, научно-методическими советами и др.), с органами управления по вопросам защиты населения от ЧС государств — участников СНГ и дальнего зарубежья. В Учебно-методическую комиссию (УМК) Академии по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» входит 48 вузов России.

Активное участие в деятельности УМК принимали и принимают участие представители академии: старший лейтенант Пудовкин Александр Николаевич (до 2006 года), полковники Карташов Святослав Викторович (до 2007 года), Чеботарёв Станислав Стефанович, Горбунов Сергей Валерьевич, служащий Вецпер Владимир Яковлевич.

Академией были подготовлены предложения в проект ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (бакалавр, магистр), который предполагает большую вариативность, как в базовой его части, так и в профильной.

Таблица 3

Основные достижения ученых Академии гражданской защиты МЧС России на выставках, салонах новой техники и изобретений

Портативный газоанализатор-течеискатель довзрывных концентраций горючих газов и паров Международный салон изобретений новой техники и изделий «Женева-2000» Женева 2000 Серебряная медаль

Международная выставка «Безопасность и охрана труда» Москва ВВЦ 2002 Золотая медаль

Комплект облегченной защитной одежды Международный салон изобретений новой техники и изделий «Брюссель-2001» Брюссель 2001 Серебряная медаль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установка для сверхзвукового газопламенного напыления покрытий Международный салон изобретений новой техники и изделий «Женева-2001» Женева 2001 Серебряная медаль

Установка по ликвидации крупных ледяных полей и заторов на северных реках России Неделя высоких технологий в С.-Петербурге. Конкурс «Безопасные технологии и продукция» Санкт — Петербург 2003 Серебряная медаль и диплом II степени

Анализаторы воздушной среды типа «Пушок» III Международная специализированная выставка «Пожарная безопасность XXI века» Москва 2003 Золотая медаль

Программно-аппаратный комплекс для локальной системы оповещения ХОО 8-я Международная выставка МЧС России «Средства спасения-2004» Москва 2004 Серебряная медаль

Установка по ликвидации крупных ледяных полей и заторов на северных реках России Международный салон изобретений новой техники и изделий «Женева-2005» Женева 2005 Золотая Медаль

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Усилия научно-педагогического состава, всего коллектива, направленные на развитие Академии гражданской защиты, безусловно, будут способствовать успешному преодолению объективных и субъективных трудностей, а значит, и качественному обеспечению личностного и профессионального роста обучаемых как будущих специалистов.

Динамика роста вузов России, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях», представлена на рисунке.

Становление учебно-образовательного процесса явилось главной, но далеко не единственной из важнейших проблем, которые пришлось решать академии в истекшем десятилетии. Не менее сложный комплекс проблем представляло собой создание современной учебно-материальной базы и необходимых бытовых условий для личного состава.

Руководство МЧС России всегда уделяли академии большое внимание, понимая, что без поступления профессиональных кадров у МЧС России не может быть будущего, именно от высокообразованного уровня сотрудников Министерства, широты кругозора зависит в дальнейшем его развитие. Изо дня в день, из года в год академия модернизировала и вводила в строй действующих новые учебные корпуса, эксплуатационные комплексы, жилые помещения, оснащая их современным оборудованием [2].

И сегодня есть полное основание гордиться тем, что наши усилия приносят заметные результаты. Прекрасные, оснащённые современным оборудованием учебные аудитории и классы, приведённая в образцовый порядок территория, строго продуманная организация учебного процесса — привлекают сегодня тысячи абитуриентов со всей страны.

Но главное, что нас радует, это уверенная работа в войсках, учреждениях и организациях МЧС России выпускников академии — слушателей и курсантов её первых наборов.

Особенностью образовательного процесса академии является практическое участие обучаемых в ликвидации ЧС; обучение дополнительным специальностям: (авианаводчик, аквалангист, под-60 1

рывник, кинолог, конник, радиотелефонист, судоводитель маломерного судна, экскаваторщик и др.), проведение факультативов по бильярдному спорту и изобразительному искусству, формирование методической культуры мышления и межконфессиональной терпимости; использование инновационных методов обучения, проведение стажировок и практик по функциональному предназначению во всех структурных звеньях МЧС России [3].

В образовательном процессе, как уже говорилось, большая роль принадлежит научной работе [4], которая насыщает образовательный процесс новейшими достижениями и открытиями в области устойчивости экономики, управления риском и защиты населения и территории в ЧС. Ежегодно в стенах академии защищается около 15 диссертаций по военным и техническим наукам. Докторский диссертационный совет, возглавляемый видным ученым профессором Шулежко В.Ф., осуществляет аттестацию научно-педагогических и научных кадров по двум специальностям: 05.26.02. «Безопасность в ЧС» и 20.02.24 «Гражданская оборона. Местная оборона». Процент защиты диссертаций от выпуска адъюнктов и аспирантов составляет более 90%, что свидетельствует о качественной работе адъюнктуры и аспирантуры в составе 45 человек, кафедр и диссертационного совета академии. Актуальность и востребованность тематики защищаемых диссертаций, их высокий научный уровень постоянно с лучшей стороны отмечаются Экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, МЧС России, Минобороны России.

Ежегодно учеными академии готовятся и издаются более 100 учебных, учебно-методических и научных книг и брошюр с грифами Минобрнауки России, МЧС России, востребованных не только в академии, но в других вузах страны. Научно-педагогический состав совместно с обучаемыми выполняют большое количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как фундаментального, так и прикладного характера в рамках Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России и других федеральных структур во благо безопасности человечества и окружающей среды.

Научные направления в академии сформированы в соответствии с профи -лем подготовки специалистов и с учетом использования НИОКР в образовательном процессе:

05.26.02 — Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук);

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством; теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народона-

Динамика роста вузов России, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»

селения и демография; экономика природопользования; землеустройство;

13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);

20.02.24 — Гражданская оборона. Средства и способы предотвращения и ликвидации ЧС (Гражданская оборона. Местная оборона).

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования;

07.00.02 — Отечественная история;

09.00.11 — Социальная философия;

20.01.06 — Воинское воспитание, боевая подготовка, военная педагогика и психология, управление повседневной деятельностью;

22.00.08 — Социология управления;

23.00.02 — Политические институты, этнопо-литическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Академия проводит большую работу в области международной деятельности.

Академию посетили в различные годы делегации:

1998 - МЧС Украины;

2000 — ППС Нидерландов, МЧС Украины, посольств США, Франции, Тайваня;

2001 — МЧС Республики Беларусь, Государственной военизированной горноспасательной службы МЧС Украины, Департамента чрезвычайных ситуаций Республики Молдова, Службы гражданской обороны Республики Исландия, Ассоциации педагогической деятельности Франции, участников 15-го Международного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Главной национальной дирекции по управлению катастрофами Республики Венгрии;

2001 — Государственного комитета Социалистической Республики Вьетнам по поиску и спасению;

2002 — Ассоциации международной педагогической помощи Франции, Национальной гвардии США, Колледжа национальной обороны Пакистана;

2002 — Государственного комитета Социалистической Республики Вьетнам по поиску и спасению;

2003 — Агентства спасательной службы Швеции, Спасательного департамента МВД Эстонии, Республики Узбекистан, Генеральной дирекции пожарной академии Китайской Народной Республики, Национального колледжа МО Исламской Республики Пакистан, Национального института INESC Франции;

2004 — Национального колледжа МО Исламской Республики Пакистан, Канцелярии по делам законодательства при Госсовете Китайской Народной Республики, Пожарной спасательной службы Франции, Государственной спасательной службы Швеции;

2005 — Республики Казахстан, специалистов по поисково-спасательной работе Социалистической Республики Вьетнам, Высшей национальной пожарной школы Франции, Швеции, Габона, Украины, Пакистана, Финляндии.

2006 — Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Франции.

2007 — МЧС Республики Казахстан, Пакистана, Республики Куба во главе с господином Фидель Кастро Диас Баларт.

Авторитет академии сегодня в России и мире действительно заслуженно высок своими реальными делами в области защиты населения и территорий в ЧС. Академия располагает пионерскими разработками в этой области: приборы и технологии, учебные программы и дисциплины. И это не удивительно, так как в академии создан и трудится прекрасный творческий коллектив под руководством МЧС России, которое проявляет постоянную заботу и внимание, содействует созданию, поддержанию и развитию современной учебно-материальной базы, инфраструктуры Академии.

15-летнему юбилею посвящены XIV и XV международные научно-практические конференции научно-педагогического состава и обучающихся (3 апреля и 4 декабря), целый ряд симпозиумов, семинаров и межкафедральных конференций [4, 5]. Юбилей своего вуза личный состав Академии гражданской защиты воспринимает как очередной рубеж и новый плацдарм для решения перспективных задач своего развития.

Литература

1. Академии гражданской защиты 10 лет / под общей ред. В.И. Сычёва. — Новогорск: АГЗ, 2002. — 292 с.

2. Попов П.А., Карташов С.В. Технология обучения в Академии гражданской защиты // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ ВНИИ ГОЧС. — М.: Изд-во «Куна», 2004. — № 3(5). — С. 46-48.

3. Фалеев М.И. Образование как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. Вестник ФЦ ВНИИ ГОЧС. — М.: Изд-во «Куна», 2004.

— № 3(5). — С. 20-22.

4. Чеботарев С.С. Роль научно-образовательной деятельности вузов в решении проблем безопасности современного общества.

5. Попов П.А. Участникам XIV Международной научно-практической конференции научнопедагогического состава и обучающихся. / Тезисы докладов. XIV Международная научно-практическая конференция научно-педагогического состава и обучающихся «Предупреждение. Спасение. Помощь» (теория и практика 15 лет в системе МЧС России). — Новогорск: АГЗ МЧС России, 2007. — С. 15-19.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.