1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
3. Шелепова Е.С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: Вестник ТвГУ, 2007. - С. 35-42.
4. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. -М.: ВНИИПО, 2003. - 148с.
5. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. ученой степени доктора псих. наук. - СПб.: 2009.
6. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. - М: ВНИИПО, 1998. - 132 с.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЧС РОССИИ И МВД РОССИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС
М.Ю. Спичкин, преподаватель Е.П. Томилина, начальник кабинета Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Ни одно государство мира не застраховано от возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными, техногенными и социальными факторами. Непрекращающийся рост количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации заставляет рассматривать их как серьёзную угрозу личности, обществу и государству. МЧС России участвует в обеспечении национальной безопасности и решает широкий круг задач, которые основаны на государственной политике в области безопасности жизнедеятельности населения. Их реализация позволяет улучшить показатели социально-экономического развития государства и благополучия граждан. МЧС России активно взаимодействует с общественными институтами, средствами массовой информации и гражданами. Особое внимание уделяется организации взаимодействия и координации деятельности МЧС России и отдельных ведомств, в частности МВД России.
Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, который призван осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно -правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который призван осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Место и роль органов и подразделений МВД России в чрезвычайных ситуациях определяются, исходя из трёх основных положений:
- как правоохранительного аппарата, призванного обеспечивать охрану общественного порядка и безопасность граждан, нормальное функционирование органов государственного управления;
- как органа, участвующего в проведении аварийно-спасательных работ;
- как подразделения, создающего необходимые условия для эффективной работы других формирований (спасателей, медицинских работников, служб питания и иных служб жизнеобеспечения).
Анализ задач и функций структурных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации позволяет определить те из них, которые могут участвовать в деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и, как следствие, должны иметь соответствующего уровня взаимодействие в целях более эффективного решения поставленных задач. Такими подразделениями в системе МЧС России являются: на федеральном уровне - Департамент оперативного управления, Департамент гражданской защиты, Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций, Административно-правовой департамент, Управление войск и сил гражданской обороны, Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны, Управление поисково-спасательных служб, поиска и спасения на водных объектах; авиации и авиационно-спасательных технологий, Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России; на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном и местном уровнях -органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Управление ОВД при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в форме организации действий функциональных групп. При этом возникает необходимость оптимизации выполняемых действий. Данный вопрос может быть решен путем создания описательной модели управления ОВД.
В зависимости от масштаба чрезвычайных обстоятельств решением их ликвидации могут заниматься органы государственной власти разного уровня:
от органов местного самоуправления до Президента Российской Федерации. Административным органом управления принимается решение о привлечении органов внутренних дел к ликвидации чрезвычайных обстоятельств, которое исполняется оперативным штабом.
От МВД России во взаимодействии принимают участие соединения и воинские части внутренних войск, подразделения Государственной автоинспекции МВД России, отряды мобильные особого назначения, подразделения патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные полиции, а также образовательные и научно-исследовательские учреждения МВД России.
Важно отметить, что в управленческой деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии:
1) оперативное реагирование;
2) чрезвычайное управление;
3) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
На каждой из этих стадий органы внутренних дел выполняют различные задачи. На первой стадии происходит подготовка сил и средств ОВД к выполнению задач по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Вторая стадия включает в себя работу органов управления и системы управления в целом, с учетом создания в ее структуре дополнительных звеньев по руководству оперативно-служебной деятельностью собственных подразделений, иных приданных сил и средств в районе выполнения задач. Третья стадия охватывает выполнение органами управления мероприятий по нормализации обстановки и восстановлению жизнедеятельности в районе чрезвычайных ситуаций.
Накопленный опыт свидетельствует о том, что первый этап управленческой деятельности является во многом определяющим для всех последующих. Именно на данном этапе вырабатывается решение на подготовку и применение сил и средств, осуществляется предварительное планирование их использования, организуется целенаправленная подготовка личного состава, органов управления и всех видов обеспечения. От готовности и способности подразделений МВД России, других ведомств зависит эффективность их действий на втором и третьем этапах.
Таким образом, место, роль и задачи органов внутренних дел в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются характером и содержанием выполняемых ими функций в чрезвычайных ситуациях. При этом следует исходить из назначения органов внутренних дел:
Во-первых, как правоохранительного аппарата, призванного обеспечить охрану общественного порядка и безопасности граждан, осуществлять борьбу с правонарушениями.
Во-вторых, как подразделений, создающих необходимые условия для эффективной работы других формирований (спасателей, медицинских работников и иных служб жизнеобеспечения).
Отмеченные функции и задачи органов внутренних дел затрагивают важнейшие направления жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, что дает основания считать их одними из основных подразделений в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решающих задачи обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В настоящее время нормативно-правовая база не в полной мере соответствует потребностям современной практической деятельности органов государственного управления, задействованных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Отсутствует системность в правовом регулировании вопросов взаимодействия функциональных подсистем в рамках РСЧС, в целом, и подразделений МВД России и МЧС России, в частности; не создана основа для комплексного решения проблем взаимодействия между МВД России и МЧС России.
На практике важно заблаговременного планировать и отрабатывать взаимодействие подразделений МВД России и МЧС России в тех или иных ситуациях на конкретных территориях и объектах. Речь идёт об определении мест и объектов, потенциально опасных с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций, их прогнозировании; об умении точно формулировать возникающие задачи и определять необходимые для их решения силы и средства, способы действий.
Необходимо также подчеркнуть, что совершенствование работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует определённых финансовых вложений, однако сделанные затраты окупаются в десятки раз, особенно когда речь идёт о жизни и здоровье людей.
Список использованной литературы
1. Арзамасцев Н.И. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. - 20 с. URL: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-mezhvedomstvennogo-vzaimodeistviya-mvd-rossii-i-mchs-rossn-v-chrezvy.
2. Игнатьев В.Б. Правовое регулирование межведомственного взаимодействия МВД России и МЧС России в чрезвычайных ситуациях: автореф. дис., канд. юр. наук - СПб., 2006 - 195 с. - URL: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-mezhvedomstvennogo-vzaimodeistviya-mvd-rossii-i-mchs-rossii-v-chrezvy.
3. Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций // Административное право и процесс, 2007. - № 2. - С. 27.
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВЗРЫВОВ ГАЗОВОЗДУШНЫХ СМЕСЕЙ НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В.Н. Сырых, доцент, к.т.н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Экспертиза взрывов газо-паровоздушных смесей (ГПВС) на открытом пространстве направлена на определение условий образования взрывоопасных концентраций горючего вещества, возможности воспламенения и последствий развития взрывоопасного события. На рисунке в общем виде предложена схема определения размеров зоны взрывоопасной загазованности, зоны поражения ударной волной взрыва, зоны поражения огненной сферой. Такая схема, как составной элемент, может быть положена в основу построения автоматизированной информационной системы пожарно-технической экспертизы (АИС ПТЭ).