ОПЫТ УЧАСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Е.С. Герасименко, М.О. Медведева, Н.М. Савицкий, ФГБОУ ВПО Воронежский институт МВД России
Чрезвычайные ситуации являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.
В наше время существует огромное количество различного рода аварий, катастроф и катаклизмов. В таких условиях особенно важно создать и отрегулировать эффективную систему защиты населения и территорий от подобного рода обстоятельств. Эту роль сегодня на себя берет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ (РСЧС)1.
К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки.
В структуре сил и средств РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности и их органам управления, к которым так же относятся аппараты и подразделения МВД России .
В результате чрезвычайных ситуаций создается угроза большому количеству населения. Личному составу Воронежского института МВД России в своей деятельности тоже приходилось участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, начиная от лесных пожаров и заканчивая ликвидаций последствий аварий на атомной электростанции.
В 1987-1988 годах личный состав Воронежской школы милиции под руководством заместителя начальника школы, полковника милиции А.Д.
1 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794
2 Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
Китаева выезжал в Гомельскую область Белоруссии для охраны общественного порядка в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС. После того как там прошло отселение из зараженной зоны, Министерством внутренних дел СССР было принято решение об охране этих территорий. Воронежцев разделили на два отряда - в первом оказалось 90 курсантов и 18 офицеров, а во втором 60 курсантов и 12 офицеров. С меньшим отрядом в Наровлянский район Гомельской области отправились Г.К. Фролов, В.Н. Подкопаев. Г.К. Фролов вспоминает: «Мы работали непосредственно в зараженных деревнях, на определенных автомобильных маршрутах, и нами были организованны посту круглосуточного дежурства». Поездка, соответственно, далась довольно тяжело. А ее последствия, по мнению «чернобыльцев» института ощущается до сих пор. По крайней мере, из выезжавших тогда в отселённую зону преподавателей Воронежской школы милиции трое не
3
дожили до пятидесяти лет, некоторые же стали инвалидами .
В управленческой деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии: 1) оперативное реагирование; 2) чрезвычайное управление; 3) ликвидация чрезвычайных ситуаций .
В заключение хотелось бы отметить, что в любых условиях одной из основных задач ОВД была и остается охрана общественного порядка.
3 Воронежский институт МВД России: Юбилейное издание/ под общей редакцией А.В. Симоненко. -Воронеж: Кварта, 2009. - 288 с.
4 Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций // Административное право и процесс, 2007, N 2.