приказом МВД России от 22 апреля 2011 г. № 222.
6. Назаренко И.А. Принципы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера / И.А. Назаренко // Административное право и процесс. - 2007 - № 4.
7. Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций / И.А. Назаренко // Административное право и процесс. - 2007. - № 2.
8. Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): автореф. докт. дис. / С.А. Старостин. - М.: Академия управления МВД России, 2000.
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В.В.Неустроев, к.м.н., доцент, Д.В.Неустроева, аспирант Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж
Цель работы - модернизация обучения бакалавров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий (ЗНиТ) при чрезвычайных ситуациях с применением специальных компетенций, кредитно-модульной структуры, инновационных интерактивных технологий обучения, тестового контроля, балльно-рейтинговой системы оценки студентов в соответствии с компетентностной моделью ФГОС-3.
Предметный план оптимизации обучения бакалавров на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний ВГПУ включал следующие мероприятия: повышение квалификации преподавателей на курсе «Технологии внедрения ФГОС ВПО по ООП, реализуемый в ВУЗе»; разработка рабочих программ учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» ОПД.Ф.12 и «Гражданская оборона» ДПП.Ф.14; оформление технологических карт дисциплин БЖ и ГО; планирование самостоятельной работы студентов (СРС); методические рекомендации для студентов и преподавателей по изучению дисциплин, включая СРС; внедрение балльно-рейтинговой системы оценки студентов с текущим тестовым контролем; промежуточная аттестация студентов в форме зачетов (1 и 5 семестры); изучение эффективности реализации учебных программ, УМК по компетентности модели ФГОС-3 с использованием результатов интернет-экзамена.
В области пожарной безопасности и противопожарной защиты рабочие программы БЖ и ГО суммарно содержат 15 аудиторных учебных часов, распределенных на 3 лекции на темы: «Основы пожарной безопасности» [1],
«Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО)» [1], «ЗНиТ при пожарах на объектах инфраструктуры» [2] и на 3 семинара: «ЗНиТ в условиях природных пожаров» [2], «Оценка пожарной обстановки» [3], «Средства противопожарной защиты и пожаротушения» [3]. Кроме этих 6 специальных тем, ещё в 3 лекциях по 1 часу изучались природные пожары в теме «ЧС природного характера», зоны пожаров в очаге ядерного поражения и химические пожары при авариях с выбросом аварийно химических опасных веществ.
Текущий контроль сформированности специальных компетенций по результатам усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществлялся опросами, коллоквиумами и выполнением тестовых заданий по следующим тематическим вопросам: законодательные, нормативно-правовые, директивные документы в области пожарной безопасности и противопожарной защиты; причины пожаров; классификация пожаров, ПВОО, строений по пожаро- и взрывоопасности, огнестойкости; типы горения; поражающие факторы и структура очага пожара; последствия пожаров; оценка пожарной обстановки методами прогнозирования и по данным разведки: автоматические системы пожарной сигнализации; средства индивидуальной и коллективной защиты от пожаров; средства эвакуации из очага пожара; первичные, вторичные, автоматические средства пожаротушения; правила тушения пожаров; мероприятия пожарной безопасности; планирование и проведение ЗНиТ в условиях природных пожаров и при пожарах на объектах инфраструктуры; локализация пожаров и ликвидация последствий: действия пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и населения в очагах пожаров; оказание первой помощи пострадавшим.
Технологическая карта дисциплины для балльно-рейтинговой системы оценки студентов предусматривает тестовый контроль по 9 модулям, представленным 6 разделами дисциплины и 3 коллоквиумами, охватывающими ЧС, средства защиты и ЗНиТ. Положительные ответы по тестовому заданию каждого модуля оценивали 4-6 баллами. Эта система заключалась в постепенном семестровом наборе положительной суммы баллов (минимум - 36, максимум - 54) по всем 9 модулям и в последующей аттестации каждого студента в форме зачёта по ответам на 2 теоретических вопроса из 40, а также по соответствующим умениям и навыкам, которые выполнялись на приборах разведки, средствах защиты, огнетушителях. По результатам зачёта студенты получали от 18 до 36 баллов. Итоговая минимальная сумма баллов равнялась 54, максимальная - 90.
Эффективность тестового контроля повышалась за счёт применения тестовых заданий на соответствие между перечнями альтернативных вопросов и ответов в таблице. Такие задания лучше всего отвечают инновационным образовательным технологиям, так как содержат максимальный объём сравнительной учебной информации по сопоставимым ЧС, их поражающим факторам, показателям, параметрам и последствиям, а
также стимулируют мышление студентов по выбору способов оценки обстановки, средств разведки, индивидуальной и коллективной защиты или средств и способов пожаротушения, эвакуации, что позволяет одновременно оценивать сформированность специальных компетенций по всем вопросам каждой темы занятий или по нескольким темам коллоквиума и значительно экономит учебное время. Кроме перечисленных преимуществ, балльно-рейтинговая система улучшает учебную дисциплину, так как студенты предпочитают своевременно выполнять тестовые задания в учебной группе, а не индивидуально на отработках. Студенты, обучающиеся по этой системе, даже через 2 года показали на интернет-экзамене 78% положительных ответов против 57% правильных ответов при традиционной методике обучения.
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки бакалавров с применением технологических карт дисциплин БЖ и ГО, инновационных технологий обучения, тестовых заданий на соответствие позволяет объективно контролировать эффективное формирование специальных компетенций ГОС ВПО, в том числе в области пожарной безопасности и противопожарной защиты.
Список использованной литературы
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техногенная безопасность): учеб. для бакалавров / С.В. Белов. - М.: Юрайт, 2012. - 682 с.
2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для высшей школы / В.М.Емельянов, В.Н.Коханов, П.А.Некрасов; под ред. В.Н. Тарасова. - М.: Академический проект, 2007. - 496 с.
3. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / А.С.Гринин, В.В.Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 336 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕТОВ ЭКОНОМИКИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Л.И. Пащинская, к.п.н., преподаватель высшей категории,
И.С. Панферкина
Воронежский государственный университет инженерных
технологий, г. Воронеж
В современном мире наблюдается тенденция увеличения количества и масштабов стихийных бедствий техногенного и природного характера. Они оказывают значительное влияние на экономику стран, а значит и на качество жизни человека. Обеспечение безопасного существования является одним из