ПЕДАГОГИКА. ДЕЛИМСЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ОПЫТОМ УДК 378
МЕСТО ОБЩЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом включения в профессию студентов в период прохождения учебной практики. Основная задача исследования - предложить новую форму проведения практики, дополняющую существующие виды практики.
Ключевые слова: включение в профессию, практика, функции классного руководителя, компетенция, модуль.
Школьный учитель - профессия, предъявляющая очень серьезные требования к тем, кто решил посвятить ей жизнь. Вопрос профессиональной пригодности стоит в этой сфере особенно остро. В качестве объективной оценки профессиональной пригодности выступает эффективность труда, а в качестве субъективной - чувство удовлетворения от выполняемой деятельности. Дать оценку своей профессиональной пригодности студент может только после прохождения педагогической практики, которая является основным звеном включения в профессию.
На сегодняшний день выделяется четыре этапа процесса включения в профессию:
1) формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение;
3) профессиональная адаптация;
4) реализация личности в профессиональном труде.
Учебный план бакалавриата Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) обеспечивает прохождение таких этапов, как профессиональное обучение, профессиональная адаптация и реализация личности в профессиональном труде. Для профессиональной адаптации и реализации учебный план предусматривает педагогическую практику.
Основными задачами педагогической практики как ведущего звена профессиональной подготовки учителя являются воспитание устойчивого интереса к профессии учителя и осознание студентом правильности своего выбора. Это, в свою очередь, влияет на формирование целостной научной картины педагогической деятельности и нового педагогического мышления, столь необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время предусмотрено наличие двух видов практик: учебной и производственной. В ходе учебной (педагогической) практики осуществляется профессиональная адаптация - знакомство с основными видами образовательных организаций Омской области, подготовка к деятельности классного руководителя и, соответственно, деятельность в качестве помощника классного руководителя. В ходе производственной практики студенты, помимо уроков, непос-
E. M. 3apunoBa, fl. B. GedneBa E. I. Zaripova, L. V. Fedyaeva
THE ROLE OF SOCIAL PEDAGOGICAL PRACTICE
IN TRAINING STUDENTS OF BACHELOR OF EDUCATION
The article considers the issues connected with the process of inclusion in profession of students during their practical training. The main objective of research is to offer a new form of realization of the practice represented as a supplement to existing types of practical training.
Keywords: inclusion in profession, practice, functions of class teacher, competence, module.
редственно выполняют функции классного руководителя. Во время производственной практики осуществляется реализация личности в профессиональном труде.
В период учебной (педагогической) практики формируются необходимые знания и свойства личности, закладываются благоприятные возможности для становления профессиональных компетенций. Этот процесс длительный, концентрический, требующий многократных, систематических повторений и упражнений в выполнении определенных педагогических действий и решении определенных педагогических задач. Способность анализировать реальную педагогическую ситуацию, формулировать педагогическую задачу, обосновывать ее решение и разрабатывать продукт, способствующий решению задачи, - такое содержание практики способствует накоплению студентом профессионального опыта на основе его интересов, способностей и жизненного опыта.
В ОмГПУ учебная практика проводится в течение двух недель и нескольких лабораторных занятий, во время которых студенту необходимо решить множество учебных задач:
- знакомство со структурой образовательных учреждений различного профиля и профессиональной деятельностью педагога в этих учебных заведениях;
- первичное освоение профессиональных умений и освоение навыков организаторской деятельности;
- освоение умений структурированного наблюдения и самонаблюдения;
- развитие профессионально важных качеств: участливости, эмпатии, заботы о человеке, нуждающемся в помощи.
При этом учебная (педагогическая практика) знакомит бакалавра с основными функциями классного руководителя, среди которых выделяются: адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая, рефлексивная.
Адаптационная функция практики проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами образовательных учреждений, организацией работы и корпоративной культуры в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к взаимодействию с детьми и учителями, начинает ориентироваться в системе гори-
зонтальных и вертикальных связей и отношений. Будущий учитель начинает реально представлять себе все радости и трудности педагогической деятельности.
Обучающая функция практики состоит в реализации полученных теоретических знаний в конкретной деятельности. Происходит процесс выработки основных педагогических компетентностей, формирование педагогического самосознания и ответственности. Представления о профессии учителя обретают систему реальных взглядов.
Воспитывающая функция состоит в формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности, становлении педагогической культуры, формировании профессиональной «Я-концепции» и стиля педагогической деятельности. Воспитывающими факторами педагогической практики являются деятельность специалистов с высоким уровнем профессионализма и личностных качеств, а также воспитательные системы педагогического университета и образовательных учреждений, являющихся базой практики.
Развивающая функция практики реализуется в развитии педагогических способностей студента. Студент развивается как в личностном, так и в профессиональном планах: он учится мыслить и действовать как педагог.
Рефлексивная функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личностные и профессиональные качества как будущего учителя, понять, готов ли он посвятить свою жизнь этой профессии.
Помимо этого, учебная практика подразумевает знакомство студентов с творчески работающими учителями, участие в педагогических мастерских и мастер-классах, так как это, несомненно, придает творческий характер педагогической практике. Это означает, что в процессе учебной практики у каждого студента должны развиваться исследовательские способности, а также способности к интерпретации образовательного процесса, художественные и артистические задатки.
Рассмотренные выше основные задачи педагогической практики позволяют обозначить основополагающие положения для педагогической практики студентов.
Пропедевтическая направленность: проведение перед практикой со студентом работы по формированию базовых умений и навыков:
- ориентироваться в новой реальности;
- общаться с классом;
- профессионально анализировать педагогические явления.
Развитие педагогического мышления: во время практики изученные теоретические положения наполняются реальным смыслом и позволяют студенту точно обозначать педагогические явления и факты.
Динамика самостоятельности: распределение содержания и разных видов деятельности студента, что предполагает развитие самостоятельности студента.
Опора на реалии педагогической действительности: содержание практической деятельности студента соответствует специфике работы конкретной школы.
Личностная ориентация: для формирования профессиональных педагогических умений и навыков требуется индивидуальный подход к обучению каждого студента.
Как мы видим, существующий процесс проведения учебной практики имеет два существенных недостатка:
1) совершенно выпадает такой этап включения в профессию, как формирование профессиональных намерений;
2) большой объем поставленных перед студентом задач приводит зачастую к формальному проведению учебной практики.
Кроме того, введение обязательной летней практики в лагерях Омской области и г. Омска требует времени на знакомство с функциями вожатого. Таким образом, на подготовку к деятельности классного руководителя остается не больше 6-8 дней.
Министерство образования Омской области, департамент образования г. Омска, педагогические коллективы омских школ выражают справедливую обеспокоенность качеством подготовки будущих выпускников к выполнению функций классного руководителя.
Сложившееся положение, когда результаты учебной практики не удовлетворяют все заинтересованные стороны, побудило кафедру педагогики ОмГПУ выступить с предложением расширить границы практики, сделав ее практически непрерывной. Педагогическую практику предлагается начинать с первого семестра, что позволяет сформировать профессиональные компетенции и подготовить студента к учебной практике.
Так как в учебном плане не предусмотрено часов на данные практические задачи, практика должна стать общественной. С учетом изложенного выстраивается структура непрерывной педагогической практики, состоящей из следующих элементов:
1-й семестр - адаптационная практика помощника классного руководителя;
2, 3, 4-й семестры - общественно-педагогическая практика помощника классного руководителя и организатора культурно-просветительской деятельности;
5-й семестр - практика современного урока с переносом части занятий в школу;
6-й семестр - инструктивно-методический лагерь (подготовка классного руководителя и вожатого);
лето между 6-м и 7-м семестрами - летняя практика в лагерях г. Омска и Омской области;
7-8-й семестры - производственная практика в школах г. Омска и Омской области и выполнение функции классного руководителя.
Для создания программы общественной педагогической практики были детально изучены обязанности и функции классного руководителя, знакомство с которыми и составляет суть практики.
Аналитико-прогностическая функция: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива, изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка, изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса.
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
139
Организационно-координирующая функция: координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом, координация формирования классного коллектива, организация и стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе, организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления.
Коммуникативная функция: развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу, содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка, оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом, информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
Контрольная функция: контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Для проведения подготовительного этапа непрерывной педагогический практики выбран модульный способ. Суть способа: в течение 1-4-го семестров бакалавры самостоятельно знакомятся с функциями классного руководителя. В качестве документа, подтверждающего прохождение практики, выступает отчет, который сдается преподавателю соответствующей дисциплины. Отчеты предоставляются за 2, 3 и 4-й семестры.
Было решено представить программу общественной педагогической практики в виде трех модулей, охватывающих деятельность студентов во 2, 3 и 4-м семестрах обучения. При модульном принципе организации практики предлагается одновременное освоение всех четырех функций классного руководителя с постепенным усложнением профессиональных задач.
Примерный вариант модуля
Аналитико-прогностическая функция:
1. Работа со структурными подразделениями класса (внутриклассные мероприятия, выпуск стенгазет, помощь в подготовке школьных мероприятий);
2. Посещение спортивных и культурных мероприятий.
Организационно-координирующая функция: знакомство с документацией классного руководителя - планом воспитательной работы.
Коммуникативная функция: установление межличностных отношений с коллективом учащихся класса и способствование созданию благоприятного психологического климата в классе.
Контрольная функция: изучение электронных дневников и тренинги по их заполнению.
На этапе разработки и апробации программы общественной педагогической практики был предложен следующий порядок ее проведения:
Каждый студент 1-го и 2-го курса выбирает самостоятельно школу, в которой будет проходить общественный этап его практики - включение в профессию. При этом понятно, что, невзирая на общественный характер первого этапа непрерывной педагогической практики, студенты не могут быть оставлены без педагогического сопровождения, которое включает:
1. Установочные конференции в начале каждого цикла.
2. Мини-лекции преподавателей кафедр педагогики и психологии.
3. Консультации преподавателей кафедр педагогики и психологии.
4. Беседы с администрацией образовательного учреждения.
5. Беседы и консультации с классными руководителями, закрепленными за студентами.
6. Консультации руководителей практики.
В результате проведения четырех этапов непрерывной педагогической практики у бакалавров будет достигнуто формирование профессиональных намерений, выражающееся в:
1) развитии научно-педагогического мышления бакалавра;
2) актуализации ключевых компетенций будущего классного руководителя в процессе решения учебно-профессиональных задач;
3) способности применять знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения учебно-профессиональных задач;
4) развитии профессиональных умений, в частности умения анализировать, прогнозировать, организовывать и оценивать педагогическую ситуацию и образовательный процесс в целом;
5) способности применять умения при решении исследовательских учебно-профессиональных задач;
6) способности к профессиональному самообразованию и личностному развитию бакалавра.
© Зарипова Е. И., Федяева Л. В., 2015