Результаты анкетирования показали:
1. 43 % опрошенных изучают французский язык только для того, чтобы успешно сдать зачет/экзамен. 26 % любят французский язык, им интересна Франция, ее традиции и культура. 19 % любят путешествовать и общаться на иностранном языке. 2 % хотели бы продолжить обучение во Франции.
2. Третья часть всех опрошенных относится к первым двум уровням пирамиды, что соответствует физиологическим потребностям (хорошие условия труда, высокая заработная плата). Их цель обучения - это разговорный язык. Обучающиеся заинтересованы в умении общаться на иностранном языке в обычных жизненных и профессиональных ситуациях.
3. Большинство их тех, кто обучается в магистратуре и аспирантуре, изучают французский язык с целью продолжить обучение во Франции, а также потому, что они любят путешествовать и общаться с иностранцами. Их можно отнести к двум последним уровням пирамиды. (Речь идет о потребности в самореализации и реализации, потребности в повышении, креативности). Основная цель обучения для данной категории лиц - это умение общаться на различные темы как в плане повседневной, так и в плане профессиональной жизни, а также с целью приобретения новых знаний.
4. Обучающиеся по программам бакалавриата изучают иностранный язык, потому что он является обязательной дисциплиной и им необходимо успешно сдать зачет или экзамен. Следовательно, они находятся на первом и третьем уровнях пирамиды. Задача, которую они преследуют, заключается в том, чтобы выучить основные темы дисциплины.
Результаты опроса позволили выбрать для изучения наиболее интересные темы и тексты. Приведем несколько примеров соотношения потребностей с учебными темами.
1. Потребность: безопасность.
Мотивация: защита.
Учебная тема: здоровье, отдых, спорт, физическая активность и т. д.
2. Потребность: принадлежность, социальные потребности.
УДК 378.4
ОПЫТ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В статье рассматриваются вопросы организации ознакомительной практики - первого этапа непрерывной педагогической практики, направленного на знакомство студентов с деятельностью образовательной организации, внеурочной деятельностью и работой классного руководителя. В статье подчеркивается, что раннее знакомство с жизнью школы положительно влияет на отношение студентов к выбранной профессии.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональная подготовка, педагогическая практика, ознакомительная практика.
Мотивация: любовь.
Учебная тема: дружба, семья, человеческие отношения и т. д.
3. Потребность: уважение.
Мотивация: успех, признание.
Учебная тема: личность и ее развитие.
4. Потребность: самореализация.
Мотивация: красота, личностное развитие, знания, природное любопытство.
Учебная тема: природа, обучение, история, наука, культура, зарубежные страны и т. д.
Считаем, что предлагаемый подход к разработке учебных программ высшего образования содействует более глубокому пониманию учебных материалов, что обеспечивает комплексное решение проблем, возникающих в процессе обучения, а также позволяет установить диалог всех участников образовательного процесса. Учет мотивов и потребностей обучающихся в процессе обучения иностранному языку способствует не только эффективному формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, но также обусловливает полноценное личностное развитие обучающихся.
1. Сороковых Г. В. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применений : коллективная моногр. / Г. В. Сороковых, Х. Х. Каппушева, Н. И. Герасимова, Е. А. Олейникова [и др.]. М. : Перспектива, 2013. 172 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб. : Питер, 2016. 400 с.
3. Олейникова Е. А., Бунакова О. А. Роль программ дополнительного образования в интенсификации процесса обучения иностранному языку в системе высшего образования // Актуальные вопросы профессиональной ориентации сельских школьников в современных условиях развития агробизнеса : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Орел : Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2017. С. 189-193.
© Олейникова Е. А., 2018
Л. В. Федяева, Т. О. Соловьева, Э. Р. Диких L. V. Fedyaeva, T. O. Soloveva, E. R. Dikikh
EXPERIENCE OF INTRODUCTORY PRACTICAL TRAINING
The article deals with the organization of introductory practical training - the first stage of continuous pedagogical practice aimed at acquaintance of students with the activity of the educational organization, after-hour activity and the work of the class teacher. The article emphasizes that an early acquaintance with the school life positively affects the attitude of students towards the chosen profession.
Keywords: practical-oriented approach, vocational training, pedagogical practical training, introductory practical training.
Вопрос о практической ориентированности педагогического высшего образования давно обсуждается не только профессионалами, но и широкой общественностью. Сегодня все активнее высказывается мнение о необходимости привлечения работодателя в образовательный процесс педагогического вуза. При этом если активное сотрудничество с работодателями по вопросам формирования содержания образования представляется малоэффективным, то в вопросах оценки качества образования и формирования положительных установок студентов педагогических вузов на педагогическую деятельность работодатель может оказать неоценимую помощь. В последнее время наблюдается активное участие представителей образовательных организаций в составе комиссий на государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных работ, но сотрудничество в вопросах проведения педагогических практик, к сожалению, не столь активно. В то же время общеизвестно, что удовлетворенность или неудовлетворенность педагогической практикой влияет на профессиональное самоопределение студентов и способствует формированию положительных установок на педагогическую деятельность.
Большинство исследователей указывают на разрыв теории и практики и необходимость обеспечения практико-ори-ентированного характера образования на протяжении всего срока реализации образовательной программы.
В статье «Профессиональные стандарты: от разработки к применению» подчеркивается, что «источником целей образования сегодня не могут выступать только внутренние потребности и интересы только научно-педагогического сообщества, так как при этом система образования теряет связь с экономикой и обществом в целом» [1, с. 5]. Таким образом, «первым условием обеспечения качества профессионального образования является включение организаций и объединений работодателей в работу по постановке целей, реализации образовательного процесса и оцениванию его результатов» [1, с. 5].
Второе условие повышения качества педагогического образования подсказано исследованиями, проводимыми в педагогических вузах страны и направленными на выявление условий повышения интереса к профессии педагога. Эти исследования указывают на существование прямой зависимости между удовлетворенностью студентов педагогической практикой и их профессиональным самоопределением. У исследователей не вызывает сомнений связь педагогической практики и заинтересованности студентов выбранной профессией. Еще в двадцатых годах прошлого века П. П. Блонский писал, что «педагогике невозможно научить книгами и книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая» [2, с. 134]. Нам представляется, что вопросы оценивания работодателем качества образования и повышения интереса к профессии педагога целесообразно решать в комплексе во время проведения педагогической практики.
Одним из способов совмещения (учета) потребностей вуза и требований работодателя, по нашему мнению, может стать организация непрерывной практики в педагогическом университете. Только при обеспечении непрерывного характера педагогической практики можно говорить о качественной профессиональной подготовке.
Анализируя зарубежный опыт организации педагогической практики, мы можем констатировать, что организация педагогической практики в западных странах содержит некоторые интересные моменты, которые можно было бы использовать при проектировании педагогической практики в Омском государственном педагогическом университете (далее - ОмГПУ). Так, общая продолжительность педагогической практики в странах Западной Европы составляет 1 год (в среднем 34 недели) и осуществляется на последнем курсе обучения. В России продолжительность практики значительно меньше, при этом мы придерживаемся позиции непрерывности педагогической практики. Согласно учебному плану, учебная практика до 2016 г. составляла 2 недели, производственная от 14 до 18 недель, т. е. общая продолжительность педагогической практики составляет от 16 до 20 недель. Для повышения качества педагогической практики в ОмГПУ представляется целесообразным, придерживаясь принципа непрерывности педагогической практики (как в Российской федерации), сделать ее более насыщенной и протяженной (как в Европе). Примером такого совмещения может служить опыт канадского педагогического образования, где разработан очень интересный алгоритм непрерывной педагогической практики. Основные его этапы сводятся к следующему:
- вхождение студента в ситуацию практического преподавания происходит постепенно и определяется для каждого практиканта индивидуально;
- в начале каждой учебной четверти проводятся собрания руководителей педагогической практики и учителей-кураторов, а в промежутках между ними - регулярные семинары для руководителей практики, где обсуждаются вопросы практической подготовки студентов. Это дает возможность разъяснить каждому студенту его роль в общей работе и добиться более глубокого понимания задач педагогической деятельности в целом;
- за счет увеличения (до 36 недель) продолжительности непрерывной педагогической практики переход к преподаванию происходит постепенно, что облегчает процесс адаптации студентов к реальности школьной жизни;
- проводится всестороннее обсуждение преподавательской деятельности студентов в форме свободного обмена мнениями при минимуме прямых оценочных суждений, но с сохранением зачетов за каждый этап практики;
- в начале педагогической практики осуществляется продуманное распределение студентов по группам, направленное на создание возможностей для взаимопомощи и обмена опытом. Это позволяет студенту обсуждать свои проблемы не только с опытными педагогами, но и со своими сокурсниками, находящимися в таком же положении, как и он;
- задача оценки педагогической практики возлагается в основном на опытных школьных и вузовских методистов, благодаря чему удается устранить преграду взаимной отчужденности, существующей нередко между учителями школ и преподавателями университетов [3, р. 65].
До 2016 г. в ОмГПУ перечисленные задачи решались во время учебной психолого-педагогической практики, направленной на знакомство студентов с деятельностью образовательной организации, внеурочной деятельностью и работой классного руководителя. Традиционно такую практику, т. е. выход в школу, предваряла интенсивная
подготовка студентов в рамках инструктивно-методического лагеря. Однако общая продолжительность учебной практики (2 недели) не позволяла всесторонне познакомиться с особенностями внеурочной деятельности. Общение со студентами ОмГПУ во время проведения инструктивно-методического лагеря показало, что 64 % студентов считают смыслом учебной психолого-педагогической практики возможность «примерить» на себя роль классного руководителя, приобрести опыт воспитательной деятельности, 33 % студентов - формирование навыков общения с детьми.
Одной из особенностей учебной психолого-педагогической практики являлся резкий переход из одной социальной группы (студенчество) в другую (учительство). В течение недели студентам необходимо было освоить новую социальную роль, адаптироваться в незнакомом коллективе, что требовало изменений привычного ритма жизни и сопровождалось определенными трудностями психологического и педагогического плана: отсутствие контакта с классом, сложный отбор материалов для внеклассного мероприятия, необходимость налаживать дисциплину на переменах и классных часах и т. п.
Сократить несоответствие по общей продолжительности практик с европейскими вузами и решить вопрос знакомства «изнутри» с профессией учителя помогло включение учебной ознакомительной практики в учебные планы ОмГПУ*. Так, в 2016 г. продолжительность практики в ОмГПУ увеличилась на 16 недель, а суммарная продолжительность педагогической практики возросла до 30-32 недель. Целью учебной (ознакомительной) практики является подготовка бакалавра к самостоятельной педагогической деятельности, развитие профессиональной культуры бакалавров в процессе приобретения практического опыта педагогической деятельности. Исследования (беседы, наблюдения, качество итоговых отчетов) после внедрения учебной ознакомительной практики показывают, что студенты стали легче адаптироваться в учебных заведениях и более осознанно смотреть на профессию учителя. Общение с педагогами и учащимися в неформальной обстановке позволяет раскрыть творческую составляющую профессии учителя, что позитивно влияет на отношение к выбранной профессии.
Очевидно (и это уже отмечалось выше), что одним из слагаемых успеха в подготовке бакалавра к профессиональной деятельности является непрерывность практики. Представляется необходимым, чтобы практиканты работали в школе на протяжении всего учебного года. Это способствовало бы их более близкому знакомству с разнообразными педагогическими ситуациями и упрочению их авторитета. Для этого недостаточно увеличения количества уроков, даваемых студентами. Необходимо изменить всю организацию практики таким образом, чтобы студенты приобрели в школе необходимый официальный статус. Надо давать им такую подготовку, чтобы как дети, так и учителя были готовы признать компетентность практикантов [4, с. 13].
* Прокомментирован учебный план подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Практика реализуется во втором учебном семестре и входит в базовую часть ООП.
На первом этапе (концентрированная практика) целью учебной ознакомительной практики является ознакомление студента с деятельностью образовательной организации, в которую он направлен. К вопросам, которые должен рассмотреть студент, относятся: общая информация о школе, учебная деятельность, система взаимодействия субъектов образовательного учреждения, особые формы образовательной деятельности, методическая копилка (информация с педсоветов, результаты научной и методической деятельности учителей), ресурсы интернета для учителей, информация для родителей.
Ознакомительная практика проходит в свободное от занятий студентов время, в связи с этим большое значение приобретает информация о внеурочной деятельности школьников в конкретной образовательной организации. Мы постарались охватить весь спектр образовательных организаций: гимназии, лицеи, средние образовательные школы, Академический лицей ОмГПУ, учреждения дополнительного образования. В период концентрированной практики студенты должны были собрать информацию о традициях конкретной образовательной организации. Каждое учебное заведение старается сделать свою воспитательную работу эксклюзивной, поэтому важно, чтобы студент пришел туда со знанием всех этих особенностей, как то: характер проводимых мероприятий, работа школьного музея, наличие кружковой деятельности в школе и проч. Особый интерес представляет творческая деятельность обучающихся: научная, художественная, спортивная, работа школьных СМИ, театральная деятельность.
На первом этапе студенты знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая лучшие формы внеурочной деятельности, размещенные на специализированных интернет-ресурсах, и проводя анализ воспитательной программы школы. Для облегчения исследовательской задачи мы разработали критерии оценки воспитательной программы, которые включают:
1) системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;
2) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
3) фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;
4) наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;
5) оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
Второй этап ознакомительной практики (рассредоточенная практика в течение 14-16 недель) подразумевает выполнение студентом несложных работ, определенных планом практики. Такой подход дает возможность студенту впервые попробовать себя в качестве будущего специалиста по своей специальности. На этом этапе мы сосредотачиваемся на практической деятельности студента: она может проходить в классе, библиотеке, музее. Как показали опросы студентов, большое место занимает заполнение электронных дневников. Учителя именно в этом видят реальную помощь студентов.
Каждый вид практики предполагает наличие отчетной документации. Мы постарались сделать отчет по рассредото-
ченному этапу ознакомительной практики максимально простым в заполнении, чтобы не отвлекать студентов от реальной жизни образовательной организации. Так, основная часть дневника заполняется в табличной форме по стандартному плану: дата - содержание деятельности - самоанализ.
Рефлексивный лист оценки профессиональной деятельности бакалавра выгляди так:
Вот и закончилась педагогическая практика
Мне_расставаться со школой.
Педагогическая практика оказалась для меня
Мне понравилось
Самым интересным было.
Было тяжело трудно.
Педагогическая практика научила меня.
Для меня стало открытием.
В 2017 учебном году программу ознакомительной практики выполнили 362 студента 7 факультетов ОмГПУ, которые были закреплены за 13 образовательными организациями разных типов (см. табл.).
Деятельность студентов в течение семестра определялась в соответствии с типом и потребностями образовательной организации, а также в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога, курирующего практикантов. Так, студенты выполняли функции помощника классного руководителя (помогали заполнять дневники, в том числе электронные, участвовали в подготовке внеклассных мероприятий класса и школы, родительских собраний, оказывали помощь в оформлении классных кабинетов и т. д.). Помимо этого, некоторые студенты работали помощниками библиотекаря (помогали в оформлении формуляров, работали в архиве библиотеки, организовывали занятия, проводимые библиотекарем, помогали в ежедневной работе) и педагога дополнительного образования (помогали в оформлении выставок, помогали в подготовке материалов к учебным занятиям), преподавателя колледжа (помогали в подготовке занятий по учебным дисциплинам).
распределение студентов Омгпу по базам прохождения ознакомительной практики
Факультет База прохождения практики Кол-во человек
Факультет математики, информатики, физики и технологии БОУ г. Омска «Лицей № 92» 17
БУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» 29
Филологический факультет БОУ г. Омска «Лицей № 92» 30
БУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» 24
Академический лицей ФГБОУ ВО «ОмГПУ» 5
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма БОУ г. Омска «Гимназия № 43» 12
БОУ г. Омска «Лицей № 64» 8
Факультет иностранных языков БОУ г. Омска «Лицей № 143» 24
БОУ г. Омска «Лицей № 25» 30
БОУ г. Омска «СОШ № 135» 21
БОУ г. Омска «СОШ № 15» 15
ФБПОУ ОО «Колледж отраслевых технологий, строительства и транспорта» 25
Факультет истории, философии и права БОУ г. Омска «СОШ № 24» 31
БОУ г. Омска «Гимназия № 75» 65
Факультет искусств БОУ ДО «Детская художественная школа №1» 26
По результатам практики студенты предоставили подробные отчеты, анализ которых позволил не только оценить их деятельность в период прохождения практики, но и сделать выводы об организации и содержании практики в будущем. Так, качественный анализ отчетов студентов по результатам прохождения ознакомительной практики позволил сделать следующие выводы.
1. Безусловным плюсом и главным результатов прохождения ознакомительной практики можно считать положительные отзывы студентов и факт, что практика состоялась успешно. Студенты выполнили программу практики, не было срывов. Администрация образовательных организаций была заинтересована в качественной организации
практики, осуществляя сопровождение студентов, вовлекая их в профессиональную деятельность.
2. Отсутствие четко сформулированных заданий к практике в начальный период вызывало вопросы у кураторов практики со стороны образовательных организаций: не все понимали, что требуется от студентов, какие конкретно задания они должны выполнить.
3. Большинство студентов, проходивших практику не в общеобразовательной организации, выразили сожаление, что им не удалось поработать в школах, лицеях или гимназиях. Такая ситуация была характерна для студентов, проходивших практику в «Центре творческого развития и гуманитарного образования» и «Колледже отраслевых
технологий, строительства и транспорта». Студенты факультета искусств, ориентированные на профессиональную деятельность в соответствии со спецификой факультета, выразили удовлетворенность организацией практики в детской художественной школе.
4. Главной проблемой, с которой столкнулись практически все студенты, стало определение расписания посещений образовательной организации в период рассредоточенной практики, так как последняя осуществляется без отрыва студентов от учебного процесса в университете, в связи с чем было сложно определить время посещения базы прохождения практики. Например, классный час в школе проходит во время занятий в университете, т. е. выполняя функции помощника классного руководителя, студенты не имели возможности посещать классные часы. Это, безусловно, объективная проблема, которая могла быть решена только в случае заинтересованности трех сторон: студента - педагога образовательной организации - преподавателя вуза.
Ознакомительная практика 2017 г. помогла ответить на вопросы исследования, касающиеся привлечения работодателей к образовательному процессу в ОмГПУ и связи практики с самоопределением студентов в будущей профессии. На сегодняшний день можно сделать следующие выводы.
1. Нельзя подготовить компетентного востребованного учителя без сотрудничества школы и педагогического вуза, сотворчества преподавателя вуза, студента и школьного учителя. Переход от теоретического обучения к практическому в процессе осуществления деятельности, взгляд на работу педагога и школы «изнутри» способны внести определенные коррективы в первоначальные представления о профессии учителя.
2. В Омске только 13 образовательных организаций согласились принять студентов на ознакомительную практику, при этом, например, в лицее № 92 практику проходило более 45 человек, а в ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» - около 60 человек. Это говорит, в частности, о том, что работодатель еще не осознал важности своего участия в подготовке будущего учителя.
3. Ознакомительная практика показала, что раннее знакомство с жизнью школы положительно влияет на отношение студентов к выбранной профессии. Оказалось, что у 65 % опрошенных студентов представления об учительской профессии за время прохождения ознакомительной практики изменились в лучшую сторону, у 12 % - в худшую, у 23 % - изменений во взглядах не произошло. В целом исследование высветило наличие прямой зависимости между удовлетворенностью ознакомительной практикой и про-
фессиональным самоопределением студентов. Более 60 % студентов, удовлетворенных педагогической практикой, сказали, что вновь выбрали бы профессию учителя. В то же время среди студентов, неудовлетворенных педагогической практикой, так поступили бы только 14 %.
4. Отвечая на вопросы рефлексивного листа, студенты чаще всего пишут, что им понравилось в школе и им жаль расставаться с ней. При этом многие студенты отмечают, что им было трудно приходить в школу после своих занятий каждую неделю, они не всегда видели позитивное отношение к себе со стороны учителей. Студенты также подчеркивали, что узнали о профессии учителя много нового, чего не замечали во время своего обучения (ведь они приходят в школу на следующий год после ее окончания). Самым интересным, но и самым трудным было общение с детьми (что, безусловно, характерно и для профессиональных педагогов), но школа никого не оставила равнодушным.
Учитывая опыт организации ознакомительной практики прошлого года, мы пришли к пониманию проблем, которые необходимо решить, чтобы улучшить организацию и содержание ознакомительной практики. Так, необходимым представляется:
- обновить содержание ознакомительной практики, сформулировать задания рассредоточенной практики в виде профессиональных задач;
- при выборе баз прохождения практики отдавать предпочтение общеобразовательным организациям;
- со стороны организации образовательного процесса в университете оптимизировать расписание студентов так, чтобы предоставить возможность посещать базы практик в течение семестра.
1. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 5-14.
2. Блонский П. П. Мои воспоминания. М. : Педагогика, 1971. 165 с.
3. Clifton R. Practice teaching: survival in a marginal situation // Canadian Journal of Education. 1979. V. 4. P. 60-74.
4. Куликова Л. М. Модернизация содержания и организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе : моногр. М. : Изд во «Теория и практика физической культуры», 2004. 269 с.
© Федяева Л. В., Соловьева Т. О., Диких Э. Р., 2018