щимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими учащимися, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. При подготовке семинарских занятий по экономическим дисциплинам может быть использован такой метод, как метод дискуссий, который представляет собой массовое сосредоточенное целенаправленное обсуждение студентами учебной проблемы, что помогает устремить их к поиску нового задания-ориентира для следующей самостоятельной деятельности. Дискуссия помогает вовлечь больше будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется как эффективное средство активизации профессиональной подготовки, как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы механического освоения определенных сведений, творческого получения знаний. Такая форма занятий целесообразна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
Таким образом, использование методов интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования повышает уровень развития продуктивной деятельности на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, обмена информацией между ними, сотрудничеством, совместным принятием решений в атмосфере взаимопонимания и уважения.
1. Смолин А. Б. Методы интерактивного обучения. М.: Дрофа, 2002. 276 с.
2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2004. 355 с.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2009. 376 с.
© Федоров В. М., 2016
УДК 378.1
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с включением в профессию студентов в период прохождения учебной практики. Основная задача исследования - предложить новую форму, дополняющую существующие виды практи-
Ключевые слова: «включение в профессию», практика, функции классного руководителя, компетенция, модуль.
Л. В. Федяева, Н. А. Дука, Э. Р. Диких L. V. Fedyaeva, N. A. Duсka, E. R. Dikikh
ON THE CHANGING FORM PEDAGOGICAL PRACTICE
The article reveals the topics connected with the inclusion into the profession of students during the period of their educational practice. The main purpose of the article is to propose a new form of educational practice which will supplement with the existing ones.
Keywords: 'inclusion into the profession', practice, functions of a form-master, competence, module.
Результатом подготовки в современном педагогическом вузе является, профессиональная педагогическая компетенция, являющаяся интегральной характеристикой, определяющей способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Коллективом исследователей РГПУ им. А. И. Герцена были установлены сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями мира и определяют требования к «успешному взрослому»:
- компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
- компетентность проявляется в умении осуществлять выбор на основе адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
2015 год стал годом внедрения проекта общественно-педагогической практики в систему подготовки бакалавров в ОмГПУ. Она была встроена в концепцию Новой
модели практики (см. рис.), предложенной Н. В. Алтын-никовой [1].
Эта модель предусматривает сочетание концентрированной и рассредоточенной практик. Общественно-педагогической практика восполняла отсутствие рассредоточенной практики в учебном плане ОмГПУ. Рассредоточенная практика предусматривает еженедельное присутствие студентов в образовательном учреждении с частичным погружением в работу образовательного учреждения. Рассредоточенная практика должна соответствовать образовательным запросом студента и отражать компоненты готовности.
Изучение работ ученых и практиков [2; 3] показывает, что педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, рефлексивную.
Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами образовательных учреждений, организацией работы и корпоративной культуры в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к взаимодействию с детьми и учителями, начи-
нает ориентироваться в системе горизонтальных и верти- реально представлять себе все радости и трудности педа-кальных связей и отношений. Будущий учитель начинает гогической деятельности.
Новая модель практики
Обучающая функция состоит в формировании вопросов, ответы на которые должны быть получены в процессе изучения курсов педагогики и психологии.
Воспитывающая функция состоит в формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности, становлении педагогической культуры, формировании профессиональной «Я-концепции» и стиля педагогической деятельности.
Развивающая функция реализуется в развитии педагогических способностей студента. Студент развивается как в личностном, так и в профессиональном планах: он учится мыслить и действовать как педагог.
Рефлексивная функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личностные и профессиональные качества как будущего учителя, понять, готов ли он посвятить свою жизнь этой профессии.
Первоначально общественно-педагогическая практика была ориентирована на «вхождение в функционал классного руководителя» Для проведения общественно-педагогической практики был выбран модульный способ. Суть способа заключалось в следующем: в течение 1-4 семестров бакалавры самостоятельно знакомятся с функциями клас-
сного руководителя. При модульном принципе организации практики предлагалось одновременное освоение всех четырех основных функций классного руководителя с постепенным усложнением профессиональных задач.
Во втором семестре 2014/2015 учебного года проект общественно-педагогической практики был апробирован в образовательных учреждениях Омска. Изучение результатов общественно-педагогической практики показало ее неэффективность в рамках предложенных модулей. Образовательные учреждения не были готовы к приему студентов, поэтому нужно было или отказаться от общественно-педагогической практики вообще или изменить формат работы, переориентировав направления общественно-педагогической практики. Необходимость общественно-педагогической практики не вызывает сомнений хотя бы потому, что содержание существующих видов учебной практики недостаточно связано с актуальными задачами и направлениями развития системы образования, а также с профессиональным стандартом «Педагог». Также не вызывает сомнений и модель практики, положенная в основу проекта общественно-педагогической практики. Поэтому второй этап создания проекта общественно-педагогической практики был связан с пересмотром функционала студента.
На этой стадии работы над проектом общественно-педагогической практики был проведен опрос преподава-
телей ОмГПУ. Беседы с ними показали, что большинство тепло вспоминает о своей работе в школе в период обучения в институте. Советская школа была заинтересована в участии студентов в общественной жизни школы. Кроме того, штатное расписание школ того времени предусматривало должность старшего пионерского вожатого, который отвечал за работу студентов в школе. Понятно, что это время уже не вернуть, но сейчас мы переживаем бум внеурочной деятельности, поэтому именно она стала основной в программе общественно-педагогической практики.
Мы включаем общественно-педагогическую практику в широкий круг разнообразных видов педагогической деятельности студентов. Общественно-педагогической практика представляет собой начальное звено в процессе самостоятельного познания студентами педагогических явлений и создает основу последующего теоретического осмысления их в процессе изучения наук психолого-педагогического цикла. В новой концепции общественно-педагогическая практика выполняет двоякую роль:
- является средством профессиональной подготовки будущих учителей;
- предусматривает оказание помощи педагогическим коллективам учреждений основного и дополнительного образования.
При этом объектом педагогического воздействия студентов могут быть дети различных возрастных групп, взрослая аудитория (родительская), студенческая среда. Настоящий проект ориентирован на внеурочную деятельность образовательных учреждений, что позволяет расширить перечень образовательных учреждений и сделать более комфортным процесс прохождения общественно-педагогической практики. В данном проекте основными задачами общественно-педагогической практики являются:
- углубление и закрепление психолого-педагогических и специальных знаний, превращение этих знаний в устойчивые компетенции;
- ознакомление со спецификой профессиональной деятельности педагога основного и дополнительного образования во время внеурочной деятельности;
- воспитание социальной ответственности;
- изучение особенностей различных возрастных групп детей;
- изучение опыта работы по Федеральному государственному образовательному стандарту;
- овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональных функций учителя.
Общественно-педагогическая практика ставит перед студентами следующие задачи:
- овладение организационно-педагогическими умениями, в том числе умением планировать работу с отдельными учениками, организовывать небольшие группы учащихся для выполнения определенного задания и учитывать работу каждого ученика в группе;
- освоение средств изучения учащихся: наблюдение, диагностика, тестирование, анализ творческой работы учащихся, самоанализ;
- проведение определенных видов воспитательной работы со школьниками.
Основными принципами организации общественно-педагогической практики являются:
непрерывная связь практической деятельности студентов с изучением теоретического материала;
приобретение каждым студентом компетенций организатора и воспитателя, органическое сочетание получаемых знаний с приобретением практических умений, взаимосвязь и преемственность отдельных форм практики. Общественно-педагогическая практика носит самостоятельный характер и является обязательной для каждого студента педого-гического вуза.
В новой концепции общественно-педагогической практики изменилось и содержание, которое ориентируется на внеурочную работу учреждения основного и дополнительного образования:
1. Помощник руководителя кружка, секции, факультатива.
2. Дополнительные занятия с учащимися.
3. Индивидуальное шефство над трудными подростками.
4. Помощник классного руководителя во внеурочное время.
Таким образом основные направления общественно-педагогической практики на сегодняшний день представляются следующими:
1. Общественно-педагогической практика проводится в течение II семестра в образовательных учреждениях Омска: средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях коррекционной направленности.
2. Выход студентов в образовательные учреждения осуществляется 1 раз в неделю после занятий, группами по 5-7 человек.
3. Общественно-педагогической практика осуществляется во внеурочное время и направлена на знакомство и организацию работы в образовательных учреждениях (коллективное творческое дело, кружки, факультативы, секции, группы продленного дня, помощь в выполнении домашних заданий, занятия с отстающими детьми).
4. Для руководства общественно-педагогической практикой обучающихся приказом по университету назначаются руководители практики от кафедры педагогики.
5. Контроль за прохождением общественно-педагогической практики осуществляется руководителем практики (консультации, проверка отчетной документации - дневника педагогической практики).
6. Результаты общественно-педагогической практики отражаются в технологической карте предмета (10 баллов).
Не зря говорят, что отрицательный результат - тоже результат. Неудача первого этапа позволила переосмыслить программу общественно-педагогической практики, сделав ее максимально приближенной к потребностям Омского региона (см. табл.).
Коллектив кафедры педагогики ОмГПУ начинает второй этап внедрения общественно-педагогической практики и выражает надежду, что эта практика войдет в систему подготовки бакалавриата и позволит повысить качество подготовки будущих учителей.
Содержание общественно-педагогической практики
№ п/п Этапы общественно-педагогической практики Сроки выполнения этапа Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
1 Ознакомительный 1 неделя практики Знакомство с содержанием практики, проведение инструктажа по технике безопасности, знакомства с формами отчетности по результатам практики, заочное знакомство с базой практики (изучение сайта учреждения, достижений педагогов) Дневник общественно-педагогической практики
2 Деятельностный 2-9 неделя практики Осуществление подготовки и проведения внеурочной деятельности в разных видах образовательных учреждений (школьные кружки, группы продленного дня, занятия с отстающими учениками, секции, группы обучающихся в учреждениях дополнительного образования) Дневник общественно-педагогической практики
3 Итоговый 10 неделя Оценивание работы студентов, оформление отчетной документации Рефлексивный лист оценки профессиональной деятельности в дневнике общественно-педагогической практики
1. Алтынникова Н. В. Герасев А. Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета) // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. URL: http://www.cyberieninka.m/artide/n/strategicheskie-prioritety-razvitiya-sovremennogo-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 25.12.2015).
2. Кетриш Е. В. Непрерывная педагогическая практика в формировании проектировочной компетенции будущих
педагогов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. 2013. № 3 (97). С. 96-101.
3. Лазарева М. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 30 с.
© Федяева Л. В., Дука Н. А., Диких Э. Р., 2016