УДК 37.02 В. М. Федоров
V. M. Fedorov
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в учреждениях среднего специального образования, посредством внедрения и использования интерактивных форм проведения занятий, востребованных новой образовательной ситуацией.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, интерактивные формы, познавательный процесс, эффективность, обучение.
Главной задачей современного среднеспециального профессионального образования является развитие личности, которая готова качественно жить и успешно действовать в обществе. Другими словами, студент должен не только получить теоретические знания, но и овладеть определенными навыками, умениями действовать в конкретных жизненных ситуациях, планировать собственную жизненную стратегию и нести личную ответственность.
Многие методические инновации, используемые в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, связаны сегодня с применением интерактивных форм обучения. Слово «интерактив» образовано от слова "interact" (англ.), где "inter' - взаимный, "act' - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель - ученик» или «учитель - группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик - ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся (работа в группах)», «ученик -аудитория» или «группа учащихся - аудитория (презентация работы в группах)», «ученик - компьютер» и т. д. [1, с. 125].
Интерактивная форма проведения занятий - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать
FEATURES OF INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN ECONOMIC DISCIPLINES AT INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
The article discusses actual issues of improving professional training of students of economic specialties at institutions of secondary vocational education, through the implementation and use of interactive forms of training required by the new educational situation.
Keywords: teaching activities, interactive forms, educational process, efficiency, training.
мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности [2, с. 211].
По сравнению с традиционными формами проведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее важных средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Результаты многих исследований установили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, способствовавшему оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Применение интерактивных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам решает следующие задачи:
• формирует интерес к экономическим знаниям;
• насыщает социальный опыт студента путем переживания конкретных экономических ситуаций;
• учит формулировать собственное мнение и уважать альтернативную позицию, слушать других людей;
• развивает самостоятельную и творческую деятельность студентов [3, с. 155].
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем среднеспециального учебного заведения могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- круглый стол (дискуссия, дебаты);
- метод морфологического анализа;
- метод паратеатра;
- мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
- деловые и ролевые игры;
- case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
- мастер класс.
В процессе преподавания экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования считаем важным предложить использование следующих методов.
Метод морфологического анализа разработал Фриц Цвики, известный американский астрофизик. Цель метода -выделить наиболее важные параметры конкретной проблемы, а затем изучить соотношения между ними. Данный метод направлен на то, чтобы использовать все имеющиеся альтернативы, которые может дать многомерная модель.
Метод паратеатра. Технология данного метода предусматривает исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера. Сцена задается сценаристом. Как режиссер ведущий инструктирует актеров, распределяет роли и, учитывая, как развиваются ситуации, как сценарист моделирует ту или иную сцену. Как менеджер ведущий должен выполнить следующее: сделать очевидными промахи обучаемых; продемонстрировать отрицательные последствия; дать возможность обучаемым апробировать решения, на которые в жизни они бы не отважились; сделать наглядными удачные ходы обучаемых, чтобы развить потенциальный успех в действительный. Ведущий может одобрительными репликами подсказывать правильность хода.
Метод разыгрывания ролей. Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства.
Метод дискуссии. Традиционно дискуссия рассматривается как диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления в столкновении разных точек зрения. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений.
Метод полемики. Цель полемики - не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах.
Методы круглого стола. Эта группа методов объединяет около полутора десятка разновидностей учебных занятий, в основе которых лежит принцип коллективного обсуждения проблем. Методы круглого стола можно объединить в следующие группы:
1. Учебные семинары.
Межпредметные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в разных аспектах. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий. Между слушателями распределяются задания для
подготовки сообщений по теме. Такой семинар позволяет расширить кругозор обучающихся, способствует комплексному подходу к оценке проблем.
Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить сущность проблемы. На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность выявить уровень знаний слушателей в определенной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Эти семинары готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах.
Ориентационные. Предметом обсуждения на этих семинарах являются новые аспекты известных тем, способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, директивы.
Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемый курс или тема.
2. Учебные дискуссии. Они могут проводиться по материалам лекции; по итогам практических занятий; по проблемам, предложенным самими слушателями; на основе событий и фактов из практики изучаемой сферы деятельности; по публикациям в печати.
Учебные дискуссии закрепляют знания; увеличивают объем новой информации; помогают выработать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
3. Учебные встречи за «круглым столом». Для слушателей бывают чрезвычайно полезны в познавательном отношении периодические встречи за «круглым столом» со специалистами - учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организаций, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных органов и др. Перед каждой такой встречей преподаватель предлагает слушателям заявить интересующую их тему и сформулировать вопросы для обсуждения. Отобранные вопросы передаются гостю «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.
По нашему мнению, наиболее эффективным методом активации процесса обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин, является метод проблемного изложения. Объяснение нового материала становится похоже на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс; выдвигаются первоначально несколько ключевых вопросов по теме занятия, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имею-
106
Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)
щимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими учащимися, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. При подготовке семинарских занятий по экономическим дисциплинам может быть использован такой метод, как метод дискуссий, который представляет собой массовое сосредоточенное целенаправленное обсуждение студентами учебной проблемы, что помогает устремить их к поиску нового задания-ориентира для следующей самостоятельной деятельности. Дискуссия помогает вовлечь больше будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется как эффективное средство активизации профессиональной подготовки, как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы механического освоения определенных сведений, творческого получения знаний. Такая форма занятий целесообразна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
Таким образом, использование методов интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования повышает уровень развития продуктивной деятельности на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, обмена информацией между ними, сотрудничеством, совместным принятием решений в атмосфере взаимопонимания и уважения.
1. Смолин А. Б. Методы интерактивного обучения. М.: Дрофа, 2002. 276 с.
2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2004. 355 с.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2009. 376 с.
© Федоров В. М., 2016
УДК 378.1
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с включением в профессию студентов в период прохождения учебной практики. Основная задача исследования - предложить новую форму, дополняющую существующие виды практи-
Ключевые слова: «включение в профессию», практика, функции классного руководителя, компетенция, модуль.
Л. В. Федяева, Н. А. Дука, Э. Р. Диких L. V. Fedyaeva, N. A. Duсka, E. R. Dikikh
ON THE CHANGING FORM PEDAGOGICAL PRACTICE
The article reveals the topics connected with the inclusion into the profession of students during the period of their educational practice. The main purpose of the article is to propose a new form of educational practice which will supplement with the existing ones.
Keywords: 'inclusion into the profession', practice, functions of a form-master, competence, module.
Результатом подготовки в современном педагогическом вузе является, профессиональная педагогическая компетенция, являющаяся интегральной характеристикой, определяющей способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Коллективом исследователей РГПУ им. А. И. Герцена были установлены сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями мира и определяют требования к «успешному взрослому»:
- компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
- компетентность проявляется в умении осуществлять выбор на основе адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
2015 год стал годом внедрения проекта общественно-педагогической практики в систему подготовки бакалавров в ОмГПУ. Она была встроена в концепцию Новой
модели практики (см. рис.), предложенной Н. В. Алтын-никовой [1].
Эта модель предусматривает сочетание концентрированной и рассредоточенной практик. Общественно-педагогической практика восполняла отсутствие рассредоточенной практики в учебном плане ОмГПУ. Рассредоточенная практика предусматривает еженедельное присутствие студентов в образовательном учреждении с частичным погружением в работу образовательного учреждения. Рассредоточенная практика должна соответствовать образовательным запросом студента и отражать компоненты готовности.
Изучение работ ученых и практиков [2; 3] показывает, что педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, рефлексивную.
Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами образовательных учреждений, организацией работы и корпоративной культуры в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к взаимодействию с детьми и учителями, начи-