Научная статья на тему 'МЕСТО ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "ЧУМХУРИЯТ" И "ВЕЧЁРКА")'

МЕСТО ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "ЧУМХУРИЯТ" И "ВЕЧЁРКА") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / СВОБОДНЫЙ ДИАЛОГ / АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ / ДИАЛОГ / МОНОЛОГ / БЛИЦ-ОПРОС / ИНТЕРВЬЮЕР / ИНТЕРВЬЮЕРУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якубова Махина Махмадраджабовна

В статье рассматривается место интервью в современной таджикской печати и ее особенность в периодической печати Таджикистана на примере газетах «Чумхурият» и «Вечёрка». В официальной газете «Чумхурият» тексты интервью относится на форме монолога. Текст монолог дается вопроса журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый речь интервьюируемого. На страницах газете «Чумхурият» этот вид интервью встречается часто по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В частной газете «Вечёрка» интервью публикуются на разные темы. Здесь дается информация наиболее обсуждаемых сейчас проблемах. В основном отражены все проблемы, интересующие аудиторию. Темы, которые проводятся для беседы в официальной газете «Чумхурият» относятся ко своей аудитории, а в частной газете «Вечёрка» темы, которые обсуждают, рассчитаны на молодых читателей. По мнению автора, процесс интервью зависит от трех последовательных стадий: подготовка; проведение; завершение. В рамках ее осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумывается стратегия беседы и основная тематика вопросов. Для большей эффективности о своих целях необходимо рассказать будущему собеседнику. В заключение автор говорит, о том, как жанровые особенности интервью развивается в современном мире довольно быстрыми темпами. И, несомненно, информация достаточно сложная вещь, над ней надо очень много работать, чтобы получился хороший, доступный для аудитории, материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF INTERVIEW IN MODERN TAJIK PRESS ((ON THE NEWSPAPER EXAMPLE "JUMHURIAT" AND "VECHERKA")

The article considers the trend of the development of the interview genre and its peculiarity in the periodical press of Tajikistan on the example of the newspapers “Chumhuriyat” and “Vecherka”. In the official newspaper “Chumkhuriyat”, the interview texts refer to the form of a monologue. The text of the monologue is given by the journalist’s question, which determines the topic of the conversation, then comes the interviewer’s detailed speech. On the pages of the newspaper "Chumkhuriyat" this type of interview is often found in comparison with the interview-dialogue, since a long piece of text makes reading difficult. In the private newspaper "Vecherka" interviews are published on various topics. It provides information on the most currently discussed issues. Basically reflects all the problems of interest to the audience. The topics that are held for conversation in the official newspaper “Chumkhuriyat” relate to their audience, and in the private newspaper “Vecherka”, the topics to be discussed are intended for young readers. According to the author, the interview process depends on three successive stages: preparation; conducting; completion Within its framework, the first contact with the interlocutor is made, the time and place of the meeting are appointed, the strategy of the conversation and the main subject matter are thought out. For greater efficiency, it is necessary to tell your prospective companion about your goals. In conclusion, the author says about how the genre features of an interview are developing in the modern world at a rather rapid pace. And, undoubtedly, information is a rather complicated thing, you have to work very hard on it in order to get good material that is accessible to the audience.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ "ЧУМХУРИЯТ" И "ВЕЧЁРКА")»

В повести эта «перекличка палачей» несколько условна и схематична, но вместе с тем такой прием позволил писателю с непреложной достоверностью показать и беззащитность народа, его бесправие, и беззаконие, и произвол, царившие в стране.

АДАБИЁТ

1. Айни С, Чдллодони Бухоро. - Душанбе: «Алабиёти бачагона», 2017, 96 с.

2. Айни С. Воспоминания. М.-Л.,: Издательство Академии наук СССР. Пер. с тадж. Анны Розенфельд. 1960 -1087 с.

3. Айни С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.1. Дохунда. Пер. с тадж. С. Бородина. М., «Худож.лит», 1974, 510 с.

4. Айни С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.2. Рабы. Пер. с тадж. С. Бородина. М., «Худож.лит», 1974, 439 с.

5. Айни С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.4. Бухара (Воспомианния). Пер. с тадж. С. Бородина. М., «Худож.лит», 1974, 288 с.

6. Айни С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.5. Бухара (Воспоминания). Пер. с тадж. С. Бородина. М., «Худож.лит», 1974, 416 с.

7. Айни С. Акнун навбати калам аст. Душанбе: Ирфон, 1977, 478 с.

8. Шукуров М. Обновление. Таджикская проза сегодня: Монография. Пер.с тадж. - М.: Советский писатель, 1986. - 272 с.

9. Шукуров М. Хусусиятхои гоявии бадеии «Ёддоштхо» - и устод Айни. - Л.: Дониш, 1968.

CHARACTERISTICS OF THANATOLOGICAL MOTIVES IN THE LITERATURE OF THE XX CENTURY

Turning to Soviet literature, we will be able to characterize the motives of death in Tajik literature, to compare, to create a single thought that passes through many works. In this article, as a material for analysis, we chose Sadriddin Aini's prose, the founder of modern Tajik literature, in whose work artistic study of human and social reality, deepening in the Tajik realistic prose of the 30-40s acquired a truly analytical character.

Key words: modern Tajik literature, Sadriddin Ayni, Yoddoshtho, the theme of Death.

Сведения об авторе:

Абдулназаров Абдулназар Абдукодирович - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук им. Б.Искандарова Академии наук Республики Таджикистан; тел.: (+992) 934060804; E-mail: abdulnazar9416@gmail.com

About author:

Abdulnazarov Abdulnazar Abdulkodirovich - senior researcher of the Institute of Humanitarian Sciences under the Academy of Tajikistan Republic named after B.Iskandarov, Phone: (+992) 934060804; E-mail: abdulnazar9416@gmail.com

МЕСТО ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «ЧУМХУРИЯТ» И «ВЕЧЁРКА»)

Якубова М.М.

Таджикский национальный Университет

В настоящее время наиболее перспективным воздействующим средством на общественное мнение являются электронные средства массовой информации. Они обладают тенденцией к быстрому развитию и совершенствованию своих жанровых форм. Структура жанров газетной публицистики постоянно развивается и обогащается. "Появляются новые жанры, некоторые жанры продолжают свое развитие основываясь на старых, вбирая в себя отдельные их характеристики. На основании этого можно сказать, что некоторые жанры отходят на второй план, а на их место приходят новые разновидности текста, которые в данный момент наиболее приспособлены к тенденциям времени" [6, с.3]. Так происходит изменение жанров. Чтобы журналист мог успешно реализоваться в сложной сфере электронных СМИ, ему необходимо обладать богатой профессиональной эрудицией, знать лучшие достижения прошлого и использовать их как фундамент. Данное требование обуславливается самой спецификой деятельности журналиста, основу которой составляет общение с аудиторией посредством интернета. Общение открывает для человека массу возможностей, но это взаимодействие с внешним миром с помощью речи становится публичным и доступным для широкой общественности только тогда, когда принимает ту или иную публицистическую форму-жанр, т.е. жанровое оформление. "Жанр интервью позволяет газете информировать общественность о значимом событии, важном начинании, привлечь внимание к актуальной проблеме, узнать

авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу. Информационный факт, событие нередко нуждаются в истолковании и разъяснении, поэтому в этом случае интервью - эффективная форма убеждения. Оценка и комментарий авторитетного лица придает выступлению газеты большую силу убедительности" [4, с.9].

Следует подчеркнуть, что на современном этапе на первый план выходит информационная группа жанров, к которым как раз и относится интервью, что является первым веским аргументом в пользу его популярности на страницах печатных СМИ. "Такое выступление газеты, естественно, воспринимается читателям активнее, чем информация журналиста" [5, с.6]. Положительное психологическое влияние оказывает то, что новость, рассказ о событии, о новом в опыте масс исходит от человека, причастного к делу или играющего в нем видную роль. Широкое использование жанра интервью объясняется тем, что у респондента есть возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. "Если в советское время собеседник в интервью выступал от лица коллектива, при этом рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества, то теперь журналист обращается к интервьюируемому как к личности, к индивидуальности, носителю важной для других людей информации, поэтому и сам подход к созданию конечного продукта беседы с каким-либо человеком во многом очень изменился и отличается" [3, с. 14].

Газета «Чумхурият» на протяжении 90 лет своей деятельности играла важную роль в освещении главных событий в стране, в анализе актуальных проблем современности, тем самым вносила вклад в дело обеспечения общества информацией, повышения уровня грамотности и осведомленности народа, пробуждения чувства патриотизма и самопознания. С помощью данного издания читатель своевременно получает необходимую информацию. "Данное издание также является важной и доступной трибуной для обнародования решений правительства страны, направленных на развитие хозяйства страны и правильного понимания и восприятия его целей и их реализации. Первые годы государственной независимости Таджикистана под влиянием различных негативных событий таджикская пресса, как и другие сферы СМИ, испытала экономический кризис, что повлияло и на их развитие. Газета стала выпускаться меньшим тиражом"[2, с.3]. Ежедневная газета постепенно превратилась в еженедельную. Она выпускалась иногда два или три раза в неделю. Тираж газеты так же уменьшился. Газета не доходила вовремя до своего читателя, копии газет месяцами лежали в офисах местных властей. Данная ситуация негативно повлияла на общественное мнение, которое в обобщенном виде выглядело следующим образом: "в газете «Чумхурият» нет интересных статей, и в ней печатаются только законы и проекты. Газета неадекватно относится к социальным событиям, не видит недостатки, а только восхваляет". К сожалению, все это исходило от людей, имеющих какое-либо отношение к печати"[2, с.7]. Они не читали газету, но представляли себя знатоками печати. В газете «Чумхурият» большинство материалов публикуются в форме расширенной информации. Хотя «Чумхурият» - читаемая газета, жанр интервью в ней выглядит очень «сухим» при подаче информации для аудитории. В основном, жанр интервью в ней подается в виде монолога.

В журналистке в основном распространено интервью-монолог, в котором журналист задает собеседнику один обобщающий вопрос и записывает ответ в виде целостного рассказа. Роль журналиста при этом сводится к определению темы и обобщающего вопроса, выбору героя и литературной обработке полученных сведений. Он может задавать и дополнительные вопросы, но только уточняющего и конкретизирующего характера. Причем для читателя эти вопросы остаются «невидимыми». Позиция журналиста в тексте практически не представлена. "Она выражается только в выборе эксперта, к которому он обращается за сведениями, да в умении пересказать читателю то, что сказал собеседник, сохранив при этом характер речи героя и манеру изложения. С учетом невозможности для журналиста в полной мере раскрыть свою авторскую позицию, прибегать к интервью-монологам желательно как можно реже, лишь в случаях, когда надо показать мнение или комментарий на актуальную тему конкретного лица" [1, с.30].

Газета «Чумхурият» является общественно-политической, что подтверждают ее рубрики: «Политика», «Общество», «Экономика», «Культура». Однако публикации под заголовками "Замин то нагирад, намедихад", (.№238 5.12.2016), "Писга ва парвариши он гаваччухи бештар мехохад" (.№226 29.11.2016), "Академияи илмхои кишоварзй зодаи исгиклолияти давлатй" (№»226 16.11.2016), которые на наш взгляд, не раскрывают содержания и сути проблемы.

Публикация «Земля пока не возьмет - не отдаст!» (№238, 5-декабря 2016) под рубрикой «Общество» представляет собой интервью-монолог. В беседе с руководителем регионального управления по благоустройству земли и водоснабжения Шафоат Назифов авторская позиция заключается лишь в том, что журналист придумывает заголовок, причем чисто информационного плана «Проблемы водных ресурсов в Таджикистане». Создавая это заглавие, журналист привлекает внимание специалистов, при этом сделав акцент на содержании. Лидер-абзац отвечает лишь на один вопрос по данной теме: Кто будет платить за воду? Опять же никакой авторской позиции. Далее основной текст отвечает на вопрос, обозначенный в заголовке. Здесь деятельность журналиста

заключается лишь в правке текста, которая никак не связана с личным творчеством или проявлением своей определенной позиции по теме. Если говорить о жанровой принадлежности, то можно понять, что это - интервью как таковое. Здесь для текста важно то, что говорится, и как говорится. В журналистике сложилась традиция использовать в качестве заголовка к интервью цитату собеседника.

Приведем ещё один образец интервью-монолога: «Отрасль фисташковых деревьев требует особенного внимания!» в рубрике «Общество» газеты «Чумхурият», который опубликован 29 ноября 2016 г. корреспондентом Иронби Мусозода. В данной беседе со старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института лесного хозяйства, Агентства лесного хозяйства при Правительстве Республики Таджикистан Шарифом Шарифовым о проблемах выращивания фисташек в настоящий момент. Интервью составлено из одного вопроса: Какие условия в настоящий момент требуется для выращивания фисташек? Если проанализировать с профессиональной точки зрения, данное интервью представляет интерес только для специалиста этой сферы. К сожалению, многие журналисты считают, что интервью - это просто процесс задавания вопросов и записывание ответов. Часто мы не уделяем нужного внимания этому важному моменту. Тем не менее, чтобы стать действительно хорошим журналистом, необходимо отточить навыки ведения интервью до уровня искусства. Двойственная природа интервью также проявляется в его одновременной простоте и сложности. "Простота интервью в том, что задавать вопросы и записывать ответы может любой человек. Но разговорить и раскрыть человека, подвести его к определенным формулировкам и придать разговору остроту и динамику умеет далеко не каждый журналист. При этом даже профессионалы признают, что у них бывают «тяжелые» собеседники и провальные интервью" [3, с. 12].

Следующее интервью, которое было рассмотрено автором - это интервью-монолог под заголовком «Академия наук сельского хозяйства - детище государственной независимости», в рубрике «Общество», опубликованный 16.11.2016., № 226. Корреспондент газеты «Чумхурият» Мирзо Фируз вел беседу с Нурали Асозода, президентом Академии сельского хозяйства Таджикистана, доктором сельскохозяйственных наук, постоянным членом АСНТ. Нурали Асозода отметил, что 19 ноября Академии сельского хозяйства Таджикистана исполнится 25 лет. Сразу по заголовку-цитате понятно, кто будет главным героем материала. Журналист задавал несколько вопросов по обсуждаемой теме: - Что послужило основанию Академии сельскохозяйственных наук? Разве бывшие институты этой отрасли не смогли выполнить свои задачи?

- Академия сельскохозяйственных наук Таджикистана - это детище государственной Независимости республики Таджикистан, с целью достижения высоких научных результатов, обеспечения аграрных научных комплексов в этой области, способствовать развития науки, достижения высоких результатов в области сельского хозяйства, - была образована в 1991 году. Журналист ставит цель, заполучить как можно больше разнообразной информации, а не побеседовать на определенную тему. Для ее достижения автор публикации задает довольно короткие вопросы, на что получает соответственно краткие ответы. В целом, журналист не смог проявить свое авторскую позицию, которое в данном типе интервью заключается в умении направить ход беседы с помощью всевозможных вопросов. Данные статьи относятся к жанру интервью-монолог, что представляет собой сообщение или заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом. Содержание беседы передается в виде одного цельного рассказа в живой разговорной форме, т.е. собеседник даёт подробный ответ. В интервью-монолог приводится полный текст беседы в форме вопросов и ответов или изложение вопросов и ответов на них. В основном в «Чумхурият» тексты интервью носят форму монолога. В тексте монолога, после того, как журналист задает вопрос, определяющий тему беседы, далее идет развернутый речь интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на речи собеседника. На страницах газеты «Чумхурият» этот вид интервью встречается часто по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто ведутся интервью с политиками, интервью-отчеты с руководителями предприятий и так далее.

Анализ издания доказывает, что «Чумхурият» наравне с развитием общества расширил свою деятельность. Расширилась его тематика, однако газета не смогла привлечь внимание аудитории. "Несмотря на все эти достижения, с нашей точки зрения, в ней есть и некоторые недостатки. Хотя круг ее тем очень широк, по нашему мнению всё же они до сих пор не охватывают все стороны социально политической жизни страны. К примеру, на ее страницах очень мало материалов о жизни органов местных властей, о стратегии развития села, о социальных проблемах общества" [2, с. 65].

Мы также провели анализ опубликованных интервью в частной газете «Вечёрка». В «Вечёрке» жанр интервью выступает в разных видах и формах. В основном, беседа и блиц-опрос на страничке сайта газеты в «Facebook»^ о проблемах города рассказывает и комментирует главный редактор Гульнора Амиршоева. Газета «Вечёрка» ведет интервью в разных рубриках, таких как «Искусство»,

«Культура», «Экономика», поэтому здесь наиболее ярко проявляется позиция самого журналиста и собеседника, следовательно, это всегда интересно. Однако как бы журналисты ни стремились к этому, далеко не каждая общественно значимая личность согласуется сотрудничать с журналистом в раскрытии темы, во- вторых, не каждый журналист обладает необходимыми коммуникативными навыками интервьюирования. "По словам бывшего председателя Союза журналистов Республики Таджикистан А. Сатторова, большинство журналистов, особенно начинающих, считают данный жанр наиболее легким, но, как показывает практика, интервью требует большого журналистского мастерства, умения создавать атмосферу дружеской беседы и обладания достаточной информацией об обсуждаемой теме, о личности собеседника"[5, с. 19]. Именно эти условия являются основными факторами результативного интервью. Тенденция развития в журналистике жанра интервью позволяет проявлять себя во всех формах и на страницах газеты и на сайтах. В рамках медиакомпании «Вечерки» «Свобода слова в Таджикистане» был проведен опрос среди молодых журналистов с целью определения наиболее закрытые по доступу к информации государственные ведомства (19 апреля 2019 г.) на сайте уесЬегка.^. На данную тему в рубрике «Свобода слова» Нуриддин Каршибоев в своем интервью «Отсутствие четкой государственной политики в сфере СМИ является особенностью Таджикистана», опубликованном 8 -го апреля 2019 года, затрагивает основные факторы отсутствия свободы слова, которое заинтересовало большую часть аудитории.

Несколько вопросов, проанализированных нами, четко сформулированы для освещения данного вопроса. Например: «Нуриддин: Что говорит закон? Имеются ли недостатки в Законе о СМИ?» Интервьюер четко придерживается заданной темы в заголовке. Исходя из жанровой специфики, мы видим, что материал выполняет не только информационную функцию, но и предоставляет читателю полный и углубленный анализ событий, описанных в тексте.

В рубрике свободы слова на тему «Нет интернета, нет рекламы, нет дохода» проводили опрос у женщины-предпринимательницы и участницы конкурса «Фараж», который опубликован в газете «Вечерка» (19-го апреля 2019 г.). 99% были против повышения цен на интернет. В конкретном вопросе был конкретный ответ, т. е. мнения разные, но они собраны под одну цель. Например, журналист задала несколько конкретных вопросов по теме: Как отражается повышение стоимости на мобильный Интернет на бизнес таджикистанцев?

Зулайхо, фермер: Интернет помогал мне искать продавцов семян и минеральных удобрений и находить отзывы на их качество продукции. А самое главное, сейчас сезон созревания фруктов и мне трудно будет находить своего потребителя. Элементарно, погоду проверить не могу, чтобы спрогнозировать свои действия!

Дильбар, владелец свадебного салона: Нет Интернета, нет товара, нет рекламы. Люди ничем не будут интересоваться, не будут ориентироваться ни в трендах, ни в ценах. Нам сложно будет оценить спрос и предпочтения своего потребителя. Интернет мне нужен был как воздух для получения обратной связи со своим потребителем. Свадьбы ограничили, дни рождения, выпускные запретили... Это снижает потребительский спрос. Многие виды бизнеса, в которых задействованы преимущественно женщины — индустрия красоты, моды и услуг — вымирают! При этом определённый сегмент идёт и проводит все свои торжества в других странах и ближнем и дальнем зарубежье! Развивая их экономику, оставляем там свои средства.

В данном опросе журналист очень конкретно и ясно получил для аудитории информацию, чтобы читатель знал, что данная проблема уже обсуждается в периодической печати. Проблему, которую затрагивает журналист, как можно узнать мнение аудитории. В ходе опроса журналист смог реализовать два самых главных правила: информация успешно передается только в условиях двустороннего контакта, то есть взаимного желания изложить свою позицию, и лишь при частичной неосведомленности журналиста. В результате чего получилось, на взгляд автора, очень удачное интервью-беседа, где читатель услышал не только героя, но и также интервьюера. Таким образом, несмотря на то, что типы интервью были рассмотрены на конкретных примерах без учета концепции издания, тематической направленности, уровня качества публикаций и других факторов, можно говорить о том, что определенный тип интервью подразумевает свою степень участия журналиста в беседе, выражения им своей позиции и проявлении авторского «я».

Необходимо отметить, что усовершенствовалась "техника исполнения интервью: усилилась позиция автора, отмечается раскованное коммуникативное поведение участников интервью, раскованность стиля, возросла роль художественного приема в обработке материала. Раньше интервью носило чисто информационный характер, журналист только задавал вопросы и записывал ответы, причем встречались такие случаи, когда интервью носило «заказной» характер, то есть журналист спрашивал только то, о чем хотел рассказать собеседник, что чаще всего не удовлетворяло информационных потребностей аудитории, не затрагивало каких-либо общественных проблем"[4, с. 12]. Такие интервью и сейчас используются журналистами, но особо не интересны читателям и поэтому постепенно вытесняются аналитическими интервью, посредством которого совместными

усилиями журналиста и его собеседника создается новость.

На сегодняшний день широко распространена "ошибка интервьюеров, связанная с подготовкой и формулировкой вопросов. Опираясь на анализ современных интервью, мы можем увидеть, что некоторые интервьюеры, задавая одни и те же стандартные вопросы (по типу «Что вам нравится?», «Что не нравится?», «Над чем сейчас работаете?», «Расскажите что-нибудь о...», «Что больше всего запомнилось?», «Что вы цените в искусстве?» и т.п.), полагают, что такой набор, выученный ими раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку"[1, с. 15]. Мы попытались анализировать интервью двух газет: «Чумхурият» и «Вечёрка», и определили, что в основном в темах, вопросах и ответах во время беседы существуют различия. Темы, которые проводятся для беседы в официальной газете «Чумхурият», относятся своей аудитории, а в частной газете «Вечёрка» обсуждаемые темы рассчитаны на молодых читателей. У всех газет есть свой круг читателей, развитая аудитория берет самый важную информацию из интернет-сайтов или же разных соцсетей. Как мы уже отмечали, в периодической печати Таджикистана интервью проходит в форме свободного диалога. Свободный диалог на газетной полосе, в настоящее время не всегда находит своё отображение, хотя является одной из основных целей журналистов - профессионалов. Новый подход к интервью в системе газетных жанров, основанный на принципах открытости, прозрачности и уважении к собеседнику, позволяет использовать этот жанр как наиболее эффективный способ создания правдивого информационного продукта, для удовлетворения потребностей читателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукина М. Технология интервью. - М., 2010. - 316 с.

2. Муродов М. Б. Независимость и развития периодической печати (Истиклолият ва рушди матбуоти даврй).-Душанбе: Аржанг, 2017.-224 с.

3. Муким ДЖ. Подготовка техника интервью (Мусохиба ва техникаи тахияи он).-Душанбе:Озар,2013-160с.

4. Нуралиев Н.А., Брукер Н.И., Афсахзод А.А. Информационные жанры печати, учебное пособие/ Нуралиев Н.А., - Душанбе, 2005.124 с.

5. Игамова, С.Г. Структура и содержание интервью в русскоязычных газетах Республики Таджикистан (20092014 гг.) //Автореф. дисс. на соиск. филолог. наук. - Душанбе, 2017. - 165 с.

6. Хужаназарова, И.Х. Тенденции развития русскоязычных СМИ в

период независимости Республики Таджикистан :дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог. наук. - Душанбе, 2013. -167 с.

МЕСТО ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «ЧУМХУРИЯТ» И «ВЕЧЁРКА»)

В статье рассматривается место интервью в современной таджикской печати и ее особенность в периодической печати Таджикистана на примере газетах «Чумхурият» и «Вечёрка». В официальной газете «Чумхурият» тексты интервью относится на форме монолога. Текст монолог дается вопроса журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый речь интервьюируемого. На страницах газете «Чумхурият» этот вид интервью встречается часто по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В частной газете «Вечёрка» интервью публикуются на разные темы. Здесь дается информация наиболее обсуждаемых сейчас проблемах. В основном отражены все проблемы, интересующие аудиторию. Темы, которые проводятся для беседы в официальной газете «Чумхурият» относятся ко своей аудитории, а в частной газете «Вечёрка» темы, которые обсуждают, рассчитаны на молодых читателей. По мнению автора, процесс интервью зависит от трех последовательных стадий: подготовка; проведение; завершение. В рамках ее осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумывается стратегия беседы и основная тематика вопросов. Для большей эффективности о своих целях необходимо рассказать будущему собеседнику. В заключение автор говорит, о том, как жанровые особенности интервью развивается в современном мире довольно быстрыми темпами. И, несомненно, информация достаточно сложная вещь, над ней надо очень много работать, чтобы получился хороший, доступный для аудитории, материал.

Ключевые слова: тенденция, свободный диалог, анализ интервью, диалог, монолог, блиц-опрос, интервьюер, интервьюеру.

PLACE OF INTERVIEW IN MODERN TAJIK PRESS ((ON THE NEWSPAPER EXAMPLE "JUMHURIAT" AND "VECHERKA»)

The article considers the trend of the development of the interview genre and its peculiarity in the periodical press of Tajikistan on the example of the newspapers "Chumhuriyat" and "Vecherka". In the official newspaper "Chumkhuriyat", the interview texts refer to the form of a monologue. The text of the

monologue is given by the journalist's question, which determines the topic of the conversation, then comes the interviewer's detailed speech. On the pages of the newspaper "Chumkhuriyat" this type of interview is often found in comparison with the interview-dialogue, since a long piece of text makes reading difficult. In the private newspaper "Vecherka" interviews are published on various topics. It provides information on the most currently discussed issues. Basically reflects all the problems of interest to the audience. The topics that are held for conversation in the official newspaper "Chumkhuriyat" relate to their audience, and in the private newspaper "Vecherka", the topics to be discussed are intended for young readers. According to the author, the interview process depends on three successive stages: preparation; conducting; completion Within its framework, the first contact with the interlocutor is made, the time and place of the meeting are appointed, the strategy of the conversation and the main subject matter are thought out. For greater efficiency, it is necessary to tell your prospective companion about your goals. In conclusion, the author says about how the genre features of an interview are developing in the modern world at a rather rapid pace. And, undoubtedly, information is a rather complicated thing, you have to work very hard on it in order to get good material that is accessible to the audience.Key words: tendency, free dialogue, analysis of interviews, dialogue, monologue, blitz-survey, interviewer, interviewer.

Сведения об авторе:

Якубова Махина Махмадраджабовна - соискатель кафедры печати Таджикский национальный университет, E-mail:mahina_yakubova Тел: (+992) 988008687

About the author:

Yakubova Mahina Makhmadrajabovna - competitor of the printing department of Tajik National University, E-mail: mahina_yakubova tel: (+992) 988008687

«ВАХР ДАР ПИЁЛА» ВА ВИЖАГЩОИ АФКОРИ АДАБИЮ ТАШИДИИ ХАВИВ ЮСУ ФИ

Бойзода М.С.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни

Накди адабии замони Шуравии точикро аз руйи тахаввулоти сиёсй ва тагйирпазирии талаботи идеологии замон метавон ба чанд мархила чудо намуд. Вале дар мачмуъ агар адабиёти солхои 1920-1930-ро сарфи назар намоем, дар солхои баъд хам адабиёт ва хам адабиётшиносй тибки талаботи меъёрхои методи реализми сотиалистй сурат гирифтааст. Яъне адабиёт аз руйи принсипхои халкият, синфият ва хизбият (партиявият) эчод мегардид ва бо меъёрхои мазкур санчидаву бахо дода мешуд.

Аввалин адабиётшиносону мунаккидони Шуравии точик хам шоирони нависандагон буданд. Аз устод Садриддин Айнй сар карда, кариб хамаи суханварон дар баробари эчод намудани осори бадей, хамзамон мулохизаву андешахояшонро дар атрофии арзиши осори хамкасбон баён намудаанд. Мулохизоти адабй ва танкидии адибон гох дар шеърхои алохида ва ё дар такризу маколахои илмй тачассум ёфтаанд. Аз пажухиши афкори адабй ва эстетикии суханварон дар нимаи аввали садаи бистум метавон оид ба мавкеи ичтимой, маърифат ва саводи адабй, дониши назарй ва огохияшон аз талаботи адабиётшиносии он рузгор хулоса баровард.

Адабиётшиноси шодравон Маъруф Рачабй накду публитсистикаи солхои 1930-1937 ва кисман накди солхои 1946-1954-ро хизбию сиёсй дониста, хулоса баровардааст, ки онхо ба сифати осори илмиву бадей асолате надоранд ва илова кардааст, ки «дар онхо кучактарин таваччух ба арзишхои бадей дида намешавад..» [5, с. 205]

Оид ба арзиши методи реализми сотсиалистй бошад Маъруф Рачабй чунин акида дорад, ки ин метод аслан методи адабй нест ва зохиран дар худ чанде аз истилохоти адабиётшиносиро пазируфтааст вагарна хама принсипу истилоху дархостхояш гаразу хусусиятхои сирф идеологй доранд..[5, с. 204]

Хулосахои Маъруф Рачабй кобили мулохиза мебошанд. Дуруст аст, ки пас аз пош хурдани чомеаи Шуравй дар як мархилаи муайян мухаккикон кушиши комилан инкор кардани адабиёти он рузгорро карда буданд ва бо гузашти айём бошад назархо тагйир ёфтанд. Накди замони Шуравиро дар мачмуъ метавон як навъ накди ичтимой, сиёсй ва ахлокй номид. Мухаккики маъруфи эронй Абдулхусайни Зарринкуб зимни шархи равияи накди ичтимой перомуни накди методи реализми сотсиалистй мулохиза ронда, вокеияти арзиши ин равияро бо чанд чумла баён кардааст: «Пайравони таълимоти Маркс бо кувват ва шиддати бештар ба масъалаи иртиботи адаб бо мухит ва табакоти ичтимой ва бо навъи иктисоди ройич дар чомеа ва кайфияти тавлид дар он таваччух мешавад ва тавсеаву рушди адабиёт ва чомеаро аз лихози пайванде, ки байни инсон, кор, табака ва афзори тавлиди вай хаст ва таъсире, ки мачмуи ин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.